Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

A. Основная деятельность



1. Сбор показаний

 

Комиссии по установлению истины собирают значительную часть первичной информации в виде показаний, полученных непосредственно от потерпевших, свидетелей и лиц, оставшихся в живых после совершенных в отношении них в прошлом нарушений, как правило, во время встречи один на один с сотрудником, занимающимся сбором показаний. Такие сотрудники могут находиться помимо штаб-квартиры комиссии в ее региональных отделениях либо могут выезжать в виде мобильных бригад в различные селения по всей стране. Сбор показаний должен быть организован таким образом, чтобы дать возможность потерпевшим рассказать о том, что они пережили, в благоприятной и безопасной обстановке.

Сбор показаний обычно является одним из первых основных видов деятельности комиссии по установлению истины и, как правило, продолжается не менее нескольких месяцев, а иногда и до года в зависимости от срока действия ее мандата. По всей вероятности, потребуется профессиональная подготовка сотрудников, занимающихся сбором показаний. Им необходимо уметь правильно брать показания у потерпевших, воспоминания которых могут быть нечеткими или путаными и у которых могут обнаружиться признаки глубокой травмы даже спустя много лет после пережитых ими событий. Кроме того, они должны будут разбираться в конкретных технических аспектах форм и процедур, используемых для сбора показаний. Сотрудник, занимающийся сбором показаний, будет для большинства потерпевших и свидетелей единственным членом комиссии, с которым они имеют прямой контакт, поэтому важно, чтобы сообщаемые ими сведения были ясными, а их позиция диктовалась желанием помочь и быть справедливыми.

 

Как правило, комиссия по установлению истины получает от 7000 до 20 000 показаний потерпевших, свидетелей или даже лиц, совершивших преступления и желающих сообщить о своей собственной причастности или причастности других к совершенным действиям.

 

2. База данных

 

Чтобы облегчить обработку этого огромного объема информации, комиссии по установлению истины следует рассмотреть возможность создания базы данных для хранения, организации и анализа показаний, которые она получает. Такие системы управления информацией позволяют провести анализ на таком уровне и получить заключения такого типа и такой точности, которые без их применения были бы невозможны. Однако необходимо заранее иметь ясное представление о значительных затратах времени и средств, которые потребуются в связи с такой системой, как в

отношении укомплектования ее персоналом, так и в отношении аппаратных средств и программного обеспечения. Помимо старшего системного администратора и специалистов по системному анализу комиссии понадобятся бригады кодировщиков и операторов по вводу данных для обработки показаний, и значительную долю общего рабочего времени комиссии потребуется отвести на кодирование, ввод и анализ этой

информации. В результате у комиссии появится возможность выявить существенные закономерности и тенденции, получить графики, иллюстрирующие эти закономерности, и точно оценить число потерпевших.

3. Исследования и расследования

 

Исследования и расследования зачастую эффективнее всего объединять в один отдел, обеспечивая возможность естественной связи между расследованием конкретных дел и тематическими исследованиями. Поскольку у комиссии по установлению истины нет времени на тщательное расследование каждого дела, она обычно выбирает для расследования ряд типичных дел. В их число могут входить случаи насилия в отношении конкретных лиц или более масштабные события, такие как массовые убийства. В то же время комиссия может захотеть провести тематическое исследование причин и последствий случаев насилия или репрессий, например того, каким образом они затронули определенные общины или какие группы считаются в наибольшей степени ответственными за них. Некоторые комиссии по установлению истины выбрали ряд конкретных городов или общин для подробного изучения истории репрессий в одном конкретном месте.

 

Для понимания всего контекста исторических событий может также потребоваться оценка роли международного участия в конфликте. Это участие могло состоять в финансировании или обеспечении оружием воюющих сторон в гражданской войне или даже в непосредственном участии в конфликте в виде предоставления войск или военной подготовки либо принять форму политической поддержки совершающего злоупотребления правительства при отсутствии критики происходящих злоупотреблений. Комиссия должна рассмотреть эти вопросы в рамках проводимых ею расследований.

