Позитивизм - (от лат.Positivus - положительный) - философское направление, оформившееся в 30-х годах 19 столетия и существующая до наших дней. Основная цель позитивизма - получение объективного знания. Термин “позитивизм” введен основателем этого направления, французским философом О. Контом. Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии:
- первая, начальная связана с именами О. Конта, Г. Спенсера и др.;
- вторая, эмпириокритицизм, или махизм, (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) - конец 19 - нач. 20 века;
- третья стадия - неопозитивизм, или логический позитивизм.
С развитием в первой половине 19 века математики, физики, химии, возникает микробиология. Знание, соединенное с практикой, представляется всемогущим. Доверие к философии - “царице наук” - сменилось скептическим к ней отношением. Несмотря на различные формы позитивизма, разное время и место их формирования, все три этапа имеют общие особенности. Претензии традиционной философии с его поиском “начал и причин” признается неосновательным. Изучению поддается только мир явлений. Философия как метафизика должна быть упразднена, либо она станет наукой в качестве обобщающих научных знаний. Позитивизм - философское направление, утверждающее, что источником подлинного, “положительного” знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.
В качестве знания воспринимали только такие его формы, которые давали возможность использовать их в прямом практическом взаимодействии людей с реальной действительностью. Именно этим и было обусловлено стремление П-тов придать научным знаниям вид «непосредственно данного», «практически полезного».
Первая стадия
Основные идеи первой формы позитивизма:
1. отказ от поиска сущности вещей и установка на описание явлений (феноменализм)
2. из принципа индуктивизма вытекает сознательно принимаемый запрет на поиск абсолютов.
3. идеализм в понимании природы и общества, сведение сложных процессов развития к простому сочетанию интеграции и дифференциации
4. отрицательное отношение к социальным революциям, и ориентация на методы социальной инженерии.
Идеологическое кредо первой формы позитивизма - прогресс и порядок.
Вторая стадия
позитивизм философский логический критический
Вторая стадия позитивизма - так называемого эмпириокритицизм связан с именами Э. Маха, австрийского физика и философа и швейцарского философа Р. Авенариуса (1843-1896). Отличие данной стадии от предшествующей - основная задача ф-фии не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания.
Основоположники “второго позитивизма” разделяют идею об упразднении старой метафизики, об изменении положения философии в культуре. Однако в отличие от позитивистов “первой волны”, которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира и классификацией наук, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений в сознании исследователя. Термин “эмпириокритицизм”, введен Авенариусом, означает критику опыта. Опыт - это данность мира познающему субъекту, зафиксированная в его сознании с помощью утверждения, высказываний.
Третий этап (20 гг. 20 в.)
Третий этап эволюции позитивизма - неопозитивизм, или логический позитивизм. Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой с материализмом и идеализмом. Теоретическим источником его послужило реальное развитие физики, логики, математики, языкознания. Наука сводится к фиксации, а затем упорядочению фактов в рамках условно принятой системы языка. В таком случае задачи науки ограничивается описание ее языка. Исходными предпосылками всякого познания логический позитивизм считал события и факты, т.е. “чувственные данные”, находящиеся в сфере сознания субъекта. Одной из особенностей данного течения является то, что он принципиально отождествил объект с теорией объектов.