Российский рынок молочной продукции постоянно растет, конкуренция на нем усиливается. Это обусловлено как постепенным ростом благосостояния большей части населения страны, так и постоянным наращиванием объемов производства игроками рынка, а также появлением в России заводов иностранных производителей. Рынок молочной продукции довольно хорошо изучен, однако не вся информация является открытой. Большая часть публикуемой информации содержит данные лишь о наиболее крупных игроках рынка, тогда как во многих случаях необходимо иметь факты, иллюстрирующие полную картину.
Молочная промышленность - отрасль пищевой промышленности, объединяющая предприятия по выработке различных молочных продуктов. В состав отрасли входят предприятия по производству животного масла, цельномолочной продукции, молочных консервов, сухого молока, сыра, мороженого, казеина и другой продукции из молока.
В течение последних лет в России наблюдалось снижение объемов производства молока. Однако в 2008 году было отмечено некоторое увеличение производства, что может быть началом подъема в этом секторе сельского хозяйства. Так, уже в первом квартале 2008 года валовые надои молока оказались на 0,5% выше, чем за тот же период 2007 года (рисунок 1). Такой рост обусловлен интенсификацией производства, модернизацией оборудования и переходом на современные технологии содержания и доения скота.
Рис. 1 Динамика объемов производства молока (млн. т.) 2003-2008 гг.
С начала 2008 года в сельхозпредприятиях отмечался дальнейший рост производства молока. В январе 2008 г. было произведено 1016,4 тысячи тонн, при этом рост, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, составил 47,6 тысячи тонн.
В течение нескольких лет отмечалось резкое сокращение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. Однако в последнее время снижение поголовья несколько замедлилось. В 2008 году объем рынка молока и молочных продуктов в России составил $ 23,1 млрд. Стоит отметить, что в денежном выражении на традиционные молочные продукты приходилось всего 65% всей молочной категории. За период с середины 2007 года по середину 2008-го наблюдалась положительная динамика роста рынка в стоимостном выражении, при этом темпы роста составили 12%. В целом в настоящее время российский молочный рынок демонстрирует уверенный рост, однако его темпы несколько снизились. Рост рынка вызван увеличением продаж обогащенного кефира и творога - соответственно на 27 и 25% в стоимостном выражении.
По сравнению с 2007 годом, в 2008-м на отечественном рынке наиболее динамично развивалась категория "питьевой йогурт" - в натуральном и стоимостном выражении она выросла соответственно на 12 и 25%. Рост этой категории в основном был обусловлен развитием сегмента биопродуктов. Так, сегмент "питьевые био-йогурты" увеличился на 23% в натуральном выражении.
Темпы роста сегмента сыра в последнее время составляли порядка 15-20% в год, однако в 2008 году в связи с увеличением пошлин на ввоз этой продукции темпы развития рынка несколько сократились.
Анализ объемов российского производства, а также импорта и экспорта молочной продукции осуществлялся на основе обработки баз таможенной статистики. В отечественной практике традиционно используются следующие параметры, характеризующие путь товара через таможню:
1. страна-отправитель - страна, из которой вывезен товар, место последнего прохождения таможни;
2. страна-получатель - страна, в которую ввезен товар;
3. фирма-отправитель - фирма, осуществляющая поставку со стороны импортирующей страны;
4. фирма-получатель - фирма, являющаяся получателем товара;
5. статистическая стоимость товара - сумма в долларах, на которую был ввезен товар из той или иной страны или за отчетный период в целом; вес ввезенного товара в килограммах. Общий объем импорта молочной продукции в 2008 году составил 396,8 тысячи тонн на сумму $ 843 млн. (таблица 1). Стоит отметить, что более половины объема импорта, как в натуральном, так и в денежном выражении, составлял импорт сыров.
Таблица 1 - Объем импорта продукции в 2008 г.
Виды продукции
| Объем импорта
| Доля в общем объеме импорта
| в натуральном выражении, кг.
| в стоимостном выражении, $
| в натуральном выражении, %
| в стоимостном выражении, %
| Молоко и сливки, несгущенные без добавления сахара
| 10 297 848
| 13 234 259
| 2,6
| 1,6
| Молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара
| 7 810 563
| 15 935 627
| 2,0
| 1,9
| Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и др. продукция
| 12 927 319
| 19 030 969
| 3,3
| 2,3
| Молочная сыворотка и др. продукция
| 45 618 299
| 29 687 939
| 11,5
| 3,5
| Сливочное масло и др. продукция
| 107 726 957
| 190 602 990
| 27,1
| 22,6
| Сыры
| 208 321 615
| 568 026 449
| 52,5
| 67,4
| Мороженое, содержащее молочные жиры
| 4 065 484
| 6 437 413
| 1,0
| 0,8
| Всего
| 396 768 095
| 842 955 646
| 100,0
| 100,0
|
В 2008 году общий объем экспорта молочной продукции в натуральном и денежном выражении составил соответственно 175,4 тысячи тонн и $ 203,6 млн. (таблица 2).
Таблица 2 - Объем экспорта продукции в 2008 г.
