Индивидуальный индекс численности рабочих можно рассчитать следующим образом:
iT = T1 / T0
Он показывает, во сколько раз изменилась численность рабочих в текущем периоде по сравнению с базисным или сколько процентов составляет рост (снижение) численности рабочих.
Общие индексы
Общие индексы рассчитывают для количественных и качественных показателей. В зависимости от цели исследования и наличия исходных данных используют различные формы построения общих индексов: агрегатную и средневзвешенную.
Агрегатный индекс
Основной формой общих индексов являются агрегатные индексы. Достижение в сложных статистических совокупностях сопоставимости разнородных единиц осуществляется введением в индексные отношения специальных сомножителей индексируемых величин. Такие сомножители называются соизмерителями. Они необходимы для перехода от натуральных измерителей разнородных единиц статистической совокупности к однородным показателям. При этом в числителе и знаменателе общего индекса изменяется лишь значение индексируемой величины, а их соизмерители являются постоянными величинами.
В качестве соизмерителей индексируемых величин выступают тесно связанные с ними экономические показатели: цены, количество и др.
Произведение каждой индексируемой величины на соизмеритель образует в индексном отношении определённые экономические категории.
Пример. Таблица 1.
Товар
Ед.
изм.
Базисный период
Отчетный период
Индивидуальные
индексы
цена за единицу
товара, руб.
кол-во
цена за единицу
товара, руб.
кол-во,
цен
Физическ. объёма
ip = p1 / p0
iq = q1 / q0
А
т
1,25
1,27
Б
м
1,00
1,25
В
шт.
0,67
1,50
Начало формы
При определении по данным таблицы статистических индексов первый период принимается за базисный, в котором цена единицы товара принимается за p0, а количество – q0.
Второй период принимается за текущий (или отчетный), в котором цена единицы товара обозначается p1, а количество – q1.
Индивидуальные индексы показывают, что в текущем периоде по сравнению с базисным цена на товар А повысилась на 25%, на товар Б осталась без изменения, а на товар В снизилась на 33%. Количество реализации товара А возросло на 27%, товара Б — на 25%, а товара В — на 50%.