Повышение эффективности обучения юных ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам на основе учёта возрастной структуры соревновательной деятельности
Информация о деятельности спортсмена в период непосредственного преодоления им дистанции служит основой для постановки цели и задач подготовки, выбора средств и методов их реализации. При достаточно полной обоснованности соревновательной деятельности (СД) высококвалифицированных ориентировщиков (В.В. Костылев, 1999; В.А. Редреев, 1999; О.А. Москалев, Н.Д. Васильев, 2000; В.В. Чешихина, 2006; O. Karkkainen, O. Paakkonen, 1989), на примере юных спортсменов СД практически не рассматривалась (Ф.С. Уховский, 1995; В.Л. Елизаров, 2000). Поэтому одним из основных направлений оптимизации управления тренировкой ориентировщиков является изучение структуры соревновательной деятельности с позиций системного подхода. На необходимость построения тренировочного процесса, исходя из его соответствия структуре СД, указывают многие специалисты (Л.П. Матвеев, 1977; М.Я. Набатникова, 1982; В.Н. Платонов, 1986; В.В. Суворов, 2007).
Для изучения соревновательной деятельности в ориентировании бегом нами анализировались дистанции на протяжении с 1993 по 2005 гг., оценивались пути движения участников, структура соревновательных трасс и другие показатели. В общей сложности было изучено более 600 соревнований, которые проводились в России, странах СНГ и Европы. В том числе в основных Центрах ориентирования РФ, таких как Москва, Санкт-Петербург, Псков, Нижний-Новгород, Калининград, Смоленск, Железноводск, Орёл, Брянск, Рязань, Курск. Также анализировались соревнования, проводимые в Латвии, Украине, Швеции и Финляндии.
Объективная регистрация соревновательной деятельности, анализ её состава и структуры позволили установить, что основными качественными и количественными показателями СД ориентировщиков являются: а) объём технико-тактических действий; б) эффективная и фактическая скорость бега; в) скорость отметки на КП; г) коэффициент удлинения дистанции (табл. 8-9).
Анализ СД показал, что на этапе предварительной подготовки в спортивном ориентировании (возрастная группа МЖ-10) происходит формирование исходных предпосылок соревновательной деятельности. Во время преодоления дистанции юные спортсмены осуществляют простейший выбор пути. Часто перегоны с выбором пути чередуются с перегонами, где нет необходимости в таком выборе (65,3% – это бег по линейным ориентирам). Основа ориентирования на этапе предварительной подготовки – это умение читать карту, не задумываясь над скоростью передвижения, поэтому эффективная скорость у ориентировщиков 9-10 лет невысока и изменяется в пределах от 0,86 до 1,76 м/с у мальчиков и от 0,38 до 1,42 м/с у девочек.
Таблица 8. Изменение структуры СД у ориентировщиков 10-18 лет
при преодолении беговых классических дистанций заданного направления
Характеристики структуры соревновательной деятельности
Возрастные группы
М-10(n=45)
М-12(n=79)
М-14(n=103)
М-16(n=82)
М-18(n=62)
Длина дистанции, м
2525,0
±262,8
3120,0
±275,1
4216,2
±235,3
6378,8
±655,5
10800,1
±2518,5
Количество КП
5,2±0,3
7,3±0,6
9,5±0,5
14,2±1,1
22,4±5,5
Коэффициент удлинения
2,1
2,3
2,2
2,2
1,09
Эффективная скорость, м/с
1,25
±0,45
1,33
±0,26
1,85
±0,36
1,93
±0,27
2,82
±0,3
Длинные перегоны, в %
2,8
2,4
2,5
4,7
7,5
Средние перегоны, в %
51,3
45,4
44,3
45,3
38,2
Короткие перегоны, в %
45,9
52,2
53,2
50,0
54,3
Проведённые исследования позволили также установить особенности СД на этапе начальной спортивной специализации, который рассматривается как начало фундаментальной подготовки (возрастная группа МЖ-12). Длина дистанции увеличивается в среднем на 23,6% у юношей и на 63,8% у девушек. В зависимости от рельефа местности протяжённость соревновательных трасс изменяется в пределах от 2900 до 5500 метров у юношей и от 1830 до 4050 метров у девушек (табл. 9).
Таблица 9. Изменение структуры СД у ориентировщиц 10-18 лет
при преодолении беговых классической дистанции заданного направления
Характеристики структуры соревновательной деятельности
Возрастные группы
Ж-10 (n=38)
Ж-12 (n=43)
Ж-14 (n=63)
Ж-16 (n=49)
Ж-18 (n=44)
Длина дистанции, м
1622,5
±908,5
2657,7
±912,4
3305,4
±605,6
4405,6
±954,3
6527,7
±942,7
Количество КП
4,1±1,2
5,2±1,1
7,7±1,5
8,6±3,1
16,1±5,8
Коэффициент удлинения
1,42
1,26
1,23
1,16
1,12
Эффективная скорость, м/с
0,98
±0,51
1,19
±0,38
1,65
±0,43
1,91
±0,31
2,02
±0,2
Длинные перегоны, в %
1,9
6,1
3,2
2,6
6,2
Средние перегоны, в %
39,2
52,8
35,1
52,0
30,8
Короткие перегоны, в %
58,9
41,1
61,7
45,4
63,0
Повышение сложности соревновательных дистанций выражается в увеличении доли такого способа ориентирования, как движение по точному чтению карты (до 26,8%) и в постановке контрольных пунктов в микроямках (18,1%) и ямах (11,3%). Возрастает эффективная скорость бега по дистанции (на 6,4%) и достигает, в среднем, 1,33 м/с у юношей и 0,91 м/с у девушек. Заметно снижается (до 39,8%) применение такого способа ориентирования, как бег по линейному ориентиру (табл. 10). Возрастает с 24,3 до 43,1% количество перегонов между контрольными пунктами, на которых применялось несколько способов ориентирования.
Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта (возрастная группа МЖ-14) характеризуется дальнейшим увеличением длины дистанции, в среднем на 35,1% и эффективной скорости до 1,85±0,36 м/с у юношей и 1,70±0,39 м/с у девушек. При детализации показателей соревновательной деятельности на данном этапе обнаруживается немало пробелов и неопределённостей. Например, уменьшается применение такого способа ориентирования, как движение по точному чтению карты (до 19,6%), практически не изменяется соотношение длинных, средних и коротких перегонов. Всё это отрицательно влияет на дальнейшее спортивное совершенствование юных спортсменов.
Таблица 10. Объём применяемых технических действий у юных спортсменов-ориентировщиков при преодолении соревновательных дистанций (в %)
Способы ориентирования
Возрастная группа
М-10 (n=45)
М-12 (n=79)
М-14 (n=103)
М-16 (n=82)
М-18 (n=62)
Бег по линейному ориентиру
65,3
39,8
41,8
34,1
20,2
Бег по точному азимуту
2,1
7,4
10,2
8,3
1,7
Бег по направлению
6,6
4,4
4,4
5,0
-
Бег по азимуту с чтением карты
2,1
17,6
24,0
24,2
30,6
Бег по точному чтению карты
23,9
30,8
19,6
28,4
47,5
Установлено, что структура СД в возрастной группе МЖ-16 претерпевает дальнейшее усложнение. До 4,7% увеличивается количество длинных перегонов, а в совокупности приёмов и способов ориентирования доминирующее положение занимает точное чтение карты и бег по азимуту с чтением карты (52,6%).
Анализ соревновательной деятельности показал, что наибольшую сложность, на всех этапах подготовки, вызывает такой способ ориентирования, как движение по точному азимуту. Применение данного способа ориентирования потребовало от юных спортсменов затрат времени, в среднем, от 5 мин 33 с до 6 мин 10 с на один километр. Самую высокую скорость (от 3 мин 47 с до 4 мин 45 с на км) развивают спортсмены при беге по линейному ориентиру. Этот способ наиболее часто (35-70%) применяется ориентировщиками 9-14 лет (табл. 11).
Рассматривая скорость передвижения ориентировщиков на различных участках дистанции, следует отметить, что диапазон скоростей в возрастной группе М-16 изменяется от 2,23 до 3,89 м/с в начале дистанции и от 2,12 до 4,43 м/с в зоне устойчивого ориентирования. Финишный участок спортсмены проходят более внимательно, поэтому разброс скорости уменьшается, и разница составляет не более 1,1-1,2 м/с. В группе МЖ-18 наблюдается более значительное изменение скорости передвижения. Диапазон скорости изменяется от 1,41 до 5,01 м/с. Такие изменения, в первую очередь, связаны со значительным усложнением СД, что выражается в доминирующем преобладании точного чтения спортивной карты (47,5%), как основного способа ориентирования.
Становление СД ориентировщиков характеризуется снижением суммарных потерь времени при преодолении соревновательных дистанций и изменением структуры этих потерь. На начальных этапах тренировки основными причинами потерь времени являются: 1) ошибки, в основе которых недостаток концентрации (30-36%); 2) превышение оптимальной интенсивности бега (25-30%); 3) неумение вести постоянный контроль своего местонахождения (20-24%). По мере повышения квалификации спортсменов значительно уменьшаются ошибки и специфические затраты времени при отметке на КП, выходе на «привязку» и грубом контроле своего местоположения.
Таблица 11. Изменение фактической скорости передвижения ориентировщиков в зависимости от способа ориентирования и участка дистанции (Х±σ)
Показатели соревновательной деятельности
Возрастная группа
М-14
(n=36)
М-16 (n=28)
М-18 (n=47)
Бег по линейному ориентиру, м/с
3,55±0,57
3,68±0,37
4,49±0,54
Бег по азимуту с чтением карты, м/с
2,61±0,65
3,50±0,54
3,68±0,28
Бег по точному чтению карты, м/с
2,13±0,56
3,07±0,47
3,73±0,80
Бег по точному азимуту, м/с
2,06±0,84
2,73±0,41
3,01±0,72
Зона врабатывания (первые 3 КП), м/с
2,33±0,47
3,10±0,42
3,24±1,11
Зона устойчивого ориентирования, м/с
2,32±0,98
3,35±0,55
3,11±0,57
Финишный участок (последние 3 КП), м/с
2,77±0,91
3,32±0,46
3,15±0,88
Таким образом, можно констатировать, что с возрастом изменяется структура основных компонентов СД. На начальных этапах тренировки преобладают ТТД, связанные с надёжным определением своего местоположения на местности. В дальнейшем происходит перераспределение структурных элементов СД в сторону увеличения объёма применения основных способов ориентирования. Анализ корреляционных связей между соревновательным результатом ориентировщиков и ведущими ТТД позволил нам дифференцировать те характеристики, которые в значительной степени влияют на скорость передвижения по дистанции. Это точность и скорость чтения спортивной карты, т.е. выбор оптимального пути движения, определение и контроль направления движения, определение и контроль расстояния (рис. 1).
