Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КАКИМ ОН БУДЕТ, ВАШ РЕБЕНОК



 

Я уверена в том, что возможность органического разви­тия, так же как и любого нормального человека, заложена природой и в ребенка с синдромом Дауна. Мне хочется так­же верить, что интеллектуальное его развитие имеет значительные перспективы. Важно дать этому развитию пер­воначальный импульс и направление.

Мы с вами тоже можем не все, но то, к чему имеем склонность, в состоянии развивать и совершенствовать на протяжении всей своей жизни. В работе с ребенком с синдромом Дауна важно неостановиться самим и не дать оста­новиться ребенку. Положа руку на сердце—многие ли из нас ставят "перед собой подобную задачу, изо дня в день осуществляя ее?

Как бы вы ни старались внести разнообразие в жизнь своего ребенка, чем бы ни развлекали его — если он только потребитель того, чем вы его одариваете, он живет ненасто­ящей жизнью. Свою жизнь человек творит сам. Своя жизнь — это свои интересы, свои желания, стремление к творчеству и удовлетворение достигнутыми результатами. Не исполнение чужой воли и не существование рядом с кем-то— в полном подчинении и зависимости.

«Детям инвалидам должна быть обеспечена достойная жизнь»— эти слова мы слышим от других и постоянно го­ворим сами. Но стремимся ли мы к этому на самом деле? Ведь мы давно свыклись с тем, каков он есть, наш ребенок и гораздо проще привязать к себе малыша, а там и взрослого человека, пусть послушно следует за нами, повинуясь нашим предначертаниям; о большем мы и думать не смеем.

Все зависит от уровня ваших собственных притязаний, от того, какой образ жизни ведет семья, в которой растет ребенок-инвалид. И каковы бы ни были ваши стремления, в чем бы ни выражался для вас идеал достойной жизни, вы не можете не знать, что нет ничего мучительней, чем скука, томление от праздности. От ничегонеделания устаешь гораздо больше, чем от самой тяжелой работы. Если мозг вашего ребенка постоянно погружен в оцепенение и спячку, если он не находит себе занятия — что ж, он движется не вперед, а назад.

Вера со школьным ранцем за спиной, опустив глаза и уставясь в пол, стоит в коридоре. «Вера, почему ты в комнату не заходишь?» Вера открывает дверь, входит, снимает pa­нец, бросает его на кровать, садится. «Что с тобой? Ты забо­лела?» Девочка поднимает на меня глаза — и я вижу в них самую настоящую тоску. «Что мне делать?» — спрашиваетона. И через некоторое время снова: «Что мне делать?» — «Уроки делай. В комнате прибери. Поиграй во что-нибудь».

К этому она не приучена, хотя хозяйскую хватку, обна­руживала не раз: расставляла в коридоре обувь, порывалась мыть посуду, яростно махала веником — тучи пыли неслись с ковровой дорожки. Этого стремления никто не поддержал. Тогда ей было 6 лет, теперь 11.

Играет Вера следующим образом: расставляет на столе штук двадцать пузырьков от лекарств и одним из них попеременно стучит по всем остальным. Игра называется «футбол». «Пусть светлые пузырьки будут в одной команде, а темные в другой, — говорю я ей. — Пробка — это шайба

или мяч. Кто у тебя чемпион? Кто побеждает? Сколько

голов забили?»

Игра длится около часа. Придя в дом через год, я застаю Веру за тем же занятием, в игру не внесено никаких изменений.

Ребенок навел порядок в комнате, поработал на участке, почистил свою одежду не потому что этого хотите вы, а потому, что этого хочет он сам. И жизнь, которую он ведет должна всякий раз оставаться для него учебником — ходит ли он в театр, на концерт, общается ли с друзьями (кстати, есть ли у вашего ребенка друзья?). Осознать, осмыслить, порассуждать, сделать выводы, поделиться впечатления­ми - стало ли это потребностью?

Вырастить из рёбенка трудолюбивого, разумного, пыт­ливого, организованного человека — задача непростая. Тем более непростая, если это не совсем обычный ребенок, если традиционные методы обучения не вполне приемлемы и приходится прокладывать новые, никем еще не пройден­ные пути. Но насколько богаче, содержательнее станет ваша собственная жизнь, насколько увереннее вы будете чувствовать себя, если помочь своему ребенку сможете сами. Нет на свете большего наслаждения, чем то, которое мы получаем от творчества. Это то, в чем мы можем быть больше всего уверены, что зависит исключительно от нас самих, от нашего собственного желания.

С наружной стены моего дома отвалилась и упала на землю водосточная труба, и папа одного из учеников ре­шил приладить ее обратно. Его собственный сын 13 лет остался сидеть в комнате, а помогать отправился 10-лётний Алеша. Вернувшись, папа сказал: « Какой активный мальчик! И трубу придерживал, и проволбку подавал — помогал как мог. А вот наш не шевельнется, у него никогда не возникает желания принять участие в общем деле».

Это тот самый мальчик, которому до сих пор шнуруют ботинки. Он физически здоров, усердно занимается. К са­мостоятельности его просто не приучили.

У мальчика хорошие родители, это очень симпатичные люди. Они приняли ребенка таким, каков он есть, растят его, очень любят. Пока эти родители полны сил, все как будто бы неплохо.

Если воспитание в ребенке самостоятельности осуще­ствляется разумно, постоянно, без нервозности, суеты и спешки, то попутно и одновременно с этим вы воспитывае­те такие прекрасные качества, как терпение, выдержку, умение последовательно организовать действия.

Как-то с 10-летним Антоном (тем самым, что в 5 лет задумывался над проблемой жизни и смерти) мы догово­рились пойти в лес на так называемую «дачу» старый деревянный домишко, в котором прельщало наличие ка­мина. Мы планировали испечь картошку и вообще хотели понаслаждаться вольной жизнью. С собой я решила взять мальчика 5 лет.

В десять часов утра, не опоздав ни на одну минуту, с рюкзаком за спиной и небольшим топором, ловко прила­женным к поясу, явился наш проводник — настоящий ма­ленький Робинзон!

С молчаливым достоинством бывалого человека он шел перед нами. Мы прошагали не меньше шести километров — и вот она, дача. Антон выложил из рюкзака спички, соль, картошку, самостоятельно разжег камин. Все шло по намеченному плану. Когда пришло время уходить, Антон тща­тельно загасил тлеющие угли, вынес во двор очистки, уб­рал хлеб, соль и спички. Мы вышли во двор, и 5-летний Тимур вызвался закрыть огромный висячий замок на две­ри: он как попало совал ключ в замочную скважину, вертел его, кряхтел — ничего не получалось.

Антон стоял рядом и тихим, спокойным голосом руко­водил всеми этими действиями. Он не делал ни малейшей попытки отнять ключ и самому закрыть замок. «Ты дер­жишь ключ не той стороной. Вставил? Так. Теперь осто­рожно поворачивай вправо. Вправо, а не влево. По часовой стрелке. Замок не отпускай, держи крепко».

Вот это воспитание!

Нам приходится все время руководить действиями ре­бенка, постоянно ориентировать его в нужном направле­нии, касается ли это обучения речи, чтению и письму, от­носится ли к воспитанию в нем эстетического чувства, при­виваем ли мы ему навыки самообслуживания.

Он усваивает хорошие привычки, и чем шире спектр этих привычек, тем как будто бы больше ваш ребенок при­ближен к нормальному уровню. Глядя на то, как он уп­равляется по дому, слушая его обстоятельную речь, ваши друзья радуются вместе с вами и искренне хвалят его, ста­раясь не обнаружить своего удивления. Надо же! Кто бы мог подумать!

Однако не чересчур ли тесен симбиоз? Давайте приза­думаемся, не слишком ли мы заменяем ему его собствен­ный мозг, руки и ноги?

Очень зорким должно быть наше зрение, очень ост­рым — чутье.

Чего хочет он сам? Не подавляем ли мы его инициати­ву незаметно для самих себя?

В кильватере большого корабля плывет крохотная ло­дочка — не закрывает ли ей горизонт мощное судно, уве­ренно рассекающее волны?

Все наши усилия должны быть направлены на то, что­бы ребенку самому захотелось читать, помогать вам по дому, чтобы он сам мог найти себе разумное занятие. Что-бы все, чему мы его учим, было только семенем, из которо­го вырастает большое развитое древо знаний, умений и, кроме того, желаний, стремлений, его собственных, никем не навязанных.

