Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Первичное нейропсихологическое обследование (П - ов )



Пациент контактен, ориентирован. Критичен, свои речевые нарушения оценивает верно. Предъявляет жалобы на произносительные трудности и трудности припоминания слов-синонимов, нарушения автоматизмов письма (подписи). Эмоциональный фон ровный. К обследованию мотивирован, диагностические пробы выполняет старательно.

Темп деятельности несколько замедлен. Патологической утомляемости, истощаемости не выявлено, пациент выдерживает 30-35 минут нагрузки. На фоне утомления отмечаются флуктуации произвольного внимания.

Пациент праворукий, случаев левшества в семье не указывает.

На обследовании:

Праксис: реципрокная координация – замедленно, без ускорения. Трудности усвоения двигательной программы в обеих руках, динамические нарушения первичного характера (1,5 балла) в обеих руках. Кинестетических нарушений не выявлено. Рисунок простой, схематичный, правильный.

Гнозис: Первичных нарушений зрительного предметного и слухового неречевого гнозиса не выявлено. Единичные негрубые ошибки в сфере оптико-пространственного гнозиса (1 балл) с самостоятельной коррекцией.

Речь. Спонтанная речь фразовая. Фраза простая, часто неоконченная, лексика частотная. Понимание обращенной бытовой речи полное. Доступно повторение изолированных звуков, серий простых звуков с единичными литеральными заменами и трудностями переключений (т-с/т-ц, с-ш/ц-ш, г-к-х/г..х-т), скандировано – сложных по слоговой структуре слов. При повторении фраз – нестойкость звуковой структуры слова (на опушке/на опюшке, убил матерого волка/убил матерного волка). Пациент правильно повторяет фразу из 10 – 11 слов. Номинативная функция речи – доступно называние предметов и действий с единичными трудностями актуализации редкочастотных слов, вербальными заменами.

При составлении фраз по сюжетной картинке – трудности планирования сложного речевого высказывания, фраза простая, правильная, лексика частотная, единичные вербальные парафазии, тенденции к стереотипиям (Мальчик исполняет…. Пропускает женщину. Сестра выключает … нет… вытрясает коврик). Понимание обращенной речи в том числе и логико-грамматических конструкций с опорой на сюжетную картинку не нарушено.

Чтение – замедленно, легкая неплавность межслоговых переключений, на объеме – нестойкость звукоряда. Пересказ – словами текста, кратко, трудности планирования развернутого речевого высказывания.

Письмо– несколько замедленно. Доступна правильная запись слов со сложной слоговой структурой (на фоне усиления произвольного контроля). При записи фраз (на объеме) – тенденция к ошибкам по типу антиципации букв, ошибки по типу пространственной схожести букв (б/д, б/в), недописывание окончаний. Возможно самостоятельное составление фраз с заданными словами, легкий аграмматизм (Кот поднял хвост и вышел в двери. Шляпа спасает от пыли, когда есть ветер.)

Память. Зрительная – на уровне нижней границы нормы. Объем слухо-речевой памяти сужен до 5-ти элементов. Заучивание непродуктивно, с тенденцией к инертности. Избирательность не нарушена.

Т.о. данная нейропсихологическая симптоматика указывает на поражение заднелобных, задневисочных и височно-теменных отделов левой гемисферы, дисфункцию неспецифических субкортикальных структур.

Нейропсихологический статус:

1. Эфферентно-афферентная моторная афазия.

2. Мануальная динамическая апраксия (1,5 балла).

3. Оптико-пространственная агнозия (1 балл).

4. Нарушения нейродинамического аспекта психической деятельности.

 

Д 1995 г.р. (9 лет) первично поступил в ЦПРиН (04.04.05) с диагнозом : последствия тяжелой открытой проникающей ЧМТ (24.12.04, находясь на заднем сиденье автомобиля, при ДТП вылетел через стекло машины). Ушиб головного мозга тяжелой степени выраженности с формированием геморрагического очага в теменно-височной области слева.

Учится в третьем классе. Живет в семье (родители, два брата и бабушка), отношения в семье хорошие.

Ребенок праворукий, случаев левшества в семье мама не указывает.

На обследовании:

Мальчик охотно вступает в контакт, ориентировка в месте достаточная, времени -неполная. На обследование сопровождается мамой или бабушкой. Поведение в целом адекватное, понимает, что находится на приеме у специалиста. Эмоционально лабилен. Самостоятельно жалоб не предъявляет, при расспросах жалуется, что трудно составлять рассказы.

На обследовании несколько нецеленаправлен, отвлекаем, при выполнении заданий необходим контроль со стороны специалиста, произвольный контроль недостаточен. Утомляем, выраженно истощаем в рамках одного вида деятельности. Темп деятельности неравномерный. На фоне утомления – растормаживается, нарастает двигательная расторможенность, «полевое поведение», дурашливость. Период продуктивной работы – 10 – 15 минут. Затем сконцентрировать внимание ребенка и мотивировать его продолжить выполнять диагностические пробы практически невозможно. Нарастает инертность, трудности включения в задание, непонимание простой обращенной речи.