0,421 -0,608 0,527
0,573 0,411 0,511
0,766
0,468 0,530
-0,523
-0,418 -0,523 0,551
0,523
0,539 0,613 0,757
0,673 -0,847
0,570 0,599 0,514 -0,633
0,689
n > 25
P< 0,05 r=0,396
P< 0,01 r=0,505
Рис. 1. Корреляционный граф, характеризующий взаимосвязи между интегративными параметрами СД и параметрами, верифицирующими психомоторный потенциал спортсменов-ориентировщиков (МС-КМС):
Анализ возрастных особенностей взаимосвязи исследуемых параметров структуры соревновательной деятельности показал, что, начиная с 13-14-летнего возраста, наблюдается положительная динамика зависимости успешности СД от разносторонности технико-тактической подготовленности (r=0,564-0,688; Р<0,05). При этом степень взаимосвязи всех способов ориентирования между собой в дальнейшем возрастает (r=0,651-0,734). Наиболее выражено данные закономерности прослеживаются у спортсменов-ориентировщиков 16-18 лет (r=0,872-0,960; Р<0,01).
Основываясь на результатах проведённых исследований, рекомендуется при управлении тренировочным процессом ставить конкретную задачу, которая достаточно строго регламентирует действия ориентировщика. Такой подход даёт возможность подготовить спортсмена к безошибочному преодолению дистанций и значительно повысить эффективность процесса обучения. «Технологичные»
трассы условно можно разделить на несколько видов: а) дистанция-указатель; б) дистанция-ограничитель; в) направляющая дистанция; г) трассы, развивающие психическую готовность; д) «непроходимая дистанция». Технологичная дистанция должна отвечать одному обязательному условию: её затруднительно пройти, не выполнив строго определённых технических действий (табл. 12).
Таким образом, при переходе от детского возраста к взрослому, последовательность переноса преимущественной направленности технической подготовки у ориентировщиков в зависимости от структуры СД должна быть следующей: а) этап предварительной подготовки (9-11 лет) – изучение условных знаков спортивной карты, масштаб карты, держание карты. Восприятие отдельных элементов местности и их сличение с картой. Техника снятия азимута с карты, техника движения по азимуту, ориентирование карты. Выбор простейшего пути движения между контрольными пунктами (КП). Техника измерения расстояний на местности и на карте. Чтение объектов с линейных ориентиров. Ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами; б)
этап начальной спортивной специализации (11-13 лет)–формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений. Грубое ориентирование на длинных этапах с тормозными
ориентирами. Точное ориентирование на коротких этапах. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Тактическое чтение карты; в) этап углубленной тренировки (13-15 лет) – достижение автоматизма и стабилизация выполнения основных приемов и способов ориентирования. Совершенствование координационной и ритмической структуры бега с картой по местности различного типа. Детальное чтение рельефа на соревновательной скорости. Выбор пути движения через точечные ориентиры. Стратегическое чтение спортивной карты; г) этап спортивного совершенствования (16 лет и старше) – в основе технической подготовки ориентировщиков данного возраста должны лежать модели соревновательной деятельности и тренировки в соревновательном режиме. Проводится отработка технических приёмов на соревновательной и выше соревновательной скоростях. Совершенствуется системное восприятие карты и местности на фоне недостатка информации.
Таблица 12. Схема применения обучающих дистанций в тренировочном процессе ориентировщиков с учётом возрастных особенностей соревновательной деятельности
Этапы подготовки
Упражнения для совершенствования технико-тактической подготовленности
Этап предвари-тельной
подготовки
(9-11 лет)
Дистанция-указатель (А).Ориентирование по тропинкам. Ориентирование с тропинки на тропинку. Дистанция на освоение техники измерения расстояний на местности пар шагами.
Дистанция-ограничитель (Б).Дистанция по рельефной карте. Дистанция по карте с одной дорожной сетью. Дистанция по «белой» карте. Маркированная дистанция.
Этап начальной спортивной специализации
(11-13 лет)
Дистанция-ограничитель (Б) используется на протяжении всего этапа.
Направляющая дистанция (В). Дистанция с подробным чтением карты, затем необходимо преодолеть эту же дистанцию на высокой скорости. Дистанция по «нитке» с отметкой КП. Дистанция с длинными этапами (не менее 1 км) между КП. Дистанция с предварительным анализом до старта всех этапов между КП. Повторное прохождение дистанции. Дистанции по «черной» карте. Прохождение дистанции в заданном направлении по карте с коридором следования.
