Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Природа как объект философского и научного анализа. Глобальный экологический кризис



Природа – это якобы «весь мир в целом, все сущее». Она же (по содержанию) ‑ синоним научным и философским категориям «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос». Кроме того, в современной культуре в ходу понятия «образ природы» и «картина природы», обозначающие систему представлений о природе. (Еще бы, в современной «философии» реальность растворяется в образах, исчезает под их сумбурным нагромождением).

Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы на основе следующих принципов:

- все формы жизни должны существовать, их ценность не зависит от пользы человеку;

- люди не вправе снижать природное разнообразие;

- человеческое вмешательство вредоносно;

- бережное отношение к природе ‑ залог совместной эволюции человека и природы.

Основные модели взаимоотношения человека и природы: мифологическая (природа одухотворена и она всегда главнее людей), научно-технологическая (человек владыка природы), диалогическая (природа и человек должны взаимодействовать как партнеры ради совместного развития – коэволюции).

Люди не могут полностью контролировать природу, поэтому якобы должны отказаться от иллюзии всезнания и всемерно воздерживаться от силового воздействия на природу. Это, мол, еще в концепции Вернадского о ноосфере (сфере разума) замечено.


 

23.Проблема антропогенеза в философии и науке.

 

Антропогенез – процесс формирования человека и человечества, как особого вида. То есть это еще и антропосоциогенез и антропокультурогенез. Все эти «генезы» в целом изучаются комплексом наук.

Здесь важна гомидная триада (три основных отличия человека): прямохождение, кисть, приспособленная к труду, и высокоразвитый мозг – якобы это то самое телесное, что делает нас людьми.

2 группы интерпретации (модели) антропогенеза: креационизм (человек – Божье творение или творение инопланетян у уфологов) и эволюционизм (человек - результат природной эволюции).

Важнейшие эволюционные теории:

- трудовая (человек, своим трудом изменяя природу, становится разумным и социальным существом);

- игровая (утилитарно избыточная и свободно-творческая активность создает человеческий мир и развивает самого человека);

- психоаналитическая (создавая табу, призванные сдерживать его неумеренные бессознательные влечения, человек становится сдержанным животным, то есть социализируется);

- семиотическая (создание и совершенствование языка преобразовывает человека, приспосабливая к речевым контекстам).


 

Основные концепции человека в классической и современной философии.

 

Человек – наиболее уникальное и универсальное существо («в известном смысле он все»). Понятие «человек» трудно определить. Здесь всегда требуется самопознание.

Человек точка пересечения самых различных проекций бытия, в широком смысле он ‑ единство микрокосма (проявление основных законов природы),микротеоса (воплощение идеалов; дословно «микро-бог» - не путать с «микробом») имикросоциума (совокупность общественных отношений). В узком смысле он –биосоциальная или биопсихологическая целостность.

Наиболее классической считается триадичная модель человека: тело(природное) + душа (жизненная энергия, бессмертное, очерчивающее сроки земному, источник свободы творчества) + дух (общечеловеческое в нас, то есть разум и воплощение (отражение) социального).

Важные категории: индивид (отдельно взятый человек), индивидуальность (совокупность уникальных свойств), личность (единство социально-значимых и индивидуально-психологических характеристик).

Философские стратегии интерпретации человека:

- натурализаторская (человек – неразрывная часть природы, либо ее особый венец, либо несостоявшееся животное);

- экзистенциально-персоналистская (человек ‑ нечто уникальное, особое начало в мире, наивысшее проявление свободы выбора);

- рационалистическая (человек ‑ носитель разума, тождественного разумности Мироздания или Всевышнему Разуму);

- социологизаторская (человек ‑ не столько природный, сколько социальный продукт).


 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.