4. Публичные слушания

 

Давая потерпевшим и оставшимся в живых возможность рассказать свою историю перед широкой аудиторией, особенно если слушания транслируются по телевидению или радио, комиссия может официально и публично признать прошлые правонарушения, предоставить потерпевшим шанс быть услышанными, уменьшить вероятность длительного отрицания правды и сделать свою работу более прозрачной. Публичные слушания помогают привлечь внимание общественности, содействуя освещению в прессе проблем, относящихся к более длительному периоду, и стимулируя проведение общенациональной дискуссии о прошлом.

 

Некоторые слушания могут быть посвящены заслушиванию жертв; в центре внимания других могут находиться конкретные темы, особые события, такие как ключевые моменты насилия, или конкретные учреждения (например, роль вооруженных сил в репрессиях или роль религиозных учреждений в реакции на насилие).

 

Решение проводить публичные слушания основывается частично на обеспокоенности по поводу ситуации в области безопасности в стране, а также на количестве времени и ресурсов, имеющихся у комиссии на выполнение ее задачи. Однако публичные слушания оказались весьма мощным и эффективным способом донести работу комиссии до общественности, и всем комиссиям по установлению истины следует по меньшей мере рассмотреть возможность их проведения.

 

Наконец, имеются интересные примеры проведения заседаний с привлечением местной общины к участию в них. В некоторых случаях члены общины могут задавать вопросы лицам, признавшим себя виновными в совершении незначительных преступлений, как это происходило в упомянутом выше процессе примирения общины в Тиморе-Лешти. В Сьерра-Леоне местные традиционные лидеры также были привлечены к некоторым из слушаний комиссии. Эти разновидности измененных и опирающихся на местную общину процессов слушания могут оказаться применимыми и в других странах.

 

5. Информационно-разъяснительная работа с общественностью и коммуникация

 

По характеру и масштабам информационно-разъяснительной работы комиссии можно определить ее влияние. Комиссии следует предпринять усилия к тому, чтобы ознакомить общественность со своей работой и разъяснить ее суть, пригласить потерпевших или других лиц, располагающих соответствующими сведениями, к себе в офис для дачи показаний и добиться понимания своей миссии и целей. Это поможет удержать ожидания общественности в разумных пределах. Стратегия информационно-разъяснительной работы может включать распространение брошюр о роли и мандате комиссии, проведение встреч с общественностью и широкие контакты со средствами массовой информации. Гражданское общество и религиозные группы также могут в значительной мере способствовать распространению информации о работе комиссии.

 

При всей важности сильной стратегии информационно-разъяснительной работы и общей позиции в пользу транспарентности это не должно означать, что деятельность комиссии должна быть открытой во всех отношениях. Многие из проводимых ею расследований и встреч и значительная часть собранной информации определенно должны оставаться конфиденциальными – разумеется, до тех пор, пока не будет опубликован доклад. Для членов и штатных сотрудников комиссии обычным делом является подписание обязательств о неразглашении и введение внутренних систем, определяющих, какую информацию можно предавать гласности до опубликования доклада.

6. Доклад и рекомендации

 

Окончательный доклад комиссии, в котором подытожены полученные ею сведения и даны рекомендации, будет ее наиболее долговременным наследием. Чтобы обеспечить соответствие своих тематических расследований содержанию окончательного доклада, комиссии следует составить краткий план или содержание доклада в начальный период работы.

 

Некоторые комиссии, особенно созданные в последнее время, издали многотомные доклады, насчитывающие тысячи страниц. 13Однако комиссии следует рассмотреть вопрос о том, не будет ли уместным подготовить более краткий (одно- или двухтомный) доклад, чтобы сделать его более доступным, а также учитывая ограниченные сроки производства. 14В случае опубликования намного более объемного доклада необходимо также подготовить его краткий вариант для широкого распространения.

