Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методологическая основа исследования



8) Методы исследования

 

1) Актуальность исследования -здесьнеобходимо обосновать проблему исследования с точки зрения ее теоретической и практической значимости для современной консультативной психологии. Достаточно в пределах одной-двух страниц четко охарактеризовать, почему выбранная тема является нужной, интересной и востребованной, какие проблемы клиента и какими способами она помогает решить в консультативной практике.

Актуальность исследования может носить не только теоретический характер, возможно, у нее появятся и практические аспекты. Например:

Актуальность исследования связана с тем, что знание основ психоаналитического направления в психологии необходимо для понимания развития психологической науки и практики. Теоретические подходы, сформулированные представителями психоаналитической школы, оказали влияние на понимание «структуры» личности, а также - интерпретацию внутренней динамики взаимодействия ее составляющих, объяснение неврозов, фобий, психосоматических заболеваний и т.д. Представителями психоаналитического направления был разработан практический «инструментарий» работы с глубинными внутриличностными проблемами, который используется в современной практике психотерапии и психологического консультирования (в последнем – его элементы).

Рекомендуется также дать краткий анализ степени разработанности темы в отечественной и зарубежной литературе.

2) Цель исследованиясостоит в решении научной проблемы.Необходимо сформулироватьто, ради чего осуществляется исследование. Например: изучить (выявить, обосновать) какие-либо закономерности, особенности или специфику изучаемой психологической проблемы.

Например, в качестве целей исследования могут выступать:

а) Цель исследования: выявление сущностных черт «объективной психологии» В.М.Бехтерева и интерпретации личности В.М.Бехтеревым

1. б) Цельисследования: выявление специфики структуры личности и типологии личности в теории А.Ф.Лазурского.

3) Задачи исследованияпредставляют собойэтапы по достижению цели исследования курсовой работы. Необходимо сформулироватьнесколько задач, отражающих основные смысловые уровни исследования, представленные в курсовой работе.

Например:

I. Задачиисследования:

1) Охарактеризовать понятие «личностный конструкт», сформулированное Дж.Келли;

2) Раскрыть когнитивные основания теории «личностных конструктов» Дж.Келли;

3) Изучить экзистенциально-гуманистические основания теории личности Дж.Келли

4) Охарактеризовать «идею самосотворения» личности в концепции Дж. Келли

5) Раскрыть принцип «конструктивного альтернативизма», сформулированный Дж.Келли

II. Задачи исследования:

1) изучить основные постулаты классического психоанализа З.Фрейда;

2) раскрыть содержание понятия «невроз» и понимание невроза З.Фредом;

3) охарактеризовать факторы, влияющие на формирование невротической личности по З.Фрейду;

4) проанализировать устройство психики при неврозе

4) охарактеризовать способы работы с неврозами, выработанные в классическом психоанализе.

4) Объект исследования.Это область исследования, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Объект исследования – это то, на что и направлено исследование.

Например, в качестве объекта исследования могут выступать

Объект исследования: личность в понимании З.Фрейда (К.Г.Юнга, А.Адлера, Э.Фромма и т.д.)

5) Предмет исследования. Это конкретный аспект изучаемой проблемы, то, на что направлена мысль автора, что составляет ее непосредственное содержание.

Например, это могут быть (соответственно объектам исследования из предыдущего пункта):

- Предмет исследования: интерпретация сновидений как продуктов деятельности «Ид» З.Фрейдом

- Предмет исследования: механизмы психологической защиты и их виды в теории личности З.Фрейда;

- Предмет исследования: виды невротических потребностей в теории личности К.Хорни

 

6) Гипотеза исследования- это логически обоснованное предположение о существовании и характере связи между явлениями, о причинах, динамике развития и закономерностях протекания социально-психологических процессов. Гипотеза не может быть очевидным утверждением. Она должна содержать некоторые научные предположения об изучаемом явлении и быть краткой, конкретной, проверяемой, и не содержать оценочных суждений.

Например, в качестве гипотезы могут выступать предположения:

а) Гипотеза исследования: Депрессия в представлении А.Бека - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением самооценки и волевой активности. Одним из факторов, «запускающих» состояние депрессии, являются когнитивные искажения, которые, в свою очередь, усиливают состояние депрессии. Эффективным методом работы с депрессией является метод фиксации когнитивных искажений. Выявление когнитивных искажений позволяет выявить стратегии мышления, ведущие к нарушениям здорового функционирования личности.

