Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. ВОРОНОВ Юрий Сергеевич



ВОРОНОВ Юрий Сергеевич

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ

 

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной

физической культуры

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре теории и методики массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма ФГОУ ВПО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», и на кафедре теории и методики лыжного спорта и спортивного ориентирования ФГОУ ВПО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

 

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, ст. науч. сотрудник

Гилёв Вячеслав Петрович;

доктор педагогических наук, профессор

Губа Владимир Петрович;

доктор педагогических наук, профессор

Чешихина Валентина Викторовна.

Ведущая организация: Великолукская государственная академия физической культуры и спорта.

 

Защита состоится «____» _____________ 2009 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д.311.010.01 при ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», по адресу: 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург и на сайте университета (http://www.lesgaft.spb.ru).

 

Автореферат разослан «______» __________________ 2009 года.

 

Ученый секретарь диссертационного совета,

заслуженный работник физической культуры РФ,

кандидат педагогических наук, профессор Л.А. Егоренко

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Проблема и актуальность исследования. Накопленный в передовой отечественной и мировой спортивной практике опыт свидетельствует о существенной зависимости результативности соревновательной деятельности на этапе высшего спортивного мастерства от эффективности построения учебно-тренировочного процесса юных спортсменов на этапах предварительной, базовой и углубленной спортивной подготовки.

Однако в настоящее время в спортивном ориентировании, как относительно молодом виде спорта, наблюдается проблемная ситуация, которая определяется существующим объективным противоречием между несовершенством традиционно сложившейся методики подготовки спортивного резерва, использующей предельно ограниченный комплекс средств и методов тренировки юных спортсменов, и необходимостью неуклонного повышения эффективности управления подготовкой на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса, что, в конечном итоге, и определяет успех выступления на международной спортивной арене сборной команды страны.

Системное представление об актуальных проблемах многолетней подготовки юных спортсменов-ориентировщиков даёт ретроспективный анализ специальной литературы, отражающий наиболее существенные для циклических видов спорта теоретико-методические закономерности данного педагогического процесса. Следует отметить, что в настоящее время разрабатываются и уточняются методические положения, которыми следует руководствоваться при управлении подготовкой юных спортсменов (В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980; М.Я. Набатникова с соавт., 1982; В.П. Филин, 1987, 1990, 1998; В.Н. Платонов, К.П. Сахновский, 1988; К.П. Сахновский, 1990; Л.П. Матвеев, 1991; В.Г. Никитушкин с соавт., 1994; В.П. Губа, 1997, 1999, 2000; А.П. Золотарев, 1997, 1999; О.И. Камаев, 2000). Сохраняет свою актуальность проблема отбора юных спортсменов, несмотря на то, что отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах А.А. Гужаловского (1976, 1979, 1986), А.Л. Лагоши (1977), Р.Е. Мотылянской (1979), В.К. Бальсевича (1980), С.В. Брянкина, А.Т. Константинова (1982), В.М. Волкова, В.П. Филина (1983), Р.Б. Шварца, С.В. Хрущева (1984), М.С. Бриля (1982, 1989), В.М. Волкова (1979, 1981, 1981, 1993), В.Н. Платонова, В.А. Запорожанова (1990), Ю.Ф. Курамшина (2006), И.И. Мелиховой (2007). По-прежнему имеет высокую значимость поиск информативных методов педагогического контроля специальной подготовленности спортсменов на различных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса (М.Я. Набатникова, 1974, 1978; Н.И. Морозова, 1990; В.А. Ботух, 1991; В.Н. Платонов, М.Н. Булатова, 1992; А.Н. Корженевский с соавт., 1993; С.А. Локтев, 1994). Важнейшим звеном в подготовке юных спортсменов остаётся планирование тренировочных и соревновательных нагрузок (В.П. Филин, 1973, 1987; В.Н. Плохой, 1983; А.Н. Корженевский, В.И. Ларионов, 1989, 1994; В.В. Ивочкин, 1997; П.В. Квашук, 1993, 1998, 2003). В этом направлении необходимо конкретизировать подходы к обоснованию оптимальных объёмов и интенсивности нагрузки применительно к спортсменам различного возраста.

Несомненно, что дальнейшее развитие спортивного ориентирования во многом зависит от результатов научных исследований, направленных на изучение важнейших закономерностей, присущих спортивной тренировке ориентировщиков на разных этапах многолетней подготовки. Констатируя значимые достижения в разработке отдельных направлений юношеского спорта, следует отметить, что в спортивном ориентировании имеются практические проблемы, которые требуют своего научного разрешения:

● не разработаны научно-методические основы педагогической технологии управления спортивной подготовкой юных ориентировщиков, что затрудняет подбор средств, методов и организационных форм тренировки во временной и содержательной структуре каждого из этапов подготовки, предшествующих периоду высшего спортивного мастерства;

● до настоящего времени не исследованы вопросы взаимосвязи учебно-тренировочного процесса с возрастной структурой соревновательной деятельности, что не позволяет опти­мизировать технико-тактическую подготовку, и ос­тавляет открытым вопрос про­должительности этапа начального обучения

основам спортивного ориентирования;

● не установлена возрастная динамика и сенситивные периоды специфических проявлений двигательных и интеллектуальных способностей юных спортсменов-ориентировщиков на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса;

● не разработано возрастное нормирование тренировочных нагрузок по специализированности, психомоторной сложности и нап­равленности, что затрудняет их планирование и контроль;

● не опре­делены доминантные факторы, обусловливаю­щие высокий уровень специальной подготовленности ориентировщиков на разных этапах многолетней тренировки, что ограничивает возможности управления учебно-тренировочным процес­сом и снижает эффективность комплексного контроля и отбора юных спортсменов.

Таким образом, в настоящее время наметилось отставание программно-нормативных документов в спортивном ориентировании от передовой научной мысли в области детско-юношеского спорта, что является одной из причин крайне нестабильных выступлений российских молодежных и юношеских команд на крупнейших междуна­родных соревнованиях.

