Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формулы и комментарии к решению



Задача 1

1. Численность оленей будем вычислять в ячейках В5:В15. Присваиваем ячейке В5 значение $А$1, где $А$1 — абсолютный адрес ячейки А1, в которую мы занесли начальную численность популяции оленей. Поскольку по условию начальная численность оленей одинакова во всех пяти задачах, можно скопировать содержимое ячейки В5 в ячейки С5 : F5.

2. Записываем в ячейку В6 формулу для вычисления численности оленей в каждом следующем году:

=В5+В5*$В$1, где $В$1 — абсолютный адрес ячейки В1, в которую мы занесли число, характеризующее рост популяции оленей.

3. Выделяем ячейку В 6 и копируем формулу в ячейки В 7 : В15 включительно.

Задача 2

1. Численность оленей будем вычислять в ячейках С5 : С15. Ячейке С5 мы уже присвоили значение $А$1.

2. Формулу =(C5-G5*$D$1) * (1+$В$1) заносим в С6, здесь $D$1 — абсолютный адрес ячейки D1, в которую мы занесли число оленей, поедаемых одним волком в год. Копируем содержимое ячейки С6 в ячейки С7.-С15.

3. Численность волков, которая в данной задаче постоянна, будет храниться в ячейках G5:G15. BG5 за­писываем = $С$1, где $С$1 — абсолютный адрес ячейки С1, в которую мы занесли начальную численность волков. Копируем содержимое ячейки G5 в ячейки G6: G15 включительно.

Задача 3

1. Численность оленей будем вычислять в ячейках D5 : D15. Численность волков — в ячейках Н5 : Н15.

2. ВН5 заносим =$С$1.

3. В Н6 заносим =Н5+Н5*$Е$1, где $Е$1 — абсолютный адрес ячейки Е 1, в которую мы записали значение годового прироста популяции волка. Копируем формулу в ячейки Н7 : HI 5.

4. BD6 заносим =(D5-H5*$D$1) * (1+$В$1).Копируем формулу в ячейки D7 : D15.

Задача 4

 

1. Численность оленей будем вычислять в ячейках Е5 : Е 15, численность волков — в ячейках I5:I15.

2. В задаче требуется подобрать такое начальное число волков, при котором численность оленей будет изменяться минимально в течение первых пяти лет суще­ствования популяции. Подбирать такое число будем в ячейке I1, поэтому в I5 заносим формулу =$I$1.

3. В I6 помещаем = I5+I5*$E$1. Копируем формулу в ячейки I7:I15.

4. В Е6 помещаем =(E5-I5*$D$1) * (1+$В$1) . Копируем формулу в ячейки Е7 : Е15.

5. Подбираем число в ячейке I1 так, чтобы в ячейках Е5 : Е9 получилось число, примерно равное 2000. В результате получаем равные значения в ячейках I1 и I7.


Задача 5

1. Численность оленей будем вычислять в ячейках F5:F15, численность волков — в ячейках J5:J15, численность пум — в ячейках К5 : К15.

2. В ячейки J6 и Кб надо записать формулы для определения численности волков и пум, исходя из годового прироста популяций и их начальной численности. Вопрос в задаче 5 аналогичен вопросу в задаче 4 и заключается в выяснении начальной численности хищников, удовлетворяющей условию. Численность пум мы будем подбирать в ячейке F1. Что касается численности волков, то мы не можем снова использовать ячейку I1, так как изменения в ней повлекут за собой изменения в колонке Е5 : Е15, где представлены результаты предыдущей задачи. По этой причине используем дополнительную ячейку J1, с ней и будем проводить требуемый вычислительный эксперимент.

3. В J5 заносим формулу =$J$1; в J6 заносим ==J5+J5 * $Е$ 1. Копируем последнюю формулу в ячейки J6:J15.

4. В К 5 заносим =$F$1; в Кб заносим =К5+К5*$Н$1, где $Н$1 — абсолютный адрес ячейки H1, в которую мы записали значение годового прироста популяции пумы. Копируем последнюю формулу в ячейки Кб : К15.

5. В F6 заносим

=(F5-J5*$D$1-K5*$G$1)*(1+$В$1),

где $G$1 — абсолютный адрес ячейки G1, куда мы занесли число оленей, поедаемых одной пумой в год. Копируем формулы в ячейки F6 : F15.

6. Получаем ответ: в ячейке F1 10; в ячейке J1 10. При выполнении задания необходимо помнить об ограничениях, накладываемых биологическим смыслом задач:

· все получаемые в результате расчетов значения должны быть целыми неотрицательными числами, так как все они указывают на абсолютное количество животных и, следовательно, не могут быть ни отрицательными, ни дробными;

· с точки зрения экологии нужно не округлять зна­чения, а брать целую часть числа путем отбрасывания дробной части, поскольку в реальной популяции можно учитывать только "целых" животных (так, число 3860,8 превращается в число 3860). Важно подчеркнуть, что это не округление и поэтому не идет вразрез со знаниями учащихся о правилах округления чисел;

· при подборе начальной численности хищников в задаче 5 (ячейки F1 и J1) надо следить, чтобы выполнялись все условия задачи. Так, если ученик решил брать в качестве значения целую часть числа, начальное количество пум (F1) должно быть больше или равно 5, так как при значениях меньше 5 численность популяции пумы не может расти. Например, если число животных равно 4, то при приросте в 20 % на следующий год получим:

· 44-4' 0,2 = 4,8. Взяв целую часть числа 4,8, получим 4 пумы, как и в предыдущий год, а это противоречит условию задачи. Начальное количество волков (J1) по той же причине не может быть меньше 10;

· ни F1, ни J1 не могут быть меньше 2.

При постановке задачи можно намеренно не вдаваться в описанные подробности, а лишь напомнить учащимся о том, что задача должна иметь биологический смысл. В этом случае учитель получает возможность оценить уровень развития биологического мышления школьников и их умение аргументировать ответ.

Конечный вариант таблицы представлен на рис. 2.

Рис. 2. Результаты решения задач 1-5

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.