Этап углубленной тренировки
(13-15 лет)
Дистанции Б и Виспользуются на протяжении всего этапа.
Дистанции, развивающие психическую готовность (Г).Пройти дистанцию в заданном направлении с общего старта. Дистанция по памяти в заданном направлении (можно пользоваться картой, вывешенной только на старте и очередном КП). Преодолеть на максимально возможной скорости тренировочную трассу с наиболее простыми вариантами движения между КП. Дистанция в заданном направлении, на которой, помимо основных КП, в районе их расположения находится еще несколько дополнительных пунктов на сходных ориентирах.
Этап спортивного совершен-ствования
(16 лет и старше)
Дистанции Б, В и Гиспользуются на протяжении всего этапа.
«Непроходимые» дистанции.Сложные рельефные дистанции с лимитом времени. Дистанция с большим количеством КП по памяти. Дистанции по «белой» карте со сложной конфигурацией этапов. Дистанции по описанию ситуаций (этапов между КП).
Установленные закономерности возрастной динамики СД спортсменов-ориентировщиков позволяют выделить возраст 15-16 лет как определяющий в плане становления технико-тактического мастерства, т.е. в многолетней подготовке необходимо к этому возрасту добиться освоения спортсменом полного объёма технико-тактических действий с использованием поэтапных моделей соревновательной деятельности.
Обоснование параметров тренировочных нагрузок юных спортсменов-ориентировщиков в процессе управления многолетней подготовкой
Проблема нормирования, планирования, контроля и учёта тренировочных и соревновательных нагрузок – одна из важнейших в системе подготовки юных спортсменов. Эффективное управление тренировкой детей, подростков, юношей и девушек возможно лишь в том случае, если нагрузки, с одной стороны, адекватны возрастным особенностям, а с другой – ориентированы на уровень, характерный для высшего спортивного мастерства (М.Я. Набатникова, 1982; В.П. Филин, 1990; В.Г. Никитушкин, 1994; П.В. Квашук, 2003).
Учитывая актуальность данного вопроса, в настоящем исследовании мы
поставили задачу изучить динамику тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней подготовки и экспериментально обосновать обеспечение должной преемственности в величинах тренировочных нагрузок, направленность и оптимальное соотношение основных средств подготовки для юных ориентировщиков на разных этапах возрастного развития.
Анализ дневников тренировок показал, что у квалифицированных ориентировщиков (МС-МСМК) наибольшее количество упражнений в целом, использованных в течение годичного цикла, – это кроссовый бег различной интенсивности. Далее в порядке убывания следуют: бег с ориентированием (БСО), ОФП, лыжная подготовка, теоретическая подготовка (ТП) и специальные беговые упражнения (СБУ) (рис. 2).
Рис. 2. Распределение (в %) общего количества упражнений по группам у спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации (МС-МСМК)
Идентичная динамика распределения основных средств подготовки в годичном цикле наблюдается и у квалифицированных ориентировщиц (МС-МСМК). У них, как и у мужчин, наибольший объём занимает беговая подготовка (71,3%), затем идут упражнения с картой на местности (15,3%), ОФП – 8,1%, теория – 2,8%, лыжная подготовка – 1,3% и СБУ – 1,2%. По сравнению с взрослыми ориентировщиками, у юных спортсменов (12-16 лет) отмечаются некоторые особенности в структуре распределения тренировочных упражнений. Основным средством подготовки является кроссовый бег, но его вклад в общий объём нагрузки значительно меньше (42,8-53,5%). Важное место в тренировочном процессе спортсменов данного возраста занимает общефизическая (14,4-20,1%) и лыжная подготовка (13,8-20,9%). Затем в порядке убывания следуют: беговые упражнения с картой (11,3-12,3%), теоретическая подготовка (4,9%) и СБУ.
Наибольшее количество упражнений использовалось квалифицированными ориентировщиками в октябре-ноябре, т.е. тренировка в этот период имела наиболее вариативный характер. Квалифицированные ориентировщики (мужчины и женщины) использовали в тренировочных занятиях 110-130 различных упражнений. У юных ориентировщиков (12-16 лет) количество использованных упражнений было на 11-14% меньше.
При анализе тренировочных нагрузок мастеров спорта и членов сборной команды страны исследовались усреднённые значения объёмов работы по группам средств в соответствии с разработанной классификацией. Установлено, что динамика объёмов тренировочных нагрузок в годичном цикле имеет общий для всех возрастных групп вид, и достаточно полно иллюстрируется на рисунке 3, на котором приводятся среднемесячные характеристики ООЦН. Их распределение характеризуется постепенным увеличением объёмов в подготовительном периоде. Максимальная величина бега за месяц достигает у квалифицированных ориентировщиков 550-650 км и приходится на март, и не превышает 9,4-10,2% от обще годовой.