В детском саду Виталик собственноручно посадил в горшок на окне овес. Через какое-то время появились всхо­ды. Полюбовались. Что дальше?

Виталик давно забыл о впечатлении, полученном от этих всходов. А вот если на даче у него, будет собственная маленькая грядка, его небольшое личное хозяйство — это другое дело. Пусть там растут редис, укроп, овес - что угод­но. Можно копать, полоть, поливать, собирать урожай. Ко­нечно, не с утра до ночи, не слишком напрягаясь, совмещая приятное с полезным.

Саркис рвет на куски листья травы, кладет в большую кастрюлю, долго мешает — «варит кашу». Через некоторое время родители видят, что он поровну разложил листочки в миски всех трех собак во дворе. Папа, мама и бабушка наблюдают за всем этим с улыбкой — подражание взрос­лым, игра.

Будет ли иметь продолжение эта игра, становясь уже не игрой, а вполне осмысленной заботой о животных?

Я знаю, с каким удовольствием Саркис хватается за веник и тряпку, когда мы заучиваем с ним наши «цепоч­ки», как тщательно он вытирает посуду — поворачивает чашку и так, и эдак, старательно протирает донышко. Он не терпит беспорядок: мусор — в ведро, крошки со сто­ла - смести, убрать в холодильник продукты... А когда вырастет? Превратится ли помощь по дому в его постоян­ное занятие, будет ли он подметать, мыть, стирать свои вещи, потому что это станет даже и не обязанностью, а потребностью?

Какими они будут — Ваня, Виталик, Гриша, Коля, Фиона?

Сейчас ребенок еще мал, и, слава богу, в ближайшие десять лет ему есть чем заняться. Возможно, он ходит в школу, учится читать и писать, выполняет домашние зада­ния. Он веселится на детских утренниках, ходит в гости к родственникам, к маминым и папиным друзьям. Там к нему относятся так, как вообще относятся к детям, - ласкают, обнимают, угощают, делают подарки. Он малыш, ребенок, трогательное, милое существо.

Но вот он вырос, кончил школу. В его распоряжении бездна свободного времени. Чем он его заполнит? Реали­зует ли то, чему его обучали в школе? Научившись чи­тать — читает ли он книги? Какие? Все ту же «Муху-цоко­туху»? Есть ли у него любимые передачи по телевидению? Привиты ли ему навыки самообслуживания или по-пре­жнему ему завязывают шнурки на ботинках и застегивают пуговицы на пальто?

Конечно, родителям куда легче, проще и быстрее сде­лать все самим. Но посмотрите на все это под другим углом зрения, подумайте о нем самом, о вашем ставшем взрос­лым ребенке: какое это тягостное состояние — не знать, чем заняться, ничего не уметь делать.

Безусловно, родителей никак нельзя упрекнуть в эго­изме. Да, всю свою жизнь вы посвятили ребенку, не остави­ли его, не бросили. Не предали, не отдали в чужие руки, растите его как можете. Но может быть, и вы, и ваш ребе­нок были бы гораздо счастливее, если бы с самого начала он не пользовался лишь результатами ваших трудов.

Все эти годы вы делали за него очень многое из того, что он мог бы — пусть не сразу, пусть постепенно — на­учиться делать сам. И как грустно наблюдать теперь, что и в малом, и в большом он по-прежнему от вас зависит. И впереди еще годы и годы такого существования — хорошо, если под маминым и папиным крылом.

Думать об этом горько. Но ведь все в ваших руках! Дав­но известно: что посеешь, то и пожнешь. Еще есть время. Принимайтесь за дело. Не откладывайте.

За все время работы я не встречала среди детей с синд­ромом Дауна ни одного, кто не хотел бы учиться. Очень скоро поощрительные призы —бананы, конфеты и машин­ки им уже не требуются. На моих глазах происходит пре­вращение безгласного существа в личность, в ребенка, ко­торому все интересно, который думает, рассуждает, читает, проявляя при этом удивительные настойчивость и терпе­ние.

Родители моих учеников становятся моими активней­шими помощниками. Только благодаря их подвижниче­ству и неустанному труду были достигнуты результаты, о которых я пишу в этой книге, и я надеюсь, что нам предсто­ит еще долго трудиться вместе, чтобы продолжить начатое. Ибо все достигнутое — только начало, только фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая работа.

Методика растет вместе с ребенком. Рассказы, сказки, дневники 10-летних Вани и Гриши должны значительно отличаться от их сочинений в 6-летнем возрасте. Обучая их писать, мы будем прибегать ко все новым и новым при­емам. А книги? Что дети будут читать, когда вырастут? Смогут ли они не только прочесть, но и понять - обяза­тельно понять! — то, что читают нормальные дети в школь­ном возрасте?

Дальнейшее органичное, осознанное, осмысленное ус­воение изучаемого материала, развитие самостоятельного мышления — вот что я ставлю своей задачей. И при этом конечно же считаю необходимым ни в коем случае не со­здавать непосильных для ребенка трудностей и соответ­ственно перегрузок, не насаждать знания по принципу «по­быстрее и побольше». Обучение должно идти легко, есте­ственно, без насилия над возможностями ребенка.

Работа с детьми включает в себя так много направле­ний, должна постоянно разрешать такое количество про­блем, что попытки исчерпывающего описания всех ее ас­пектов не представляются возможными. Все эти аспекты, сведенные в единую систему, должны способствовать ре­шению главной задачи — возможно более полному преодо­лению разрыва между умственным развитием ребенка с синдромом Дауна и его нормального сверстника. Именно, в этом я вижу цель и смысл своей деятельности. Мой опыт доказывает, что целенаправленная, систематическая, упор­ная работа в этом направлении со временем может дать очень хорошие результаты.

Я надеюсь, что у нас будет возможность проследить за дальнейшим ростом героев этой книги. Надеюсь, вы полю­били их, и хочу верить, что предлагаемый мною метод по­может вам воспитывать и учить ваших собственных детей.

В ближайшее время я предполагаю также выпустить книгу, в которой будет изложена моя методика обучения чтению детей с синдромом Дауна дошкольного возраста. Обучая их чтению, я не встречаю никаких особых затруд­нений. Они учатся читать на удивление легко и быстро, приступают к этому в 3-летнем возрасте и к 5—6 годам в состоянии самостоятельно прочесть книги для детей младшего школьного возраста, такие, как «Дюймовочка», «Не­знайка на Луне», «Золотой ключик», «Сказку о рыбаке и рыбке» и т. д.

Вам осталось познакомиться с разделом, в который вошли письма мои и детей, а также дневник 6-летнего Гри­ши. В следующем году дети приступят к тому, чтобы учить­ся писать самостоятельно: хочется верить, что дело пойдет достаточно легко. Впереди еще много-много интересного. И я надеюсь на встречу в будущем, на то, что вы и ваши дети станете нашими друзьями.

 

Переписка друзей

ГРИШИНЫ ДНЕВНИКИ

 

Дети сочиняют сказки, диктуют маленькие рассказы о своих наблюдениях, впечатлениях. Писать они пока не уме­ют, будут несколько лет обучаться этому в школе. Возни­кает вопрос: какое практическое применение своему уме­нию писать найдут они в дальнейшем? Смогут ли написать по собственной инициативе хотя бы несколько строк в по­здравительной открытке, а самое главное — захотят ли это делать? Сами-то мы постоянно что-то пишем - заполняем бланки заявлений, переписываем служебные бумаги, наши друзья и родные хоть и редко, но получают от нас письма. А задумывались ли вы над тем, для чего мы учим писать де­тей с синдромом Дауна? Только ли для того, чтобы они выполняли письменные задания в школе? А после школы?

Есла ребенок в состоянии продиктовать рассказ о со­бытиях своей жизни, то такой рассказ можно положить в основу письма, которое вы вместе с ним пойдете отправ­лять бабушке, дедушке, живущим в других городах род­ственникам. Зайдите на почту, купите конверт, наклейте марку... Написание писем превратится в увлекательное за­нятие, которому ребенок в дальнейшем сможет посвятить свое свободное время. Если он пишет письма, то почему не вести еще и дневник? В дневниках и письмах отразится процесс развития его речи и мышления, будут запечатлены большие и маленькие события в жизни семьи. И когда-нибудь вы сами себе скажете спасибо, что приучили свое дитя к подобному занятию.

