Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тройная спираль в инновационной системе России



И. ДЕЖИНА

доктор экономических наук, руководитель сектора ИМЭМО РАН,

В. КИСЕЛЕВА

доктор экономических наук, профессор ГУ-ВШЭ

Статья подготовлена по материалам исследовательского проекта Института экономики переходного периода, выполненного в рамках гранта Агентства США по международному развитию, а также гранта факультета Государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ.

В глобальной инновационной системе в настоящее время происходят кардинальные изменения: растет интенсивность инновационных процессов, сокращаются сроки создания инноваций, разработчиками и потребителями становятся новые участники инновационной деятельности, меняются их отношения и соответственно функции. В качестве важного субъекта инноваций выступают транснациональные корпорации, которые покрывают сетью инновационного бизнеса страны и регионы. Понимание того, как надо строить новую модель инновационной системы, для России является актуальным, тем более что она имеет все основания занять достойное место в ряду стран, внесших большой вклад в развитие мировой науки.

В исследованиях по проблемам российской инновационной системы до сих пор только накапливалась информация, проводился мониторинг состояния этой сферы, анализировались возможности использования опыта развитых стран для формирования рыночной инновационной системы. Но постепенно в некоторых работах намечаются прорывы в теоретическом объяснении путей инновационного развития России(1), которые достаточно убедительно объясняют специфику инновационной деятельности с точки зрения современной теории. По мере того как в развитых странах успешно развивается новая модель инновационной системы, формируются и новые подходы к объяснению процессов возникновения и распространения инноваций, соответствующие современному этапу развития. Исследователи обобщают изменения, происходящие как в отдельных странах, так и в мире, пытаясь объяснить их. В современных работах по теории инноваций анализируются свойства и новые тенденции, в той или иной форме нашедшие отражение во взаимодействии государства, науки и бизнеса и оформившиеся в виде концепции "тройной спирали", или модели стратегических инновационных сетей.

Основной тезис теории "тройной спирали" заключается в том, что в системе инновационного развития доминирующее положение начинают занимать институты, ответственные за создание нового знания. Причиной столь важного преобразования послужила логика развития науки, рождающей все больше синтетических направлений, которые включают как фундаментальные, так и прикладные исследования междисциплинарного характера и разработки. В этих областях наблюдается образование "кластеров", формирующих будущий потенциал инновационного развития (био- и нанотехнологии, информационные технологии), а связи между учеными, технологами и пользователями становятся качественно другими, так же, как и функции, выполняемые отдельными участниками(2).

В этом же направлении развивается экономика, где производство добавленной стоимости все в большей степени концентрируется в звеньях глобальной "цепочки", которые являются носителями специальных знаний. Эволюционируют внешние по отношению к науке и инновациям условия, главными из которых являются переход к постиндустриальной экономике (экономике знаний), глобализация и появление новых форм организации экономической и научной деятельности. В одних странах институты, включенные в процесс производства нового знания, оформлены в виде университетов, в других они представляют собой систему академических организаций. Существенно то, что в результате изменений в структуре экономики и общества государство уже не может играть доминирующую роль в инновационном развитии, поскольку оно не способно создавать знания, хотя и несет ответственность за организацию их производства в той мере, в какой знания являются общественным благом. Формируется новая модель инновационной системы, отличная как от модели национальной инновационной системы, в которой главным двигателем инноваций являлись фирмы (3), так и от модели "треугольника" Г. Сабато(4), исходящей из доминантной роли государства в процессе инновационного развития.

ВВЕДЕНИЕ

В обществе, функционирование которого основано на знаниях, ключевую роль в инновационном развитии играет высшая школа (университеты), которая способна в современных условиях содействовать оптимизации инновационного процесса и создании среды, стимулирующей его продвижение. В данном контексте необходимы методологические фундаментальные изменения деятельности этой школы, ведущие к ее превращению в открытую систему, продуцирующую знание и распространяющее его через сетевые информационные каналы.