Следует отметить, что наиболее широкий диапазон применения циклических нагрузок наблюдается в период с 14 до 17-18 лет. Так, в возрасте 14-15 лет ООЦН в среднем составляет 2305,7 км и изменяется от 1459 до 3245 км. Разница 1796 километров в год. По мере увеличения возраста диапазон нагрузки существенно увеличивается, и в 17-18 лет ООЦН в среднем составляет 4026 км в год и изменяется от 2600 до 5930 км. Как видно, разница возрастает до 3330 км. Конечно, не исключена возможность варьирования годового объёма нагрузки у спортсменов одного возраста. Такое изменение диапазона нагрузок неизбежно, так как физические возможности ориентировщиков даже одного возраста существенно отличаются. Однако не на столько, что бы разница в объёмах превышала 3000 и более километров в год. Как видно из представленных данных, увеличение спортивного результата в ориентировании обеспечивается различной динамикой применяемых объёмов тренировочных нагрузок. Так, если нагрузки ориентировщиков элиты (МС-МСМК) в каждой группе средств принять за 100%, то можно отметить постепенное её увеличение, по мере роста мастерства спортсменов, в таких показателях, как ООЦН и бег с ориентированием. Максимальный объём ОФП, теоретической подготовки и СБУ достигается спортсменами-ориентировщиками в 17-18 лет и составляет, соответственно, 158%; 117% и 108%.
500 Объём в километрах
400
300
200
100
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
Подготовительный период
Соревновательный период
Рис. 3. Динамика объёмов тренировочных нагрузок у высококвалифицированных ориентировщиков в годичном цикле
Условные обозначения: - ООЦН, - бег с ориентированием.
Понятно, что значимость различных средств подготовки для достижения высокого результата неоднозначна. При рассмотрении взаимосвязи между спортивным результатом в ориентировании в настоящем и прошедшем спортивных сезонах выявлена самая высокая степень связи (r=0,982). Такая высокая корреляционная связь даёт основание заключить, что спортивный результат в ориентировании является продуктом непрерывной многолетней подготовки. Объём бега средней (r=0,922) и высокой (r=0,704) интенсивности указывает на то, что данный показатель оказывает существенное влияние на спортивный результат. Можно утверждать, что объём циклических упражнений, выполняемых в смешанном и анаэробном режимах энергообеспечения, определяет развитие потенциальных возможностей организма спортсмена. Увеличение числа соревновательных стартов положительно отражается на состоянии специальной подготовленности ориентировщиков, что определяется тесной положительной связью между количеством проведённых соревнований и их успешностью (r=0,823). Такая же картина характерна и для показателей бега с ориентированием (r=0,865). Следовательно, опыт участия в соревнованиях и применение в тренировках разнообразных упражнений с картой повышает уровень проявления специальной подготовленности (Р<0,01).
Таким образом, видно, что у ориентировщиков в системе круглогодичной тренировки применяется обширный и разнообразный состав средств подготовки. Однако опыт нашей работы показывает, что интенсификация тренировок спортсменов любого возраста возможна только при соблюдении принципа постепенности и вариативности и, в основном, за счёт нагрузок, выполняемых в аэробно-анаэробном режиме.
Для расчёта должных норм тренировочной нагрузки у ориентировщиков различного возраста нами применялось уравнение логистической кривой, свойства которой соответствуют дидактическому принципу доступности и вполне объяснимы с биологической точки зрения. Полученные данные были выражены в форме математической зависимости, связывающей возраст спортсмена и параметры объёмов тренировочных нагрузок (рис. 4).
Установлено, что повышение специальной работоспособности спортсменов-ориентировщиков на всех этапах подготовки зависит от структуры и динамики общего и частного объёмов нагрузки и её интенсификации. Разработанная нами технология планирования тренировочных нагрузок способствует более высоким темпам прироста показателей специальной выносливости, при этом не снижается уровень технической и общей физической подготовленности, который соответствует должным нормам на всех этапах многолетней тренировки.
Км
Возраст
Начальной специализации
Углубленной тренировки
Спортивного совершенствования
Этап
12-14 %
18-20 %
20-25 %
Прирост
Рис. 4. Модельные показатели общего объёма циклической нагрузки у спортсменов-ориентировщиков на разных этапах многолетней подготовки
Изучение структуры средств подготовки ориентировщиков позволило установить, что их многолетний тренировочный процесс характеризуется возрастанием годовых объёмов средств технической и беговой направленности в среднем на 12-36% в год. Нагрузки максимальной интенсивности в общем объёме циклической нагрузки у спортсменов-ориентировщиков составляют 0,6-1,1%. Прирост около предельных и предельных годовых тренировочных нагрузок обусловливается возможностями растущего организма, и составляют 3-4% на этапе начальной спортивной специализации и до 8-10% на остальных этапах. Индивидуализация подготовки для юных ориентировщиков предусматривает увеличение объёма бега с картой, нагрузки в аэробном и смешанном режимах, и минимизацию малоэффективных нагрузок (ОФП, спортивных игр и т.п.) в процессе роста спортивного мастерства. Внедрение индивидуально-приемлемых норм тренировочных нагрузок обеспечило выраженное направленное повышение работоспособности и максимальную мобилизацию резервных возможностей кардио-респираторной системы и интеллектуальных способностей у юных ориентировщиков.