Когда моему племяннику Тимуру исполнилось 2,5 года, я сказала ему: «Давай напишем письмо бабушке?» — «А как?» - спросил он. «А вот так - возьмем бумагу и ручку, ты будешь рассказывать ей обо всем, что происходило в детском саду, о том, какие мы книжки читаем, куда ходим гулять и т. д. Надо сказать, что к этому времени Тимур уже хорошо говорил и вообще достаточно много знал.

Этих писем могло бы быть гораздо больше — сейчас я очень жалею, что мы писали не так уж часто. Сколько дра­гоценных жемчужин детского творчества не появилось на свет из-за лени, недомыслия, отсутствия у взрослых людей свободного времени — причина всегда найдется.

Вы сможете сравнить эти письма с письмами и дневни­ками 6-летнего Гриши — вас очень обрадуют и обнадежат выводы, которые вы при этом сделаете.

 

2 года 6 месяцев.

 

Дорогие бабушка и дедушка, мы вам пишем письмо. Мы ходили в лес. Мы прыгали через костер с дядей Володей на руках, он меня держал и перешагивал через костер. Мы кушали и стали есть печеную картошку, и

вдруг начался дождь. И мы пошли из леса, и у меня устали ноги. Мы при­шли к дяде Володе, и мне поменяли колготки. Потом я стал парить ноги. И я отнес ко мне подъемный кран, и машинку, и молоковозку. А потом Илюша перенарядился в старика Хоттабыча, мы покрасили Илюшу печеной картошкой и получился старик Хоттабыч с полотенцем на голове. На нем был халат. Он был без цветочков, этот халат, был он полосатый, зеленый. Мы ходили пальму покупать в «Дет­ский мир» — игрушечную, из пластмассы. На пальме были игрушечные обезьяны. Мы утром ходили пистолет поку­пать и куколок, с конем одна и одну тете (с кошечкой). У нас был праздничный обед, и свой суп я вылил тете на тах­ту.

До свидания, бабушка и дедушка, целую крепко. Все, ко­нец. Много уже написали. Конец.

Тимур

Дедушка, как твое здоровье? Приглашаю тебя в новую квартиру, в которой я кошку заведу. Не скучаешь ли ты, мой дорогой дедушка? Как ты ходишь на рыбалку? Сделай мне такую же удочку, как у тебя. Пожелаю тебе крепкого здоро­вья и крепко-крепко целую. Все, больше нет выдумок в голове.

Тимур

 

2 года 9 месяцев.

 

Дорогие папа и мама!

Мне купили новых солдатиков и тачанку. Я на гладиль­ной доске играл. Мы решили сделать книжку про Ослиное царство. Я нарисовал там тюрьму. Я ее привезу в Москву. И обложку делали. В этой книжке пишется, что там (в тюрь­ме. — Р. А.) было страшно и темно. И в мешке несли Сашу Дмитриева. И он порвал дырку в мешке и там высунул ногу в дырку, и на ней уже произрастало копыто. Вчера был День авиации и над нашей крышей летели самолеты. Я их пы­тался словить. В Ослином царстве Саша Дмитриев съел все сладкое, смеялся на спектакле и навсегда остался ослом. Я болею, поэтому ничего написать не могу. До свиданья, мама и папа. Как новая квартира? Там хорошо уже?

Тимур

 

Дорогая бабушка!

Мухтар — это песик. Его ранили в ухо, в голову и в лег­кие. Его перевязали. Он был хороший песик. Ты уже, навер­ное, волнуешься, потому

-182-

что Мухтара ранили. События развивались плохо, потому что его ранили, когда он воевал. Она жива, эта собачка: Когда его учили на учебе, он полез по лестнице и его проводник сказал: «Хорошо». Это была от­личная собака.

И вот Мухтар кусал, кусал этих бандитов. Вот, бабушка, и все.

Тимур

 

4 года 1 месяц.

 

Дорогая бабушка!

Соседний мальчик из другой квартиры забрал у меня че­репаху, это его черепаха, он сказал. А я ее нашел во дворе, в —травке, и теперь она была моя: Бабушка, ты не знаешь, сколько живут вороны? Тетя сказала, лет триста, а чере­паха—сто, это меньше. Когда она состарится и они поне­сут ее хоронить, я поведу свою ворону мимо гулять (мимо похоронной процессии Р. А.). Она живая будет, а черепа­ха нет. Только жалко ее (черепаху. — Р.А), у нее такая хорошенькая головка!

Я похоронил жука в огороде. Помахал он лапкой на про­щанье и умер.

Бабушка, передаю тебе привет, и дедушке, передаю, и всем

Твой внук Тимур

 

4 года 1 месяц. Письмо написано по поводу стихотворе­ния Лермонтова -«Морская царевна».

 

Бабушка, напишу тебе письмо, а ты читай.

Царевич в море купал коня. Вдруг ему послышалось: «Приди к нам! Переночуй, мы будем с тобой играть. Мы будем играть в водяные препятствия, в водяного царя». — «Я цар­ская дочь!» она кричала. На ней была чешуя, она была та­кая красавица! А он говорит: «Ну постой же!» — и схватил ее за косу и вытащил, и показал своим солдатам. А они по­смотрели — а она не царевна, а чудище уже. И они говорят: «Посмотри хоть, какая не царевна у тебя, а чудище».

Бабушка, сошей мне русалочий костюм, царевича этого и крабичий. Сошей гномичий костюм. Мы будем ходить по улице ц раздавать подарки. Я увижу снежную гору и за нее спрячусь, если полицейские придут. Они скажут: «Ах, это гномы», — и уведут нас.

Сошей нам палатку. Мы повесим крупное объявление, что здесь раздают подарки. Это будет на Новый год. Ба­бушка, ты с нами пойдешь?

Тимур

 

4 года 3 месяца. Письмо написано по поводу стихотво­рения Лермонтова -«Воздушный корабль».

 

Дорогая бабушка!

...Еще напишу про императора. Он на могиле похоронен на острове Святой Елены. К нему корабль приплывает, к этому императору. На нем флюгера не шумят. Чугунные пушки в люки глядят. На нем матросов нет и капитана тоже. Он садится за руль и отправляется к берегам Фран­ции милой. И кричит громким голосом солдат своих. Но они уже умерли. Снова кричит он усачев-гренадеров своих. Но иные погибли в бою. И плачет он, и сердце у него тоскует. И садится на корабль, в обратный пускается путь. Этот корабль приплывает на день его рожденья. Этого императора звали Наполеон. Мне даже стало его жалко, так что я чуть-чуть не заплакал. Выходит он, кличет свое войско, а войска нет. Бабушка, а тебе его жалко?

До свиданья, милая бабушка. Твой внук Тимур

 

5 лет. Письмо написано балерине Нине Сорокиной пос­ле посещений балета «Чиполлино».

 

Дорогая Редиска, ты нам очень понравилась. Мы при­шли в Кремлевский дворец и посмотрели спектакль, а потом я сказал тете, что ты понравилась мне. И я решил дикто­вать письмо. Понравилась тем, что ты очень красивая и хорошо играла. И был очень красивый у теб янаряд. Если бы у меня были цветы или медальончик, я бы тебе подарил, а так у меня ничего не было. Я тебя очень хорошо разглядел, потому что сидел близко. Передай, пожалуйста, жандар­мам, что они мне тоже очень понравились. И еще лимоновская гвардия. Передай, пожалуйста, начальнику полиции, что он мне тоже понравился. А Лимон тоже очень хорошо играл свою роль.

Я хотел где-нибудь на остановке тебя встретить и что-нибудь подарить, потому что один раз я выходил из цирка и видел, как на той же остановке стояли три клоана (клоуна. — Р. А.), На них были пальто и шапки. А один клоан был в шляпе.

Ты очень хорошо выступала.

Сначала я думал, что вот эти плетеные домики — это корзины, а потом мне тетя прочитала программу, и я узнал, что это домики для овощей(действующих лиц. – Р.А.).

Как это ты так хорошо научилась танцевать и где?

Я хожу в детский сад. Я уже, по-моему, пол-Москвы об­смотрел. Был в театре Образцова, на Волхонке, в разных местах. Больше всего я люблю солдатиков и книжки про войну, а бабушка у нас любит картины и искусство. Это в ее духе. А ты, мне хочется знать, любишь ли искусство? А если будет следующий спектакль, ты снова будешь играть роль Редиски? Или будет другая Редиска? Я не думаю, что тебе поручат два раза роль Редиски, но если поручат, напиши мне. А двум Редискам не буду же я письмо писать.