б) Гипотеза исследования: Здоровые, или экзистенциальные, потребности, с точки зрения Э. Фромма, определяют благополучие существования личности в социальном мире. Осознание данных потребностей и адекватный способ их достижения делают человека свободным. Однако, по мнению Э.Фромма, проблема большинства людей заключается в том, что они бессознательно не хотят быть свободными, поэтому человек предпочитает «бегство от свободы», что и является причиной невротического состояния личности.

7) Методологическая основа исследования.Этот раздел введения предполагает краткую характеристику базовых концепций, на которые опирался автор при проведении своего исследования, а также теоретических трудов ведущих специалистов данной области знания, на основе которых автор курсовой работы выстраивал свой подход к изучаемому им явлению.

Например:

а) Методологическая основа исследования: стали философские принципы единства сознания и деятельности, теории и практики, а также научные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей, занимавшихся изучением (психоанализа, логотерапии, когнитивно-поведенческой терапии и т.д. – в зависимости от того, что вы выбираете). Проблема… (называете конкретную проблему, которую исследуете!) раскрывается в трудах следующих авторов……… (И здесь вы пишите фамилии авторов в алфавитном порядке, в родительном падеже, через запятую, но без названия их трудов – названия потом даются в библиографии, в конце вашей работы). При изучении… (указываете какой-либо аспект изучаемой вами проблемы) мы опирались на концептуальные подходы… (и перечисляете уже тех авторов, труды которых вы изучили в контексте данного аспекта – также их фамилии и инициалы в родительном падеже, в алфавитном порядке).

 

8) Методы исследования. Здесь необходимо охарактеризовать методы исследования самого автора курсовой работы. К ним могут относиться теоретические и эмпирические методы. Это могут быть: анализ литературы (теоретических источников) по проблеме исследования, эксперимент, опрос (анкетирование, интервью, беседа), тестирование, наблюдение, контент-анализ материалов средств массовой коммуникации, монографический метод (изучение биографий, дневников, сочинений и т.п.) и т.д. Например:

а) Методы исследования:

1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Включенное наблюдение.

3. Тестирование.

4. Математические методы обработки данных.

Но, учитывая, что курсовая работа по дисциплине «Психология личности» посвящена, прежде всего, глубокому изучению теории личности конкретного психолога, можно ограничиться «анализом теоретических источников по проблеме исследования» (как основным методом вашего исследования).

Общий объем Введения - 2-5 страниц.

2. Основная (содержательная) часть.Эта часть состоит, как правило, из 2-3-х глав; главы подразделяются на параграфы; в каждой главе не менее 2-х, но не более 4-х параграфов. Объем параграфа — не менее 5-10 страниц. В основной части раскрываются теоретические и практические основы исследования.

После введения следует первая глава, в которой должно быть представлено теоретическое исследование проблемы. Здесь важно раскрыть основные концептуальные подходы, показать различные теоретические уровни развития предмета исследования, разработать категориальный аппарат, который помогает прояснить исследуемые вопросы, систематизировать обширный научный материал и представить его в строго определенной логике.

Чтобы была соблюдена логика построения материала, главу следует разбить на параграфы, в каждом из которых будет рассмотрен определенный круг вопросов. Следует особо подчеркнуть, что и сама глава, и каждый параграф должны иметь название, из которого видно конкретное содержание исследуемого аспекта темы.

Вторая главакурсовой работы, как правило, содержит эмпирический материал. Обычно это - практический уровень исследования, иллюстрирующий основные теоретические положения. Сюда могут быть включены анализ данных, полученных с помощью используемых эмпирических методов – тестирования, опроса, эксперимента, наблюдения, и т.д., данные материалов периодической печати и пр. Вторая глава также должна быть разбита на параграфы. И глава, и параграфы должны иметь названия.

Однако – применительно к курсовой работе по «Психологии личности» – допустим исключительно теоретический уровень исследования.

Курсовая работа по данной дисциплине может носить чисто теоретический характер, эмпирическая часть может отсутствовать. Тогда во второй главе можно описать новейший зарубежный или отечественный опыт по исследуемой проблеме, показать разработанный в рамках конкретной психологической школы практический «инструментарий» работы с личностью.

