Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Коперниковская революция» в теории познания



Математика - не эмпирически, а априорно определяющая свой предмет наука - рождена греческим гением. Решительная трансформация математических сведений и построений древних египтян в стройную теорию стала настоящей революцией. Как мы уже знаем (см.тему 3), теоретический уровень познания предполагает использование процедуры идеализации. Идеализация – этомысленное конструирование «идеализированной» ситуации (объекта, связи), которой приписываются свойства или отношения, возможные только в «предельном» случае. «Свет открылся тому, - пишет Кант, - кто впервые доказал теорему о равнобедренном треугольнике (безразлично, был ли это Фалес или кто-то другой); он понял, что задача состоит не в исследовании того, что он усматривал в фигуре или в одном лишь ее понятии, как бы прочитывая в ней ее свойства, а в том, чтобы создать фигуру посредством того, что он сам априорно мысленно вложил в нее и показал (путем построения)». Получается, что геометрия родилась одновременно со счастливой идеей, что она - творение человеческого разума, зависит от него и только от него.

Та же революция произошла в физике, когда обнаружилось, что разум находит в природе то, что сам ищет. «Ясность для всех естествоиспытателей пришла тогда, когда Галилей стал скатывать с наклонной плоскости шары с им самим избранной тяжестью, когда Торричелли заставил воздух поддерживать вес, который, как он заранее предвидел, был равен весу известного ему столба воды, или когда Шталь в еще более позднее время превращал металлы в известь и известь обратно в металлы, что-то выделяя и вновь присоединяя. Естествоиспытатели поняли, что разум видит только то, что сам создает по собственному плану, что он с принципами своих суждений должен идти впереди, согласно неизменным законам, и заставлять природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у нее на поводу». В противном случае наблюдения, произведенные случайно, без заранее составленного плана, не будут связаны необходимым законом. Разум должен подходить к природе, с одной стороны, со своими принципами, сообразно которым зависимости между явлениями могут иметь силу законов, и, с другой стороны, с экспериментами, придуманными сообразно этим принципам для того, чтобы черпать из природы знания. При этом он не школьник, которому учитель подсказывает все, что захочет, а судья, заставляющий свидетеля отвечать на предлагаемые им вопросы. Тем самым естествознание впервые вступило на верный путь науки после многих веков поисков вслепую.

Тогда не следует ли и философии последовать примеру математики и физики? До сих пор познание пытались объяснить, образно говоря, « вращением субъекта вокруг объекта», но и по сей день многое остается необъяснимым. Ну а если все наоборот, и объект вращается вокруг субъекта? Ведь именно Коперник предположил обратную ситуацию: не Солнце, а Земля вращается. Так Кант, уже без метафор, предлагает считать, что вовсе не субъект приспосабливается к объекту, его законам, а наоборот, объект, приспосабливаясь, становится познаваемым по законам субъекта.

Попробуем посмотреть, говорит Кант, не решаются ли проблемы теории познания при помощи гипотезы, согласно которой объекты должны сообразовываться с нашим познанием? Не согласуется ли это лучше с требованием возможности априорного знания, устанавливающего нечто об объектах раньше, чем они нам даны? Не такова ли идея Коперника, понявшего тщетность объяснения движения звезд, вращающихся вокруг наблюдателя, и заставившего наблюдателя вращаться вокруг звезд? Теперь и теория познания должна сделать сходную попытку. Основанием априорных синтетических суждений становится сам чувственно воспринимающий и мыслящий субъект.

Мы, наконец, подошли к смыслу "коперниковской революции". В классической философии трансцендентальными считались бытийные условия, то есть то, без чего нет самого бытия как такового. Но после Коперника стало бессмысленно говорить о чисто объективных условиях. Остался только объект, взятый в отношении к субъекту, а трансцендентальное стало означать то, что субъект в качестве активно действующего вносит в познаваемый объект.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.