Пациент поступает в стационарное отделение ЦПРиН повторно, лечение в предыдущие госпитализации (2000, 2001, 2003, 2004 гг) с положительной динамикой. Инвалид второй группы, не работает. Учащийся 2-го курса электротехнического техникума.
Пациент контактен, охотно соглашается на обследование. Критика к собственному состоянию и допускаемым ошибкам снижена. Эмоциональные реакции незрелы, инфантильны (не к месту громко смеется, улыбается). Круг интересов ограничен. Обследование воспринимает не как ситуацию экспертной оценки, а как возможность пообщаться со специалистом.
Поведение в ситуации обследования правильное. Однако отмечается недостаточность произвольного контроля в виде элементов «полевого поведения», флуктуаций произвольного внимания. Патологической утомляемости, истощаемости не выявлено. Отмечается тенденция к персеверациям, нарастающая во время выполнения сложных видов деятельности на занятии.
Праворукий, случаев левшества в семье не указывает.
На обследовании:
Орально-артикуляционный праксис – без грубых нарушений. Пальцевый кинестетический праксис – единичные ошибки на фоне снижения произвольного контроля и тенденции к импульсивности, возможна коррекция по подсказке. Трудности самостоятельного усвоения и удержания двигательной программы, графические серийные пробы – с негрубой тенденцией к персеверациям.
Простые виды зрительного предметного и слухового неречевого гнозиса – без патологии. Координатные ошибки при выполнении сложных проб на оценку оптико-пространственного праксиса и гнозиса (1 балл).
Объем слухо-речевой памяти – 6 элементов. При заучивании – нарушения избирательности (привнесения по звуковому и смысловому сходству), тормозимость следа под воздействием интерференции. Объем зрительной памяти- 5 элементов, тенденция к контаминациям при воспроизведении.
Речь: спонтанная речь фразовая, готовность к речевому общению высокая. Темп речи быстрый, в речевом потоке смысловые интонации несколько невыразительны. Произносительных трудностей, имеющих в основе нарушения кинетического и кинестетического факторов, не выявлено. Словарь существенно не обеднен, в спонтанной речи выявляется тенденция к использованию речевых выражений-штампов. Фразы по сюжетной картинке – различной структуры, правильные. Доступен пересказ прочитанного текста с опусканием деталей повествования, привнесением новых деталей, включаемых в смысловую канву.
Фонематический анализ первично не нарушен. Пациент правильно понимает простые и сложные логико-грамматические речевые конструкции (несколько увеличено время осмысления сложных конструкций).
Доступна запись слов, фраз и текстов под диктовку. Специфических ошибок на письме не выявляется, тенденция к микрографии, «грязь» на письме. Доступно составление и запись простых фраз с заданными словами.
Интеллектуальная деятельность: сохранно представление о числе, его порядковой и количественной характеристике. Пациент выполняет счетные операции, правильно сравнивает многозначные числа. Решение арифметических задач предваряется утрированным экстериоризированным анализом их условий, часто решение импульсивно, неверно. При выполнении тестов на вербально-логическое мышление выявляется снижение уровня обобщения, трудности подбора обобщающего слова, опора на несущественные, но перцептивно яркие признаки предметов. Затруднено толкование пословиц и поговорок, понимание переносного смысла фразеологических выражений.
Т.о. данная нейропсихологическая симптоматика указывает на дисфункцию префронтальных, теменно-затылочных, височных отделов коры левой гемисферы мозга, патологическую заинтересованность субкортикальных структур мозга.
Нейропсихологический статус:
1. Интеллектуально-мнестические нарушения.
2. нарушение нейродинамического компонента психической деятельности.