Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система комплексного педагогического контроля в управлении подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков



Решение проблемы управления подготовкой юных спортсменов возможно лишь на основе комплексной оценки ведущих компонентов специальной работоспособности. При таком подходе организация тренировочного процесса ориентировщиков должна опираться, в первую очередь, на выделение и учёт доминантных факторов специальной подготовленности на разных этапах возрастного развития. Особенно остро эта проблема стоит в спортивном ориентировании, поскольку результат зависит от совокупности способностей, связанных, с одной стороны, с физическими показателями, а с другой – с интеллектуальными возможностями человека.

Анализ учебно-тренировочного процесса спортсменов-ориентировщиков (А.С. Лосев, 1984; Е.И. Иванов, 1985; В.Н. Агальцов, 1990; А.Л. Новиков, 1997; В.В. Костылев, 2005; В.В. Чешихина, 2006; С.А. Казанцев, 2007; T. Ottosson, 1986) показал, что существуют различия во взглядах тренеров на значимость отдельных факторов специальной подготовленности, и что они основываются на субъективном мнении. В связи с этим, объективное определение доминантных факторов, обусловливающих успешность становления спортивного мастерства ориентировщиков на разных этапах многолетней тренировки, будет способствовать повышению информативности средств педагогического контроля.

В настоящей работе для установления ведущих факторов, определяющих специальную работоспособность ориентировщиков, был применён факторный анализ (ФА). Исходным материалом для этого послужили результаты комплексного педагогического обследования спортсменов в возрасте от 9 до 20 лет (табл. 6). Анализ структуры доминантных факторов подготовленности показал, что специальная выносливость, наглядно-образная память, моторная координация, распределение и переключение внимания выделились в первых факторах во всех матрицах с факторными весами от 0,520 до 0,904. В следующем по значимости факторе наибольшую взаимосвязь с результатом в спортивном ориентировании имеет оперативное мышление (r=0,596-0,703) и скоростно-силовые способности (r=0,594-0,837). Из приведённых данных следует, что повышение уровня спортивного мастерства сопровождается изменением значимости отдельных факторов. Полученные результаты дают основание заключить, что в состав основных модельных характеристик специальной подготовленности должны входить показатели уровня развития специальной выносливости и интеллектуальной подготовленности.

Факторный анализ матрицы интеркорреляций, включающей тесты специальной подготовленности ориентировщиков 9-20 лет, позволил выделить самостоятельный и наиболее важный фактор, который обусловливается сочетанием работы аэробного и анаэробного характера с уровнем развития специальной умственной работоспособности. Эти данные подтвердили наше предположение о том, что результативность СД в ориентировании определяется комплексом физических и интеллектуальных способностей. Поэтому в тренировочном процессе ориентировщиков интеллектуальная подготовка, как подсистема, занимает важное место, т.е. эффективная реализация двигательного потенциала возможна лишь при условии соответствия скорости передвижения способности адекватно воспринимать карту и местность.

 

Таблица 6. Динамика факторной структуры специальной подготовленности ориентировщиков 9-20 лет

Показатели подготовленности Возраст спортсменов, номера факторов и коэффициенты корреляций
9-10 лет 11-12 лет 13-14 лет 17-20 лет
Специальная выносливость Силовые способности Скоростные способности Скоростно-силовые качества Функциональные показатели Координационные способности Психическая выносливость Скорость чтения спорткарты Наглядно-образная память Оперативная память Распределение внимания Переключение внимания Моторная координация Реакция на усложнение условий деятельности Наглядно-образное мышление Оперативное мышление 1 0.737 3 0.603 2 0.826 3 0.863 2 0.522 5 0.614 2 0.708 - 1 0.583 1 0.735 1 0.647 1 0.539 1 0.537 4 0.782   4 0.844 2 0.596 1 0.574 2 0.734 2 0.476 2 0.594 3 0.628 2 0.827 4 0.767 5 0.838 1 0.697 2 0.558 1 0.718 1 0.526 1 0.781 3 0.576   1 0.532 2 0.671 1 0.904 2 0.580 3 0.679 2 0.837 1 0.626 2 0.657 1 0.706 2 0.697 1 0.524 4 0.771 1 0.655 1 0.833 1 0.822 2 0.558   1 0.718 1 0.699 1 0.670 4 0.770 2 0.784 2 0.825 3 0.508 2 0.825 3 0.609 2 0.823 1 0.891 4 0.763 1 0.654 1 0.838 1 0.713 3 0.609   1 0.503 2 0.703