Спортивное ориентирование является самостоятельным видом спорта и соревнования – важная составная часть многолетней спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек. В настоящее время процесс спортивной тренировки в ориентировании необходимо рассматривать в рамках системного подхода, где одним из основных компонентов системной подготовки выступает технология конструирования соревновательных дистанций, которая имеет ряд практических проблем. Это положение дало возможность применить морфологический анализ, как метод активизации творческого мышления при управлении соревновательными нагрузками спортсменов-ориентировщиков.
Суть морфологического анализа состоит в следующем. Он обычно означает создание матрицы из трёх и более переменных и изучение всех возможных комбинаций. Исходной позицией морфологического анализа является постановка проблемы. Далее проводится её декомпозиция, т.е. разделение на составляющие подпроблемы, которые, в свою очередь, также могут быть подвергнуты декомпозиции. Таким образом строится морфологическая схема, которая помогает глубже понять содержание проблемы и найти оптимальный путь её решения.
Рассматривая аспекты конструирования соревновательных дистанций в спортивном ориентировании с позиций управления тренировочным процессом, можно отметить, что морфологический анализ предполагает не простую декомпозицию, а выделение элементов по принципам функциональной значимости, роли, и прямую или опосредованную связь с внешней средой. Исходя из этого, нами было проанализировано более 600 соревновательных дистанций в ориентировании бегом. Выявленные в процессе этих исследований закономерности соревновательной деятельности позволили заключить, что технология конструировании соревновательных дистанций в ориентировании бегом на основе морфологического анализа представляет собой определённую последовательность аналитических действий: 1) формулируется конкретная задача, подлежащая решению; 2) задаётся перечень наиболее важных параметров, от которых зависит решение обозначенной проблемы (табл. 13); 3) каждому из параметров определяется число различных независимых свойств; 4) составляется матрица параметров и свойств (рис. 6); 5) рассматривается функциональная цепочка всех наиболее оптимальных решений и потенциальная возможность их осуществления; 6) выбирается наиболее предпочтительное решение для практической реализации.
Таблица 13. Перечень наиболее важных структурных элементов соревновательных дистанций заданного направления в спортивном ориентировании бегом
Структурные элементы (Рn)
Свойства (Рn)
1.Длина этапа дистанции
Короткие этапы
Средние этапы
Длинные и средние
Короткие и средние
2.Способ ориентирования
Бег по ЛО
Бег по ТЧК
Бег по АЧК
Бег по ТА
3.Ориентиры для постановки КП
Площадные
Линейные
Точечные
Рельефные
4.Конфигурация дистанции
Кольцевая
Линейная
Разомкну-тая
С пересе-чением
5.Средняя длина дистанции, км
2-3
3-4
4-5
6-7
8-10
6.Количество КП
4-5
6-7
9-10
12-14
16-20
7.Вариант дви-жения между КП
Альтерна-тивный
Безальтер-нативный
8.Изменение направления перегонов
Монотон-ная дистанция
Средняя
Динамич-ная дистанция
Например, если в матрице параметров (рис. 6) выделить выбранные элементы, которые детерминируют качество конструирования дистанций на определённом этапе многолетней подготовки, а затем их соединить, то полученная цепочка будет представлять возможный вариант решения проблемы планирования дистанции заданного направления в спортивном ориентировании бегом (на рисунке 6 представлен наиболее оптимальный вариант дистанции для возрастной группы М-14).
В результате проведённых исследований было установлено, что реализация принципов морфологического анализа при конструировании соревновательных дистанций в спортивном ориентировании приносит эффект при соблюдении следующих основных подходов: 1) комплексность исследования, предполагающая детальное изучение структуры соревновательной деятельности. В нашем случае осуществлялось изучение и учёт длины дистанции, количества КП, соотношение длины перегонов, способов ориентирования, точек постановки КП и др.; 2) динамичность и дискретность в исследовании, которые обусловливают изучение фиксируемых характеристик в ходе их многолетнего изменения. Динамика показателей анализировалась нами как от одной возрастной группы к другой (от МЖ-10 до МЖ-21), так и внутри каждой возрастной группы по основным показателям структуры соревновательной деятельности.
Рис. 6. Матрица предпочтительных параметров и свойств для конструирования соревновательных дистанций заданного направления бегом (возрастная группы М-14)
Проведённые исследования позволили также установить, что применение морфологического анализа закономерно приводит к повышению качества конструирования соревновательных дистанций в спортивном ориентировании бегом, имеет теоретико-прикладную направленность и выступает как связующее звено между теорией планирования дистанций и технологией спортивно-технического обеспечения соревнований.
Теоретические и технологические основы управления подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса
Полученные данные о закономерностях формирования организма у детей, подростков, юношей и девушек (с 9 до 20 лет) послужили основой для теоретико-методического обоснования модели построения многолетней подготовки спортивного резерва в ориентировании, включающей следующие основные компоненты: этапы подготовки и их продолжительность, основные задачи, методы и средства подготовки на каждом этапе, допустимые тренировочные и соревновательные нагрузки, методики начального обучения, спортивного отбора и комплексного контроля.