При исследовании психических функций выявлено:

Праксис: реципрокная координация – сбои на ускорении темпа выполнения пробы. Трудности усвоения двигательной программы («кулак-ребро-ладонь»), неплавность двигательных переключений (1,5 балла). Снижение двигательной памяти. Затруднена смена стереотипа при усвоении новой двигательной программы, персеверации. Кинестетический праксис – нарушения первичного характера в обеих руках (1 балл), пространственные нарушения (больше в левой руке – 2 балла). Самостоятельный рисунок схематичен, уплощен, проекционные ошибки.

Гнозис: зрительный, слуховой неречевой – без грубых нарушений. Затруднено опознание неоконченных и наложенных изображений (1,5 – 2 балла), воспроизведение ритмических структур (сужение объема слухо-речевой памяти и трудности переключения слухового внимания). Нарушения оптико-пространственного гнозиса первичного характера (1,5 – 2 балла). Доступно правильное копирование рисунка дома, куба, стола, складывание простых схем из кубиков Кооса (под руководством специалиста). Стереогнозис – без нарушений. Соматогнозис – без нарушений.

Речь. Обращенную простую речь понимает. Инструкции к диагностическим пробам понимает не всегда. На фоне утомления – отчуждение смысла слова, трудности включения в обращенную речь. Самостоятельная речь представлена короткими ответами на вопросы (отдельные слова и словосочетания, обрывки частотных фраз «У меня еще это…сон многно…четыре ночь»).

Доступно повторение изолированных звуков, серий из 2-х звуков (с литеральными парафазиями и персеверациями: а-о/+, б-п/+, к-х/+, в-ф/…в-х, г-к-х/г…х-к), простых слов с литеральными заменами, неплавностью межслоговых переключений, пропусками букв и слогов на стечении согласных (дом/+, стол/стул, коридор/кА-ри-тор, милиционер/ми-лио-ционер, ми-ли-ца-нер, университет/у-ни-цер), фраз из 3 – 5 простых слов (Охотник убил волка).

Доступно называние частотных предметов (дом, дорога, часы, очки). Затруднена актуализация редкочастотных слов (сито, руль, перо, прищепка и пр), нестойкость звукоряда (луна/па-лето(планета), пальто/ладежана (одежда), копает/плакает). Называние слов, обозначающих действия возможно только в условиях звуковой или контекстной подсказки, выраженный глагольный дефицит. Затруднено также и составление фраз: предикативный дефицит, аграмматизм (Девочка с ножом…кобаски….(девочка режет колбасу), Мелочки….снежки….комок… как снеговик (дети лепят снеговика)).

Доступно понимание слов, обозначающих предметы и действия в объеме 1 – 2 слов, простых фраз (с указанием нужной картинки), на большем объеме – отчуждение смысла слова, потеря элемента. Значительно затруднено осмысление и понимание логико-грамматических конструкций.

Чтение – дезавтоматизировано, носит угадывающий характер, сопровождается специфическими произносительными трудностями, искажением ударности.

Письмо– нарушен звуко-буквенный анализ, доступна запись под диктовку отдельных букв, простых слов (дом, кит, мама). В более сложных по структуре словах – литеральные замены, пропуск букв и слогов.

Счет – выполняет арифметические действия в пределах сотни, доступна запись простых чисел, их сравнение. Вместе с тем при выполнении счетных операций – негрубая первичная акалькулия (специфические ошибки при счете с переходом через десяток). Затруднена запись и чтение сложных многозначных чисел.

Память– сужение объема слухо-речевой памяти до 3 – 4 элементов, при заучивании ряда слов – привнесения по созвучию, инертные ошибки. Объем зрительной памяти – в пределах нижней границы нормы.

Т.о. нейропсихологическая симптоматика указывает на поражение заднелобных отделов левой гемисферы мозга, нижнетеменных и теменно-затылочных отделов коры обоих полушарий мозга, неспецифических структур мозга (включая медиальные отделы лобно-височной коры), префронтальных отделов мозга.

Нейропсихологический статус:

1. Нарушение нейродинамических параметров психической деятельности (инертность, инактивность, утомляемость, истощаемость).

2. Эфферентная моторная афазия.

3. Акустико-мнестическая афазия.

4. Семантическая афазия.

5. Легкая сенсорная афазия.

6. Динамическая мануальная апраксия (1,5 балла).

7. Кинестетическая мануальная апраксия (1 балл).

8. Оптико-пространственная апрактоагнозия (1,5 – 2 балла).

9. Предметная зрительная агнозия негрубой степени.

10. Акалькулия негрубой степени.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.