Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные формы чувственного и рационального познания



 

Чувственное познание характеризуется:

- непосредственным отражением (феномены);

- индивидуальной множественностью (разнообразностью) и конкретностью;

- внешними и поверхностными характеристиками объекта в форме образа.

Его основные элементы:

- ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний познающего органами чувств, это исходный строительный материал познания;

- восприятие – целостное отражение, интегрирование отдельных ощущений в единый образ, который одновременно синтезируется и выделяется из окружающей среды;

- представление – воспроизводство в сознании чувственных образов без непосредственного контакта с ним на основе памяти и воображения, оно соединяет прошлое-настоящее-будущее и дает базу для перехода к рациональному мышлению.

Рациональное познание отличается:

- постижением сущностных свойств и законов действительности (ноуменов);

- отражением универсально-всеобщего (общественно-значимого) в виде абстрактно-идеальных концептов (идей);

- опосредованностью языком и культурной традицией.

Его элементы:

- понятие – форма мышления, фиксирующая общие существенные свойства определенного класса (вида, подвида) явлений; языковой эквивалент понятия ‑ слово или словосочетание; понятие отражает сверхчувственное с помощью сравнения, абстрагирования, обобщения, идеализации, определения;

- суждение ‑ форма мышления, нечто утверждающая или отрицающая о предмете (да или нет, истинно или ложно и другие аналогичные оценки). Суждение ‑ соединение двух или нескольких понятий для получения нового знания, в языке это предложение или высказывание, в философии суждения связывают с рассудком (судом над опытом);

- умозаключение ‑ форма мышления, связующая суждения в новый вывод, бывают индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) суждения.

Помимо чувственного и рационального уровней важную роль в познании играетинтуиция ‑ механизм моментального и непосредственного (без логических выведений и доказательств) схватывания знаний об объекте.

В истории философии, как правило, абсолютизировали одну из сторон познания: рационализм – всеобщность разума, эмпиризм и сенсуализм – чувственный опыт, интуитивизм и мистицизм – интуицию. Современная философия ратует за системную взаимосвязь всего этого и много другого, а также за уместные приоритеты (к примеру, разум приоритетнее в философии, чувства ‑ в искусстве, интуиция ‑ в религии и т.п.).


 

30. Структура познавательного процес­са. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Структура познавательного процесса ‑ система уровней и элементов сознания. Два основных уровня: чувственное и рациональное познание.

Уровни структуры научного знания отличаются спецификой методов, методологией. Метод – совокупность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности. Методология науки – система всех методов.

Основные уровни структуры научного знания:

- эмпирический: постижение внешних (эмпирических) фактов и зависимостей через наблюдение (прямое и косвенное), сравнение (непосредственное и опосредованное), измерение (прямое и косвенное), эксперимент (натуральный, модельный, поисковый, проверочный), описание;

- теоретический: выявление внутренних и существенных связей (законов) и проблем, создание гипотез и теорий посредством мысленного эксперимента,идеализации, формализации (формул, графиков и т.п.), восхождения от абстрактного к конкретному(то есть сборка абстрактно-исчерпывающего образа всего и вся из его же абстрактных черт), аксиоматики (постулаты, аксиомы),гипотетико-дедукции (проверки дедуктивных выводов), историко-логических исследований (логика процесса, эволюции);

- метатеоретический: установление общих характеристик объектов (предметный аспект) и способов их познания (рефлексивный аспект), таким образом создаются картины мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки – и все это через отраслевую и философскую рефлексию.


 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.