 

Созданные в последнее время комиссии выпустили интересные альтернативные и взаимодополняющие издания своих окончательных докладов. Перуанская комиссия издала отдельный весьма впечатляющий сборник документальных фотографий о конфликте. 15Комиссия в Сьерра-Леоне совместно с международной НПО выпустила видеоверсию, а в сотрудничестве с Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) издала 50-страничный «удобный для детей» вариант окончательного доклада. 16Ряд комиссий опубликовали основные выдержки из их докладов в широко распространяемых центральных газетах.

 

В рекомендациях комиссии могут быть предложены правовые, институциональные или законодательные реформы, направленные на предотвращение злоупотреблений в будущем; программа репараций для жертв; дальнейшие эксгумации или расследования в ключевых областях, в которых комиссия не смогла довести до конца всю необходимую работу; или другие соответствующие программы по устранению недостатков, отмеченных в ее выводах. Она может также предложить конкретные последующие меры по обеспечению своевременного и эффективного выполнения ее рекомендаций.

 

B. Ключевые проблемы

1. Ограниченные сроки: не все нарушения могут быть расследованы

 

У комиссии по установлению истины очень редко бывает достаточно времени или ресурсов для расследования всех индивидуальных случаев даже тогда, когда имеются четкие доказательства и свидетели. Таким образом, хотя жертвы обычно требуют установления истины в каждом отдельно взятом случае и международные нормы, предусматривающие право на знание правды, предполагают индивидуализированное установление истины, большинство комиссий по установлению истины может обеспечить установление лишь обобщенной истины, описание общих моделей с углубленным расследованием некоторых репрезентативных индивидуальных случаев и подробным докладом о них. Это нередко вызывает разочарование потерпевших, которые, возможно, дали показания в надежде на разрешение их собственного случая. Таким образом, учреждение комиссии по установлению истины не обязательно является выполнением в полном объеме обязанности государства предоставить жертвам государственного насилия всю правду. Действительно, комиссия может решить рекомендовать в дополнение к своей работе провести последующие индивидуализированные расследования.

2. Масштабы расследования

 

Достаточно гибкий мандат требует, чтобы комиссия сама определила точные параметры своих расследований. Для некоторых комиссий оказалось особенно трудным определить, насколько им следует углубляться в вопросы социально-экономического правосудия, учитывая, что между этими факторами и более конкретными злоупотреблениями, которым они уделяют первостепенное внимание, редко существует четкая граница. Таким образом, возможно столкновение между стратегией расследований, сосредоточенной исключительно на конкретных случаях, и стратегией, учитывающей социально-экономическую обстановку с точки зрения причин событий и их последствий. Это столкновение обычно устраняют, включая оба аспекта в проводимые комиссией исследования, стараясь излишне не расширять сферу их охвата и не исключая при этом то, что можно было бы рассматривать как ключевые факторы в понимании событий.

3. Обнародование имен

 

Комиссии по установлению истины, вероятно, придется столкнуться с трудными вопросами о том, как ей следует поступать с информацией, которая позволяет идентифицировать конкретных лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении. Эти вопросы могут возникнуть как в рамках публичных слушаний, так и при подготовке окончательного доклада, когда комиссия должна решить, какой объем информации о виновности конкретных лиц следует опубликовать.

 

Здесь возникает ряд вопросов, в ответ на которые каждой комиссии приходится разрабатывать свой собственный комплекс политических решений. В то время как обязанность сообщать правду заставляет комиссию включать информацию об индивидуальной ответственности, беспокойство о соблюдении надлежащей процедуры, обеспечении точности докладов и о других вопросах должны побудить комиссию к тщательному продумыванию своей ответной реакции и выработке четкой политики.