Потребность обеспечения педагогической практики управления многолетней подготовкой юных ориентировщиков инновационными знаниями о структуре и содержании обучающих и тренирующих воздействий, адекватных ритмам их возрастного развития в процессе онтогенеза указы­вает на необходимость проведения специальных исследований по различным аспектам данной проблемы. Одним из перспективных нап­равлений в этом плане является изучение структуры основных компонентов подготовки спортсменов-ориентировщиков на различных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса с позиций системного подхода. Исходя из выше изложенного, можно заключить, что актуальность избранной темы исследования определяется практическими запросами вида спорта, а разработка теоретико-методических основ отбора, контроля, методов начального обучения и планирования тренировочных нагрузок становится одним из ведущих направлений в системе управления многолетней подготовкой юных ориентировщиков, направленной на достижение высших уровней спортивного мастерства.

Гипотеза. Предполагалось, что в процессе многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков при целенаправленном применении тренировочных и соревновательных нагрузок существенно изменяются соотношения доминантных факторов специальной подготовленности, количественных и качественных показателей соревновательной деятельности, состав и структура её базовых компонентов.

Представлялось, что педагогическое управление тренировочным процессом юных спортсменов-ориентировщиков будет более эффективным, если его осуществлять на основе:

-принципа детерминированности тренировочного процесса возрастной динамикой ведущих показателей соревновательной деятельности;

-организации обучающих и тренирующих воздействий адекватных ритмам возрастного развития параметров двигательной и умственной работоспособности, обеспечивающих успешность стимулированного развития специальной подготовленности юного спортсмена;

-приоритетного формирования в процессе начального обучения пространственно-временной антиципации стратегии и тактики соревновательной деятельности, которая определяется сложными формами интеллектуальной активности;

-применения информативных методик педагогического контроля и спортивного отбора, основанных на интегральной оценке уровня специальной подготовленности и спортивной одарённости;

-возрастного нормирования тренировочных нагрузок с учётом их специализированности, направленности и адекватности индивидуальным биоритмологическим особенностям развития организма в процессе онтогенеза.

Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию управления спортивной подготовкой юных ориентировщиков на основе учёта их индивидуальных возрастных особенностей физического и интеллектуального развития и закономерностей формирования структуры соревновательной деятельности на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.

Объект исследования – процесс многолетней спортивной подготовки юных ориентировщиков.

Предмет исследования – организационно-методические условия реализации педагогической технологии управления структурой и содержанием многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет, направленной на повышение эффективности их соревновательной деятельности.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности динамики стимулируемого развития основных морфофункциональных систем, физических и интеллектуальных способностей у спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет.

2. Установить ведущие факторы специальной подготовленности и структуру

соревновательной деятельности юных спортсменов-ориентировщиков на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.

3. Разработать и экспериментально апробировать на основании установленных возрастных закономерностей развития физических и интеллектуальных способностей методологию педагогического контроля уровня специальной работоспособности спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет в системе их многолетней подготовки.

4. Экспериментально обосновать на базе выявленной факторной структуры специальной подготовленности методику спортивного отбора юных ориентировщиков с выделением её организационных форм и структурных элементов.

5. Изучить количественные характеристики тренировочных нагрузок и особенности их тренда у высококвалифицированных спортсменов-ориентировщиков и на этой основе разработать дифференцированные модульные тренировочные программы для юных ориентировщиков различного возраста.

6. Оценить в ходе педагогического эксперимента эффективность инновационной методики начального обучения юных спортсменов технико-тактическим действиям и навыкам спортивного ориентирования с учётом выявленных возрастных закономерностей соревновательной деятельности.

7. На основе полученных экспериментальных данных теоретически разработать и апробировать педагогическую технологию управления подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков с использованием типовых модельных характеристик соревновательной деятельности и должных норм специальной подготовленности на этапах предварительной подготовки, начальной специализации, углубленной тренировки и спортивного совершенствования.

Методологическая основа исследования опиралась на положения следующих теоретических концепций: оптимального функционирования системы спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, Ю.В. Верхошанский, А.Н. Воробьёв, Л.М. Куликов, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов, Ф.П. Суслов, В.П. Филин, Н.А. Фомин); фундаментальных основ обучения двигательным действиям (Н.А. Бернштейн, П.Я. Гальперин, Д.Д. Донской, П.Ф. Лесгафт); психофизиологии спортивной деятельности и физических упражнений (Б.Г. Ананьев, Л.Ф. Бурлачук, В.М. Волков, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Родионов); спортивной морфологии (Р.Н. Дорохов, М.Ф. Иваницкий, Э.Г. Мартиросов, Б.А. Никитюк); основополагающие установки по индивидуализации процесса спортивной подготовки (В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин, В.А. Сальников). Для повышения качества научных исследований в работе применён системный подход, основой которого является комплексное изучение явлений как единого целого, состоящего из множества взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов. Данный методологический подход опирался на труды по теории функциональных и кибернетических систем (Н. Винер, П.К. Анохин) и теории адаптации (Ф.З. Меерсон, В.Н. Платонов).

Методы исследования. Разработка проблемы включала традиционные методы, апробированные в ходе научных исследований в области теории и методики спортивной подготовки.

При решении задач теоретического характера были использованы анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, классификация и другие методы теоретического познания.

Для получения данных эмпирического характера применялись следующие группы методов научного исследования:

-педагогические: анализ специальной научно-методической литературы, документов отчёта и планирования, педагогическое наблюдение за тренировочной и соревновательной деятельностью, картографические методы исследования; методы экспертной оценки, педагогические контрольные испытания (тесты), киноциклография, педагогический эксперимент;

-социологические: анкетирование и интервьюирование тренеров, работающих в области спортивного ориентирования;

-анатомо-физиологические: антропометрия, пульсометрия, методы соматотипирования, функциональная проба PWC170, методы определения скорости бега на уровне АнП, теппинг-тест, задержка дыхания на вдохе и выдохе;

-психологические: методики, применяемые при контроле уровня развития памяти, внимания и мышления;

-биохимические: биохимический анализ крови;

-методы математической статистики: расчёт основных статистических

показателей (средней арифметической, стандартного отклонения, коэффициента вариации), достоверности различий (t-критерия Стьюдента), рангового коэффициента корреляции Спирмена, логистической функции, показателей динамического ряда (темпов прироста). Также применялся факторный корреляционный и морфологический анализ.

Организация исследования. Исследования проводились в период с 1986 по 2008 год и могут быть условно разделены на три этапа.

На первом этапе (1986-1989 гг.) определялось общее направление исследований на основе анализа представленных в литературе материалов, касающихся управления многолетней подготовкой юных спортсменов в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости. Также было экспериментально апробировано 56 контрольных испытаний (тестов), которые прошли проверку на соответствие их условиям стандартизации и унификации.

