Природа – это якобы «весь мир в целом, все сущее». Она же (по содержанию) ‑ синоним научным и философским категориям «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос». Кроме того, в современной культуре в ходу понятия «образ природы» и «картина природы», обозначающие систему представлений о природе. (Еще бы, в современной «философии» реальность растворяется в образах, исчезает под их сумбурным нагромождением).
Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы на основе следующих принципов:
- все формы жизни должны существовать, их ценность не зависит от пользы человеку;
- люди не вправе снижать природное разнообразие;
- человеческое вмешательство вредоносно;
- бережное отношение к природе ‑ залог совместной эволюции человека и природы.
Основные модели взаимоотношения человека и природы: мифологическая (природа одухотворена и она всегда главнее людей), научно-технологическая (человек владыка природы), диалогическая (природа и человек должны взаимодействовать как партнеры ради совместного развития – коэволюции).
Люди не могут полностью контролировать природу, поэтому якобы должны отказаться от иллюзии всезнания и всемерно воздерживаться от силового воздействия на природу. Это, мол, еще в концепции Вернадского о ноосфере (сфере разума) замечено.
23.Проблема антропогенеза в философии и науке.
Антропогенез – процесс формирования человека и человечества, как особого вида. То есть это еще и антропосоциогенез и антропокультурогенез. Все эти «генезы» в целом изучаются комплексом наук.
Здесь важна гомидная триада (три основных отличия человека): прямохождение, кисть, приспособленная к труду, и высокоразвитый мозг – якобы это то самое телесное, что делает нас людьми.
2 группы интерпретации (модели) антропогенеза: креационизм (человек – Божье творение или творение инопланетян у уфологов) и эволюционизм (человек - результат природной эволюции).
Важнейшие эволюционные теории:
- трудовая (человек, своим трудом изменяя природу, становится разумным и социальным существом);
- игровая (утилитарно избыточная и свободно-творческая активность создает человеческий мир и развивает самого человека);
- психоаналитическая (создавая табу, призванные сдерживать его неумеренные бессознательные влечения, человек становится сдержанным животным, то есть социализируется);
- семиотическая (создание и совершенствование языка преобразовывает человека, приспосабливая к речевым контекстам).
Основные концепции человека в классической и современной философии.
Человек – наиболее уникальное и универсальное существо («в известном смысле он все»). Понятие «человек» трудно определить. Здесь всегда требуется самопознание.
Человек точка пересечения самых различных проекций бытия, в широком смысле он ‑ единство микрокосма (проявление основных законов природы),микротеоса (воплощение идеалов; дословно «микро-бог» - не путать с «микробом») имикросоциума (совокупность общественных отношений). В узком смысле он –биосоциальная или биопсихологическая целостность.
Наиболее классической считается триадичная модель человека: тело(природное) + душа (жизненная энергия, бессмертное, очерчивающее сроки земному, источник свободы творчества) + дух (общечеловеческое в нас, то есть разум и воплощение (отражение) социального).
Важные категории: индивид (отдельно взятый человек), индивидуальность (совокупность уникальных свойств), личность (единство социально-значимых и индивидуально-психологических характеристик).
Философские стратегии интерпретации человека:
- натурализаторская (человек – неразрывная часть природы, либо ее особый венец, либо несостоявшееся животное);
- экзистенциально-персоналистская (человек ‑ нечто уникальное, особое начало в мире, наивысшее проявление свободы выбора);