Это разграничение – природы и свободы – помогает понять, что такое человек, поскольку граница между природой и свободы проходит через человека.
Природа Эмпирический характер Явления
= =
Свобода Трансцендентальное Я (личность) Вещь-в-себе
Человек – это точка пересечения двух миров, в нем пересекается мир слепой необходимости – мир природы и одновременно – мир свободы. Наше самосознание подтверждает данное утверждение. С одной стороны, мы воспринимаем самих себя как последовательный ряд явлений (родился – учился – поступил и т.д.), где причинность не прерывается, то есть на уровне эмпирического восприятия мы видим себя в качестве того, что причинно обусловлено. Эту сторону человека Кант называет эмпирическим характером. «Характер» по-гречески означает «печать, отпечаток». Например, отпечаток наших природных задатков, отпечаток воспитания, отпечаток нашего круга общения и т.д. А «эмпирический» – так как именно на опыте мы воспринимаем эту сторону человеческого существования.
Если бы в человеке существовал только эмпирический характер, то конечно о свободе не было бы и речи. Однако если бы это было так, то преступника нельзя было бы судить, ведь его преступление обусловлено не зависящей от него необходимостью (семья, воспитания и прочее). Но его судят на основании того, что он обладает разумом, а значит – способностью свободно выбирать, совершить неблаговидный поступок или нет. И данное обстоятельство характеризует вторую сторону человек. Человек – не только часть природы, но и разумное существо, а значит, будучи разумным он может сам для себя определять цель поступка. В этом качестве, в качестве разумного существа, человек выходит за границу мира природы. По этой причине Кант называет эту вторую сторону человеческого существования – трансцендентальным Я. И в этом качестве человек принадлежит к миру свободы. Конечно эти два мира не антимиры, не соприкасающиеся друг с другом, они связаны. Посредником между этими двумя мирами служит человеческая воля. Именно человек может, принимая решение, свести его к силе природы (обстоятельствам), а с другой стороны человек может делать выбор на основании своего разума и быть свободным. В этой связи Кант выводит формулу «радикального», коренного зла. Он определяет корень зла как склонность человека плыть по течению, следуя обстоятельствам.
Для того, чтобы показать эту грань между миром свободы и необходимости, И. Кант приводит пример выбора человека-самоубийцы. Может ли самоубийство быть рациональным, разумным? Кант отвечает на этот вопрос категорическим «нет». Во-первых, сама наша жизнь как личности (трансцендентального Я) зависит от нашего тела. Тело неотъемлемая часть нашей личности. Можно по свободной воле покинуть свою страну, и остаться личностью, однако разрушая тело, мы уничтожаем и свою свободу. То есть самоубийство это такой свободный выбор, который зачеркивает возможность самой свободы, и в этом случае мы делаем средством то, что является целью.
Личность человека – это его цель, высшее, что в нем есть. И поэтому у человека есть моральные обязательства по отношению к самому себе – сохранять свой свободный выбор, не терять этой возможности. А значит, самоубийца предает себя как личность. Пока жизнь его удовлетворяла, он пользовался своей личностью, если она перестает удовлетворять – он отказывается от себя. В этом случае личность становится вещью. И разум никогда не сможет примириться с таким положением дел. Личность – не предмет потребления по принципу «использовал – выбросил».