На втором этапе (1990-2003 гг.) изучались особенности тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных ориентировщиков, динамика их физических, интеллектуальных и антропометрических показателей. Для решения поставленных задач оценивался уровень специальной подготовленности ориентировщиков в возрасте от 18 до 23 лет, из них 68 женщин (14 МС, 28 КМС и 26 человек I спортивного разряда) и 115 мужчин (12 МС, 64 КМС и 39 спортсменов I разряда). Также был проведён факторный анализ по методу главных компонент. В данных исследованиях приняло участие 36 спортсменов, которые имели высокий уровень подготовленности (МС–КМС).

При изучении соревновательной деятельности анализировались технико-тактические действия спортсменов, определялось время выполнения отдельных приёмов и способов ориентирования, оценивались пути движения. Проводилась фиксация времени на каждом перегоне между контрольными пунктами и скорости отметки на КП, определялась эффективная и фактическая скорость преодоления соревновательной дистанции. В общей сложности было проанализировано более 600 соревновательных трасс. Наблюдения проводились за сильнейшими ориентировщиками в период проведения Чемпионатов России.

Исследование возрастных зон формирования спортивного мастерства в

ориентировании проводилось с помощью анализа протоколов результатов соревнований и анкетирования участников Чемпионатов СССР и России в 1988-1998 гг. В анкетировании приняло участие 118 мастеров спорта и МСМК в возрасте от 18 до 32 лет, 49 спортсменов первого разряда и КМС.

Основной педагогический эксперимент проводился на базе СДЮCШОР №6 спортивного ориентирования города Смоленска. Лонгитудинальные исследования проводились с использованием общепринятых методик. Комплексный контроль подготовленности юных спортсменов осуществлялся на протяжении 9 лет. Также был применён и групповой метод исследований, предложенный Н.Ж. Булгаковой с соавторами [1980]. Всего в исследованиях приняло участие более юных 450 ориентировщиков различного возраста. В течение всего педагогического эксперимента осуществлялся контроль уровня развития специальной подготовленности юных спортсменов с использованием разработанной тестовой программы. Тестовая батарея включала 26 контрольных испытаний.

В рамках основного педагогического эксперимента нами была проведена серия лабораторных, формирующих и естественных педагогических экспериментов. Место проведения и продолжительность каждого из них определялась в зависимости от цели и задач исследования.

На третьем этапе (2004-2008 гг.) обосновывались научно-методические направления подготовки юных спортсменов-ориентировщиков, разрабатывалась концепция, и внедрялись новые формы организации и управления многолетней подготовкой спортивного резерва в ориентировании.

Научная новизна полученных результатов. В настоящей работе впервые использован системный подход при изучении проблемы многолетней подготовки спортивного резерва в ориентировании, и на этой основе определены пути оптимизации тренировки детей, подростков, юношей и девушек, специализирующихся в данном виде спорта. К наиболее существенным научным результатам исследований следует отнести:

● инновационную педагогическую технологию управления многолетней подготовкой юных ориентировщиков, включающую такие компоненты, как методику отбора, начального обучения, комплексного педагогического контроля, планирования тренировочных и соревновательных нагрузок, реализация которой даёт возможность при стандартных условиях и ресурсах существенно повысить результативность обучающих и тренирующих воздействий;

● структуру и содержание корреляционных взаимосвязей между показателями специальной подготовленности и результативностью соревновательной деятельности в зависимости от этапа многолетней подготовки, что является основанием для постановки цели и задач тренировки, выбора средств и методов их реализации;

● универсальную методику спортивного отбора детей, занимающихся спортивным ориентированием, из групп предварительной подготовки в учебно-тренировочные, что позволяет качественно реализовать диагностический

алгоритм оценки перспективности спортсмена;

● динамику показателей антропометрии, функциональной, физической и интеллектуальной подготовленности спортсменов-ориентировщиков 9-20 лет, позволяющих достоверно определить возрастные границы эффективного развития ведущих способностей в периоды их естественного ускоренного прироста;

● дифференцированные модульные программы с обоснованным для каждого возраста соотношением общих и парциальных объёмов нагрузки и рациональным распределением лыжной и беговой подготовки, что даёт возможность при стандартном объёме и интенсивности выполняемой тренировочной работы

существенно повысить результативность её воздействия;

● инновационную методику начального обучения технико-тактическим действиям и навыкам ориентирования на основе стимулирования творческой активности, применение которой существенно повышает уровень развития оперативного мышления и эффективность соревновательной деятельности;

● надёжные и информативные методики текущего и этапного контроля отдельных сторон интегральной подготовленности ориентировщиков 9-18 лет, дающие возможность стандартизировать процедуру тестирования, получать объективную информацию о состоянии юного спортсмена и обеспечить эффективную индивидуальную коррекцию тренирующих воздействий.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в разработке научно обоснованной педагогической технологии управления процессом многолетней подготовки юных спортсменов-ориентировщиков на основе учёта доминантных факторов специальной подготовленности и ведущих компонентов структуры соревновательной деятельности с использованием информативных методов отбора и педагогического контроля. В работе теоретически обоснованы подходы к конструированию соревновательных дистанций на основе морфологического анализа, что обеспечивает достаточный набор методических возможностей для создания индивидуально приемлемых учебно-тренировочных дистанций. Результаты исследования дополняют теорию и методику детско-юношеского спорта понятием о динамике развития специальной умственной работоспособности человека, которая в значительной степени обеспечивает высокую эффективность реализации двигательного потенциала в условиях соревновательной деятельности. Дальнейшая разработка данного подхода актуальна не только для ориентирования, но и других видов спорта, где соревновательный результат определяется уровнем развития интеллектуальной сферы деятельности спортсмена.

Практическая значимость исследований заключается в разработке программно-методического содержания технологии управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков; методических рекомендаций по применению комплекса тестов для спортивного отбора и контроля подготовленности; педагогической модели начального обучения технико-тактическим действиям и навыкам ориентирования.

Результаты исследований используются в учебном процессе вузов физической культуры при изучении дисциплин «Теория и методика избранного вида спорта», «Основы научно-методической деятельности в спортивном ориентировании» и «Спортивно-педагогическое совершенствование в ориентировании».

