Детско-Юношеский Центр Нижегородской области "Олимпиец"
Методическая разработка
Тема: скоростно-силовая подготовка в Карате
Выполнил:
Тренер-преподаватель первой категории
ГБОУ ДОД ДЮЦ «Олимпиец»
Ермилычев А.В.
Нижний Новгород
Содержание
Введение 3
Общие понятия о скоростно-силовых качествах. 5
Общие средства и методы скоростно-силовой подготовки. 10
Средства и методы скоростно-силовой
Подготовки в карате. 15
Развитие скоростно-силовых способностей в рамках общей 15физической подготовки.
Развитие скоростно-силовых способностей в рамках 18специальной физической подготовки.
Заключение. 28
Список литературы. 30
Приложение 1. 31
Приложение 2. 34
Введение
Специфика каждого вида спорта предъявляет свои требования к скоростно-силовой подготовке спортсменов. Даже те виды спорта, которые по сути являются схожими – игровые (футбол, баскетбол и др.), силовые (тяжелая атлетика, пауэрлифтинг и др.), единоборства (бокс, борьба, карате и др.) скоростно-силовая подготовка в них содержит некоторые отличия. В этой работе пойдет речь о скоростно-силовой подготовке в карате и о её специфических особенностях.
Прежде чем разбирать тонкости скоростно-силовой подготовки в карате необходимо определить, что это за вид спорта, каковы его основные требования к данному виду подготовки.
Карате является огромной вехой и значительным событием в истории боевых искусств, став важным наследием в общемировой истории. Несмотря на сравнительно недавнее время создания (вторая половина двадцатого века), карате впитал в себя знания и опыт воинских искусств, практиковавшихся на протяжении многих веков.
Необходимо отметить, что по области применения карате включает в себя два аспекта:
1. Спортивный аспект, включающий в себя правила соревнований со значительными ограничениями по зонам нанесения ударов, запрещается бить по суставам, рукам и ногам, касание головы руками полностью запрещено, разрешено легкое касание головы ногами (любой контакт наказывается) эти ограничения очень сильно выводят спортсменов из реального поединка, но вспомним, что это спорт и мы в первую очередь должны думать о своем здоровье и подрастающим поколении, так как любой контакт это травма.
2. Прикладной аспект, наиболее технически сложный, но и максимально раскрывающий все богатство и весь арсенал знаний в воинских искусствах, накопленный за многие века. Разумеется никаких ограничений нет, но и владение и применение этих техник требует высокого уровня ответственности и личной дисциплинированности их носителя. Область применения этого аспекта – самозащита, военные подразделения особой направленности, полицейские силы, работающие в непосредственном соприкосновении с криминалом.
Карате было основано во второй половине двадцатого века японским мастером Оцукой Хераноре который был по профессии врачом и доктором наук, зная всю физиологию изнутри он разработал комплексы упражнений которые направлены именно на рефлексы которые нам заданны природой направленные на защиту своего организма. Оцука разработал комплекс блоков, стоек, ударов близко схожими с рефлексами нашего организма. В дальнейшем эти упражнения приобрели название «ката» и «кихон», направленные больше на ЛФК, но уже его сын в дальнейшем включил в систему подготовки и спарринг: ударную технику руками и ногами.
Сейчас каратэ является одним из самых популярных видов единоборств и самым актуальным, так как развивается и ударная техника и бросковая техника, а травм по минимуму. Оцука наверное был бы доволен данным результатом и его сын в том числе. Появилась проблема в нехватке скорости, быстроты и силе так как вид спорта без контактный, а значит мышечные усилия должны быть в два раза увеличены, по этому очень большие скорости на соревнованиях.
В этой работе я постараюсь затронуть тему скоростно-силовой подготовке спортсменов в карате.
Исходя из вышесказанного, можно определить основные параметры данной работы:
объектом исследования в данной работе является спортивная подготовка в карате;
предметом исследования является скоростно-силовая подготовка в карате и её особенности;
целью работы является обобщение и анализ средств и методов скоростно-силовой подготовки в карате, для чего необходимо решить следующие задачи:
1. Определить основные универсальные средства и методы скоростно-силовой подготовки;
2. Выявить специфические средства и методы скоростно-силовой подготовки в карате;
3. Провести критический анализ выявленных средств и методов.
Общие понятия о скоростно-силовых качествах.
Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.
Связь «сила-скорость» описывается уравнением А.Хилла, согласно которому увеличение скорости движения достигается за счет увеличения скорости мышечного сокращения и повышения уровня максимальной силы тяги. При этом силовые упражнения лишь тогда положительно сказываются на быстроте мышечного сокращения, когда проявления силы увеличивается в движении, в котором хотят показать наивысшую скорость.
К скоростно-силовым способностям относят быструю силу и взрывную силу.
Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.
Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.). Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.
В качестве показателей взрывной силы используются градиенты силы, т. е. скорость ее нарастания, которая определяется как отношение максимальной проявляемой силы к времени ее достижения или как время достижения какого-нибудь выбранного уровня мышечной силы (абсолютный градиент), либо половины максимальной силы, либо какой-нибудь другой ее части (относительный градиент силы). Градиент силы выше у представителей скоростно-силовых видов спорта, чем у не спортсменов или спортсменов, тренирующихся на выносливость. Особенно значительны различия в абсолютных градиентах силы.