Виды продукции
| Объем экспорта
| Доля в общем объеме экспорта
| в натуральном выражении, кг.
| в стоимостном выражении, $
| в натуральном выражении, %
| в стоимостном выражении, %
| Молоко и сливки, несгущенные без добавления сахара
| 8 938 383
| 6 396 626
| 5,1
| 3,1
| Молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара
| 36 282 962
| 46 548 322
| 20,7
| 22,9
| Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и др. продукция
| 58 370 768
| 67 619 213
| 33,3
| 33,2
| Молочная сыворотка и др. продукция
| 45 618 299
| 29 687 939
| 26,0
| 14,6
| Сливочное масло и др. продукция
| 2 523 612
| 4 277 823
| 1,4
| 2,1
| Сыры
| 13 188 406
| 32 438 592
| 7,5
| 15,9
| Мороженое, содержащее молочные жиры
| 10 504 984
| 16 665 860
| 6,0
| 8,2
| Всего
| 175 427 414
| 203 634 375
| 100,0
| 100,0
|
В 2008 году около трети всего объема экспорта, как в натуральном, так и в стоимостном выражении приходилось на сегмент "Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и другая продукция". Существенные доли принадлежали такой продукции, как молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара, - в натуральном и стоимостном выражении этот сегмент занимал соответственно 20,7 и 22,9 % объема экспорта молочной продукции. Также значительную долю экспорта занимал сегмент "Молочная сыворотка и другая продукция" - в натуральном и денежном выражении соответственно 26 и 14,6%.
Несмотря на уменьшение объемов производства цельного молока, рынок молочных продуктов в России растет. В первую очередь это происходит за счет расширения продуктовых линеек, появления новых видов и вкусов молочной продукции, обогащения ее дополнительными свойствами. За период с января по сентябрь 2008 года объем производства цельномолочной продукции составил 7,6 млн. тонн.
В ряду крупнейших производителей, представленных на российском рынке молочной продукции, стоит отметить следующих игроков: ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" (Москва, ТМ Bio Max, Neo, "Агуша", "Веселый молочник", "Домик в деревне", "Кубанская буренка", "Ламбер", "М", "Наш доктор", "Рыжий Ап", "Чудо"), группа "Юнимилк" (ТМ "Био Баланс", "Доктор Бранд", "Летний день", "Петмол", "Простоквашино", "Село Луговое", "Тёма", Шадринское) и группа Danone (ТМ Actimel, Danette, "Активиа", "Даниссимо", "Растишка", "Скелетоны").
Компании "Вимм-Билль-Данн" принадлежат 37 перерабатывающих заводов в России, Грузии, Средней Азии и на Украине. В прошлом году рыночная доля "Вимм-Билль-Данн" в натуральном выражении составила 26%. Что касается финансовых показателей этого игрока рынка, то в первом полугодии 2008 года выручка подразделения "молоко" выросла на 43,4% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года - с $ 598,4 до $ 858,4 млн.
В группу "Юнимилк" входят 29 молочных предприятий в России, в том числе ОАО "Петмол" (Санкт-Петербург), ОАО "Милко" (г. Красноярск), ОАО "Самаралакто" (г. Самара), и два на Украине. Продукция "Юнимилк" продается в России, Казахстане и на Украине. Рыночная доля группы в 2008 году составила 15%, при этом, по сравнению с предыдущим годом, выручка выросла до $ 840 млн., а объем продаж составил более 1 млн. тонн.
Группа Danone, которой в 2008 году принадлежало 7% рынка молочной продукции, представлена в России двумя заводами по производству молочной продукции: в Московской области и в г. Тольятти. В 2008 году выручка компании составила $ 561 млн. Стоит отметить, что 90% продаж приходится на бренды Activia, Actimel, "Даниссимо" и "Растишка".
Рассмотрим соотношение импорта и экспорта в разных сегментах рынка молочной продукции. В 2006 году в сегментах "Сливочное масло и другая продукция" и "Сыры" наиболее велика была доля импорта (таблица 3). В сегменте "Молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара" также преобладала доля импорта, однако перевес в его сторону был не так существенен. В сегментах "Молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара", "Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и другая продукция" и "Мороженое, содержащее молочные жиры" доминировал экспорт продукции. В сегменте "Молочная сыворотка и другая продукция" доли импорта и экспорта были сопоставимы.