Дорогая Редиска, я думаю, что тебе понравится мое письмо. Ты берешь с собой костюм домой? Наверное, берешь. Наверное, ты очень поздно ложишься спать, ведь тебе еще надо поужинать.

Ты очень хорошо играла в этот раз, и я тебя прошу, чтоб ты всегда играла так, когда будешь еще на каких-нибудь спектаклях.

Умеешь ли ты, Редиска, читать прописные буквы? Я очень люблю книгу такую «Обломов» кусочками (отрывки из книги. — Р. А.). Мне «Обломов» нравится, потому что там очень смешно написано. Он сказал так: «Ты отравляешь мне жизнь, Захар!» Сходи к библиотечнице, пусть она даст тебе эту книгу. И еще мне очень понравилось, как ты сыграла эту

роль. Сколько я видел редисок в кино, но такой Редиски я не видал. Красивее этого наряда я ничего на свете не видел.

Я в следующий раз хотел бы взять сильнодействующий бинокль и посмотреть на твое лицо. И мне очень понравились пушка и декорации, где море. Но ты, дорогая Редиска, понравилась мне больше всех, дорогая и милая Редиска.

Будешь ли ты участвовать в Новогодней елке, милая Редиска? Наверное, ты там будешь играть другую роль.

Я ходил в банкетный зал, там было очень красиво, я думаю, ты об этом знаешь.

Тете понравилась очень Вишенка. Эти воины, стражни­ки были внутри железа или за железом? Я сначала думал, что это простые неживые фигуры. Когда выбежали эти люди в пижамах из-за рыцарей (пленники. — Р. А.), я очень засмеялся. Ведь они такие смешные.

В конце я ставлю свою подпись, но я еще напишу.

Дорогая Редиска, ты выступала здесь, а могла бы выс­тупать в другом месте, и я бы не увидел тебя. Моей тете еще понравилась Монголия (Магнолия. —Р. А.), мне Манголия средне понравилась, а больше всех понравилась ты, дорогая Редиска.

Дорогая Редиска, в программе было написано, что был Кактус, но мы его не увидели. Ты, дорогая Редиска, понрави­лась больше, больше, больше всех овощей.

До свиданья, я потом тебе еще напишу письмо. На этом заканчиваю письмо. Конец.

Тимур

 

В тот же речер.

 

Дорогая Маечка! И Полечка!

У меня появилась новая маленькая машинка, самолет­ный конструктор и еще игра. Вчера мы были в Кремлевском дворце съездов на балете «Чиполлино». Там были полицей­ские, Лимон, лимоновская гвардия, Чиполлино, Редиска, там была Вишенка, а Кактуса не было. Мне больше всего понра­вилась лимоновская гвардия, полиция, но больше лимоновской гвардии и полиции мне понравилась Редиска. Я ей напи­сал письмо. Я был во Дворце съездов в директорской ложе, с нами была еще одна девочка и дядя Игорь. Там были очень хорошие декорации, прямо отличные. Я бы очень

хотел, что­бы вы побывали в этом Дворце съездов и посмотрели этот спектакль. В нем были знаешь какие действующие лица: отец Чиполлино, мать Чиполлино, семья Редисок, отец Ре­диска, мать Редиска, дочка Редиска. А в семье Чиполлино была еще сестренка Чиполлинка. Дорогая Майя, ты когда приехала ко мне в первый раз, ты мне очень понравилась. Приезжай еще раз. Мы ездили на лифте и прямо попадали в директорскую ложу. Я сначала думал, что ложа директор­ская это где лежит директор и смотрит спектакль. Дядя Игорь и Вера, как отец и дочь, а на самом деле дядя Игорь — это ее брат, а Вера это его сестренка. Это тетины зна­комые. Я посоветовал тете, чтобы она поженилась на дяде Игоре. Но я не знаю, поженится ли она. Дядя Игорь нам покупал всякие сладости. Мы приехали поздно, и я лег спать.

Дорогая Маечка, ты, пожалуйста, ответь на это письмо, мы ведь затеяли переписку. В твоем письме было напи­сано, что в Ташкенте был снег, и потом от него ничего не осталось. Так вот, я спрашиваю, а бывает ли в Ташкенте дождь. У нас есть театральный бинокль, я в него утром смотрел.

Это все.

Тимур

 

5 лет 2 месяца.

 

Дорогой Бог, здравствуй!

Я хочу Тебе сказать, чтобы Ты вернул назад этих чудовищ: зауроловов, ящеров, динозавров, анкилозавра, диплодока, стегозавра. Чтоб ты нам назад вернул этагозавра, иностранцевила, большую лягушку-сороконожку, рака без шеи и рыбу огромную трилобита. Чтобы их приручить всех.

Я хочу водить их в детский сад на веревке, и все дети, и Денис Устинов будут их приручать. Мы будем давать им много пищи и каждый день будем давать целую кастрюлю с супом. Верни нам птеродактилей.

Он (птеродактиль? — Р. А.) будет меня слушаться, и приведу его я в детский сад. Не пугайтесь, это мой ручной бронтозавр. Я его собираюсь поместить в огромный гараж, собираюсь оставлять его около дома, чтоб жулик никакой не подошел и ничего не украл. Я хочу иметь маленького пте­родактиля и потому хочу иметь таких чудовищ, чтоб выводили их гулять. И чтобы на земле появилась старинная растительность. Я буду с ним обращаться (с маленьким птеродактилем. — Р. А.) осторожно, чтобы он меня не по­кусал.

Надо людям сказать, чтобы не боялись, он очень ручной, и мы его даже будем в колясочке возить, малыша этого. Он будет со всеми здороваться, лапку подавать: «Здрасте, Дарья Семеновна, я еще маленький, меньше своего папы и мамы. Я хочу, чтобы меня водили на канате». Я хочу что-бы Ты выполнил одну просьбу, Бог: прочитай это письмо! Люди их не будут бояться, потому что я их приручу как следует. Надену такой наротник, как у лошади.

Я Тебе скажу, Господь Бог, что у меня есть кактус, он колется. Он у меня растет, его я поливаю один раз в день. И вообще можно не поливать. Он не любит много воды. У нас есть одна вещь — цветок большой. Ты не можешь его сделать получше, а то у него листья пожелтели совсем, чтоб он рос без всякого пожелтения? Я хочу, чтобы никогда не было ни­каких вредителей, а муравьи, и лечебные травки были.

Хочу, чтоб Ты сделал мою просьбу. Мы этих зверей приручим. Люди чтоб их не боялись. Они даже не будут есть цветы, а питаться фруктами и супом.

Я хочу Вам сказать, дорогой Бог, до свиданья. Я устал уже диктовать.

Как Ты сделаешь таких животных и пошлешь их на зем­лю? Сумеешь таких животных опять сделать?

Тимур

 

Дня через четыре озабоченный Тимур подходит ко мне и дополнительно диктует:

Пусть люди не будут бояться этого. Динозавры будут ручные. Мы их очень хорошо приручим.

 

Гриша начал обучаться эпистолярному искусству в 5,5 лет. Он сразу понял, что к чему, но, как это всегда быва­ет, вначале не мог определить, с чего начать. Начинать мы с ним решили с описания природы, и я подсказывала ему очередную тему: давай напишем как прошел праздник в детском саду, расскажи, как ты у бабушки гостил, чем ты вчера занимался и т. д. Письма Гриша принялся строчить одно за другим, никакого труда это для него не составляло. Собственно, он их не строчил, а диктовал, строчить прихо­дилось мне и Гришиной маме, но все трое мы были очень увлечены этим делом. А больше всех радовался адресат, Вася, мальчик с церебральным параличом, который от пер­вого до последнего слова знал письма наизусть и тем не менее требовал, чтобы я их ему в очередной раз перечиты­вала. Глядя на странички, Вася научился читать пропис­ные буквы, во всяком случае всегда точно показывал, где написано то, что я ему читаю. Из груды писем он мог, по­рывшись, извлечь нужное ему в данный момент, и по ка­ким признакам он их узнавал — загадка.

Все приведенные ниже письма и записи в дневнике продиктованы Гришей в 5—6-летнем возрасте. Безусловно, нам с Гришиной мамой приходилось вначале кое-что под­сказывать Грише: эти свои подсказки мы непременно бра­ли в скобки, и они были нашей единственной редакторской правкой. Постепенно скобки почти совсем исчезли, и все, что вы здесь прочтете, от первого до последнего слова на­писано самим Гришей. Помимо Васи у Гриши появились и другие адресаты. Он пишет мне, бабушке — кому придется. И, сравнив письма нормального мальчика Тимура с пись­мами Гриши — мальчика с синдромом Дауна, мы убеждаемся в том, что по своей стилистике они ничем не отлича­ются друг от друга. Преимущество Тимура в том, что дик­товать их он начал гораздо раньше.