Можно пойти и таким путем: в первой главе представить жизненный путь автора той или иной теории личности, раскрыть либо перепетии его жизненного пути, либо ведущиеся в то время научные дискуссии, либо достижения психологической практики, которые повлияли на становление концептуального подхода к личности у исследуемого вами автора.

А во второй главе – раскрыть суть его концепции, показать ее влияние на развитие психологической науки и практики.

К основным ошибкам и недостаткам, характерным для изложения основной части курсовой работы, можно отнести следующие:

- Названия первой главы – «Теоретическая часть», второй главы – «Практическая часть». Этого делать не следует. Название главы должно фиксировать основную мысль ее содержания.

- Отсутствие ссылок на авторов. Нередко студент вставляет в свою работу достаточно объемные куски текстов различных авторов, не делая на них ссылки. Это – нарушение научной этики. Мысль другого автора, которую приводит студент, должна быть предварена ссылкой на его фамилию. Например:

По словам Е.В.Змановской, З.Фрейд увидел в сновидении основное средство доказательства существования бессознательного. В своем знаменитом анализе сновидения, получившего название «Об инъекции Ирме», Фрейд впервые показал, как абсурдное, на первый взгляд, сновидение может выразить бессознательное желание, обострившееся в связи с подлинными событиями. [10, с. 18].

То есть: например, работа Е.В.Змановской «Основы прикладного психоанализа» в вашей библиографии (в конце курсовой работы) числится под номером 10. Данное высказывание приведено на стр. 18. Поэтому оформление ссылки и выглядит так, как указано в приведенном примере.

Можно передать мысль автора в форме косвенной речи (как показано в примере), но обязательно в квадратных скобках указать порядковый номер его работы – из библиографии и страницу, откуда было взято высказывание.

− Отсутствие убедительных доказательств, обоснований, выводов и рекомендаций.

− Нарушение последовательности изложения, нечеткий категориальный аппарат. Следует запомнить: когда называется научное понятие – оно сразу же расшифровывается, причем на основании цитат из тех авторов, которые вводят это понятие (с соответствующими ссылками на них!).

− Отсутствие четкости в изложении основного содержания курсовой работы.

− Излагаемые по тексту примеры не подкрепляются смысловым содержанием, размышлениями автора. Но размышления автора должны быть высказаны с научной корректностью. Не приветствуется, например, такая форма высказывания: «Лично я не согласен с представителями данной научной школы, потому что они заблуждались относительно….». Это не корректно, поскольку автор курсовой работы еще только делает первые шаги в области научных исследований, является «учеником» в этой области. Следует помнить также, что в науке употребляется форма личного местоимения множественного числа – «мы».

«Мы не согласны с таким-то высказыванием З.Фрейда (О.Ранка, В.Райха…) относительно невротической личности. Нам кажется, что представители последующей научной школы – например, европейского неопсихоанализа, подошли к этой проблеме с более оптимистичным пониманием природы человека. Это можно проследить на примере слов К.Хорни (Э.Берна, Э.Фромма…..).

Местоимение «мы» в данном случае означает то, что вы выступаете как апологет некоего научного течения, школы, а не просто «походя» критикуете того или иного ученого.

- Курсовая работа пишется как реферат какой-либо одной книги, статьи или любого другого источника (может быть, от силы, двух-трех). Еще хуже, если «переписывается» только учебник, даже если его материал показался автору достойно освещающим проблему исследования.

− При анализе сложных (и достаточно «тонких») психических явлений, с которыми работает психолог, используются лишь крайне полярные оценки, нет научной логики и аргументации.

 

6. Заключение(выводы) - включает в себя подведение итогов (выводов) с точки зрения выполнения поставленной цели курсовой работы. Студент может представить систему выводов по каждому разделу (то есть, отражать решение всех поставленных во введении задач). При этом не следует писать: «В первом параграфе мы изучили…», «Во втором параграфе мы изучили…». Лучше представить «квинтэссенцию» содержания – краткие «выжимки», иллюстрирующие основную мысль.

Можно сказать о теоретической и практической значимости рассмотренной проблемы (круга проблем). Если есть некий собственный опыт практической деятельности в этой области (или же достаточно глубоко изучен тот или иной метод), - можно привести практические ре­комендации и возможные дальнейшие направления развития темы курсовой работы.

Общий объем «Заключения» должен составить 3-4 страницы.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.