Таблица 3 - Соотношение импорта и экспорта молочной продукции
Виды продукции
| В натуральном выражении
| В стоимостном выражении
| Общий объем импорта-экспорта, кг.
| Импорт, %
| Экспорт, %
| Общий объем импорта-экспорта, кг.
| Импорт, %
| Экспорт, %
| Молоко и сливки, несгущенные без добавления сахара
| 19 236 231
| 53,5
| 46,5
| 19 630 885
| 67,4
| 32,6
| Молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара
| 44 093 525
| 17,7
| 82,3
| 52 483949
| 25,5
| 74,5
| Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и др. продукция
| 71 298 087
| 18,1
| 81,9
| 86 650 182
| 22,0
| 78,0
| Молочная сыворотка и др. продукция
| 91 236 598
| 50,0
| 50,0
| 59 375 878
| 50,0
| 50,0
| Сливочное масло и др. продукция
| 11 250 579
| 97,7
| 2,3
| 194 880 813
| 97,8
| 2,2
| Сыры
| 221 510 021
| 94,0
| 6,0
| 600 465 041
| 94,6
| 5,4
| Мороженое, содержащее молочные жиры
| 14 570 468
| 27,9
| 72,1
| 23 103 273
| 27,9
| 72,1
| Всего
| 572 195 509
| 69,3
| 30,7
| 1 046 590 021
| 80,5
| 19,5
| Наряду с импортом и отечественным производством молочной продукции наблюдается отдельный вид организации производства: открытие заводов зарубежных производителей на территории России. Так, по данным РБК, на мощностях ООО "Галактика", нового завода, строящегося на территории ОАО "Гатчинский молочный завод" под Санкт-Петербургом, начнется производство стерилизованного молока и свежих молочных продуктов под брендом Valio. Данная ситуация является достаточно интересной как с точки зрения дальнейшего развития внутреннего рынка, так и с точки зрения создания дополнительных рабочих мест, а также притока иностранных инвестиций в экономику страны.
С начала 1990-х годов в России отмечалось постоянное падение доли отечественного производства молочной продукции и увеличение доли импорта. Так, начиная с 2000 года, доля импортной продукции выросла с 20 до 40%, и этот показатель продолжает расти.
В качестве одной из основных тенденций последних лет можно отметить укрупнение компаний в отрасли. В ближайшие годы можно прогнозировать усиление интеграционных процессов на рынке переработки молока на региональном и федеральном уровне. При этом формой, получившей широкое распространение, является покупка контрольных пакетов акций, как перерабатывающих предприятий, так и сельскохозяйственных производителей молочного сырья.
За последние 15 лет потребление молока в стране значительно сократилось. Если в 1990 году потребление составляло 370 кг на душу населения - при норме 390 кг, то сейчас оно снизилось до 240 кг.
По данным исследования в 2008 г. только 33% жителей города ежедневно покупали молоко. При этом 22% респондентов не покупают, а 21% - вообще не пьют молоко.
Кисломолочные продукты пользуются стабильным потребительским спросом. Наиболее популярными являются йогурт, кефир и творог - эти продукты выбирают соответственно 38, 29 и 21% россиян, ежедневно потребляющих кисломолочные продукты (рисунок 2).
Рис. 2 Предпочтения потребителей по видам кисломолочной продукции
Анализ предпочтений потребителей говорит о том, что люди старшего возраста чаще молодых покупают традиционные кисломолочные продукты. Основными потребителями этой продукции являются люди в возрасте от 30 до 40 лет. Так, 27% респондентов этой возрастной категории не реже двух раз в неделю пьют кефир. Среди молодежи в возрасте до 20 лет только 17% употребляют этот продукт 2-4 раза в неделю.
Наименьшим спросом у молодых респондентов пользуется творог - регулярно его употребляют не более 15% опрошенных в возрасте до 30 лет. Среди потребителей в возрасте от 30 до 40 лет часто этот вид традиционных кисломолочных продуктов едят 60% населения.
В настоящее время наблюдается положительная динамика роста рынка молочной продукции. В целом российский молочный рынок демонстрирует уверенный рост, однако темпы этого роста несколько снизились.
В ближайшие годы объем рынка будет увеличиваться, причем, скорее всего, как за счет увеличения доли российского производства, так и за счет импорта. Для отечественного рынка молочной продукции характерна жесткая конкуренция во всех сегментах. Согласно прогнозам, крупные игроки продолжат проведение политики "поглощения" региональных производителей.
Все большее число потребителей отдают предпочтение пастеризованному молоку. Кроме того, в целом меняется отношение к молоку как к дешевому продукту. В связи с этим часть производителей делает ставку на повышение статусности своего продукта, делая акцент на таких его характеристиках, как натуральность, экологичность и высокое качество.
По прогнозам маркетинговых агентств, в ближайшие десять лет потребление традиционных кисломолочных продуктов, таких как кефир, сметана и творог, может снизиться на 10-15%, а потребление йогуртов и молочных десертов, наоборот, возрастет.
Важнейшая тенденция, отмечаемая в последнее время на рынке молочной продукции, состоит в росте популярности "живых", нетермизированных йогуртов с меньшим сроком хранения.
Относительно ассортимента молочной продукции в ближайшее время будут наблюдаться следующие тенденции:
· увеличение доли брендовой продукции;
· рост ассортиментных рядов продукции;
· появление нетрадиционных инновационных продуктов;
· рост доли продукции длительного срока хранения.
Что касается упаковки молочных продуктов, то, согласно прогнозам специалистов, будут отмечаться следующие тенденции:
· увеличение доли продаж упакованного масла;
· появление и внедрение инновационных видов упаковки - порционные упаковки, "семейные" упаковки, упаковки с ложечками;
· рост доли порционной упаковки в сегменте жидкой молочной продукции
|