Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИСПРАВЛЕННАЯ ФОРМУЛИРОВКА 4 страница



Эйзенахцы — члены Социал-демократической рабочей партии Германии, основанной в 1869 году на учредительном съезде в Эйзенахе. Вождями эйзенахцев были А. Бебель и В. Либкнехт, находив­шиеся под идейным влиянием К. Маркса и Ф. Энгельса. В эйзенахской программе указывалось, что Социал-демократическая рабочая партия Германии считает себя «секцией Международного товари­щества рабочих и разделяет его стремления». Эйзенахцы, благодаря постоянным советам и критике Маркса и Энгельса, проводили более последовательную революционную политику, чем лассальянский Всеобщий германский рабочий союз; в частности, в вопросах воссоединения Германии они


472 ПРИМЕЧАНИЯ

отстаивали «демократический и пролетарский путь, борясь с малейшими уступками пруссачеству, бисмарковщине, национализму» (В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 19, стр. 265).

Создание Германской империи в 1871 году устранило главное тактическое расхождение между лассальянцами и эйзенахцами, и в 1875 году, под влиянием подъема рабочего движения и усиления правительственных репрессий, обе партии объединились на съезде в Готе в единую Социалистиче­скую рабочую партию Германии (впоследствии — Социал-демократическая партия Германии). О про­грамме, принятой на Готском съезде, см. примечание 37. — 6.

Гедисты и поссибилисты — революционное и оппортунистическое течения во французском социали­стическом движении, образовавшие в 1882 году, после раскола Рабочей партии Франции на Сент-Эгьеннском конгрессе, две партии:

Гедисты — сторонники Ж. Геда и П. Лафарга — левое марксистское течение, отстаивавшее само­стоятельную революционную политику пролетариата. Гедисты сохранили название «Рабочая партия Франции» и остались верны принятой в 1880 году Гаврской программе партии, теоретическая часть которой была написана К. Марксом. Они пользовались большим влиянием в промышленных центрах Франции, объединяли передовые элементы рабочего класса.

Поссибилисты (П. Брусе, Б. Малон и др.) — мелкобуржуазное, реформистское течение, отвлекав­шее пролетариат от революционных методов борьбы. Поссибилисты образовали «Рабочую социально-революционную партию»; они отрицали революционную программу и революционную тактику про­летариата, затушевывали социалистические цели рабочего движения, предлагали ограничивать борьбу рабочих рамками «возможного» (possible), — отсюда и название партии. Влияние поссибилистов рас­пространялось главным образом на более экономически отсталые районы Франции и менее развитые слои рабочего класса.

В конце XIX — начале XX века, в связи с вступлением «социалиста» Мильерана в буржуазное ми­нистерство, в рядах французского социализма происходит новая перегруппировка сил: сторонники ре­волюционной классовой борьбы во главе с Ж. Гедом объединились в 1901 году в Социалистическую партию Франции (членов которой также стали называть по имени ее вождя — гедиетами); реформи­сты, приверженцы сотрудничества с буржуазией и участия в органах управления буржуазного госу­дарства («министериалисты»), образовали в 1902 году Французскую социалистическую партию во главе с Ж. Жоресом. В 1905 году обе партии объединились в одну, Французскую социалистическую партию. Во время империалистической войны 1914—1918 го-


ПРИМЕЧАНИЯ 473

дов руководство этой партии (Гед, Самба и др.), изменив делу рабочего класса, перешло на позиции социал-шовинизма. — 6.

8 Фабианцы — члены Фабианского общества, английской реформистской организации, основанной в

1884 году; свое название общество получило по имени римского полководца III века до н. э. Фабия Максима, прозванного «Кунктатором» («Медлителем») за его выжидательную тактику, уклонение от решительных боев в войне с Ганнибалом. Членами Фабианского общества были преимущественно представители буржуазной интеллигенции — ученые, писатели, политические деятели (как, например, С. и Б. Вебб, Б. Шоу, Р. Макдональд и др.); они отрицали необходимость классовой борьбы пролета­риата и социалистической революции и утверждали, что переход от капитализма к социализму возмо­жен только путем мелких реформ, постепенных преобразований общества. Враждебное марксизму Фабианское общество играло и играет роль одного из проводников буржуазного влияния на рабочий класс, рассадника оппортунистических и социал-шовинистских идей в английском рабочем движении. В. И. Ленин характеризовал фабианство как «направление крайнего оппортунизма» (Сочинения, 4 изд., том 13, стр. 328). В 1900 году Фабианское общество вошло в лейбористскую партию. «Фабиан­ский социализм» служит одним из источников идеологии лейбористов.