Установлено, что СД ориентировщиков – это сложный взаимосвязанный комплекс, создавать и совершенствовать который необходимо с первых лет занятий. Анализ результатов исследования показал, что разделение процесса многолетней подготовки ориентировщиков на этапы во многом носит условный характер, т.к. резкой границы между ними, естественно, провести невозможно. Тем не менее, каждый этап характеризуется своими специфическими особенностями, учёт которых дал возможность более качественно реализовать поставленные долговременные цели и текущие задачи (табл. 14).
Таблица 14. Структура многолетней подготовки юных спортсменов- ориентировщиков
Содержание подготовки
Этапы многолетней подготовки
Предвари-тельной
подготовки
(9-11 лет)
Начальной специали-зации
(11-13 лет)
Углубленной тренировки
(13-15 лет)
Спортивного совершенствования
(16 лет и старше)
1-й год
2-й
год
1-й
год
2-й
год
1-й
год
2-й
год
3-й
год
1-й
год
2-й год
3-й год
Общий объем нагрузки, в часах
Количество заня- тий в неделю
Количество часов в неделю
Общий объем циклической нагрузки, км
±150
±300
±350
±350
±300
±300
±300
±400
±500
±500
Общий объем бега с картой, км
±10
±20
±30
±40
±60
±80
±80
±100
±100
±100
Количество соревнователь- ных стартов
3-5
5-10
15-20
40-45
50-60
Соотноше-ние сред-ств подго-товки, в %
ОФП
СФП
ТТП
Т П
Этап предварительной подготовки. Этот период особенно важен, так как здесь закладывается фундамент будущих спортивных успехов. Возраст 9-11 лет достаточно благоприятный для развития у занимающихся наиболее значимых для спортивного ориентирования физических способностей. Преимущественная направленность спортивной тренировки – разносторонняя физическая подготовка: спортивные и подвижные игры, плавание, элементы гимнастики и лёгкой атлетики. Для развития выносливости необходимо в основном использовать равномерный кроссовый бег со слабой и средней интенсивностью.
На этапе предварительной подготовки большое значение имеет обучение юных спортсменов технике ориентирования. У детей данного возраста отмечается высокая пластичность нервной системы, значительная её возбудимость и реактивность. Это создаёт хорошие предпосылки для быстрого и качественного усвоения и закрепления двигательных навыков. Поэтому техническая подготовка направлена на обучение возможно большему количеству разнообразных умений и навыков.
Определённое внимание должно быть уделено развитию тактической подготовленности юных ориентировщиков. Это обусловлено тем, что в возрасте 9-10 лет психическая деятельность уже достигает высокой степени развития, у ребенка появляется способность к дифференцировке и обобщению явлений, нахождению элементарных закономерностей в различных ситуациях. Тактическая подготовка ориентировщиков может быть ограничена планированием путей прохождения дистанции заданного направления с использованием линейных ориентиров. Со второго года тренировки идёт обучение основам выбора оптимальных путей движения между КП, методам использования соперников при выходе на контрольный пункт.
Этап начальной спортивной специализации. Начальная специализация рассматривается как один из этапов фундаментальной подготовки ориентировщиков. В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются быстрота, сила и скоростно-силовые способности. Происходит оптимизация механизмов функционирования сердечнососудистой и дыхательной систем, что создаёт благоприятные условия для развития аэробных возможностей организма юных спортсменов. В 12-13 лет происходит интенсивное функциональное развитие центральной нервной системы. В подростковом возрасте более совершенным становится соотношение процессов возбуждения и торможения. Всё это позволяет более эффективно осваивать технику спортивного ориентирования. На данном этапе основной задачей технической подготовки является формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений, целостное овладение приемами и способами ориентирования.
Подросток в возрасте 12-13 лет уже в состоянии устанавливать причинно-следственные связи в различных ситуациях, используя абстрактное мышление. Именно на его основе формируются способности к тактическому мышлению. Развитие психических процессов вместе с повышением уровня физической и технической подготовленности даёт возможность приступить к целенаправленному освоению тактики спортивного ориентирования. Тактическая подготовка в целом направлена на повышение эффективности выбора путей движения между КП в зависимости от характера растительности и рельефа местности, выявление и систематизацию ошибок.
Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта. Приходится на период, когда удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает, и тренировочный процесс приобретает ярко выраженную спортивную специализацию. В возрасте 14-15 лет наиболее существенно повышаются скоростно-силовые и силовые способности, наблюдаются существенные сдвиги в кардио-респираторной системе, свидетельствующие о повышении её экономичности при работе умеренной мощности. Всё это обеспечивает высокий уровень работоспособности организма, его долговременную адаптацию к напряжённой тренировочной работе и позволяет приступить к воспитанию специальной выносливости юного ориентировщика. В физической подготовке доминирующее место занимают беговые упражнения. Для развития специальной выносливости применяется переменный и интервальный бег, а также продолжительный бег с интенсивностью на уровне индивидуального АнП (не более 15-18% от общего объёма). В силовой и скоростно-силовой подготовке более значительное место отводится упражнениям, избирательно воздействующим на мышцы спины и нижних конечностей, которые наиболее важны для проявления усилий во время соревновательной деятельности.