Полученные в результате исследований данные легли в основу программно-нормативного документа, разработанного для спортивных школ Российской Федерации, утверждённого Министерством образования РФ (Воронов Ю.С. Константинов Ю.С. Программа по спортивному ориентированию для ДЮСШ и СДЮШОР. – М., 2000).

Материалы исследования могут быть использованы при конструировании соревновательных дистанций в спортивном ориентировании бегом, разработке учебных программ, проведении педагогических проблемных семинаров для тренеров-преподавателей, в учебном процессе факультетов повышения уровня послевузовского образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Способность сохранять высокий уровень психических процессов в условиях нарастающего физического утомления выступает в качестве интегрального показателя состояния ориентировщика на всех этапах многолетней подготовки и отражает степень согласованности между двигательными, интеллектуальными и энергообеспечивающими функциями, взаимодействие и взаимовлияние которых определяет высокую результативность соревновательной деятельности, регламентирует последовательность обучения приёмам и способам ориентирования, акценты планирования соревновательных дистанций, алгоритмы нормирования и реализации тренировочных нагрузок.

2. Возрастная динамика количественных и качественных показателей соревновательной деятельности, спортивно-технического мастерства, физической, интеллектуальной и функциональной подготовленности являются основой для разработки учебно-тренировочных программ избирательной направленности, перманентных и вариативных параметров соревновательных дистанций, должных норм и шкал оценок текущего состояния и спортивной одарённости ориентировщиков 9-18 лет на всех этапах многолетней тренировки.

3. В процессе развивающего обучения юных спортсменов-ориентировщиков

технико-тактическим действиям и навыкам у них, в результате аналитического решения проблемной задачи на основе осмысленной переработки поступающей информации, создаётся единичный зрительный образ, отображающий уникальность ландшафта конкретной местности. Целенаправленное решение подобных интеллектуальных задач формирует у спортсмена обобщённый приём создания образа, который переносится на последующие задания и становится основой оперирования со спортивной картой, то есть основой технико-тактической подготовленности.

4. Высокие факторные нагрузки показателей, характеризующих доминантные компоненты физической и интеллектуальной подготовленности высококвалифицированных спортсменов-ориентировщиков, объединённые в одном гетерогенном факторе, являются основанием для выбора в качестве приоритетных сторон спортивного отбора и педагогического контроля уровня развития специальной выносливости и моторной координации, оперативного мышления, распределения, переключения и объёма внимания, оперативной и наглядно-образной памяти.

5. Основой разработки тренировочных программ избирательной направленности на всех этапах многолетней подготовки для ориентировщиков в возрастном диапазоне 9-18 лет является принцип адекватности тренировочных нагрузок биоритмологическим особенностям развития организма, а их индивидуализация предусматривает поступательное увеличение объёма бега с картой в течение всего рассматриваемого возраста, что обеспечивает выраженное, направленное, сопряжённое развитие кардио-респираторной системы и специфических интеллектуальных способностей юных спортсменов.

6. Теоретико-методическая основа педагогической технологии управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков базируется на принципе сопряжённого развития в процессе тренировки интеллектуального и двигательного компонентов интегральной подготовленности при ведущей роли первого; систематическом использовании в процессе начального обучения вербализованного анализа выполняемых двигательных действий, применяемых способов ориентирования и возникающих при этом ощущений; целенаправленном повышении качественного аспекта тренировки путём стимулирования мыслительной активности юных ориентировщиков; оперативном применении индивидуализированных тренировочных программ с вариативным содержанием заданий для коррекции выявленных рассогласований между текущим состоянием спортсмена и запланированным.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационной работы докладывались на двух международных, шести республиканских и трёх региональных конференциях, а также на семинарах тренеров детско-юношеских спортивных школ России. Основные результаты проведённых исследований отражены в 83 публикациях центральных и местных издательств, в том числе, в монографии «Система подготовки спортивного резерва в ориентировании» (2003) и в учебных пособиях: «Комплексный педагогический контроль в спортивном ориентировании» (1995), «Отбор и определение перспективности юных спортсменов-ориентировщиков» (1998), «Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков» (1998), «Общие основы подготовки спортивного резерва в ориентировании» (2001), «Картографический метод исследования в спортивном ориентировании» (2007).

Материалы диссертации используются в учебном процессе Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, а также в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ и СДЮСШОР спортивного ориентирования городов Смоленска, Брянска, Москвы и спортсменами молодежной сборной России, о чём свидетельствуют имеющиеся акты внедрения.

Структура и объём диссертации. Основное содержание работы изложено на 424 страницах компьютерной вёрстки и состоит из введения, семи глав, выводов, списка литературы и приложений. Диссертация содержит 99 таблиц и 25 рисунков. Список литературы включает 507 источников отечественных и зарубежных авторов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Особенности возрастной динамики физической и интеллектуальной подготовленности юных спортсменов-ориентировщиков

Одна из важнейших задач управления в детском и юношеском спорте – это содействие гармоничному формированию растущего организма и всестороннее развитие способностей. Методологические основы исследований, направленных на учёт возрастной динамики специальной подготовленности, базируются на результатах изучения адаптивных реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки. Интегральным показателем эффективности адаптивных реакций организма, безусловно, являются спортивно-технический результат и проявления функциональных возможностей, то есть данные, на основе которых осуществляются педагогические методы управления тренировочным процессом. Поэтому изучение динамики физических и интеллектуальных способностей, связанной с систематическими занятиями спортом – важная задача при управлении тренировочным процессом (Л.П. Матвеев, 1990; А.М. Якимов, 1990; О.И. Камаев, 2000; В.П. Губа, 2000).

Решая задачу оптимизации управления подготовкой спортивного резерва в ориентировании, мы определили особенности темпов прироста физических и интеллектуальных способностей у спортсменов 9-20 лет под влиянием тренировок. Всего было обследовано более 600 ориентировщиков. При рассмотрении проблемы сенситивных периодов в многолетней динамике развития спортивных способностей юных ориентировщиков был использован подход, предложенный Н.Ж. Булгаковой (1980). В серии параллельных (в четырех возрастных группах) педагогических экспериментов была осуществлена проверка границ сенситивных периодов. Наложение результатов экспериментальной проверки на данные лонгитудинальных исследований позволило конкретизировать возрастные границы сенситивных периодов для каждого, отдельно взятого качества.

