· Разделите участников на группы в зависимости от ситуации в родильном стационаре: (1) количество групп может соответствовать количеству родильных комнат, которые планируется переоборудовать (важно, чтобы с каждой группой работал один преподаватель – акушер-гинеколог или акушерка); (2) может быть две группы – одна будет работать в физиологическом отделении, а вторая – в обсервационном; (3) если родильные комнаты находятся на разных этажах и на всех этажах планируется их переоборудование – разделите участников на соответствующее количество групп. Группы должны быть смешанными – в каждой группе должны быть представлены врачи акушеры-гинекологи и акушерки.
· Дайте каждой группе задание: оценитьдружественность к (приближенность к домашней обстановке) и безопасность для матери и ребенка индивидуальных родильных комнат (если они организованы в стационаре) или организовать и переоборудовать родильные комнаты в индивидуальные.
· Дружественность родильной комнаты к семье – обстановка приближена к домашней: шторы на окнах, отсутствие кровати Рахманова, наличие обыкновенной кровати для родов, кровать расположена не напротив двери, учтены удобства подхода к кровати со всех сторон, наличие в комнате стульев для партнеров, по возможности, картин на стенах, аудиомагнитофона, цветов и т. д.
· При необходимости, еще раз обсудите с участниками отрицательные аспекты использования женщиной литотомической позиции во втором периоде родов, данная технология неэффективна и вредна, и постарайтесь убедить их в том, что кровать Рахманова в родильной комнате не нужна. На случай экстренных ситуаций, родильный блок должен быть организован так, чтобы в максимально короткое время женщину могли доставить в операционную или малую операционную (особенно при разрывах промежности), соответственно, иметь кровать Рахманова в родильной комнате не обязательно.
· Безопасность родильной комнаты для матери и ребенка –наличие в родильной комнате: базового оборудования для реанимации (масок 2 размеров и мешка Амбу, столика с источником лучистого тепла или с подогревом, расположенного с учетом возможных сквозняков и возможности подхода к нему как минимум с трех сторон), подводки кислорода, резиновой груши, электроотсоса, настенного термометра, электронного термометра или термометра с отметкой ниже 35°С для новорожденного, аппарата для измерения давления для женщины, весов для новорожденного.
· Группам также необходимо оценить:
Наличие в родильной комнате оборудования для облегчения женщине выбора позиции в первом периоде родов: надувной мяч, гимнастическая стенка и мат, резиновый коврик, стульчик (который может быть использован и для ведения второго периода родов).
Организацию мест для мытья рук: наличие проточной воды, жидкого мыла, одноразовых (бумажных) полотенец, плакатов с описанием техники мытья рук, антисептика.
Наличие в родильной комнате информационных материалов: плакатов (выбор позиции в первом и втором периодах родов, пропаганда грудного вскармливания и т. д.), буклетов и памяток по различным вопросам.
· После того, как вы оцените и обсудите все вышеперечисленное, помогите участникам провести необходимое переоборудование родильных комнат так, чтобы они стали максимально дружественными и безопасными для матери и ребенка.
· По окончанию работы, попросите группы посетить родильные комнаты, оборудованные другими группами, и оценить их на предмет дружественности и безопасности к матери и ребенку.
· Соберите всех участников в аудитории и обсудите с ними проведенную активность. Спросите, есть ли у них вопросы, комментарии? Ответьте на вопросы участников.
3. Basevi V, Lavender T. Routine perineal shaving on admission in labour. The Cochrane Database of Systematic Reviews 2000, Issue 4.
4. Mahan, C. & McKay, S. Contemporary OB-Gyn, November, 1983
5. Cuervo LG, Rodríguez MN, Delgado MB. The Cochrane Database of Systematic Reviews 1999
6. Первое совещание региональной Целевой группы ЕРБ ВОЗ по перинатальному уходу, Венеция, 1988
7. Outcomes of planned home births with certified professional midwives: large prospective study in North America Kenneth C Johnson and Betty-Anne Daviss BMJ 2005;330;1416
8. Hodnett ED. The WHO Reproductive Health Library, 2004
9. Enkin M et al, A guide to effective care in pregnancy childbirth, 2000
10. «Admission cardiotocography: a randomised controlled trial» Lawrence Impey, Lancet 2003; 361: 465-70
11. Gupta JK, Hofmeyr GJ. Position in the second stage of labour for women without epidural anaesthesia. The Cochrane Database of Systematic Reviews 2003, Issue 3. Art.
12. Guidelines for operative vaginal birth. SOGC Clinical Practice Guidelines No. 148, August 2004
13. Cohen WR. Influence of the duration of second stage labor on perinatal outcome and puerperal morbidity. Obstet Gynecol. 1977 Mar;49(3):266-9
14. Menticoglou SM, Manning F, Harman C, Morrison I. Perinatal outcome in relation to second-stage duration. Am J Obstet Gynecol. 1995 Sep;173(3 Pt 1):906-12.
15. Saunders NS, Paterson CM, Wadsworth J. Neonatal and maternal morbidity in relation to the length of the second stage of labour. Br J Obstet Gynaecol. 1992 May;99(5):381-5.