 

В ходе публичных слушаний жертвы или свидетели могут захотеть назвать лиц, которые, как им известно, участвовали в злоупотреблениях. Комиссии следует на этот случай иметь процедуру, позволяющую названным таким образом лицам ответить на выдвинутые против них обвинения. Вообще же, однако, желательно, чтобы лицам, обвиняемым в совершении преступлений, не позволяли напрямую допрашивать тех, кто их обвиняет.

 

В ходе сбора показаний и проведения расследований комиссия также, по всей вероятности, соберет значительное количество информации, указывающей на многих конкретных лиц, совершивших преступления. Хотя такая информация может быть собрана конфиденциально, комиссия должна решить, будет ли она называть таких лиц в своем докладе. Прежде чем они будут названы в качестве таковых, обвиняемым следует дать минимальный шанс ответить на обвинения. Они могут сделать это путем представления письменного документа в комиссию после того, как им сообщат о выдвинутых против них обвинениях. По меньшей мере одна комиссия – Комиссия по установлению истины и примирению в Южной Африке – стала объектом судебных процессов, инициированных теми, чьи имена должны были быть обнародованы во время слушаний или в докладе комиссии. Хотя в конечном счете комиссия выиграла эти процессы, судом были установлены четкие процедурные ограничения. 17

 

Существуют законные основания, по которым комиссия может решить не называть правонарушителей или назвать только тех, кто несет основную ответственность, или самых старших в порядке подчинения. В число этих оснований может входить обеспокоенность безопасностью свидетелей или безопасностью лиц, названных в качестве виновных в совершении преступлений, особенно если правосудия в судах не ожидается.

 

Кроме того, комиссии необходимо обеспечить достоверность информации и ее соответствие минимальным критериям доказанности, которые она для себя установила. Применяемые различными комиссиями критерии доказанности отличаются друг от друга, однако в целом критерий доказанности, соответствие которому должно быть обеспечено при обнародовании имени лица, совершившего преступление, превышает уровень доказанности, требуемый для формулирования других общих выводов. Например, некоторые комиссии применяли критерий «равновесия вероятностей» в отношении своих основных выводов, однако опирались на более высокий критерий при назывании имен, хотя обычно и уступающий строгому критерию доказанности «при отсутствии обоснованного сомнения», требуемому в уголовном судопроизводстве. 18Когда комиссия называет имена в своем докладе, она должна четко указать, что сделанные ею выводы не являются основанием для установления юридической или уголовной вины.

 

Для обеспечения гибкости наилучший метод заключается в том, чтобы круг полномочий комиссии по установлению истины предусматривал возможность идентификации лиц, совершивших преступление, но не требовал их обязательной идентификации, оставляя этот вопрос на усмотрение комиссии.

4. Внедрение гендерного подхода

 

Если члены комиссии по установлению истины не используют в своей работе по вопросам нарушений прав человека опыт или специальные знания, связанные с учетом гендерного аспекта, важно внедрить такой опыт и знания в деятельность старших должностных лиц и советников, а также консультироваться с НПО или другими экспертами в этой области. В целом о злоупотреблениях, от которых пострадали женщины, как правило, поступает меньше сообщений и они могут быть иными, чем те, от которых пострадали мужчины. В частности, велика вероятность того, что сведения о сексуальном надругательстве занижены.

 

Комиссии следует рассмотреть возможность применения процедур, облегчающих предоставление женщинам сведений по этим иногда очень трудным темам и поощряющих их. Она могла бы обеспечить наличие женщин среди сотрудников, занимающихся сбором показаний, что помогло бы женщинам чувствовать себя свободнее, сообщая о сексуальном надругательстве. Комиссия могла бы также проводить слушания только для женщин в присутствии лишь членов комиссии женского пола и наблюдателей-женщин или предоставить женщинам возможность давать показания на публичных слушаниях, не раскрывая свою личность.