Таким образом, современный экономический рост и обеспечение национальной конкурентоспособности основано на перспективной роли университета как лидера отношений с бизнесом и государством. Эти отношения строятся для получения новых знаний, инноваций, социального и экономического развития. В сфере образования сегодня происходит вторая академическая революция. Помимо образования и проведения научных исследований университеты провозгласили третью миссию — быть активным игроком в экономическом развитии через создание научных и технологических знаний и, как следствие, инноваций. В данном контексте в англоязычной литературе даже появился новый термин «модель 2», т.е. модель, основанная на новой миссии и способе образования в университетах, отличная от традиционного способа образования («модель 1»), который рассматривает научную деятельность как процесс, структурированный научными дисциплинами, сетью связей между ними в виде "невидимых колледжей" или научных школ. Эти идеи нашли отражение в концепции предпринимательского университета, разработанной крупнейшим исследователем и создателем новой модели инновационного развития Генри Ицковицем. В России также зарождается это направление развития университетов. В данной монографии предпринята попытка аккумуляции мирового и российского опыта в этом направлении и разработка авторского видения и конкретизации пути по созданию университетов, миссией которых является в том числе и производство инноваций. Обоснованием данного концепта является смена "ведущего звена" во взаимоотношениях субъектов процесса создания инноваций (университетов, государства, бизнеса) и его передача университетам. Приоритетные позиции университетов определяются высоким уровнем неопределенности, свойственным инновациям, который тождественен элементам «производственного цикла» знаний – затраты, результаты, связи с окружающей средой, рефлексивность контроля, включающая замкнутые контуры отрицательной обратной связи между производителями, потребителями и посредниками. В то же время логика, предопределяющая опору государства и социума на университеты проста - ведь только усилиями молодых людей можно построить новую экономику. Эти люди есть только в одном месте - в университетах, следовательно, именно в них прежде всего и следует концентрировать ресурсы, необходимые для развития инновационных процессов.

С другой стороны, университет – производитель Знания, будучи таковым в собственном развитии, он должен реагировать на кардинальное изменение знания в контексте развития современной цивилизации, которые обусловлены:

· превращением интеллекта в основной фактор производства;

· трансформацией экономики в экономику знаний;

· третьей интеллектуальной или второй академической революцией.

Характеристике этих факторов в том числе посвящена данная монография, целью которой является разработка концепции новой методологии университетов, фундаментом которой является проектный подход, позволяющий формировать и реализовывать новую миссию университетов, востребованную этапом инновационного развития. Безусловно, университеты не должны быть противопоставлены другим действующим лицам, создателям и обладателям интеллектуальной собственности. В ходе становления национальной инновационной системы обязательно должны получить дополнительный импульс для развития и Академия наук России, и отечественная отраслевая наука. Однако основной объем ресурсов должен быть направлен в университеты для массовой генерации молодых инноваторов и принадлежащих им высокотехнологичных предприятий.

Процесс трансформации методологии университета, предопределяющий их новую миссию, позволяет рассматривать университет как центр инновационного кластера, при этом меняется система взаимоотношений между университетом, с одной стороны, а с другой – государством и бизнесом, это изменение можно проиллюстрировать рядом характерных особенностей:

1. Отношения бизнеса и открытого университета строятся на принципиально измененных финансовых условиях. Так, общей тенденцией в развитых странах является достижение высокого уровня финансирования инноваций, разрабатываемых на базе университетов, частным сектором экономики. В странах-лидерах, например в США, частный сектор обеспечивает до 75% расходов на исследования и разработки, а на долю 100 ее крупнейших международных корпораций приходится 90% этой суммы.

2. Отношения государства и открытого университета строятся на принципиально новых управленческих основах, прежде всего касающейся изменения системы контроля. В рекурсивной системе контроля государство не может воздействовать на университеты директивным образом и неизбежно переходит к типу отношений, который может характеризоваться как партнерство или социальный договор. Отсюда появляется возможность хотя и формального, но тесного и интенсивного общения между всеми партнерами в ходе принятия решений, гибкой коррекции и мониторинга реализации программ/проектов. Это позволяет прорабатывать инновационные проекты в альтернативных вариантах без существенного увеличения средств и дает возможность прекращать реализацию неоптимальных контрактов по результатам мониторинга. Реализация такой системы контроля может сократить жизненный цикл инновации за счет стимулирования конкурирующих новшеств.

3. Университет обеспечивает включение в "запас" знаний нового и практически примененного знания таким образом, чтобы все заинтересованные субъекты имели доступ к информации через сетевую систему распространения знаний. Все более очевидным становится тезис Билла Гейтса о связи эффективности бизнеса со скоростью мысли. Любые потери времени, связанные с переходом знания из одних стен в другие, от одного возраста к другому, непременно снижают конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность системы.

Таким образом, представленная в этой монографии новая методология университетского образования, основанная на проектном подходе, требует модификации экономических взаимоотношений государства, бизнеса и университетов, при этом инициатором этой модификации должны выступить университеты. Именно поэтому в данной монографии и предлагается концептуальная разработка новой методологии университета, что безусловно актуализирует педагогическую теорию в целом.

 

СТАТЬЯ (ЯЯЯ)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.