16. Janni W, Schiessl B et el. The prognostic impact of a prolonged second stage of labor on maternal and fetal outcome. Acta Obstet Gynecol Scand. 2002 Mar;81(3):214-21
17. Hansen SL, Clark SL, Foster JC. Active pushing versus passive fetal descent in the second stage of labor: a randomized controlled trial. Obstet Gynecol. 2002 Jan;99(1):29-34
18. Stamp G, Kruzins G, Crowther C. Perineal massage in labour and prevention of perineal trauma: randomised controlled trial. BMJ. 2001;322:1277-1280.
19. Leah Albers, Kay Sedler, E. Bedrick, Dusty Teaf, Patricia Peralta. Midwifery Care Measures in the Second Stage of Labour and Reduction of Genital Tract Trauma at Birth: A Randomized Trial. J Midwifery Women's Health. 2005;50(5):365-372
20. McCandlish et al. A randomised controlled trial of care of the perineum during second stage of normal labour. Br J Obstet Gynaecol. 1998 Dec;105(12):1262-72.
21. Thorp, J. & Bowes, W. American Journal of Obstetrics and Gynaecology, 160 (5) 1989.
22. Carroli G, Belizan J. Episiotomy for vaginal birth (Cochrane Review). In: The Cochrane Library, Issue 4, 2003.
23. Prendiville WJ, Elbourne D, McDonald S. Active versus expectant management in the third stage of labour (Cochrane Review). In: The Cochrane Library, Issue 2 2003. Oxford
Приложение 1
Активность 2
Представьте себя на месте беременной женщины, поступающей в родильный стационар на роды, или членов ее семьи. Вам необходимо выбрать из приведенного ниже списка, что/какие процедуры или технологии вы предпочтете при поступлении в родильный стационар или при родах, а от каких откажетесь. Также необходимо обосновать причину принятия или отказа от той или иной процедуры.
Список процедур:
1 Рутинное бритье лобка
2 Рутинное применение клизмы
3 Роды в индивидуальной родильной комнате
4 Предоставление женщине максимума информации, вовлечение в принятие решений
5 Акушерка ведет роды у женщин с низкой степенью риска
6 Присутствие партнера на родах
7 Запрещение приема жидкости и еды во время родов
8 Свобода передвижения и выбора позиции в первом периоде родов
9 Не фармакологические методы обезболивания
10 Рутинное КТГ в первом периоде родов
11 Положение лежа на спине с приведенными к животу ногами (литотомическая позиция) во втором периоде родов
12 Произвольное ограничение длительности второго периода родов
13 Рутинное управление потугами и задержка дыхания во втором периоде родов
14 «Разутюживание» и массаж промежности во втором периоде
15 Защита промежности
16 Рутинное применение эпизиотомии
17 Пакет со льдом на низ живота женщины после родов
18 Катетеризация мочевого пузыря после родов
19 Рутинная обработка влагалища антисептиками после родов
20 Активное ведение третьего периода родов
Группа 1
Найдите в книге Энкина, используя синоптические таблицы, данные об эффективности следующих процедур:
1 Рутинное бритье лобка
2 Активное ведение третьего периода родов
Группа 2
Найдите в книге Энкина, используя синоптические таблицы, данные об эффективности следующих процедур:
1 Рутинное применение клизмы
2 Рутинная обработка влагалища антисептиками после родов
Группа 3
Найдите в книге Энкина, используя синоптические таблицы, данные об эффективности следующих процедур:
1 Роды в индивидуальной родильной комнате
2 Катетеризация мочевого пузыря после родов
Группа 4
Найдите в книге Энкина, используя синоптические таблицы, данные об эффективности следующих процедур:
1 Предоставление женщине максимума информации, вовлечение в принятие решений
2 Пакет со льдом на низ живота женщины после родов
Группа 5
Найдите в книге Энкина, используя синоптические таблицы, данные об эффективности следующих процедур:
1 Акушерка ведет роды у женщин с низкой степенью риска
2 Рутинное применение эпизиотомии
Группа 6
Найдите в книге Энкина, используя синоптические таблицы, данные об эффективности следующих процедур:
1 Присутствие партнера на родах
2 Защита промежности
Группа 7
Найдите в книге Энкина, используя синоптические таблицы, данные об эффективности следующих процедур:
1 Запрещение приема жидкости и еды во время родов
2 «Разутюживание» и массаж промежности во втором периоде
Группа 8
Найдите в книге Энкина, используя синоптические таблицы, данные об эффективности следующих процедур:
1 Свобода передвижения и выбора позиции в первом периоде родов
2 Рутинное управление потугами и задержка дыхания во втором периоде родов
Группа 9
Найдите в книге Энкина, используя синоптические таблицы, данные об эффективности следующих процедур:
1 Альтернативные (не фармакологические) методы обезболивания
2 Произвольное ограничение длительности второго периода родов
Группа 10
Найдите в книге Энкина, используя синоптические таблицы, данные об эффективности следующих процедур:
1 Рутинное КТГ в первом периоде родов
2 Положение лежа на спине с приведенными к животу ногами (литотомическая позиция) во втором периоде родов