Диктовать письма начинает и Ваня. Он на год моложе Гриши, и начали мы с поздравительных открыток, но я уве­рена — дело у него пойдет!

Ваня переписывается с девушкой-инвалидом Ребеккой, которая живет в Англии. Ребекке 18 лет, Ване 6, но это их не смущает, и я надеюсь, что переписка у них не заглохнет и за горами, за морями у Вани появится друг.

Ваня не совсем понимает, что такое письмо, и посте­пенно «смешивает жанры», пускаясь то в рассказы о попу­гае Кеше, то фантазируя на тему о том, как пришла к нему в гости Дюймовочка, при этом совершенно позабыв о своей корреспондентке. И если Гриша всякий раз описывал по­году, то с Ваней мы начинаем с сообщений биографическо­го плана: кто он, сколько ему лет, где он живет, кто папа, кто мама и т. д.

Я тоже пишу письма. Стоит мне куда-нибудь уехать — и в конверте с красивой маркой ребенок получает от меня известие. Письмо адресовано лично ему, это, помимо всего прочего, поднимает его в его собственных глазах. Люди сей­час редко пишут друг другу — ну а мы это делаем!

 

Здравствуй, Вася!

Обычно пишем про погоду. Погода у нас сегодня не очень хорошая. Солнышка не видно, не блестит на небе. Надо оде­ваться тепло. Сегодня шел снег и еще будет. Весны нам никак не дождаться. На небе серые тучки.

Папа наш выходной сегодня. Мы завтракали, нам папа читал, мы слушали кассету «Веселую компанию». Дальше я занимался, потом стал собираться к Ромене Теодоровне. Я выпил живую воду, которую мама нам всегда дает. На урок папа Саша поехал со мной. Маша не хочет, чтобы мама уезжала.

В детский сад мы не ходим, потому что Никита забо­лел, чихает. Он вместе с Машей сидит за столом. Он лежал в кровати, потому что у него температура, нельзя вста­вать.

Вася, ты выздоровел или нет? Не болей, Вася, мой дру­жок. Не болей, пожалуйста, я тебя прошу.

Ну, когда ты приедешь, и вообще должен прийти сию минуту. Я хочу познакомиться, пообщаться. Я не буду тебя обижать, Васька.

До свиданья, Вася. Желаю тебе, чтобы ты не болел, что-бы ты выздоровел, ходил в школу. Привет твоей маме и бабушке.

 

Письмо оканчивается так: писала Ромена Теодоровна, а диктовал, я, Гриша.

Декабрь 1999 года

Здравствуй, Вася!

Сегодня плохая погода, я в окно смотрел и увидел: снег, зима, небо серое. Солнышка нету.

Я приехал к Ромене Теодоровне, она показала пестрень­кие яички. Из яичек может вылупиться цыпленок, утенок, гусь и другие, птицы: ворон, голубь, синичка, воробушки.

Дома я играл в кубики, слушал музыку «Бременские му­зыканты». И смотрел мультики. Там был трубадур, раз­бойник, животные. Сыщик говорил глупости, «У-е» его любимая песня. Противная. На этой кассете был людоед и кот в сапогах.

Бабушка звонила и сказала, чтобы я приезжал. Я гово­рю: «Посмотрю, как буду себя чувствовать». Она говорит: «Постарайся завтра приехать». У нее кашель, и у меня тоже. Она не сказала вообще-то, «здравствуй».

Вася, что ты любишь сладкое ? Хочешь в подарок цветы?

До свидания, Вася, желаю тебе здоровья и веселья.

Гриша

 

Здрйвствуй, Вася!

Погода у нас хорошая, потому что много снега. Погода бывает разная: дожди, гром, молния, гроза, снег, мороз.

Сегодня я пришел заниматься к Ромене Теодоровне. Чи­тал, говорил считалочку про котят и дальше стал дикто­вать тебе, Вася, письмо. Когда я пришел, я увидел Ваню и дедушку, а бабушки его не было. Ваня сидел и занимался. Он читал! Бубнил.

Вася, милый, дорогой мой, миленький! Что ты хочешь на праздник? Что любишь: картошку? сосиски? шашлык (мясо такое)?

Почему я тебя никогда не увидел? Когда ты придешь? Фотографии твоей я не видел, а других детей видел.

Ну все, пока, Вася. Приходи завтра к Ромене Теодоровне.

Письмо диктовал я, Гриша Данишевекий.

 

Здравствуй, Вася!

Я хочу написать тебе, Вася, что у меня диатез закан­чивается. Вася, Ромена сказала, что ты гриппом болен. Вася, как ты болел? Чихал, кашлял, насморк был? Дядя Фе­дор говорит: «Иногда дети гриппом болеют». Он в мультиках есть, такой дядя.

До свидания, Вася, желаю тебе, чтобы ты не болел.

 

Здравствуй, Вася!

Погода сегодня неважная, плохая. Снег тает. Дождь идет вон там, за окном.

Мы собрались и поехали к Ромене Теодоровне. Мы зани­мались, и сначала я диктовал всякую чушь. А потом хорошо диктовал тебе, Вася.

Ты получил ли мое письмо?

Второй пункт: про наш дом. Я играл в кубики, в конст­руктор. У Маши получился большой дом с башней, и я его сломал. Бабушка Тонечка пришла, чтобы попить чай. Мне бабушка рассказывала сказки, а до этого я читал.

Сейчас я не пошел в детский сад, там все болеют, и мы боялись туда попасть. Зимой надо надевать шапку, курт­ку, свитер. Тамарочка в детском саду надевает шубу, а я пуховик.

Знаешь что, Вася, в следующий раз я опять буду писать тебе письмо. Пиши мне, Вася, диктуй письмо.

 

Здравствуй, Вася!

Я хочу быть врачом, и Маша хочет быть врачом. Я буду всех лечить, чтоб не болели дети. Собираюсь лечить всех, кто заболеет. Слушать трубочкой буду, потом гомеопатию буду давать, горошки лечебные, чтоб не болели все люди.

Вася, кем ты хочешь быть? Врачом, милиционером, на­пример, поваром, музыкантом, трубадуром, как в мульт­фильме? Я советую тебе книг удать, чтобы ты ее просмот­рел: про Мартину, например, манную кашу, «Волшебник Изумрудного города». Там Гингема — это такая противная

колдунья. Она ураган подняла, заколдовала девочку. А еще была Баба-яга, она решила заколдовать тетю, скушать ее целиком. Вася, я советую тебе эту книгу прочитать

Что ты еще хочешь такое? Когда у тебя будет день рождения? Сколько тебе лет? Мне, например, пять.

До свиданья, Вася.

В следующий раз я опять буду тебе писать письмо. А сейчас поеду домой. Бабушка приедет наша, она живет недалеко от нас, за лесочком.

Маша наша иногда дурит и плачет.

До свиданья, Вася. Желаем тебе здоровья, веселья, чтоб у тебя было много друзей.

Письмо тебе положим в конверт.

Писала Ромена Теодоровна, а диктовал я, Гриша.

Декабрь 1999

Здравствуй, Вася!

Поздравляю с Новым годом, желаю здоровья, чтобы у тебя было много подарков, друзей, веселье.

У меня был день рожденья. Были разные гости. А теперь Новый год, пришел Дед Мороз со Снегурочкой после сна вече­ром. Была елка. Дети выступали. Костюмы бывают раз­ные: тюльпаны, снежинки, клоуны, ромашки.

Я был Петрушкой, а Маша была снежинкой. Сегодня мы пришли к Ромене Теодоровне вместе с Машей. Мы Р.Т. поздравили с наступающим Новым годом, пожелали ей здо­ровья. Я подарил подарок.

Дальше мы занимались так. Я читал, стоял неподвижно, не улыбался, а Маша улыбалась, и я выиграл. Нам Р. Т. сказа­ла стоять неподвижно, а сама считала: «Раз, два, три».

А Маша играет, а Гриша занимается.

Мы будем готовиться к торжеству. Мы взяли тазик и в него складывали игрушки, которые на ёлку надо было ве­шать. Это стекляшки. Были разные: шарики цветные, шиш­ки, колокольчики, бантики, мухоморы. Ёлочка игольчатая игрушек пока нет.

