№
разд
| Тематическое планирование
| Часы
| Деятельность учащихся
| Формирование УУД
|
1.
| Что такое экология?
Организм и окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение сущности и значения экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с малярийными комарами на острове Калимантан. (С помощью ядохимиката ДДТ уничтожили малярийных комаров. Однако яд, передаваясь по пищевой цепочке «тараканы — ящерицы — кошки», вызвал гибель кошек, что привело к появлению множества крыс. Для восстановления равновесия пришлось завозить на остров кошек.)
| 1 ч.
| Знать понятие об экологии, простейшую классификацию экологических связей.
Уметь разъяснять сущность и значение экологии.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
| Познавательные
Общеучебные действия
· Знаково-символические;
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Выбор критериев для сравнения
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
|
2.
| Как распознавать растения и животных ближайшего природного окружения?. Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Использование с этой целью атласа-определителя «От земли до неба». Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.
| 3 ч.
| Понимать тексты о природе.
Описывать встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных).
Характеризовать признаки схожих видов.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания..
Проводить групповые наблюдения.
Работать в группе.
Выбирать вид деятельности.
| Познавательные Общеучебные действия
· Знаково-символические;
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Выбор критериев для сравнения
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
Личностные
· самоопределение
|
3.
| Кому угрожает исчезновение? Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.)
| 1 ч.
| Группировать (классифицировать)
объекты живой природы по отличительным признакам.
Характеризовать виды изученных представителей редких организмов.
Описывать их внешний вид.
Характеризовать условия, необходимые для жизни организмов.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.
Уметь объяснять причины сокращения численности этих живых существ.
| Познавательные Общеучебные действия
· Знаково-символические;
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
· Смысловое чтение;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Выбор критериев для сравнения;
· Синтез как составление частей целого;
· доказательство
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
· Управление действиями партнера( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Оценка;
· Коррекция
Личностные УУД
· Смыслополагание.
· самоопределение
|
4.
| Как охранять природу? Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (знакомство с 3—4 конкретными заповедниками по выбору учителя и учащихся).
| 2 ч.
| Знать охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения
| Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
· Смысловое чтение;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
· Управление действиями партнера( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Оценка;
· Коррекция
Личностные УУД
Смыслополагание.
|
5.
| Какова роль неживой природы в жизни живого? Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и теневыносливые растения. Роль света в жизни животных. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.
| 3 ч.
| Классифицировать теплолюбивые и холодостойкие растения .
Приводить примеры Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.
Выполнять групповые задания
| Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
· Смысловое чтение;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
· Управление действиями партнера( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
Личностные УУД
Смыслополагание.
|
6.
| Есть лижизнь в почве? Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты — типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
| 1 ч.
| Познакомиться с живыми обитателями почвы.
Характеризовать особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
| Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
· Смысловое чтение;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
|
7.
| Как разнообразен мир природы? Многообразие растений: знакомство с интересными представителями изученных на уроках групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные (речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы). (Перечень групп и объектов может быть изменен учителем.).
| 4 ч.
| Проводить групповые наблюдения.
Раскрывать возможности массовой информации.
Понимать и пересказывать и тексты о природе.
Характеризовать условия, необходимые для жизни различных животных.
| У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
|
8.
| Что такое экологическая пирамида? Экологические связи в живой природе на примере дубового леса («дуб и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере дубового леса и других примерах по усмотрению учителя). Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни дубового леса: желуди дуба — лесные мыши — сова). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковина улитки, сходство мух-осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи и другие примеры по выбору учителя).
| 4 ч.
|
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения.
Анализировать связи в живой природе.
Знать о экологической пирамиде, пищевой сети и их значении для охраны природы.
Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной)
| Личностные УУД
· Смыслополагание.
· Самоопределение
Регулятивные УУД
· Оценка;
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
· Управление действиями партнера (оценка, коррекция)
|
9.
| Кого и что надо охранять? Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений. Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.) История спасения бобра, соболя, стерха — примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (знакомство с 3—4 конкретными ботаническими садами и зоопарками нашей страны и мира по выбору учителя и учащихся).
| 5ч.
| Знать условия, необходимые для жизни животных
Понимать и пересказывать и тексты о природе.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Работать с текстом и иллюстрациями учебника
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения.
Анализировать причины сокращения численности этих животных и меры их охраны
Уметь приводить примеры активных действий человека по охране животного мира.
| У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
|
| Мастерим домики для птиц Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
| 1ч.
| Моделировать в ходе практической работы условия жизни птиц
|
|
| Учимся передавать свои знания другим ребятам . Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых. Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам. Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.
| 3ч.
| Моделировать в ходе практической работы условные обозначения правил поведения в природе и экологических памяток.
Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворе-ния познаватель-ных интересов
Уметь выполнять правила поведения в природе.
Анализироватьвлияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу)
Оцениватьконкретные примеры поведения в природе
| У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
|
| Влияет ли состояние природы на здоровье человека? Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.). Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (очистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных без применения опасных веществ, и т. д.).
1.
| 2ч.
| Анализироватьвлияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и дополнительных источников
| У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
|
| Как уберечь человечество от экологической катастрофы? Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Исключение загрязненного района из использования как места отдыха людей. Долговременные последствия аварии нефтеналивного судна. Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС). Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу. Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.
| 2ч.
| Уметь использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворе-ния познаватель-ных интересов
Анализироватьвлияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
| У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
|
| Подводим итоги нашей работы за год Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности по факультативному курсу.
|
| Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае.
Уметь выполнять правила поведения в природе
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Анализироватьвлияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу)
Оцениватьконкретные примеры поведения в природе
| У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня
·
|