5. Конфиденциальность

 

Политика, которую должна выработать комиссия, включает вопрос о том, как и кому следует предоставлять гарантию конфиденциальности и каким образом она будет обеспечена. Могут возникнуть спорные вопросы, если органы обвинения проявят интерес к сведениям, имеющимся в распоряжении комиссии, причем они могут даже рассмотреть возможность использования своего права вызывать тех или иных лиц в качестве свидетелей для получения доступа к протоколам комиссии. Использованные в мандате формулировки (например утверждение о том, что гарантия конфиденциальности не может быть отменена никаким внешним органом) могут обеспечить некоторую защиту. Однако комиссии целесообразно с самого начала тщательно рассмотреть эти вопросы.

6. Доступ к документации

 

Вопрос о том, в чьем ведении находится документация комиссии и кто имеет к ней доступ по завершении ее работы, может еще более усложнить защиту конфиденциальности. При некоторых обстоятельствах может быть уместным обеспечить хранение дубликатов соответствующих материалов за пределами страны.

7. Психологическая поддержка

 

В то время как для одних жертв и лиц, оставшихся в живых, пересказ их историй комиссии по установлению истины станет благотворным и оздоровляющим процессом, других он может заставить вновь пережить острую боль, вызванную травмой. Комиссия должна быть готова обеспечить поддержку и консультации таким свидетелям как минимум непосредственно в условиях дачи показаний на публичных слушаниях, а также тем, кто испытывает наибольшее расстройство, давая показания. Для обеспечения такой поддержки многие комиссии привлекают специалистов в области охраны психического здоровья или социальных работников, а также создают системы направления в местные организации, которые могут обеспечить более стабильную помощь.

 

Члены и штатные сотрудники комиссии также, вероятно, переживут травматический стресс, месяцами слушая ужасающие истории. Желательно, чтобы и внутри самой комиссии были доступны услуги поддержки и возможности собеседования.

 

Комиссии следует также рассмотреть возможность оказания неотложной медицинской помощи, которая может потребоваться, особенно во время публичных слушаний. Например, давая показания во время одного из публичных слушаний Национальной комиссии по примирению в Гане, которое транслировалось по телевидению, потерпевший перенес сердечный приступ и умер. После этого Комиссия организовала систему проверки кровяного давления у всех свидетелей прежде, чем им разрешали давать показания, а рядом с залом, где проходили слушания, всегда дежурила машина скорой помощи.

8. Защита свидетелей

 

Лица, предоставляющие комиссии информацию, могут также подвергнуть себя физическому риску, поскольку те, кто в прошлом был замешан в преступлениях, могут попытаться помешать сотрудничеству ключевых свидетелей с комиссией или принять меры против тех, кто с ней сотрудничает. Это может произойти в ходе публичных слушаний, где те, кто дает свидетельские показания, могут получать угрозы после слушания. Комиссия должна рассмотреть вопрос о том, какой вид защиты можно обеспечить свидетелям, и должна известить свидетелей об этих возможностях и их ограничениях, прежде чем те начнут давать показания. Некоторые комиссии пытались упредить эти проблемы, выбирая для публичных слушаний случаи, свидетели по которым с меньшей степенью вероятности могут подвергнуться риску.

 

Те, кто предоставляет информацию в иных формах, также могут иметь основания для осторожности. Нередко некоторые высокопоставленные «инсайдеры», способные предоставить конкретные и подробные сведения о системах и ответственности за прошлые злоупотребления, добровольно решают сотрудничать с комиссией. Вполне вероятно, что они попросят соблюдать строгую конфиденциальность и встретятся с

комиссией таким образом, чтобы это нельзя было проследить. Обеспечение такого уровня конфиденциальности – возможно, даже ограничения на доступ к подобным сведениям для персонала комиссии, – само по себе служит формой защиты. Однако комиссия должна быть осведомлена о любых угрозах, поступающих в адрес этих лиц в результате их сотрудничества с комиссией.