Вася хочешь чего-нибудь сладенького: киндерсюрприз, шоколадку, конфеты, пряники, вафли, печенье? Может, тебе Дедушка Мороз принесет.

Вася, хочешь балалайку, гармонику, ружье? Какие хо­чешь подарки?

Вася, когда у тебя будет елка?

И последнее: желаю тебе веселья и здоровья.

Писала письмо Ромена Теодоровна, а диктовал я, Гриша.

30 декабря 1999 года.

 

Здравствуй, Вася!

Как ты живешь? Что ты делаешь там дома? Вася, зна­ешь что? Приходи к нам с мамой. Как ты встретил Новый год?

У меня есть Маша. Она золотая просто. Утром она надевает майку, штанишки, носки, тапки и идет завтра­кать. Она завтракает всегда так: сырок, колбасу, чай, сыр и еще другие продукты. Она отказалась от рыбного супа. Она ест куриный суп. Я люблю больше всего щи.

Елка у нас стоит по центру в комнате. На ней разные игрушки, лампочки, стекляшки. Подарки такие. Перечис­ляю. Мне подарили один автобус, трактор, а Маше подари­ли пазлы. Угощение было такое: торт и еще вафли. Маша осталась дома сидеть. Читать, писать она не умеет.

Мама говорит мне: «Сядь прямо, что ты двигаешься». Ругала, что взял трубку телефона. Я думал звонит ба­бушка, оказывается, вы, Ромена Теодоровна звоните. Я ду­маю: «Что за голос?»

Все написали мы. Теперь, Вася, ты мне отвечай. Дик­туй, что с тобой, Ваея? Как учишься в школе?

 

Заканчивается письмо так:

 

Вася, хотели вымазать Золушку в смоле, чтоб прилип­ла. А принц-королевич пришел, принес Золушке туфли. Что это за золотая туфелька? Девочка злая чуть не отрубила палец. Мать сказала: «Отруби палец, и все, станешь коро­левой, не придется тебе идти пешком. Только на карете!».

До свиданья, Вася. Сегодня придет в гости Олечка, ее возит папа, она и на дачу приезжает всегда.

Пиши ответ. Гриша.

Январь 2000

Здравствуй, Вася!

Погода у нас хорошая. Ветра нету, птички летают, мо­роза нет. Дети катаются на снегохате на лыжах, на конь­ках. Катаются с горок. Есть на небе солнышко, я только что смотрел. Оно блестящее, оно не очень круглое, нечет­кое, как пятно. Стало немножко теплей, но вообще ранней весной бывает снег.

Мой папа хороший. Он мне читает, у него бывает вы­ходной. Папа выглядит очень хорошо. Мой папа очень высо­кий, он большой, как туча, лицо у него круглое, волосы чер­ные.

Я говорю глупые вещи, не обращай внимания. Маша при­чесывает папу Сашу, а я слушаю музыку, разные концерты.

Март 2000 года

 

Здравствуй, Вася!

Пункт первый. Про погоду тебе сегодня не буду писать, а лучше рассказать про дачу. У нас на даче есть кот по прозванью Пузик-Мусташ. Есть беседки на даче, песочни­ца, там песок. Песочница существует, чтобы из нее копать песок. Беседка — чтобы сидеть. На лавке.

У нас на даче есть гараж, чтоб машину туда заталки­вать. В гараже стоит моя детская машинка «Фольксва­ген». А Машина машинка «Нива».

Клубника растет на грядках, смородина, ягода-малина. Ой ты, ягода-малина, малина, малина!

Далеко ли у вас дача, как вы до нее доезжаете?

До свидания, Вася, желаю тебе кое-что новенькое, вся­кие новые книжки.

Письмо тебе положим в конверт.

Гриша

 

Здравствуй, Вася!

Пишет тебе мама Лена, а диктую я, Гриша. Я хочу тебе, Вася, рассказать про вчерашний день. А вчера у Маши был день рождения. Маша — это такая девочка с косичками и с голубыми сияющими глазами. (Характеристика глаз, их вы­ражения привлекают Гришино внимание весьма часто: «Жила-была муха, и были у нее умные глаза». «Глаза у него были невеселые, в них была грусть». — Р. А.) У нее есть голубые заколочки. Она мне сестра, а я ей брат. Вчера ей исполнилось 5 лет.

С утра мы встали, умывались, одевались, завтракали и отправились в дельфинарий. В этом дельфинарии были дельфины. Нам показывали представление. Они перепрыги­вали через кольца, ловили мячи и приносили их обратно тренеру. Они громко кричали,, как будто пели песню. Тренер катался на спине дельфина. Он стоял, а дельфин мчался вперед. Это было очень удивительно!

После представления мы все: мама, папа, я и Маша, фо­тографировались с дельфином. Я его трогал. Он был мокрым.

Вася, а ты знаешь, я могу потом тебе прислать эту фотографию.

Потом мы катались на аттракционах, на поезде. Один мальчик плакал навзврыв [навзрыд]. И его высадили, а поезд поехал дальше. Я нажимал на кнопочки, и раздавался сиг­нал. Потом мы поехали в кафе. Мы там кушали картошку, бутерброды и пили сок. Потом поехали домой поздравлять Машу с днем рождения. Мы ей подарили подарки: куклу, собачку, много книг. Маше очень понравилось все. А я ей го­ворил всякие пожелания. Потом бабушка приезжала, пижа­му и петушка подарила. Потом тетя Таня с Алешей прихо­дили и подарили ей кассеты: про Незнайку, про Нильса и про какую-то мышь. Потом мы веселились, играли, кушали, смотрели мультфильм про Незнайку. Потом папа пришел, а за папой Наташа, а за Наташей Дима. Мы сидели за праз­дничным столом. Маша задувала свечи на торте. Их было пять. Мы погасили свет, в Маша задувала свечки. Потом мы легли спать. Наташа и Дима нас поцеловали.

Вася, когда у тебя будет день рождения? А у меня бу­дет зимой день рождения. Я тебя, Вася, приглашаю на мой день рождения.

До свидания, Вася. Желаю тебе, чтобы ты не болел.

Какие у тебя успехи в школе? Чему ты учишься?

16 ноября 2000 года

 

Здравствуй, Вася!

Пишет тебе папа, а я, Гриша, диктую. Мы ехали в дет­ский сад. Там было Рождество. Там приходил Дед Мороз и нам подарил подарки: конфеты.

А еще мы были на даче. Там был тоже Новый год. К нам приходили гости: тетя Наташа с Дашей. Они нам подари­ли шары. К нам еще приходил дядя Саша. Они наши соседи. К нам ещё приходил отец Михаил с Демой. Отец Михаил живет в церкви. Он там работает священником.

На даче мы еще лепили снеговиков. Мы скатывали шары, ставили их друг на друга, сверху мою голову. То есть не мою голову, а голову, которую я слепил. Папа еще принес ведро и снеговику надел на голову. А еще мы сделали нос — морковку.

Что ты сейчас, Васенька, делаешь? Может, ты занима­ешься дома? Или ты у Ромены Теодоровны занимаешься? Может, ты стихотворение рассказываешь про кота и Трезора?

До свидания, дорогой Васенька. Желаю тебе, чтобы ты был во здравии, любви и согласии.

Гриша

10 января 2001 год

 

Я не привожу здесь Васины ответы на письма Гриши, поскольку самостоятельно ответить на них он пока не мо­жет, его ответы в значительной степени составлены с моей помощью.

Здравствуй, Ромена Теодоровна!

Пишет мама, а диктую я, Гриша.

Обычно про погоду. Погода у нас сегодня была хорошая. Иногда было солнце, а теперь нет. Оно ушло за тучи.

Теперь про природу. У нас выросла зеленая травка и мно­го белого клевера. Сейчас уже лето. Есть мак и ромашки около беседки.

Ромена Теодоровна, я читаю бабушке книгу толстую, диктую маме дневник, слушаю музыку, всякие кассеты, смотрю мультфильмы, гуляем с Машей, с бабушкой, с ма­мой, с папой.

Вчера с мамой и Машей ходили за молоком в деревню. Дорога была трудная, потому что крапива росла высокая. И мы с Машей шли и поднимали руки, чтобы крапива не ужалила руки нам обоим. Потом мы подошли к роднику и попили воду и умылись хорошенько. Потом мы по мостику прошли. Дальше пошли в деревню. Дошли до деревни. Старенькая бабушка незнакомая нас не слышала и сказала, что должны скоро прийти Татьяна Николаевна с коровой. И мы пошли их искать. Потом мы их нашли. Мы их нашли у пру­да. Татьяна Николаевна позвала корову: «Дочь, вернись домой!» Нам дали молока, и мы пошли домой смотреть мульт­фильм «Ну,погоди!».