На этапе углубленной тренировки основная задача технической подготовки – повышение эффективности применяемых способов ориентирования в усложненных условиях и индивидуализация технической подготовки. Пристальное внимание необходимо уделять стратегическому чтению карты, отработке отдельных, уже изученных, приёмов ориентирования. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что в 14-15 лет несколько снижается координация, поэтому способность к овладению новыми двигательными действиями ухудшается. В тоже время, показатели быстроты и частоты движений, пространственной ориентировки, а также способность поддерживать максимальный темп к 14-15 годам достигают близких, к индивидуально предельным, значений. Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что техническая подготовка, в этот период, должна быть направлена на совершенствование умения варьировать технику ориентирования в зависимости от скорости бега и типа рельефа.
Важное место в учебно-тренировочном процессе отводится тактической подготовке. Происходящее у ориентировщиков 14-15 лет интенсивное развитие способности распределять и переключать внимание и приходящийся на 15-летний возраст сенситивный период в развитии оперативного мышления создают благоприятные предпосылки для совершенствования тактической подготовленности. В процессе тренировки ориентировщик детально отрабатывает приёмы взаимодействия с соперником на дистанции, овладевает способностью оперативно решать тактические задачи в зависимости от возникающих ситуаций с учётом уровня своей физической и технической подготовленности.
Этап спортивного совершенствования. Тренировочный процесс по сравнению с предыдущим этапом подготовки всё более индивидуализируется. Основные задачи тренировки решаются на фоне возрастающих тренировочных и соревновательных нагрузок и направлены на повышение специальной подготовленности до уровня требований, предъявляемых к элитным спортсменам, повышение готовности к соревнованиям, с целью демонстрации возможно лучших результатов. В этом возрасте приходит в норму соотношение между массой сердца и функциональными показателями кровеносных сосудов. Расширяются возможности долговременной адаптации к нагрузкам умеренной, большой и субмаксимальной мощности. Это даёт возможность широко использовать упражнения соревновательного характера. В годичном цикле подготовки нагрузка по интенсивности должна соответствовать соревновательному характеру не менее чем на 55-65%, а по подбору средств – не менее чем на 80-85%.
Техническая подготовка подчинена детальному изучению отдельных приёмов и способов ориентирования. Особое внимание уделяется технике двигательных действий спортсмена под влиянием утомления, совершенствуется системное восприятие карты и местности, умение свободно переходить от грубого ориентирования к точному.
Соревновательная деятельность ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования значительно усложняется не только в физическом отношении, но и по содержанию. К этому возрасту завершается развитие центральной нервной системы, повышается её аналитическая и синтетическая деятельность. При возросшем к этому времени уровне технической и физической подготовленности основным направлением тактической подготовки ориентировщиков должно стать развитие способности «заглядывать в будущее» – строить вероятностный прогноз и использовать его для организации своих действий. Можно сказать, что в спортивном ориентировании совершенствование специфических тактических способностей переходит из разряда предпосылок, к разряду ведущих факторов достижения высокого спортивного результата.
На основе анализа и систематизации современных научных данных и многолетних комплексных экспериментальных исследований нами была разработана инновационная педагогическая технология управления многолетней подготовкой спортсменов-ориентировщиков.
Структура и содержание такой подготовки базируется на эффективном объединении и реализации теоретических и экспериментально обоснованных признаков, которые позволяют рассматривать тренировку как сложную специфическую систему с присущими ей особенностями и закономерностями. Принципиальное значение в повышении эффективности управления многолетним процессом подготовки спортивного резерва в ориентировании имеет введение в её структуру впервые экспериментально обоснованных элементов (выделены на схеме), так как в традиционном построении тренировки содержание этих разделов не разработано (рис. 7).
При этом подготовку юных ориентировщиков следует осуществлять на основе следующих методических положений: 1) построение всех этапов тренировки с учётом возрастной специфики доминантных факторов, обусловливающих высокую работоспособность спортсменов; 2) управление подготовкой на основе принципа детерминированности содержания многолетнего тренировочного процесса структурой соревновательной деятельности; 3) целенаправленное развитие отдельных способностей юных ориентировщиков в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого; 4) учёт особенностей тренирующего потенциала средств и методов специальной интеллектуальной подготовки; 5) систематическое использование педагогического контроля специальной подготовленности на всех этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса и своевременное определение перспективности юных ориентировщиков; 6) конструирование соревновательных дистанций на отдельных этапах многолетней подготовки на основе морфологического анализа соревновательной деятельности и возрастных закономерностей становления спортивного мастерства.
6
ПРИРОСТ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА
Коррекция трениро-
вочного процесса
Индиви-
дуали-
зация подго-товки
Рационль-ное совер-
шенствова-
ние ТТП и СФП
Способность к качественной работе с картой на местности различного типа
Планирование со- ревновательных
дистанций с учё-том возрастной структуры СД