Математика - не эмпирически, а априорно определяющая свой предмет наука - рождена греческим гением. Решительная трансформация математических сведений и построений древних египтян в стройную теорию стала настоящей революцией. Как мы уже знаем (см.тему 3), теоретический уровень познания предполагает использование процедуры идеализации. Идеализация – этомысленное конструирование «идеализированной» ситуации (объекта, связи), которой приписываются свойства или отношения, возможные только в «предельном» случае. «Свет открылся тому, - пишет Кант, - кто впервые доказал теорему о равнобедренном треугольнике (безразлично, был ли это Фалес или кто-то другой); он понял, что задача состоит не в исследовании того, что он усматривал в фигуре или в одном лишь ее понятии, как бы прочитывая в ней ее свойства, а в том, чтобы создать фигуру посредством того, что он сам априорно мысленно вложил в нее и показал (путем построения)». Получается, что геометрия родилась одновременно со счастливой идеей, что она - творение человеческого разума, зависит от него и только от него.
Та же революция произошла в физике, когда обнаружилось, что разум находит в природе то, что сам ищет. «Ясность для всех естествоиспытателей пришла тогда, когда Галилей стал скатывать с наклонной плоскости шары с им самим избранной тяжестью, когда Торричелли заставил воздух поддерживать вес, который, как он заранее предвидел, был равен весу известного ему столба воды, или когда Шталь в еще более позднее время превращал металлы в известь и известь обратно в металлы, что-то выделяя и вновь присоединяя. Естествоиспытатели поняли, что разум видит только то, что сам создает по собственному плану, что он с принципами своих суждений должен идти впереди, согласно неизменным законам, и заставлять природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у нее на поводу». В противном случае наблюдения, произведенные случайно, без заранее составленного плана, не будут связаны необходимым законом. Разум должен подходить к природе, с одной стороны, со своими принципами, сообразно которым зависимости между явлениями могут иметь силу законов, и, с другой стороны, с экспериментами, придуманными сообразно этим принципам для того, чтобы черпать из природы знания. При этом он не школьник, которому учитель подсказывает все, что захочет, а судья, заставляющий свидетеля отвечать на предлагаемые им вопросы. Тем самым естествознание впервые вступило на верный путь науки после многих веков поисков вслепую.
Тогда не следует ли и философии последовать примеру математики и физики? До сих пор познание пытались объяснить, образно говоря, « вращением субъекта вокруг объекта», но и по сей день многое остается необъяснимым. Ну а если все наоборот, и объект вращается вокруг субъекта? Ведь именно Коперник предположил обратную ситуацию: не Солнце, а Земля вращается. Так Кант, уже без метафор, предлагает считать, что вовсе не субъект приспосабливается к объекту, его законам, а наоборот, объект, приспосабливаясь, становится познаваемым по законам субъекта.
Попробуем посмотреть, говорит Кант, не решаются ли проблемы теории познания при помощи гипотезы, согласно которой объекты должны сообразовываться с нашим познанием? Не согласуется ли это лучше с требованием возможности априорного знания, устанавливающего нечто об объектах раньше, чем они нам даны? Не такова ли идея Коперника, понявшего тщетность объяснения движения звезд, вращающихся вокруг наблюдателя, и заставившего наблюдателя вращаться вокруг звезд? Теперь и теория познания должна сделать сходную попытку. Основанием априорных синтетических суждений становится сам чувственно воспринимающий и мыслящий субъект.
Мы, наконец, подошли к смыслу "коперниковской революции". В классической философии трансцендентальными считались бытийные условия, то есть то, без чего нет самого бытия как такового. Но после Коперника стало бессмысленно говорить о чисто объективных условиях. Остался только объект, взятый в отношении к субъекту, а трансцендентальное стало означать то, что субъект в качестве активно действующего вносит в познаваемый объект.