Социал-демократы. — Ленин имеет в виду членов английской Социал-демократической федера­ции, основанной также в 1884 году. Наряду с реформистами (Гайндман и др.) и анархистами в Социал-демократическую федерацию входила группа революционных социал-демократов, сторонников мар­ксизма (Г. Квелч, Т. Манн, Э. Эвелинг, Элеонора Маркс и др.), составлявших левое крыло социали­стического движения Англии. Ф. Энгельс резко критиковал Социал-демократическую федерацию за догматизм и сектантство, за оторванность от массового рабочего движения Англии и игнорирование его особенностей. В 1907 году Социал-демократическая федерация была названа Социал-демократической партией; последняя в 1911 году, совместно с левыми элементами Независимой рабо­чей партии, образовала Британскую социалистическую партию; в 1920 году большинство членов этой партии приняло участие в основании Коммунистической партии Великобритании. — б.

9 Народовольцы — члены тайной политической организации народников-террористов «Народная воля»,

возникшей в августе 1879 года в результате раскола народнической организации «Земля и воля». Во главе «Народной воли» стоял Исполнительный комитет, в состав которого входили А. И. Желябов,


474 ПРИМЕЧАНИЯ

А. Д. Михайлов, Μ. Φ. Фроленко, Η. А. Морозов, В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, А. А. Квятковский и др. Оставаясь на позициях утопического народнического социализма, народовольцы, вместе с тем, выдвигали задачи достижения политической свободы. Их программа предусматривала организацию «постоянного народного представительства», избранного на основе всеобщего избирательного права, провозглашение демократических свобод, передачу земли народу, разработку мер по переходу в руки рабочих заводов и фабрик. Ближайшей целью «Народной воли» было свержение царского самодержа­вия. Но, исходя из ошибочной теории об «активных» героях и «пассивной» толпе, народовольцы рас­считывали добиться переустройства общества без участия народа, своими силами, путем индивиду­ального террора.

После 1 марта 1881 года (убийство Александра II) правительство жестокими преследованиями, казнями и провокацией разгромило организацию «Народной воли». Неоднократные попытки возро­дить «Народную волю», предпринимавшиеся на протяжении 80-х годов, были безрезультатны. Так, в 1886 году возникла группа, возглавляемая А. И. Ульяновым (братом В. И. Ленина) и П. Я. Шевыре-вым, разделявшая традиции «Народной воли». После неудачной попытки организовать покушение на Александра III в 1887 году группа была раскрыта и активные участники ее казнены.

Критикуя ошибочную, утопическую программу народовольцев, В. И. Ленин в то же время с боль­шим уважением отзывался о самоотверженной борьбе членов «Народной воли» с царизмом. В 1899 году, в «Протесте российских социал-демократов», он указывал, что «деятели старой «Народной во­ли» сумели сыграть громадную роль в русской истории, несмотря на узость тех общественных слоев, которые поддерживали немногих героев, несмотря на то, что знаменем движения служила вовсе не ре­волюционная теория» (Сочинения, 5 изд., том 4, стр. 176). — 6.

10 Бернштейнианцы — представители враждебного марксизму течения в германской и международной социал-демократии, возникшего в конце XIX века и названного по имени Эд. Бернштейна, наиболее откровенного представителя право-оппортунистических тенденций в Германской социал-демократической партии.

В 1896—1898 годах Бернштейн выступил в теоретическом органе германской социал-демократии журнале «Die Neue Zeit» («Новое Время») с серией статей «Проблемы социализма», в которых под флагом «свободы критики» пытался подвергнуть пересмотру (ревизии, отсюда — «ревизионизм») фи­лософские, экономические и политические основы революционного марксизма и заменить их буржу­азными теориями примирения классовых противоречий и классового сотрудничества; он нападал на учение Маркса об обнищании


ПРИМЕЧАНИЯ 475

рабочего класса, о растущих классовых противоречиях, о кризисах, о неизбежном крахе капитализма, о социалистической революции и диктатуре пролетариата — и выдвигал программу социал-реформизма, выраженную в формуле «движение — все, конечная цель — ничто». В 1899 году статьи Бернштейна вышли отдельной книгой под заглавием «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии». Книга встретила поддержку правого крыла германской социал-демократии и оппорту­нистических элементов в других партиях II Интернационала, в том числе российских «экономистов».