Динамика результатов контрольных испытаний у ориентировщиков 9-15 лет на этапах предварительной подготовки, начальной специализации и углубленной тренировки представлена в таблицах 1-2.

Установлено, что физическая подготовленность юных ориентировщиков изменяется неравномерно. Улучшение выносливости происходит с возрастом и ростом мастерства. Так, на этапе предварительной подготовки результат в кроссовом беге вырос на 31,9%, а наибольший прирост произошел с 10 до 11 лет (на 11,5%). Касаясь скоростной подготовленности юных ориентировщиков следует отметить, что её средний ежегодный прирост составляет 0,5 с. Более значительно возрастает показатель в беге на 30 м с ходу с 12 до 13 лет (на 10,2%). Затем темпы прироста снижаются, а в 13-14 лет показатели скоростных способностей составляют 80-85% от показателей ориентировщиков высших разрядов. Возрастная динамика скоростно-силовой подготовленности юных ориентировщиков изучалась по результатам прыжковых упражнений. Наиболее значительный её прирост отмечен с 9 до 10 лет. Анализ силовой подготовленности показал, что с 12 до 13 лет прирост почти не происходит, а с 9 до 12 лет силовые способности возрастают в среднем на 11-17%. Уровень интеллектуальной работоспособности ориентировщиков характеризуют показатели памяти, внимания и мышления. Наибольший прирост в контрольных упражнениях, отражающих развитие этих способностей, наблюдается в возрасте 11-13 лет (на 42-59%).

У спортсменок-ориентировщиц отмечен значительный прирост показателей скоростной подготовленности в возрасте от 12 до 13 лет (на 8,9%), скоростно-силовой подготовленности от 11 до 12 лет (на 7,2%), силовые способности наиболее быстрыми темпами возрастают от 9 до 10 лет (на 23,1%), наблюдается значительный рост выносливости в возрасте от 9 до 13 лет.

Этап углубленной тренировки в спортивном ориентировании приходится на период онтогенеза, когда в основном, завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность организма. Анализ результатов исследований показывает, что специальная выносливость юных спортсменов продолжает улучшаться (прирост составил 4,3%). В тоже время следует отметить, что с 13 до 14 лет почти не происходит улучшение скоростных способностей, а с 14 до 15 лет они снова возрастают в среднем на 9,17%. Наблюдается интенсивный прирост в контрольных упражнениях, отражающих развитие интеллектуальных способностей. Так показатели распределения внимания улучшаются на 21,3%, а переключения внимания на 13,1%. Что касается быстроты восприятия и переработки соревновательной информации, то здесь можно отметить, что механизм оперативного мышления существенно совершенствуется после 14 лет. На это так же указывает значительный прирост наглядно-образного мышления (56,0%) и оперативной памяти (23,0%).

Для определения ведущих критериев специальной подготовленности у ориентировщиков на этапе углубленной тренировки нами был использован корреляционный анализ. Установлено, что у спортсменов, систематически занимающихся ориентированием, выделилось три группы взаимозависимых упражнений, которые характеризуют ведущие спортивные способности. Это скорость чтения спортивной карты, которая, в основном, обусловливается показателями мышления: оперативного (r=0,845), наглядно-образного (r=0,771) и зрительно-пространственного (r=0,816), а также имеет высокую корреляцию с наглядно-образной памятью (r=0,665) и распределением внимания (r=0,793). Уровеньспециальной выносливости ориентировщиков определяется величиной общей выносливости (r=0,678), особенностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем (r=0,637). Отмечена значительная взаимосвязь оперативного мышления с наглядно-образным (r=0,858) и логическим (r=0,840) мышлением, распределением (r=0,814) и переключением (r=0,703) внимания и наглядно-образной памятью (r=0,585).

Комплексная организация исследования также предусматривала изучение особенностей специальной подготовленности юных ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования (табл. 3).

Особенность изменений показателей физических и интеллектуальных способностей на этапе спортивного совершенствования выражается в том, что


Таблица 1. Возрастная динамика показателей специальной подготовленности ориентировщиков 9-15 лет ( )

  Контрольные упражнения Этап предварительной подготовки Этап начальной спортивной специализации Этап углубленной тренировки
Возраст (лет)
(n=46) (n=37) (n=34) (n=34) (n=31) (n=26) (n=24)
Прыжок в длину с места, см 5-кратный прыжок в длину с места, см Бег на 30 м с ходу, с Комплексное упражнение на силу, количество раз Челночный бег 4х9 м, с Тест-кросс, скорость в м/с Наглядно-образная память, баллы Наглядно-образное мышле-ние, баллы Распределение внимания, с Оперативное мышление, баллы Переключение внимания, баллы Пространственное воспри- ятие направлений, баллы Оперативная память, баллы Объем внимания, баллы Устойчивость внимания, с 149,1±11,6 773,3 ±50,5 5,9±0,45   29,7±8,9 11,61±0,5 2,82±0,48 3,8±1,9   2,6±1,2   292,9±73,4 1,3±1,1   18,7±3,7   5,8±4,2   3,3±1,2 14,8±4,5 255,2 ±53,0 162,1±13,7 814,3 ±67,9 5,4±0,35   34,8±7,0 11,18±0,7 3,03±0,37 5,5±2,5   2,2±1,0   260,9±68,1 1,6±1,1   18,0±6,1   8,1±3,0   3,2±1,2 15,8±3,3 245,3 ±48,4 162,4±14,6 828,4 ±56,5 5,4±0,64   38,3±11,5 11,25±0,5 3,38±0,29 6,1±2,7   3,4±2,0   227,1±48,2 2,6±0,7   25,9±5,5   8,2±5,5   3,2±1,5 17,9±4,1 216,1 ±35,1 172,5±12,7 859,2 ±66,9 4,9±0,48   43,2±9,0 11,03±0,5 3,62±0,23 8,4±2,2   3,8±1,5   159,8±22,6 3,4±1,7   30,3±8,1   12,4±5,1   3,3±1,5 21,1±3,5 204,4 ±34,6 183,5±23,6 907,2 ±83,4 4,4±0,24   45,8±8,7 10,78±0,6 3,72±0,36 9,7±2,2   5,3±1,9   132,1±24,8 4,1±1,1   36,3±6,6   12,1±6,1   4,3±1,2 23,1±3,0 173,1 ±20,3 201,2±21,4 1029,8 ±119,8 4,4±0,27   47,8±10,2 9,84±0,59 3,88±0,31 9,5±2,3   5,1±2,3   136,9±29,4 4,3±1,4   38,1±11,2   18,8±9,6   3,9±1,5 24,7±3,0 157,8 ±28,4 200,5±20,0 1034,6 ±101,1 4,06±0,23   50,7±10,7 9,95±0,61 3,78±0,46 9,1±2,2   7,7±1,9   107,6±23,3 5,2±1,9   43,4±8,4   20,7±9,4   4,8±1,6 26,7±5,8 142,6 ±21,7  