Ромена Теодоровна, с кем ты занимаешься? С Витали­ком, с Саркисом, с Фионой, с Колей? Как здоровье, как дела у тебя в Москве идут?

Роменочка, ты хочешь к нам в гости на дачу приехать? На автобусе, или на электричке, или на машине? Мы с ма­мой приглашаем тебя на дачу. Маша тебя крепко, это зна­чит сильно, ждет.

Роменочка, я по тебе скучаю крепко и пресильно даже. Тебя сильно жду.

До свидания, Роменочка Теодоровна.

Писала мама, а диктовал я, Гриша Данишевский. При­вет от Маши.

На этом — точка.

7 июня, среда, 2000 год

 

Здравствуйте, дорогие Маша и Гриша!

Письма ваши я получила, но не могла на них вовремя ответить, так как было много дел.

Мне ваши письма очень понравились, я их читала много раз, и все, кто ходит заниматься, тоже читали и хвалили. Говорили: «Какие замечательные письма!»

Что это за корова Дочь? Чья она дочь? У нас в городе никаких коров, как известно, нет. Автобусы и троллейбу­сы — вот и все. Идут сплошные дожди. На Проспекте Мира было столько воды на улице, что люди еле выбрались из троллейбуса и им из окна на веревке спустили лодку, в кото­рой они и поплыли. Там образовалось большое озеро. Иногда идет такой дождь, что кажется — это какая-то стеклян­ная стена.

Ко мне ходит Ваня Алексеев с зонтом и в сопровождении дедушки. Но они ни разу не попали под сильный дождь. Ваня занимается очень хорошо, уже хорошо читает и вообще молодец. Раз в неделю приезжает Саркис, всегда веселый, всем довольный, выучил все цвета и много слогов, уже начи­нает читать по книжке.

А Фиона куда-то исчезла.

У нас был праздник. Тимур приехал из страны, которая называется Таиланд. Он привез оттуда очень длинный меч и палочки, которыми можно есть вместо вилки. Такими па­лочками управляться неудобно, но японцы, китайцы и тайцы ухитряются есть так, что ни одна рисинка не упадет. Привез еще необыкновенные ягоды, которые у нас не рас­тут, и всякие другие фрукты, в том числе кокосовый орех и два ананаса. И мы собрались все вместе и ели эти ягоды. Ели еще мороженое. Приходила Людмила Федоровна, тетя Люся Нефедова и тоже ела. Но Маши не было, она была на даче у знакомых. Смотрели слайды.

Одну палочку для риса Ваня Алексеев сломал. Но я ее уже склеила.

Тимур фотографировался с тигром, верхом на слоне и в обнимку с обезьяной. Ваня Алексеев обезьяну не узнал, она совершенно черная. Он решил, что это Баба-яга обнимает Тимура. Еще Тимур разбил яйцо над раковиной, и оттуда вылез маленький крокодил. Он на фотографии держит в ру­ках этого крокодиленка. Тимур ездил в деревню в этом Таи­ланде. Там живут длинношеие люди, в том числе и дети. Они надевают на шею кольца, все больше и больше этих колец, и все длиннее и длиннее вырастает шея. В конце кон­цов она делается такой, что, когда эти люди снимают свои железные кольца, чтобы их почистить, то шея не держит­ся и голова валится набок, как у подсолнуха.

Эти фотографии я осенью всем детям покажу. Я уже скоро должна буду уехать на Украину. У меня не было возможности сделать это раньше.

Гриша, Вася очень ждет твоих писем. Ты пиши ему ле­том, а потом все эти письма осенью ему отдадим. Бедный Вася ездит со своей мамой на дачу и вынужден возвращать­ся в Москву. Он ходит с трудом, а мама тащит его, за руку и рюкзак за спиной с продуктами несет, потому что у них там нет никакого магазина, даже хлебного. А бабушка ра­ботает, а прабабушка старенькая, и Васю не с кем оста­вить. Вася часто стал плакать. Сейчас уже лето кончает­ся, а в следующем году что-нибудь придумаем с этим Васей.

Спасибо большое за приглашение. Я смогу приехать осе­нью, если все будет хорошо. Я была в гостях у Вани Алексеева, мы сначала поели рыбные котлеты, посмотрели мультфильм «Золотой ключик» и пошли гулять в лес. Он шел, дер­жа в руках палку, представлял себя Железным дровосеком и колотил этой палкой по деревьям. Он прошел очень большое расстояние пешком.

Ну, вот и все. Передайте привет своим папе и маме: Чем вы занимаетесь, какие успехи? Что интересного происхо­дит?

Обнимаю вас и хвалю за большое, хорошее письмо про эту корову Дочь, про родник, мостик и деревню. Про ста­рушку и Татьяну Николаевну. Гриша, обязательно учи на память стихи и хорошо их выговаривай. Гимнастику тоже надо делать на свежем воздухе.

Будьте здоровы.

31 июля 2000 г.

Ромена

 

Здравствуйте, Ромена Теодоровна!

Я по Вас очень соскучился. Пишет Вам моя мама, а я, Гриша, диктую.

От Вас получили уже два письма. Они очень интерес­ные, и мы с удовольствием их читали много раз. Ромена Теодоровна, ты осталась дома или в этом городе Умани? Poмена, ну когда же ты приедешь в Москву? Я же буду зани­маться у Вас, дорогая Ромеиочка.

Теперь о себе.

Я сейчас на даче отдыхаю с мамой, Машей и папой. Иногда мы ездим в Москву. Маше надо в музыкальную школу, а я ездил в Детский центр к Ире, Лене и Юле. Там было очень интересно. Там был бассейн, наполненный шариками. Потом я играл с Юлей, отгадывал, что под одеялом. А скоро мы совсем переедем в Москву и будем ходить то в музыкаль­ную школу [Маша], то к Ромене, то в Детский центр, то в детский садик и к бабушке Тонечке и бабушке Михайловне.

Сейчас уже наступила осень. Было очень холодно, а се­годня тепло. Погода хорошая. День был солнечный, без дож­дей. Мы сегодня ездили в гости к Дашеньке и к тете Наташе, ее маме. Мы там смотрели котят, кроликов. Мы брали у дома капусту, чтобы кормить кроликов. Я давал кроли­кам капусту прямо в клетке, я их гладил. Потом мы пошли к другой тете, смотреть кошек. Моя мама Лена очень любит кошек и хочет взять одного котенка. Когда он вырастет, он будет ловить мышей. Тетя маме говорила, что их коты переловили всех мышей и кротов. Коты пользу приносят.

На даче я занимаюсь:

учу стихотворения,

читаю,

пишу дневник.

А остальное я не помню, чем я занимаюсь. Я еще учу, цифры.

До свидания. Ромена Теодоровна. Желаю. Вам здоровья, чтобы ты не болела и скорее возвращалась в Москву:

Гриша

 

Здравствуйте, дорогие Гриша и Маша!

Пишу вам письмо из Умани. Это такой город. Москва — город большой, есть метро, трамваи, троллейбусы. А Умань город маленький, здесь ничего такого пет. Надо ходить пешком из конца в конец. А пешком идти тяжело, когда стоит жара 40 градусов.

Поблизости в деревне была гроза и выпал град. Град со­стоит изо льда. Сыплет как ледяной горох с небес. Но в этой деревне град был величиной с куриное яйцо, тяжелый, как будто камни падали. Очень похожи были градины на кури­ное яйцо. Точь-в-точь такая форма. Показывали по телеви- дению.

А вчера я шла, растет на дороге дуб, и я слышу, как что-то по земле все время стучит. Подумала - опять град. А это падали желуди один за другим на асфальт, как дождь, и стучали цок-цох-цок.

Я живу в небольшом доме, дом в саду. Кругом цветы флоксы, а с дерева падают очень крупные яблоки. Все время что-то падает то яблоки, то желуди, то град.