На съездах Германской социал-демократической партии — Штутгартском (октябрь 1898 г.), Ган­новерском (октябрь 1899 г.) и Любекском (сентябрь 1901 г.) — бернштейнианство было осуждено, но партия не отмежевалась от Бернштейна, заняв примиренческую позицию. Бернштейнианцы продол­жали открыто пропагандировать ревизионистские идеи в журнале «Sozialistische Monatshefte» («Со­циалистический Ежемесячник») и в партийных организациях.

Только партия большевиков во главе с В. И. Лениным вела последовательную и решительную борьбу против бернштейнианства и его сторонников в России. Ленин выступил против бернштейни­анцев уже в 1899 году, в «Протесте российских социал-демократов» и в статье «Наша программа» (см. Сочинения, 5 изд., том 4, стр. 163—176 и 182—186). Разоблачению бернштейнианства были посвяще­ны также его работы «Марксизм и ревизионизм» (см. Сочинения, 4 изд., том 15, стр. 15—25), «Разно­гласия в европейском рабочем движении» (там же, том 16, стр. 317—322) и другие. — 6.

11 Юпитер и Минерва — боги древнеримского пантеона. Юпитер — бог неба, света и дождя, громовер-

жец; позднее — верховное божество римского государства. Минерва — богиня войны и покровитель­ница ремесел, наук и искусств. В римской мифологии Юпитер и Минерва отождествляются с грече­скими богами Зевсом и Афиной; на них переносятся все мифы о Зевсе и Афине, в том числе миф о рождении Афины во всеоружии из головы Зевса. — 8.

12 В. И. Ленин приводит в собственном переводе выдержку из предисловия Ф. Энгельса к третьему не-

мецкому изданию работы К. Маркса «Der achtzehnte Brumaire des Louis Bonaparte» («Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта») (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. I, 1955, стр. 210). —8.

13 «Союз русских социал-демократов за границей» был основан в 1894 году по инициативе группы «Ос­
вобождение труда» на условиях признания всеми его членами программы


476 ПРИМЕЧАНИЯ

группы. На группу было возложено редактирование изданий «Союза», и в марте 1895 года она переда­ла в пользование «Союза» свою типографию. Летом 1895 года, во время пребывания за границей В. И. Ленина, было принято решение об издании «Союзом» сборников «Работник», причем российские со­циал-демократы, по предложению которых предпринималось это издание, поставили условием редак­тирование сборников группой «Освобождение труда». «Союз» выпустил 6 номеров «Работника», 10 номеров «Листка «Работника»», издал работу В. И. Ленина «Объяснение закона о штрафах» (1897), работу Г. В. Плеханова «Новый поход против русской социал-демократии» (1897) и др.

I съезд РСДРП (март 1898 г.) признал «Союз» заграничным представителем партии. В дальнейшем в «Союзе» взяли перевес оппортунистические элементы — «экономисты», или так называемые «моло­дые». Оппортунистическое большинство I съезда «Союза русских социал-демократов за границей», состоявшегося в Цюрихе в ноябре 1898 года, отказалось выразить солидарность с «Манифестом» I съезда РСДРП. Группа «Освобождение труда» заявила на первом съезде «Союза» о своем отказе ре­дактировать издания «Союза», кроме № 5—6 «Работника» и брошюр В. И. Ленина «Задачи русских социал-демократов» и «Новый фабричный закон», выпуск которых группа оставила за собой. В апреле 1899 года «Союз» приступил к изданию журнала «Рабочее Дело», в редакцию которого вошли «эко­номисты» Б. Н. Кричевский, В. П. Иваншин (участвовавший в редактировании «Рабочей Мысли») и П. Ф. Теплов. «Союз» выступал с сочувственными заявлениями по адресу Э. Бернштейна, мильеранистов и т. п. Борьба внутри «Союза» продолжалась до его II съезда (апрель 1900 года, Женева) и на съезде. В результате этой борьбы группа «Освобождение труда» и ее единомышленники покинули съезд и обра­зовали самостоятельную организацию «Социал-демократ».