Таблица 2. Возрастная динамика показателей специальной подготовленности ориентировщиц 9-15 лет (Х±σ)

  Контрольные упражнения Этап предварительной подготовки Этап начальной спортивной специализации Этап углубленной тренировки
Возраст (лет)
(n=28) 10(n=25) (n=24) (n=21) (n=21) (n=20) (n=18)
  Прыжок в длину с места, см 5-кратный прыжок в длину с места, см Бег на 30 м с ходу, с Комплексное упражнение на силу, количество раз Челночный бег 4х9 м, с Тест-кросс, скорость в м/с Наглядно-образная память, баллы Наглядно-образное мыш- ление, баллы Распределение внимания, с Оперативное мышление, баллы Переключение внимания, баллы Пространственное воспри- ятие направлений, баллы Оперативная память, баллы Объем внимания, баллы Устойчивость внимания, с   142,4±17,9 743,4 ±95,7 5,52±0,53 26,7±6,6   11,79±0,4 2,57±0,53 4,7±2,0   2,5±1,5   298,1±70,2 1,3±   18,3±5,8   4,5±2,8   3,5±1,2 14,6±3,5 286,2±76,2   153,1±14,5 760,0 ±68,7 5,42±0,63 32,1±8,8   11,47±0,8 2,94±0,28 6,2±1,9   2,9±1,6   213,3±49,8 1,6±0,5   26,0±10,8   5,5±3,9   3,6±1,6 16,2±1,7 241,0±36,8   151,0±13,8 816,2 ±72,2 4,86±0,56 37,0±10,6   11,57±1,0 3,06±0,29 7,4±2,0   2,7±1,5   164,29±64,5 1,8±1,0   29,3±10,6   7,1±5,6   3,1±0,9 17,6±3,9 213,4±30,8   162,6±11,5 848,2 ±81,2 4,49±0,35 41,0±12,2   11,28±0,8 3,29±0,43 7,8±1,3   2,9±1,9   146,3±46,6 2,4±1,1   33,5±9,2   10,4±3,8   3,8±1,5 20,3±2,9 175,5±24,8   170,7±18,9 898,1 ±69,9 4,57±0,56 42,7±10,1   11,19±0,6 3,14±0,37 9,8±2,1   5,7±3,3   128,8±28,5 4,2±1,4   40,9±9,7   14,4±5,7   3,0±1,3 24,6±2,3 162,6±17,4   180,3±7,9 923,5 ±48,6 4,50±0,30 42,3±9,3   10,65±0,35 3,36±0,37 10,5±2,8   7,1±3,1   110,6±21,7 4,0±1,4   45,9±10,2   25,8±4,7   5,0±1,1 25,1±2,2 138,6±17,5   183,6±16,1 965,1 ±71,2 4,46±0,35 42,3±9,7   10,73±1,1 3,42±0,40 10,3±2,2   6,7±1,6   106,4±10,0 4,8±1,9   47,7±15,2   24,6±2,2   4,7±1,2 25,9±1,9 140,1±15,2  

динамика показателей имеет волнообразный характер. Так, после равномерного увеличения, наблюдается значительное их возрастание в период с 16 до 17 лет, которое сменяется замедлением в последующей возрастной группе. Однако прирост в таких тестах, как бег на 30 метров с ходу, скорость отметки на КП и в кроссовом беге происходит почти равномерно. Анализ силовой подготовленности показал, что с 16 до 18 лет прирост почти не происходит, а с 18 до 20 лет силовые способности возрастают в среднем на 30,9%. В результате исследования координационных способностей было установлено, что к 16-17 годам ориентировщики достигли предельных для себя значений в развитии данного качества. Показатели специальной выносливости ориентировщиков улучшаются в течение всего изучаемого возрастного периода в среднем на 10-12% в год и достигают максимальных значений в 19-20 лет.

Таблица 3. Возрастная динамика показателей физической и интеллектуальной подготовленности ориентировщиков 16-20 лет (Х±σ)

Контрольные упражнения Этап спортивного совершенствования
Возраст (лет)
16(n=23) 17(n=20) 18(n=18) 19(n=18) (n=16)
Прыжок в длину с места, см 5-кратный прыжок в длину с места, см Бег на 30 м с ходу, с Комплексное упражнение на силу, количество раз Челночный бег 4х9 м, с Тест-кросс, скорость в м/с Скорость отметки на КП, с Наглядно-образная память, баллы Наглядно-образное мышле-ние, баллы Распределение внимания, с   Оперативное мышление, баллы Переключение внимания, баллы Пространственное воспри- ятие направлений, баллы Оперативная память, баллы Объём внимания, баллы Устойчивость внимания, с 209,5 ±11,1 1089,9 ±68,0 3,94±0,49 55,2±6,7   9,54±0,34 4,21±0,34 4,27±1,8 10,5±0,8   6,4±2,0   115,5 ±29,9 5,2±1,7   47,5±10,2   18,5±7,7   5,2±1,4   25,2±3,2 150,3 ±35,4 227,8 ±17,9 1172,0 ±88,2 3,91±0,12 49,6±6,8   9,33±0,33 4,35±0,55 2,90±0,62 10,2±1,6   6,5±2,2   103,3 ±17,7 5,1±1,3   44,6±6,9   24,9±9,4   4,8±1,1   24,5±3,3 154,3 ±19,3 223,5 ±14,3 1125,2 ±99,1 3,86±0,25 45,0±5,8   9,88±1,90 4,40±0,44 2,23±0,30 10,5±1,4   6,8±1,9   95,03 ±19,35 5,0±1,7   50,8±7,6   22,3±8,4   5,5±0,9   26,8±3,2 154,7 ±40,4 222,6 ±12,4 1145,3 ±93,2 3,82±0,34 48,4±7,4   9,36±0,90 4,44±0,38 2,12±0,41 10,2±1,7   7,2±2,0   110,6 ±31,8 5,2±2,2   49,8±11,1   23,8±10,0   5,8±1,0   26,0±4,1 156,9 ±38,4 227,6 ±17,3 1138,8 ±47,8 3,67±0,16 54,2±6,4   9,58±0,44 4,49±0,44 2,23±0,44 10,4±2,7   7,4±1,3   98,2 ±20,8 4,8±1,6   48,8±10,8   29,1±9,4   6,1±1,1   26,4±3,8 152,1 ±45,1

