Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задачи критики теоретического разума



Тема: Теоретический и практический разум в философии Канта

 

1. Задачи критики разума.

2. Априорные и апостериорные, аналитические и синтетические суждения.

3 «Коперниковская революция» в теории познания.

4. Три ступени синтеза. Явление и вещь в себе.

5. Практический разум и его принципы:

а) природа и свобода;

б) эмпирический характер и трансцендентальное Я;

в) принципы практического разума. Нравственный долг и свобода.

 

 

Литература:

1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. III. Новое время. СПб., 1996, с. 635-637, 653-658 (распечатка и электрон.вариант)

3. Гулыга А. Самокритика разума (распечатка и электрон.вариант)

4. Гулыга А. Идея личности (распечатка и электрон.вариант).

5. Философский энциклопедический словарь —

термины “Трансцендентальный”, “Анализ”, “Синтез”, ”Явление“, “Вещь в себе”, “Практический разум”, “Категорический императив”.

Творческое задание: Наука и нравственность (проблема Канта в современной этике)

Литература:

1. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991, с. 167-184 (И.Кант: знание, вера и нравственность) - распечатка и электрон. вариант

2. Алескер М. О связи нравственности, веры, разума - распечатка и электрон. вариант

Задачи критики теоретического разума.

По словам Н.А.Бердяева, Кант выразил в своей философии трагедию познания. Это глубокий кризис, перелом в развитии европейской мысли: оптимизм, наивная вера в безграничные возможности разума уступает место критицизму, критическому осознанию границ разума.

Разум вступает в противоречие с самим собой – это ярко проявилось в антиномиях, внутренних противоречиях разума. Можно строго логически доказать, что мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – и столь же логично можно придти к выводу, что мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.

Антиномии свидетельствуют о том, что разум вышел за границы законного его применения. Делая вывод о мире в целом или о душе в целом, он выходит за границы того, что может быть им познано.

Критика теоретического (познающего) разума ставит перед собой три задачи:

1. Установить источники наших знаний.

2. Определить сферу законного применения теоретического разума (ту сферу, в которой разум способен познавать).

3. Указать границы, за которыми применение разума становиться незаконным.

Эти задачи и должна поставить перед собой теория познания. Сам Кант не согласился бы с тем, что это «трагедия». Осознание разумом своих границ необходимо для прогресса науки.

По Канту, философия начинается не с удивления, и даже не с сомнения, а с критики. Критика в переводе с греческого означает «суд», точнее «судебное разбирательство». Ведущим мотивом философии Нового времени выступают споры об источнике человеческого знания: чувства или разум? С точки зрения Канта, и рационализм, и эмпиризм некритичны, правда, каждый по-своему. Критической теории познания необходимо установить справедливость притязаний чувств и разума на роль источника наших знаний.

Рационализм (от лат.ratio – разум) некритически принимает претензии разума. Это философское направление признает в качестве основы и источника знания разум, мышление. Такова позиция Рене Декарта: мы привычно говорим «Я вижу воск», хотя в действительности это – суждение нашего ума.

Противоположную позицию занимает эмпиризм (от греч. empereia – опыт), который признает единственным источником и основой познания опыт, эмпирию. Роль мышления сводится только к комбинированию того материала, который поставляют наши органы чувств. На вопрос, откуда же возникают общие понятия, Джон Локк отвечает: они образованы путем абстракции и обобщения чувственно воспринимаемых свойств предметов. Вывод: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».

Кант считает необходимым преодолеть односторонность и рационализма, и эмпиризма. Человеческое сознание так устроено, что воспринимать предметы (то есть созерцать) и мыслить мы можем благодаря двум разным способностям. Созерцать предметы мы можем благодаря чувственности (способности чувственного восприятия), а мыслить мы можем посредством рассудка (способности мышления). Поэтому источниками познания следует признать обе эти познавательные способности человека в их взаимодействии. Чувственное восприятие дает содержание знания, а мышление – его форму. Отсюда афоризм Канта: «Мысли без созерцания пусты, а созерцания без понятий слепы». Равно необходимо свои понятия делать чувственными (наполнять их созерцаниями), а созерцания связывать с помощью понятий рассудка (придавать им логическую форму).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.