На II съезде РСДРП представители «Союза» занимали крайне оппортунистические позиции и по­кинули его после признания съездом Заграничной лиги русской революционной социал-демократии единственной организацией партии за границей. Решением II съезда «Союз русских социал-демократов» был распущен (см. «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. I, 1954, стр. 56). — 10.

14 «Заря» — марксистский научно-политический журнал, издавался в 1901—1902 годах в Штутгарте ре­дакцией «Искры». Всего вышло четыре номера (три книги) «Зари»: № 1 — в апреле 1901 года (факти­чески вышел 23 марта нового стиля), № 2—3 — в декабре 1901 года, № 4 — в августе 1902 года. Зада­чи «Зари» были определены в проекте заявления редакции «Искры» и «Зари», написанном В. И. Лени­ным


ПРИМЕЧАНИЯ 477

в России (см. Сочинения, 5 изд., том 4, стр. 322—333). Поскольку при обсуждении вопроса об издании этих органов за границей, совместно с группой «Освобождение труда», было решено издавать «Зарю» легально, а «Искру» нелегально, в опубликованном в октябре 1900 года заявлении редакции «Искры» о «Заре» уже не упоминалось.

Журнал «Заря» выступал с критикой международного и русского ревизионизма, в защиту теорети­ческих основ марксизма. В «Заре» были напечатаны работы В. И. Ленина: «Случайные заметки», «Го­нители земства и Аннибалы либерализма», «Гг. «критики» в аграрном вопросе» (первые четыре главы работы «Аграрный вопрос и «критики Маркса»»), «Внутреннее обозрение», «Аграрная программа русской социал-демократии», а также работы Г. В. Плеханова: «Критика наших критиков. Ч. 1. Г-н П. Струве в роли критика марксовой теории социального развития», «Cant против Канта или духовное завещание г. Бернштейна» и другие. — 10.

15 Гора и Жиронда — название двух политических группировок буржуазии периода французской буржу-

азной революции конца XVIII века. Горой — якобинцами — называли наиболее решительных пред­ставителей революционного класса своего времени — буржуазии, — отстаивавших необходимость уничтожения абсолютизма и феодализма. Жирондисты, в отличие от якобинцев, колебались между революцией и контрреволюцией и шли по пути сделок с монархией.

«Социалистической Жирондой» В. И. Ленин называл оппортунистическое течение в социал-демократии; пролетарскими якобинцами, «Горой» — революционных социал-демократов. После рас­кола РСДРП на большевиков и меньшевиков Ленин часто подчеркивал, что меньшевики представляют собой жирондистское течение в рабочем движении. — 10.

16 «Беззаглавцы» — полукадетская, полуменьшевистская группа русской буржуазной интеллигенции (С.
Н. Прокопович, Е. Д. Кускова, В. Я. Богучарский, В. В. Португалов, В. В. Хижняков и др.), сложив­
шаяся в период начавшегося спада революции 1905—1907 годов. Свое название группа получила по
издававшемуся в Петербурге в январе — мае 1906 года под редакцией Прокоповича политическому
еженедельнику «Без Заглавия»; позже «беззаглавцы» группировались вокруг левокадетской газеты
«Товарищ». Прикрываясь своей формальной беспартийностью, «беззаглавцы» являлись проповедни­
ками идей буржуазного либерализма и оппортунизма, поддерживали ревизионистов российской и ме­
ждународной социал-демократии. —10.

17 Исключительный закон против социалистов был введен в Германии в 1878 году правительством Бис-