 

Значительный прирост в контрольных упражнениях, отражающих развитие интеллектуальных способностей, наблюдается в возрасте 17-18 лет. При этом важно отметить, что с 15 до 17 лет происходит снижение немотивированных ошибок при преодолении соревновательных дистанций, достигают максимальных значений такие показатели, как наглядно-образное мышление, объём и устойчивость внимания, оперативная и наглядно-образная память. Таким образом, видно, что 15-16-летний возраст соответствует сенситивному периоду в развитии способности к оперативному мышлению у юных ориентировщиков.

Динамика показателей физической и интеллектуальной подготовленности ориентировщиц на этапе спортивного совершенствования представлена в табл. 4. У спортсменок наблюдается значительный прирост показателей скоростной подготовленности в возрасте от 16 до 17 лет (на 13,8%), скоростно-силовых способностей от 17 до 18 лет (на 15,9%), а силовые способности наиболее быстрыми темпами развиваются от 16 до 17 лет (на 18,9%).

Таблица 4. Возрастная динамика показателей физической и интеллектуальной подготовленности ориентировщиц 16-20 лет (Х±σ)

Контрольные упражнения Этап спортивного совершенствования
Возраст (лет)
(n=17) (n=16) (n=16) (n=15) (n=15)
Прыжок в длину с места, см 5-кратный прыжок в длину с места, см Бег на 30 м с ходу, с Комплексное упражнение на силу, количество раз Челночный бег 4х9 м, с Тест-кросс, скорость в м/с Скорость отметки на КП, с Наглядно-образная память, баллы Наглядно-образное мышле-ние, баллы Распределение внимания, с   Оперативное мышление, баллы Переключение внимания, баллы Пространственное воспри-ятие направлений, баллы Оперативная память, баллы Объем внимания, баллы Устойчивость внимания, с 180,6 ±9,7 962,7 ±70,9 4,39±0,30 40,0±9,4   10,56±0,2 3,72±0,30 4,45±2,10 8,5±2,7   5,3±1,1   111,1 ±14,2 3,7±1,1   50,3±9,0   26,3±1,5   5,1±1,5   24,0±3,1 149,8 ±13,4 188,0 ±11,4 1002,8 ±68,9 4,37±0,23 34,0±2,3   10,45±0,4 3,73±0,40 3,94±2,26 9,1±3,0   6,4±2,1   92,7 ±11,5 4,4±1,3   53,0±9,3   21,1±10,7   4,6±1,6   23,6±4,3 148,7 ±21,7 184,2 ±11,1 991,8 ±95,0 4,33±0,22 35,8±8,0   10,30±0,4 3,80±0,32 2,91±0,84 10,9±2,0   7,1±2,0   97,3 ±19,6 5,0±1,7   56,5±14,8   20,5±10,3   5,4±1,2   24,2±2,7 137,1 ±15,6 178,8 ±11,6 946,4 ±64,6 4,39±0,51 35,2±4,73   10,71±0,3 3,82±0,18 2,83±1,24 8,7±2,5   7,3±2,5   87,2 ±19,2 5,0±1,1   55,1±9,9   26,9±9,3   5,6±1,4   24,6±3,3 133,3 ±16,1 176,6 ±7,2 941,0 12,3 4,28±0,33 38,2±8,3   10,79±0,1 3,90±0,49 2,78±1,51 8,6±3,1   9,7±1,4   83,7 ±15,5 5,0±1,4   62,6±10,7   24,0±10,1   5,8±0,8   25,1±3,6 128,8 ±42,7

Касаясь интеллектуальной работоспособности, следует отметить, что высокие темпы прироста наглядно-образной памяти (34,7%), оперативной памяти (34,8%) и устойчивости внимания (34,8%) наблюдаются в 16-17 лет, а наглядно-образного (35,6%) и оперативного (23,5%) мышления, переключения (34,8%) и объёма (45,8%) внимания с 17 до 18 лет.

Коэффициенты корреляции, полученные при выявлении связи между показателями специальной подготовленности, дают возможность заключить, что особенности структуры взаимосвязи в возрасте 17-18 лет примерно такие же, как и на предыдущем этапе тренировки. Из упражнений, характеризующих скоростные и скоростно-силовые способности, высокую взаимосвязь с другими показателями имеет бег на 30 м с ходу (26,58% достоверных коэффициентов корреляции). Оперативное мышление имеет 30,43% достоверных коэффициентов корреляции: со скоростью чтения рельефа (r=0,766) и уровнем распределения внимания (r=0,796). Наибольшее количество достоверных коэффициентов корреляции (34,78%) имеет показатель, отражающий уровень специальной выносливости ориентировщиков – результат в кроссовом беге на 5000 метров. Высокую взаимосвязь с этим показателем демонстрирует результат бега в подъём (r=0,757), бег на 30 метров с ходу (r=0,514), скорость чтения спортивной карты (r=0,523) и оперативное мышление (r=0,847). Эти упражнения могут быть рекомендованы как контрольные при определении уровня специальной подготовленности ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования.

Таким образом, рассматривая индивидуальные изменения в развитии интеллектуальных и физических способностей ориентировщиков 9-20 лет, следует отметить, что у отдельных спортсменов наблюдаются значительные их колебания с наступлением критических периодов при общей возрастающей тенденции. При этом не было случаев регресса в развитии скоростно-силовой подготовленности, оперативного мышления и объёма внимания.

Результаты проведённого исследования позволяют заключить, что эффективная система многолетней спортивной подготовки ориентировщиков должна предусматривать возможность организации обучающих и тренирующих воздействий адекватным ритмам возрастного развития параметров интеллектуальной и двигательной функций, обеспечивающих успешность стимулированного развития физической и технико-тактической подготовленности юных спортсменов на всех этапах учебно-тренировочного процесса. Учёт в тренировочном процессе экспериментально обоснованных границ периодов повышенной чувствительности к внешним воздействиям позволил формировать и совершенствовать спортивное мастерство юных ориентировщиков более эффективно по сравнению с традиционным построением многолетней подготовки.