Показатели взрывной силы мало зависят от максимальной произвольной изометрической силы. Так, изометрические упражнения, увеличивая статическую силу, незначительно изменяют взрывную силу, определяемую по показателям градиента силы или по показателям прыгучести (прыжками вверх с прямыми ногами или прыжка с места в длину).
Максимальная мощность (иногда называемая "взрывной" мощностью) является результатом оптимального сочетания силы и скорости. Мощность проявляется во многих спортивных упражнениях: в метаниях, прыжках, спринтерском беге, борьбе. Чем выше мощность развивает спортсмен, тем большую скорость он может сообщить снаряду или собственному телу, так как финальная скорость определяется силой и скоростью приложенного воздействия.
Мощность может быть увеличена за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц или обоих компонентов. Обычно наибольший прирост мощности достигается за счет увеличения мышечной силы.
Физиологические механизмы, ответственные за взрывную силу, отличаются от механизмов, определяющих статическую силу. Среди координационных факторов важную роль в проявлении взрывной силы играет характер импульсациимотонейронов активных мышц - частота их импульсации в начале разряда и синхронизация импульсации разных мотонейронов. Чем выше начальная частота импульсациимотонейронов, тем быстрее нарастает мышечная сила.
В ходе ряда исследований был выявлен феномен межмышечной координации, с улучшением которой возрастает величина проявления скоростно-силовых качеств всех мышц, несущих основную нагрузку. Однако, если условием более эффективного функционирования механизма межмышечной координации является согласование и упорядочение уровней мышечных напряжений, то при проявлении скоростно-силовых качеств в многосуставном движении наилучший конечный эффект имеет место, когда напряжение отдельных мышц достигает не предельных, а оптимальных величин.
Отмечая, что осваивать координационные компоненты техники при предельных напряжениях нельзя, указывается, что искать возможности повышения результатов необходимо не на основе интенсификации отдельных усилий отдельных мышц, а прежде всего на основе выявления таких оптимумов их активности, при которых будут обеспечены смены фаз движений. Решение подобной, очень сложной задачи может быть лучше всего обеспечено при условии использования соответствующих методических подходов и технических средств.
В проявлении взрывной силы очень большую роль играют скоростные сократительные свойства мышц, которые в значительной мере зависят от их композиции, т. е. соотношения быстрых и медленных волокон. Быстрые волокна составляют основную массу мышечных волокон у высококвалифицированных представителей скоростно-силовых видов спорта. В процессе тренировки эти волокна подвергаются более значительной гипертрофии, чем медленные. Поэтому у спортсменов скоростно-силовых видов спорта быстрые волокна составляют основную массу мышц (или иначе занимают на поперечном срезе значительно большую площадь) по сравнению с нетренированными людьми или представителями других видов спорта, особенно тех, которые требуют проявления преимущественно выносливости.
Теоретические и экспериментальные исследования свидетельствуют о важности повышения уровня развития специальной физической подготовленности и, в частности, роли специальных скоростно-силовых качеств в становлении и дальнейшем повышении эффективности технического мастерства спортсменов.
В исследованиях ряда авторов показано, что развитие двигательных качеств, в частности скоростных и скоростно-силовых, происходит неравномерно. Периоды, в которые развитие указанных качеств идет особенно быстро, получили название сенситивных (чувствительных).
Авторы ряда работ подчеркивают, что развивать скоростно-силовые качества целесообразно именно в детском возрасте. Исследователи показали, что воспитание скоростно-силовых качеств на начальном этапе спортивной тренировки служат надежной базой для успешного овладения двигательными навыками.
В ряде исследований выявлена возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у детей и подростков, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного их роста.
Для процесса специальной скоростно-силовой подготовки характерно синтетическое, аналитическое и вариативное воздействие на рост силового и скоростного компонентов рассматриваемых физических качеств. При этом основным считается метод кратковременных усилий и повторений, применяемых в различных сочетаниях: сопряженный, кратковременных усилий, повторный; вариативный, кратковременных усилий, повторный.
Необходимо учитывать, что в зависимости от специфики двигательной деятельности удельный вес каждого из них неодинаков. В этой связи в практике их применения в целях развития и совершенствования специальных скоростно-силовых качеств существуют определенные разногласия.
Так, Ю.В. Верхошанский, отмечает, что при специальной скоростно-силовой подготовке целесообразно использовать комплексную систему средств. В то же время, другие авторы считают, что применение того или иного упражнения с различными отягощениями зависит от задачи развития силового или скоростного компонентов взрывной силы. В тех случаях, когда развитие одного из компонентов отстает, следует делать акцент именно на него. Другие авторы, напротив, рекомендует совершенствовать наиболее сильные качества.
Развитие скоростно-силовых способностей в основном происходит в рамках общей физической подготовки и специальной физической подготовки. В рамках общей физической подготовки развитие скоростно-силовых способностей происходит за счет общеразвивающих упражнений, упражнений общей направленности. В рамках специальной физической подготовки развитие скоростно-силовых способностей происходит за счет упражнений специфической направленности конкретного вида спорта, а также адаптация развитых в рамках общей физической подготовки скоростно-силовых качеств применительно ккаратев нашем случае.