марка в целях борьбы с рабочим и социалистическим движением. Этим


478 ПРИМЕЧАНИЯ

законом были запрещены все организации социал-демократической партии, массовые рабочие органи­зации, рабочая печать, конфисковывалась социалистическая литература; за годы действия исключи­тельного закона было распущено около 350 социал-демократических организаций, около 900 социал-демократов было выслано из Германии и 1500 брошено в тюрьмы, сотни газет, журналов и неперио­дических изданий были запрещены. Однако преследования и репрессии не сломили социал-демократическую партию, деятельность которой была перестроена применительно к условиям неле­гального существования: за границей издавался центральный орган партии газета «Социал-Демократ» и регулярно (в 1880, 1883 и 1887 гг.) собирались партийные съезды; в Германии, в подполье, быстро возрождались социал-демократические организации и группы, во главе которых стоял нелегальный ЦК. Работая в подполье, партия широко использовала легальные возможности для укрепления связи с массами, — и ее влияние непрерывно росло: число голосов, поданных за социал-демократов на выбо­рах в рейхстаг, увеличилось с 1878 по 1890 год более чем в три раза. Огромную помощь немецким со­циал-демократам оказывали К. Маркс и Ф. Энгельс. В 1890 году под напором массового и все усили­вавшегося рабочего движения исключительный закон против социалистов был отменен. — 12.

18 27—29 мая (н. ст.) 1877 года в г. Готе состоялся очередной съезд Социалистической рабочей партии
Германии. На съезде, при обсуждении вопроса о партийной прессе, были отклонены попытки некото­
рых делегатов (Мост, Вальтейх) осудить центральный орган партии газету «Vorwärts» («Вперед») за
печатание статей Энгельса против Дюринга (вышедших в 1878 году отдельной книгой: «Анти-
Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом») и самого Энгельса —
за резкость полемики. Вместе с тем по практическим соображениям съезд решил продолжать дискус­
сии по теоретическим вопросам не в газете, а в научном приложении к ней. — 12.

19 «Vorwärts» («Вперед») — ежедневная газета, центральный орган германской социал-демократии; на­
чала выходить в Лейпциге в 1876 году под редакцией В. Либкнехта и др. После перерыва, вызванного
введением в 1878 году исключительного закона против социалистов, издание «Vorwärts» было возоб­
новлено в Берлине в 1891 году. На страницах газеты Ф. Энгельс вел борьбу против всяческих прояв­
лений оппортунизма. Со второй половины 90-х годов, после смерти Ф. Энгельса, редакция «Vorwärts»
оказалась в руках правого крыла партии и систематически печатала статьи оппортунистов. «Vorwärts»
тенденциозно освещал борьбу против оппортунизма и ревизионизма в РСДРП, поддерживал


ПРИМЕЧАНИЯ 479

«экономистов», а затем, после раскола партии, меньшевиков. В годы реакции «Vorwärts» печатал кле­ветнические статьи Троцкого, не давая Ленину, большевикам выступать с опровержениями и объек­тивной оценкой положения дел в партии. В период первой мировой войны «Vorwärts» стоял на пози­циях социал-шовинизма; после Великой Октябрьской социалистической революции стал одним из центров антисоветской пропаганды. Издание газеты было прекращено в 1933 году. — 12.

20 Катедер-социалисты — представители одного из направлений в буржуазной политической экономии

70—80-х годов XIX века, которые проповедовали с университетских кафедр (по-немецки Katheder) под видом социализма буржуазно-либеральный реформизм. Возникновение катедер-социализма было обусловлено страхом эксплуататорских классов перед распространением марксизма и ростом рабочего движения, стремлением буржуазных идеологов найти новые средства, чтобы удерживать в подчине­нии трудящихся.

Представители катедер-социализма (А. Вагнер, Г. Шмоллер, Л. Брентано, В. Зомбарт и др.) утвер­ждали, что буржуазное государство является надклассовым, способным примирить враждебные клас­сы и постепенно ввести «социализм», не затрагивая интересов капиталистов и по возможности учиты­вая требования трудящихся. Они предлагали узаконить полицейскую регламентацию наемного труда, возродить средневековые цехи. Реакционную сущность катедер-социализма разоблачали Маркс и Эн­гельс. Ленин называл катедер-социалистов клопами «полицейски-буржуазной университетской нау­ки» (Сочинения, 4 изд., том 13, стр. 22), ненавидящими революционное учение Маркса. В России взгляды катедер-социалистов проповедовали «легальные марксисты». — 12.