 

 

Спортивный отбор в системе управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков

Анализ доминантных факторов специальной подготовленности ориентировщиков позволил установить, что спортивные способности определяются комплексом наследственных и средовых факторов. Если исходить из того, что спортивный отбор – начало многолетнего про­цесса подготовки, то совершенствование системы конт­рольных испытаний имеет первостепенное значение в управлении тренировочным процессом. Поскольку при проведении иссле­дований большой объём показателей займёт много времени, необхо­димо выбрать наиболее надёжные тесты, которые бы отражали основные стороны подготовленности юных спортсменов, были доступными и информативными.

С этой целью был проведён 4-летний педагогический эксперимент, направленный на разработку методики отбора детей из групп предварительной подготовки в учебно-тренировочные. Чтобы определить критерии оценки спортивных способностей к ориентированию и решить вопрос о том, какие показатели из множества используемых необходимо включить в комплекс для оценки перспективности юных спортсменов, мы проанализировали взаимосвязь результатов в различных тестах на этапе предварительной подготовки с результатом в ориентировании, показанным через 4 года тренировки. Проведённое исследование выявило различный характер взаимосвязи между результатами в тестах и уровнем специальной подготовленности юных ориентировщиков. Корреляционный анализ показал, что на начальном этапе под­готовки большинство из них имеет средний уровень прогностической значимости. Это тесты, в первую очередь, характе­ризующие общую выносливость (r=0,554), оперативную память (r=0,562), распределение внимания (r=0,512) и оперативное мышление (r=0,532). Через год и два года тренировки корреляционная связь между результатами в беговых тестах и рангом спортсмена значительно возрастает (r изменяется в пределах 0,529-0,952). Это можно объяснить тем, что на этом этапе тренировка приняла более специализированную нап­равленность, позволившую и более чётко проявиться способностям отдельных спортсменов. Изменился характер взаимосвязи между уровнем специальной интеллектуальной подготовленности и спортивным результатом ориентировщиков 13-14 лет. Показатели в таких тестах, как моторная коорди­нация (r=0.570), наглядно-образное (r=0,719) и оператив­ное (r=0,733) мышление значительно улучшились.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что результаты исходного тестирования не могут служить достаточно надёжным кри­терием оценки потенциальных возможностей юных спортсменов, так как степень их взаимосвязи с результатами в соревнованиях, показанными через четыре года тренировки, невысока (r в пределах 0,134-0,554). На последующих этапах подготовки юных ориентировщиков взаи­мосвязь между результатом в таких контрольных упражнениях, как 20-минутный бег с учётом пройденного расстояния (r улучшается с 0,48 до 0,95), бег в подъём (r улучшается с 0,36 до 0,87), расп­ределение внимания (r улучшается с 0,51 до 0,90), наглядно-обра­зное мышление (r улучшается с 0,37 до 0,92), оперативное мышле­ние (r улучшается с 0,53 до 0,81), бег на 30 м с ходу (r улучша­ется с 0,21 до 0,79) и спортивным результатом заметно возрастает. Наиболее значительная взаимосвязь обнаруживается через 1,5-2 года тренировки (P<0,05).

Нецелесообразно проводить отбор юных ориентировщиков по результатам только в одном контрольном упражнении. Для повышения надёжности прогнозирования необходимо применять комплексное тестирование. Однако практический опыт показывает, что большинство тренеров в спортивном ориентировании при определении пригодности занимающихся опираются на уровень развития физических способностей. В тоже время информативность этого критерия отбора самая низкая (r=0,379) из всех рассматриваемых (табл. 5).

Таблица 5. Информативность комплексных критериев отбора спортсменов- ориентировщиков 9-12 лет

  Критерии отбора Этапы тестирования
Исход-ный Через полгода Через год Через 1,5 года
Уровень развития ОФП Темп прироста психофизических показателей подготовленности Результат в соревнованиях Интегральная оценка перспектив- ности (ИОП) 0.379 -   0.451 0.581 0.565 0.470   0.487 0.715 0.536 0.453   0.619 0.861 0.611 0.542   0.536 0.856
Корреляция значима на уровне Р < 0,01 при r=0,432 и n>30

 

Темп прироста показателей физических и интеллектуальных способностей за первые 1,5 года тренировки улучшают свою информативность по мере роста спортивного мастерства с 0,470 до 0,542. Поэтому, несмотря на то, что этот критерий по эффективности стоит на третьем месте, тенденция улучшения информативности увеличивает его ценность. Сроки проведения педагогического эксперимента позволили также проследить взаимосвязь исходного результата в соревнованиях с рангом спортсменов через 4 года тренировки. Выяснилось, что результат в соревнованиях несущественно меняет ранговый порядок в первые 2-3 года тренировки (r изменяется от 0,45 до 0,54). Следовательно, невысокий уровень взаимосвязи успешности соревновательной деятельности на начальных этапах подготовки с рангом спортсменов не позволяет применять его в качестве ведущего критерия отбора юных ориентировщиков.

Наконец была исследована возможность прогнозирования способностей начинающих ориентировщиков на основе интегральной оценки перспективности, включающей показатели, характеризующие специальную выносливость, силовую и скоростную подготовленность, а также уровень интеллектуальной работоспособности. Было установлено, что информативность интегральной оценки перспективности наивысшая из всех представленных за первые 1,5 года тренировки (r изменяется в пределах от 0,58 до 0,86 при P< 0,01). Исходя из этого, можно утверждать, что для определения перспективности юных ориентировщиков необходимо использовать комплекс наиболее информативных и доступных на практике тестов, это: 20-минутный бег с учётом пройденного расстояния, комплексное упражнение на силу, бег на 30 метров с ходу, определение моторной координации, наглядно-образного и оперативного мышления, переключения и распределения внимания. Теоретически и экспериментально обоснованные отдельные показатели комплексного критерия отбора, отражая ведущие способности юных ориентировщиков, проявляются в такой взаимосвязи друг с другом, которая позволяет говорить о предрасположенности к занятиям спортивным ориентированием. Применение в практике спортивного отбора ИОП повышает его эффективность в 2-3 раза.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.