У моих знакомых есть кот — очень умный. Он все время просится гулять, сидит у двери и ждет, когда кто-нибудь войдёт или выйдет, чтобы быстренько выскочить на улицу. Утром oн очень рано будит старенькую бабушку, подходит к ее кровати, а во рту держит веточку тоненькую, бабушка его этой веточкой пасет. Намекает ей хочу гулять, вставай, пойдем. Один раз я своими собственными глазами видела, как он в отчаянии прыгал, старался лапой достать ключ и повернуть его, видно, надеялся отпереть дверь само­стоятельно. Он уже знает мои сумки, и, когда видит, что я как будто бы собралась уходить, но стою и разговариваю, он начинает ходить вокруг сумок, как будто хочет ска­зать: «Скорее уходи, и я с тобой!»

У кота этого очень красивые белые усы, завиваются кольцами и такие же брови, а сам он черный. Он где-то пропадал, вернулся —а с одной стороны бровей-то нет! Наверное, выдрал другой кот, счастливый соперник.

На занятия ходили до самого моего отъезда Сима Щукин и Ваня Алексеев. Ваня Алексеев уже хорошо читает.

Сегодня пасмурно, все вокруг как будто грустите

До свиданья, Гриша и Маша. Будьте здоровы, привет всем вашим друзьям и родственникам.

Р.Т.

29 августа 2000 года

 

Здравствуй, Наташа!

Пишет тебе мама, а диктую я, Гриша Данишевский. Мы хорошо отдыхаем. Играем, гуляем, в беседке играем. Вчера мы с Машей играли в беседке: кричали, что у нас какой-то пожар, каким-то незнакомым дядям. Это Маша кричала. Мы с Машей порвали папины документы. Дотом нас мама наказала серьезно. Мама нас послала домой и наказала плеткой и уложила спать.

А потом вечером мы с папой и Машей пошли за молоком. А мама не пошла. Ей нужна было клубнику сажать. Мы у мамы попросили прощения за такое поведение.

У нас будет новый забор. Нам его построят рабочие. Они к нам приходят каждый раз и делают нам забор.

Наташенька, спасибо тебе за вкусный виноград киш­миш. Как здоровье, Наташа? Как дела у тебя, Наташенька? Когда ты к нам приедешь? На джипе?

До свидания, Наташенька. Привет от нас всех Диме.

Целую тебя крепко и обнимаю.

Гриша

P. S. Еще передаю привет бабе Вере. Передай ей, что я больше никогда не буду так плохо говорить.

Здравствуй, бабушка Тонечка!

Пишет тебе мама Лена, а диктую я, Гриша.

Как ты себя чувствуешь? Как отдыхаешь? Что ты де­лаешь у себя дома?

Мы уже приехали в Москву окончательно. Маша сейчас паровоз раскрашивает, а я, Гриша, занимаюсь.

Мы сегодня встали рано, чтобы папу проводить на ра­боту. Мы сегодня ходили к врачу, но не удалось попасть туда, потому что было много народу. Попадем, наверно, завтра утром рано. Завтра мы Машу отвезем в музыкальную школу, а сами будем ее ждать. А в среду мы с Машей пойдем в детский сад. А вчера приехали с дачи в Москву и сразу пошли к Алеше в гости. У него был вчера день рожде­ния. Мы подарили ему цветы и открытку. Ее нарисовала Маша. А писала мама Лена, а мы диктовали ей. У Алеши в гостях еще был Родион с мамой и папой. Мы там кушали за праздничным столом, в кубики играли, в прятки играли, мулътики смотрели. Было весело и хорошо. А папа Саша был на работе. И пришел поздно, когда мы уже были в по­стелях.

На даче мы отдыхали хорошо, гуляли, резвились, бегали. Но лето кончилось, и наступила осень. И листочки все пада­ют с деревьев. Я видел, когда мы шли по улице. Нужно хо­дить в музыкальную школу, в детский сад, к Ромене на занятия, к Ирине Анатольевне. И вообще, браться за ум. Хва­тит уже отдыхать!

До свидания, дорогая бабушка Тонечка! Желаю тебе, чтобы ты не болела, была здорова. Приезжай к нам в гости, дорогая бабушка Тонечка.

24 сентября 2000 года

 

Дорогой Вася!

Напишу тебе про одну собаку, которая неожиданно у меня появилась.

Шла я по улице в одном маленьком городе и вдруг вижу — собака лежит и умирает. Она, бедная, попала под машину. Вокруг собрались люди. Они постояли-постояли да и разошлись. Осталось трое: я, хромая старушка и молодая де­вушка. Девушка сказала: «А собачка-то моя!» - поверну­лась и ушла. Я думала, она отправилась за носилками или за кем-нибудь, кто бы отнес собачку домой. Но нет. Она не вернулась.

А было очень холодно, и я подумала: « Что же бедный пес будет околевать на улице, пусть уж умрет дома, в челове­ческих условиях». Взяла эту псину на руки— а она доволь­но-таки крупная — и кое-как поплелась домой, а за мной поковыляла хромая старушка, которая проводила нас до дверей. И я положила собаку на пол и ушла к знакомым, чтобы не видеть, как она умрет.

Пришла я — собака жива. Я поместила ее под столом. Несколько дней она ничего не ела, а потом потихоньку ста­ла поправляться, но очень медленно. Я ее выносила на руках во двор, и она лежала на травке и листьях. У нее осталось только три ноги — две передних и одна задняя, а еще одна задняя была сильно повреждена.

Между тем становилось все холоднее и холоднее. Мне надо было съездить в Москву за теплой одеждой. И я уехала.

Когда приехала, то увидела, что собака выползла в ко­ридор и лежит в темноте как мертвая, я ее зову, она не отзывается, не поднимает даже головы. Видно, она решила, что я ее бросила, и ни на что хорошее уже не надеялась. Но потом она воспрянула духом, и мы с ней стали чистить овощи для салата, потому что на завтра должны были прийти гости. Я чистила, а она лежали и смотрела.

Наступил день рожденья, ко мне приехал мальчик из Москвы, Антон, и мы с ним вывели собаку во двор и даже повели ее со двора на главную улицу. И вдруг она как пус­тится бежать на трех лапах! И убежала от нас стрелой. Она, наверное, узнала улицу и вспомнила дорогу домой, к своей прежней хозяйке.

Мы с Антоном пошли домой и видим, что гости, позво­нив в нашу дверь и не дождавшись нас, спускаются по лест­нице с вытянутыми лицами и с подарками в руках. Никто им не открыл, потому что мы бегали и искали эту собачку.

Все гости принесли в пакетах кости. Один Мальчик по­дарил мне игрушечного пуделя, а самое лучшее поздравление было такое — открытка, на ней собачка с бантиком и над­пись: «Дорогая Ромена, желаю тебе счастья и здоровья. Пусть все твои друзья будут так же преданы тебе, как твой новый четвероногий друг!»

Вася, тебе не кажется странным, что собака убежала к хозяйке, которая бросила ее помирать на улице, а про меня забыла в ту же минуту, как поняла, что я ей уже не нужна?

Ромена Теодоровна

февраль 2001 года

P.S. Вот так бывает в жизни: когда собака лежала в темноте коридора одна, она думала, что ей наступил ко­нец, и никак не предполагала, что сбудется то, о чем она уже и мечтать не смела, а именно: что она вернется в свой настоящий дом.

Здравствуй, Вася!

Пишу тебе письмо из С.-Петербурга. Здесь очень хоро­шо. Я хожу по улицам и любуюсь красотой города.

Во-первых, здесь огромное небо, во-вторых, большая река Нева. Стоишь на мосту и смотришь, как плывут обла­ка по небу. А мост - тоже красота, перекинут с одного берега па другой торжественно и величественно. Идите, люди, ходите взад-вперед, пока его не развели. А это зна­чит, что посредине образуется щель, и обе половинки моста вместе с фонарями и рельсами, по которым ходят трам­ваи, поднимутся вверх и будут стоять торчком. Вместо щели образуется дыра. Происходит это поздним вечером, так что, если опоздал перейти на другой берег, сиди и жди до утра, пока мост снова не соединится.

Вчера я шла-шла и наткнулась на странный памятник. У двери дома стоит человек (железный, не живой), на шее шарф. А рядом - стул. Настоящий стул, и тоже из железа. Это Остап Бендер из книжки. Когда-нибудь ты ее про­чтешь. Очень веселая книга и очень веселый человек. Он все искал бриллианты, добывал их из стульев. Разрежет си­денье, испортит стул -бриллиантов нет! А так ему хоте­лось их найти! Вот и здесь, в этом стуле, надеется их обна­ружить.

Еще есть памятник птичке. Поместили железную птичку-чижика над речкой Фонтанкой, можно подумать -она присела, чтобы напиться. Это чижик из песенки «Чи­ж

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.