21 В. И. Ленин имеет в виду резолюцию Ганноверского съезда Германской социал-демократической пар-

тии, происходившего 9—14 октября (н. ст.) 1899 года, «Нападения на основные взгляды и тактику партии». В резолюции были осуждены попытки оппортунистического крыла германской социал-демократии, идейно возглавлявшегося Э. Бернштейном, ревизовать основные положения марксизма и добиться изменения тактики социал-демократической партии, превращения ее в партию демократиче­ских реформ. С официальным докладом по этому вопросу выступил А. Бебель. «Его речи против оп­портунистов на партийных съездах в Ганновере и Дрездене, — писал Ленин, — надолго останутся об­разцом отстаивания марксистских взглядов и борьбы за истинно-социалистический характер рабочей партии» (Сочинения, 4 изд., том 19, стр. 268). Защиту Бернштейна и бернштейнианства взял на себя известный оппортунист Э. Давид.


480 ПРИМЕЧАНИЯ

Подавляющим большинством съезд одобрил предложенную Бебелем резолюцию, в которой гово­рилось: «Развитие буржуазного общества до настоящего времени не дает партии никакого повода от­казаться от своих основных воззрений на него или изменить их. Партия по-прежнему стоит на почве классовой борьбы, согласно которой освобождение рабочего класса может быть только его собствен­ным делом. Поэтому она считает исторической задачей рабочего класса завоевание политической вла­сти, чтобы с ее помощью обеспечить возможно большее всеобщее благоденствие путем обобществле­ния орудий производства и введения социалистического способа производства и обмена». Не отвергая временных блоков с буржуазными партиями в целях достижения определенных практических резуль­татов, «... партия сохраняет всегда во всей своей деятельности полную самостоятельность и независи­мость и смотрит на всякий добытый ею успех лишь как на шаг, приближающий ее к ее конечной це­ли». И в заключение: «... партия не имеет никакой причины изменить свои главные требования и ос­новные воззрения, или свою тактику, или свое название...; партия решительно отвергает всякую по­пытку затемнить или изменить ее отношение к существующему государственному и общественному строю и к буржуазным партиям».

Таким образом, Ганноверский съезд 1899 года осудил ревизию теоретических и тактических основ социал-демократии; однако отсутствие в резолюции съезда резкой критики ревизионизма и его кон­кретных носителей вызвало недовольство левых социал-демократов (Р. Люксембург и другие). Сто­ронники Бернштейна голосовали за эту резолюцию. — 13.

22 В. И. Ленин имеет в виду резолюцию Любекского съезда Германской социал-демократической партии (22—28 сентября (н. ст.) 1901 года), направленную против Э. Бернштейна, который не только не пре­кратил после Ганноверского съезда 1899 года своих нападок на программу и тактику социал-демократии, но напротив — усилил их и даже перенес в непартийную среду. В ходе прений и в резо­люции, предложенной Бебелем и принятой подавляющим большинством съезда, Бернштейну было сделано прямое предупреждение: «Съезд признает безусловно необходимость самокритики для даль­нейшего духовного развития нашей партии. Но крайне односторонний характер той критики, которой занимался тов. Бернштейн в последние годы, не вдаваясь в критику буржуазного общества и его пред­ставителей, поставил его в двусмысленное положение и вызвал недовольство большинства товарищей. В надежде на то, что тов. Бернштейн сознает это и соответственно изменит свое поведение, съезд пе­реходит к очередным делам». Контррезолюция оппортуниста Гейне, требовавшая «свободы кри-


ПРИМЕЧАНИЯ 481

тики» и обходившая молчанием вопрос о Бернштейне, была отвергнута. Однако на Любекском съезде принципиально не был поставлен вопрос о несовместимости ревизии марксизма с пребыванием в ря­дах социал-демократической партии. —13.

23 Штутгартский съезд Германской социал-демократической партии, происходивший 3—8 октября (н.

ст.) 1898 года, впервые обсуждал вопрос о ревизионизме в германской социал-демократии. На съезде было оглашено специально присланное заявление находившегося в эмиграции Э. Бернштейна, в кото­ром он излагал и защищал свои оппортунистические взгляды, высказанные им ранее в серии статей «Проблемы социализма» в журнале «Die Neue Zeit» («Новое Время»). Среди противников Бернштейна на съезде не было единства: одни, во главе с Бебелем и Каутским, стремились сочетать принципиаль­ную борьбу против бернштейнианства с осторожной внутрипартийной тактикой, опасаясь партийного раскола; другие (Р. Люксембург, Парвус) — их было меньшинство — занимали более резкую пози­цию, добиваясь расширения и углубления дискуссии и не пугаясь возможного раскола. Съезд не при­нял никакой резолюции по этому вопросу, но из хода прений, а также из других решений было видно, что большинство съезда сохранило верность идеям революционного марксизма. — 13.

