Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

программы четвертого года обучения



Тематическое планирование Часы Деятельность учащихся Формирование УУД
1. Вводное занятие. Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.   2 ч. Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников. Понимать и пересказывать и тексты о природе.   Познавательные Общеучебные действия · Знаково-символические; · Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; У П логические Д · Анализ объектов · Выбор критериев для сравнения Коммуникативные УУД · Постановка вопросов; · Умение выражать свои мысли полно и точно; · Разрешение конфликтов. Регулятивные УУД · Целеполагание; · Волевая саморегуляция
2. Тайны за горизонтом Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский). Практические работы с картой.   4 ч. Понимать тексты об исторических событиях. Выбирать вид деятельности. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения).   Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации Познавательные Общеучебные действия · Знаково-символические; · Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; У П логические Д · Анализ объектов · Выбор критериев для сравнения Коммуникативные УУД · Постановка вопросов; · Умение выражать свои мысли полно и точно; · Разрешение конфликтов. Регулятивные УУД · Целеполагание; · Волевая саморегуляция Личностные · самоопределение
3. Жили-были динозавры... и не только они Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана. Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. Практическая работа: рассматривание окаменелостей. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей. 5 ч. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных в Древнем мире. Рассказывать о жизни в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. Сравнивать и различать современный и Древний мир. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения. Различать растения и животных современного мира и Древнего мира, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности древних растений и животных. Уметь составлять рассказ о пошлом. Познавательные Общеучебные действия · Знаково-символические; · Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; · Выделение познавательной цели; · Выбор наиболее эффективного способа решения; · Смысловое чтение; У П логические Д · Анализ объектов · Выбор критериев для сравнения; · Синтез как составление частей целого; · доказательство Коммуникативные УУД · Постановка вопросов; · Умение выражать свои мысли полно и точно; · Разрешение конфликтов. · Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД · Целеполагание; · Волевая саморегуляция · Оценка; · Коррекция Личностные УУД · Смыслополагание. · самоопределение
4. Тайны камней. Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль. Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.). Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.   4ч. Характеризовать камни. Анализировать свойства камней и их внешний вид. Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Обсуждать в группах полученные сведения Познавательные Общеучебные действия · Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; · Выделение познавательной цели; · Выбор наиболее эффективного способа решения; · Смысловое чтение; У П логические Д · Анализ объектов · Синтез как составление частей целого; · Доказательство; · Установление причинно-следственных связей; · построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД · Постановка вопросов; · Умение выражать свои мысли полно и точно; · Разрешение конфликтов. · Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД · Целеполагание; · Волевая саморегуляция · Оценка; · Коррекция Личностные УУД Смыслополагание.
5. Загадки растений История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.). Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.   5 ч. Понимать тексты о исторических открытиях. Описывать внешний вид, характерные особенности экзотических фруктов, распространенных дикорастущих растений. Группировать объекты живой природы по отличительным признакам. Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Обсуждать в группах полученные сведения. Познавательные Общеучебные действия · Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; · Выделение познавательной цели; · Выбор наиболее эффективного способа решения; · Смысловое чтение; У П логические Д · Анализ объектов · Синтез как составление частей целого; · Доказательство; · Установление причинно-следственных связей; · построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД · Постановка вопросов; · Умение выражать свои мысли полно и точно; · Разрешение конфликтов. · Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД · Целеполагание; · Волевая саморегуляция · Прогнозирование уровня усвоения · Оценка; · Коррекция Личностные УУД Смыслополагание.
6. Утконос и компания История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.). Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными. 3 ч. Понимать тексты о исторических открытиях. Описывать внешний вид, характерные особенности удивительных животных.. Группировать объекты живой природы по отличительным признакам. Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Обсуждать в группах полученные сведения. Регулятивные УУД · Целеполагание; · Волевая саморегуляция · Прогнозирование уровня усвоения · Оценка; · Коррекция Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебные действия · Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; · Выделение познавательной цели; · Выбор наиболее эффективного способа решения; · Смысловое чтение; У П логические Д · Анализ объектов · Синтез как составление частей целого; · Доказательство; · Установление причинно-следственных связей; · построение логической цепи рассуждений  
7. Планета насекомых Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Охрана насекомых. Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.   4 ч. Понимать тексты в стиле научных статей. Описывать внешний вид, характерные особенности насекомых.. Группировать насекомых по отличительным признакам. Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Обсуждать в группах полученные сведения. У П логические Д · Анализ объектов · Синтез как составление частей целого; · Доказательство; · Установление причинно-следственных связей; · построение логической цепи рассуждений Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебные действия · Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; · Выделение познавательной цели; · Выбор наиболее эффективного способа решения; Регулятивные УУД · Целеполагание; · Волевая саморегуляция · Прогнозирование уровня усвоения · Оценка; · Коррекция  
8. Загадки под водой и под землей. Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.   5 ч.   Понимать тексты в стиле научных статей. Описывать внешний вид, характерные особенности подводного животного и растительного мира . Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Обсуждать в группах полученные сведения.   Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной) Личностные УУД · Смыслополагание. · Самоопределение Регулятивные УУД · Оценка; Коммуникативные УУД · Постановка вопросов; · Умение выражать свои мысли полно и точно; · Разрешение конфликтов. · Управление действиями партнера (оценка, коррекция)
Что такое НЛО? Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.   1ч.     Понимать тексты в стиле научных статей. Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Обсуждать в группах полученные сведения. Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной) Личностные УУД · Смыслополагание. · Самоопределение Регулятивные УУД · Оценка; Коммуникативные УУД · Постановка вопросов; · Умение выражать свои мысли полно и точно; · Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера (оценка, коррекция)
Заключение Что мы узнали и чему научились за год.         1ч. Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае. Уметь выполнять правила поведения в природе Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Анализироватьвлияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу) Оцениватьконкретные примеры поведения в природе   Регулятивные УУД · Целеполагание; · Волевая саморегуляция · Прогнозирование уровня усвоения · Оценка; · Коррекция Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебные действия · Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; · Выделение познавательной цели; · Выбор наиболее эффективного способа решения; · Смысловое чтение; У П логические Д · Анализ объектов · Синтез как составление частей целого; · Доказательство; · построение логической цепи рассуждений  

 

Наименование разделов и тем Количество часов
общее на экскурсии на практические работы
Вводное занятие.      
Тайны за горизонтом  
Жили-были динозавры... и не только они
Тайны камней
Загадки растений
Утконос и компания  
Планета насекомых
Загадки под водой и под землей
Что такое НЛО?    
Заключение    
Итого

 


Список литературы для учителя

1. Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу.- М.: Учпедгиз, 1955

2. Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: Просвещение, 1998

3. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2007

4. Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Харьков: Ранок, 2007

5. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005

6. Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.№5, _ М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006

7. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев – М.: Просвещение, 2007

8. Тихомирова Е.М. Мир вокруг нас: Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 1 класс– М.: Экзамен, 2007

9. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317с. – ( Стандарты второго поколения).

 


Список литературы для обучающихся

1. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007

2. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002

3. Плешаков А. А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2007

4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 1 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2008

5. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2007




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.