 

Динамика значимости обобщённых факторов на разных этапах многолетней подготовки показывает, что важность первого фактора линейно повышается до этапа спортивного совершенствования, т.е. способность сохранять высокий уровень психических процессов в условиях нарастающего физического утомления приобретает по мере роста спортивной квалификации всё большее значение. Таким образом, проведённый факторный анализ позволил выделить базовые стороны подготовленности, которые и должны составлять предмет комплексного педагогического контроля в спортивном ориентировании.

В циклических видах спорта комплексный контроль полностью основан на выделении показателей, имеющих высокую корреляционную связь со спортивным результатом (В.М. Зациорский, 1982; В.В. Иванов, 1987; В.С. Мартынов, 1992; В.Н. Платонов, М.Н. Булатова, 1992). При этом из довольно большого числа тестов, которые можно применять в процессе комплексного контро­ля, необходимо выбрать наиболее информативные, которые отражают все основные стороны подготовленности спортсменов и отвечают требованиям математи­ческой теории тестов. Для выявления таких информативных тестов, нами был проведён педагогический эксперимент с участием ориентировщиков 9-20 лет. В процессе исследований проверке подвергались тесты, характеризующие физическую, интеллектуальную и технико-тактическую подготовленность спортсменов. Проведённые исследования дали возможность разделить тес­ты на две группы: 1) тесты, характеризуемые контрольными показателями специаль­ной подготовленности как слабо информативные (r=0,1-0,3); 2) тесты достаточно информативные (r=0,4-0,9), которые могут ис­пользоваться в комплексном контроле специальной подготовленности юных ориентировщиков (табл. 7).

 

Таблица 7. Наиболее информативные тесты комплексного этапного контроля уровня специальной подготовленности спортсменов-ориентировщиков

Контрольные упражнения Возраст, лет
9-10 11-12 13-14 15-16 19-20
20-ти минутный бег Бег на 30 м с ходу Комплексное упражнение на силу Пятикратный прыжок в длину с места Челночный бег 4х9 метров Бег в подъем 200 метров Бег со спуска 200 метров Бег 5000 метров Кросс 10000 метров Распределение внимания Переключение внимания Объём внимания Наглядно-образная память Оперативная память Наглядно-образное мышление Оперативное мышление Пространственное восприятие направлений Моторная координация 0.814 0.682 0.304   0.893   0.502 0.780 0.677 - - 0.829 0.626 0.438 0.630 0.712 0.654 0.588 0.283 0.250 0.889 0.711 0.604   0.681   0.659 0.819 0.609 - - 0.939 0.931 0.593 0.808 0.691 0.796 0.624 0.083 0.363 0.923 0.691 0.776   0.673   0.659 0.874 0.716 0.257 - 0.814 0.829 0.600 0.846 0.634 0.861 0.871 0.417 0.374 - 0.632 0.581   0.497   0.607 0.713 0.485 0.543 - 0.629 0.708 0.685 0.714 0.572 0.636 0.850 0.578 0.493 - 0.584 0.433   0.016   0.536 0.684 0.575 0.882 0.915 0.417 0.695 0.709 0.442 0.350 0.589 0.688 0.671 0.621
Корреляция значима на уровне Р < 0,01 при r=0,432 и n>30

 

Таким образом, на основе исследования юных и взрослых высококвалифицированных ориентировщиков, нами выявлен и экспериментально обоснован комплекс информативно-диагностических критериев педагогического контроля уровня специальной подготовленности юных ориентировщиков 9-18 лет, что позволяет оперативно вносить управленческие коррективы в учебно-тренировочный процесс и рекомендовать к продолжению интенсивной тренировочной деятельности лишь тех спортсменов, которые способны достигать заметных успехов без снижения потенциала здоровья.

Сравнительный педагогический эксперимент показал, что применение разработанного комплекса контрольных испыта­ний для оценки уровня специальной подготовленности и оперативной индивидуальной коррекции тренировочных программ позволило достоверно (Р<0,05) повысить темпы прироста специальной двигательной и интеллектуальной работоспособности, и, как следствие, результативность соревновательной деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.