24 Имеется в виду статья А. Н. Потресова (Старовера) «Что случилось?», напечатанная в журнале «Заря»

№ 1, апрель 1901 года. — 14.

25 «О писателе, который зазнался» — название одного из рассказов А. М. Горького (см. М. Горький. Со-

брание сочинений, т. 5, 1950, стр. 306—314). — 16.

26 В. И. Ленин имеет в виду свою статью «Экономическое содержание народничества и критика его в
книге г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе)», напечатанную в 1895 году в сбор­
нике «Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития» и переизданную в 1907 году в
сборнике статей Ленина «За 12 лет» (см. Сочинения, 5 изд., том 1, стр. 347—534), и предисловие к
сборнику «За 12 лет» (см. Сочинения, 4 изд., том 13, стр. 78—96), в котором дана характеристика об­
становки и история появления этой статьи.

Сборник «Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития», включавший, наряду со статьей Ленина, статьи Г. В. Плеханова «Пессимизм как отражение экономической действительно­сти» и «Несколько слов нашим противникам (Материалы для истории цивилизации в русской


482 ПРИМЕЧАНИЯ

литературе)», П. Струве «Моим критикам» и другие, был напечатан в апреле 1895 года в легальной типографии в количестве 2000 экземпляров; царское правительство запретило его распространение и, продержав сборник целый год под запретом, конфисковало и сожгло его. Удалось спасти лишь около 100 экземпляров, которые тайно распространялись среди социал-демократов в Петербурге и других городах. —16.

27 Книга Э. Бернштейна «Die Voraussetzungen des Sozialismus und die Aufgaben der Sozialdemokratie»
(«Предпосылки социализма и задачи социал-демократии») была издана в 1901 году в переводе на рус­
ский язык под различными названиями: 1) «Исторический материализм». Пер. Л. Канцель. Спб., «Зна­
ние»; 2) «Социальные проблемы». Пер. П. С. Когана. М.; 3) «Проблемы социализма и задачи социал-
демократии». Пер. К. Я. Бутковского. М., изд. Ефимова. — 17.

28 О рекомендации Зубатовым книг Бернштейна и Прокоповича для чтения рабочим сообщалось в письме

в редакцию «Искры» «О зубатовщине», использованном в статье Мартова «Еще о политическом раз­врате наших дней» («Искра» № 10, ноябрь 1901 г.). — 17.

29 Речь идет о «Протесте российских социал-демократов», написанном В. И. Лениным в августе 1899
года после получения им из Петербурга от А. И. Ульяновой-Елизаровой документа, названного ею
«Credo молодых» (см. Сочинения, 5 изд., том 4, стр. 163—176). Проект «Протеста» против «Credo»
российских бернштейнианцев обсуждался на собрании семнадцати ссыльных социал-демократов Ми­
нусинского округа в селе Ермаковском (место ссылки А. А. Ванеева, П. Н. Лепешинского, М. А. Силь­
вина и др.). Протест был принят единогласно и подписан В. И. Лениным, Н. К. Крупской, В. В. Стар­
ковым, А. М. Старковой, Г. М. Кржижановским, 3. П. Кржижановской-Невзоровой, Ф. В. Ленгником,
Е. В. Барамзиным, А. А. Ванеевым, Д. В. Ванеевой, М. А. Сильвиным, В. К. Курнатовским, П. Н. Ле-
пешинским, О. Б. Лепешинской, петербургскими рабочими О. А. Энгбергом, А. С. Шаповаловым, Н.
Н. Паниным. К «Протесту» присоединились не присутствовавшие на собрании И. Л. Проминский, М.
Д. Ефимов, Чекальский и Ковалевский, а также колония ссыльных в Туруханске (Ю. О. Мартов и др.).
Против «Credo» «экономистов» выступила также колония семнадцати ссыльных социал-демократов
города Орлова, Вятской губернии (В. В. Боровский, Н. Э. Бауман, А. Н. Потресов и др.). — 18.

30 «Былое» — исторический журнал, посвященный главным образом истории народничества и более ран-

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.