 

В тех случаях, когда люди получают угрозы, комиссия должна быть готова обеспечить им по меньшей мере минимальную защиту, возможно, путем временного переселения этих людей за пределы их мест проживания, пока не улучшится ситуация. Если позволяют ресурсы, следует разработать более сложную программу защиты свидетелей. Она может включать сотрудничество с полицией для обеспечения непрерывного мониторинга и защиты или создание конспиративных квартир для укрытия тех, кому в наибольшей степени угрожает опасность. Должна также учитываться возможность сохранения таких систем защиты свидетелей после окончания работы комиссии.

9. Негативная реакция на работу комиссии

 

Если комиссия по установлению истины выполняет свою работу хорошо, вполне вероятно, что весьма могущественная (или могущественная в прошлом) часть общества будет рассматривать это как угрозу для себя. Эта часть общества – будь то военные, политические или отдельные вооруженные группировки – может попытаться ослабить комиссию, подвергнув ее прямым или косвенным нападкам. Это может принять форму резкой критики комиссии в средствах массовой информации или физических угроз в адрес членов или штатных сотрудников комиссии; многие комиссии получают прямые угрозы убийства. Если считают, что комиссия расследует деятельность отдельных лиц или групп, обладающих властью в правительстве, она может столкнуться с затруднениями в доступе к правительственной документации и ей может оказываться лишь ограниченное содействие со стороны органов государственной власти. В Перу комиссия подверглась резким нападкам в прессе со стороны тех, чьим интересам более всего угрожали проводимые ею энергичные расследования. Вполне вероятны обвинения в политической предубежденности, имеющие целью ослабить эффект решительных выводов комиссии. По этим причинам важно, чтобы членство в комиссии по установлению истины было широким и достаточно сбалансированным в плане представленных в ней точек зрения. Точно так же ее члены должны всемерно заботиться о справедливом подходе к предмету расследований, не снижая при этом тщательности и сохраняя честность в своей работе.

10. Финансирование

 

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются практически все комиссии по установлению истины, – это привлечение достаточных средств на осуществление их работы. Бюджет комиссии по установлению истины обычно составляет более 5 млн. долл. США и может вполне превышать 12 млн. долл. США или более. 19В идеальном случае национальное правительство должно проявить инициативу, предложив как можно большее финансирование, что отчасти служит явным признаком поддержки работы комиссии с его стороны. Это может включать поддержку в виде предоставления офисных помещений или оборудования. Некоторые комиссии полностью финансируются национальным правительством, однако большинству из них приходится полагаться на получение значительной части финансовой поддержки от международного сообщества, и для достижения поставленных целей следует с самого начала составлять план по сбору средств.

 

В идеальном случае следует установить контакты с государствами-донорами еще до того, как будет назначена комиссия, с тем чтобы доноры были готовы рассмотреть возможность оказания такой поддержки в самом начале срока работы комиссии. Способствовать установлению таких контактов и информированию доноров о возникновении этих потребностей может миссия Организации Объединенных Наций; важно, однако, чтобы сами члены комиссии имели прямые контакты с донорами или предполагаемыми донорами, с тем чтобы существовала ясность относительно их задач, планов и личностей. В некоторых случаях сбор средств производился отдельно от работы комиссии непосредственно на месте, и доноры таким образом ощущали разрыв между фактически имеющимися средствами и заявлениями и обещаниями, с которыми выступала комиссия и ее сторонники в самой стране. Организации Объединенных Наций следует убедиться в том, что она поощряет прямые контакты, а не создает фактически барьер между донорами и комиссией.

 

В то время как комиссия должна реалистично подходить к цифрам своего бюджета, следует также надеяться, что государства-доноры осознают – и смогут должным образом учесть – сжатые сроки ее работы и срочность просьб относительно сбора средств, а также весьма реальную потребность в существенной поддержке, чтобы отнестись к этим запросам со всей серьезностью. Очевидно, что в интересах обеспечения независимости комиссии финансирование не должно предоставляться в расчете на то, чтобы оказывать влияние на комиссию или направлять ее деятельность.

IV. ВЗАИМОСВЯЗИ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.