Индивидуальные индексы получаются в результате сравнения однородных явлений. Например, индекс цен на подсолнечное масло определяется как отношение цены на этот товар в текущем периоде к цене базисного периода.
В зависимости от экономического содержания индивидуальные индексы бывают: физического объема продукции, себестоимости, цен, производительности труда и т.д.
Индекс физического объема продукции
Индекс физического объема продукции i рассчитывается по формуле
iq = q1 / q0
Начало формы
где q1, q0- соответственно продукция отчетного и базисного периодов.
В знаменателе может быть не только количество продукции, произведенной в каком-то предыдущем периоде, но и плановое значение (qпл), нормативное (qнорм) или эталонное значение, принятое за базу сравнения (qэтал).
Индекс цен
Индивидуальные индексы других показателей строятся аналогично. В частности, индивидуальный индекс цен рассчитывается по формуле.
ip = p1 / p0
где p1, p0- соответственно цена одного вида продукции в отчетном и базисном периодах. Этот индекс характеризует изменение цены одного определенного товара в текущем периоде по сравнению с базисным.
Индекс себестоимости
Индивидуальный индекс себестоимости (z) единицы продукции рассчитывается по формуле
z = z1 / z0
Он также показывает изменение себестоимости единицы продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.
Индекс производительности труда
Производительность труда может быть измерена количеством продукции, производимой в единицу времени (v) или затратами рабочего времени на производство единицы продукции (t). Поэтому можно построить:
· Индекс количества продукции, произведенной в единицу времени:
· Индекс затрат времени на производство единицы продукции:
Для характеристики производительности труда часто используется индивидуальный индекс выработки продукции в стоимостном выражении на одного рабочего:
где р - сопоставимые цены на продукцию (обычно цены базисного периода).
Индекс стоимости
Индивидуальный индекс стоимости продукции отражает, во сколько раз изменилась стоимость какого-либо товара в текущем периоде по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости товара, и определяется по формуле: