Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Горизонталь Разведчик-Ведьма



Итак, сотрудничество архетипических функций Ведьмы и Разведчика проявляется в ведании, сборе информации и знаний как таковых, в создании за счет получаемых знаний картин внутреннего и внешнего миров, а также – в осмыслении путей гармонизации этих двух великих реальностей. Ведьма и Разведчик вносят фундаментальный вклад в формирование самосознания личности, инициируют начало ее духовного развития – восхождения по ступеням зрелости. Ведьма и Разведчик как функции личности являются важнейшими механизмами, осуществляющими адаптацию человека в природе и обществе. Они не только определяют уровень интеллектуального развития и многих способностей, одаренности и талантов человека, но и дают возможность создавать ближайшие и дальние зоны развития всех уровней личности. Слаженная работа внутренних Разведчика и Ведьмы делает сознание человека сконцентрированным и ясным, поведение – активным, изменения – своевременными, а личность в целом – компетентной в любой сфере жизни. Активность позитивных полюсов Ведьмы и Разведчика выражается в потребности получать образование, анализировать, систематизировать и применять полученные знания. Избыток сил в области позитивных полюсов Разведчика и Ведьмы позволяет успешно осуществлять научную работу и другую интеллектуальную и культурную деятельность.

В случае нарушений функций ведания мы наблюдаем чаще всего феномен болезненного переразвития архетипа Ведьмы и подавленное положение Разведчика как у мужчин, так и у женщин. К сожалению, такой вид нарушений в той или иной степени характерен для современных представителей западной культуры. В содержании сюжетов инициаций такое положение вещей отражается в эпизодах, где раненного или истощенного героя, странствующего в поисках суженной, выхаживает ведьма.

Будучи первыми в «корневой» системе личности, архетипические функции Ведьмы и Разведчика помогают преодолевать социальные и личностные кризисы. Не случайно Ведьма и Разведчик тесно связаны с символом матери-земли, откуда берут питание любые корни. Ведьма же близка к земле не только потому, что берет из нее силу, используя целебные и магические свойства растений и животных, но и потому, что ведает тайнами мира мертвых – наиболее глубоких, архаичных слоев бессознательного. Она является проводницей в «подземную» область психики. Как уже отмечалось, благодаря работе с внутренней Ведьмой становится доступной та теневая, архаичная часть психики, где содержится инстинктивная агрессия большой силы. Утилизация, осознанное использование этих скрытых деструктивных сил с помощью инициаций – успешная стратегия в разрешении кризисных состояний.

Разведчик служит родной земле, нередко проливая за нее кровь и рискуя жизнью. Он открывает новые земли, новые территории, что символизирует одновременно как внешние области жизни, так и внутренние пространства личности. Это означает, что в функции Разведчика входит налаживание связей не только с внешним миром, но и между частями личности. Внутренний Разведчик помогает человеку любого пола оптимизировать слаженную работу различных структур Я при выходе из кризисного состояния.

Мы уже знаем, что при подавленном Разведчике начинает избыточно функционировать полюс негативной Ведьмы. Недостаток сил Разведчика воспринимается внутренней Ведьмой как опасность, это включает ее защитные силы агрессивной женской природы, сконцентрированные именно в области негативного полюса Ведьмы. В результате у людей любого пола проявляются агрессивно-деструктивные способы поведения, стремление к захвату, реализации своих интересов за чужой счет, а также – в игнорировании интересов других и навязывании им своей воли. Так действует перегруженная Ведьма, лишенная поддержки сильного Разведчика. В этом случае она вынуждена брать ответственность за контакты с внешним миром на себя. Внутренняя Ведьма, переполненная тревогой, страхами и защитной гиперагрессией, чувствует себя обязанной вторгаться во внешние явления и события, стараясь обеспечить там реализацию потребностей Я. Она действует через интригу, колдовские чары, использует тайные знания во зло. Если представить, что наше Я может раскачиваться, как маятник, проходя при этом различные области личности, то «застревание» Я в области перегруженной Ведьмы делает поведение человека по-ведьмински коварным. Если же маятник Я «остановился» в пространстве ослабленного Разведчика, то его гипофункция приводит к таким состояниям как неуверенность в себе, безинициативность, излишняя погруженность в себя в ущерб адаптации во внешнем мире.

Чем больше энергии в области Разведчика, тем меньше необходимости у Ведьмы брать на себя функцию контроля над внешним миром, тем гармоничнее действует она в сфере внутренних задач личности – осуществляет целительство, накапливает духовный опыт и знания. При полноценном Разведчике внутренняя Ведьма молодеет, становится миловидной, спокойной и уравновешенной, начинает действовать в согласии со своим окружением, а не по собственному усмотрению. Это делает личность конструктивной в продвижении к целям, вместо манипулирования знаниями появляются созидательные способы их использования.

Руководитель, личность которого опирается на энергии негативной Ведьмы, подавляет инициативу и внутренний потенциал своих подчиненных, излишне контролирует их. Напротив, руководитель с полноценным внутренним Разведчиком легко создает для подчиненных комфортное и безопасное творческое пространство, поощряет их инициативы.

В сюжетах участников инициаций ведьмы, которые на ранних этапах терапии были старыми, безобразными и грязными, на продвинутых этапах терапии при обращениях к теме «Ведьма» молодели в среднем до сорокалетнего возраста, представлялись ухоженными светскими дамами, пышащими здоровьем и энергией. Ведьмы становились социально успешными, были готовы включиться в решение любой задачи, если их попросят. Инициированные внутренние Ведьмы именно тем и отличаются от стихийно действующей и захватнически распространяющейся во внутреннем мире ведьминской функции, что определяют сферу своей деятельности не по своему личному усмотрению, а – в согласии и контакте с другими частями личности, выполняют их «просьбы». Такое снижение нагрузки на Ведьму, обеспеченное за счет повышения потенциала Разведчика, приводит к балансу энергий на уровне Разведчик-Ведьма, что всегда сопровождается ростом творческой продуктивности человека, снижением конфликтности в общении, повышением чувства собственного достоинства.

На первый взгляд парадоксально, что в западной культуре в сфере общественного сознания ситуация проявляется наоборот: в то время, как внутренняя Ведьма перегружена, ее функция изгнана из социальной сферы. Функция же Разведчика является социально широко распространенной, несмотря на то, что внутренний Разведчик ослаблен. И действительно, различные виды народной медицины, нетрадиционные способы целительства (позитивная Ведьма) презираются и подавляются в официальном западном мире, получив название «нетрадиционных». Традиционное же общественное сознание признает лишь монополию ортодоксальной медицины и официальной науки (подслеповатый Разведчик). Им отдано право решать все возникающие социальные и общественные вопросы, в то время как даже начальные духовные знания (Ведьма) выдворены за официальные общественные рамки.

Но если всмотреться, очевидно, что общественному сознанию невольно приходится лицемерить: отстранив в лице позитивной Ведьмы начальные духовные познания, оно оказалось захваченным негативным ее полюсом – процветает черная магия, недостаток этики парализует государственные структуры. Западное общество, не желая прослыть «голым королем», объявило Ведьме демонстративную войну. Под опалу попал и позитивный полюс Ведьмы, а с ним – и все духовные явления, находящиеся на более высоких ступенях развития. Таким образом, из-за незрелости мужской исследовательской функции Разведчика, коллективное бессознательное поражено деструктивными энергиями перегруженной, а следовательно – негативной Ведьмы.

Скрываясь под различными социально приемлемыми личинами, негативная социальная Ведьма, беспрепятственно «правит бал». Именно она, как никто, способна создавать тайные и явные карательные общественные институты, а также – тот общественный морок, непроглядный социальный туман, в котором осуществляется ее тайная власть: коррупция государственного аппарата, попустительство в отношении наркомании и алкоголизма (технологии морока), деструктивное использование природных ресурсов, гиперзащита границ в виде гонки вооружений, препятствующая созидательному сотрудничеству стран, – это только малая часть ее многочисленных социальных «козней».

В результате цивилизованный мир вошел в фазу экологического кризиса, большинство людей отчуждены от собственного здоровья, духовных сил и самой природы. Западные политика и наука (сфера Разведчика) забрели в тупик, «застряв» в своем духовном развитии на волне рационального миропонимания, подчиненного примитивной архаичной цели – победы в племенных войнах.

Поскольку коллективный Разведчик западной цивилизации еще не достиг достаточной зрелости, очевиден выход: установление баланса функций Разведчика и Ведьмы. Ведьма должна и может «поделиться» с Разведчиком своими избыточными силами.

Уровень Разведчик-Ведьма является только первой ступенью на пути к духовным вершинам. Но даже стартовая позиция настолько важна для духовной эволюции западной цивилизации, что когда в сознании западного общества будет достигнуто первичное равновесие потенциалов Ведьмы и Разведчика, этого будет достаточно, чтобы изменить ориентацию западной культуры в пользу приоритета роста духовного здоровья как во внутреннем космосе человека, так и во внешнем мире.

Проявления Ведьмы и Разведчика в реальной жизни можно наблюдать на любом этапе эволюции личности. Особенно явны они в детском возрасте, когда мальчики активно исследуют окружающий мир, а девочки проявляют неуемное любопытство, уделяя много внимания миру человеческих чувств и взаимоотношений. Между мальчиками и девочками здесь нередко завязывается дружба, так как их познавательные интересы во многом пересекаются, дополняют и обогащают друг друга. Позже – на этапе формирования архетипических функций Амазонки и Защитника – эти дружеские союзы часто распадаются, так как Амазонка учится независимости и противопоставляет себя миру мужчин, а Защитник преимущественно занят тем, что набирается сил в конкуренции со сверстниками и социальных боях.

Защитник

В ряду мужских архетипических функций Защитник занимает вторую ступень и содержит свойства Разведчика как подструктуру.

Несмотря на то, что функция Защитника стоит на второй ступени архетипической мандалы, следует иметь в виду, что все мужские архетипические функции по своей природе являются защитными. Вместе они образуют так называемую Великую защиту – многогранную мужскую функцию. Изучая эту многогранность, можно убедиться, что мужское начало призвано защищать женское на всех уровнях – и на «земном», и на «небесном».

Самая архаичная потребность женщины – быть защищенной. Это ожидание по отношению к мужчине свойственно любой женщине и относится к ее инстинктивным проявлениям. Идеальный образ Защитника отражает потребность женщины как в физической, так и в интеллектуальной, и в духовной мужской защищающей силе – это главные условия, благодаря которым женщина может чувствовать себя в безопасности. Если на первом архетипическом уровне (Ведьма-Разведчик) защита осуществляется через функцию разведки, то на втором (Амазонка-Защитник) – через сохранение жизни и достоинства, на третьем (Гейша-Кормилец) – через кормление и благоустройство жизни, и так далее.

Защищенность важна не только для женщины, но, прежде всего, – для самого мужчины. Дело в том, что он может гармонично развиваться именно как мужчина, только если умеет сохранять женщину, то есть – если женщина (реальная и Внутренняя) должным образом защищена, поскольку тогда для него защищена и сама жизнь: мужчине есть, кого кормить, есть за кого отвечать, кого вести за собой – одним словом, есть что создавать, то есть творить совместно с женщиной.

Архетипическая область Защитника также имеет позитивный и негативный полюса. Позитивный полюс – это мужской героический статус защитника семьи, рода, племени, родной земли, образ былинного богатыря и т.п. Защитник реализует природную мужскую агрессию, направляя ее вовне с великой целью сохранения всего, что важно и ценно для жизни. Эта миссия Защитника относится к задачам как физического выживания, так и духовного совершенствования. Защитник отвечает не только за жизнь, но и за честь своей женщины, своей семьи, за честь рода и интересы народа.

В негативной области Защитник превращается в наемника, солдата вражеской армии, способного уничтожать даже мирное население – то есть, в убийцу. Здесь природная мужская агрессивная сила эксплуатируется и даже зомбируется, она выходит из под контроля Я. До тех пор, пока эта сила не имеет собственного направления, она монополизируется некой присваивающей ее инстанцией. Роль такой инстанции часто играют политическая система, деструктивно ориентированная армейская среда или мафиозные кланы. По характеру своей тоталитарной активности эти социальные структуры имеют свойства негативной Ведьмы: стремление к захвату, использованию в своих целях, жесткому контролю, подавлению и уничтожению.

В сюжетах инициаций незрелый Защитник либо неподвижно стоит среди поля или спит под кустом, либо сбивается на выполнение функций других архетипических уровней – например, отправляется в плавание в непонятном ему направлении (безвекторная разведка); живет один, возделывая огород и строя дом (функции кормильца). К концу первой инициации Защитник, как правило, набирается сил и включается в жизнь, действуя в русле своей функции – сражается с неприятелем, побеждает стихии. Кроме того, если в переживаемом образе появляется женский персонаж, начальная пассивность и растерянность защитников сменяется приливом сил и вдохновения. Это подтверждает наше наблюдение о том, что стоит только мужской агрессии обрести естественный природный вектор, а именно – обрести объект защиты (женщину), как эта агрессия превращается из опасной блуждающей энергии в могучую созидательную силу.

Позитивный Защитник, как и Разведчик, связан с символом матери-земли. Оба насмерть стоят за землю-матушку. Здесь кроются корни связей Защитника и Ведьмы как проводницы в подземный мир – мир бессознательного. Не случайно путь к плененной красавице для любого сказочного или мифологического защитника ведет через владения ведьмы, которая помогает ему победить злодея-похитителя. Позитивная Ведьма – это важный ресурс Защитника, она сообщает ему тайные знания и верный путь к победе и к суженной. В этом смысле обращение к начальным духовным знаниям, как и обращение к психологу или психотерапевту за помощью в решении личностных задач – также символически является обращением к позитивному полюсу Ведьмы.

При полноценном внутреннем Защитнике защитные механизмы Я подобны хорошо обученным профессиональным войскам – оборона границ личности осуществляется в режиме спокойной уверенности и безмятежности. Человек, во внутреннем мире которого действует зрелый Защитник, легко сохраняет душевное равновесие при любых стрессах, что со стороны может казаться невероятным. Защищающая мужская энергия по своей природе является не просто агрессией, но агрессией, претерпевшей важнейшую трансформацию – она имеет строго выверенное созидательное направление. Это увеличивает ее потенциал, так как следование одному вектору исключает разброс и рассеяние энергии.

Итак, инициированная мужская защита чужда разрушения и всегда созидательна! Вставая на защиту женского и детского начал, природная мужская сила превращается в героическое начало. Здоровый внутренний Защитник определяет также здоровье иммунной системы организма, помогает избегать болезней.

У женщины, имеющей в структуре личности инициированного внутреннего Защитника, появляются не только уверенность и ощущение эмоционального комфорта, но и чувство собственной значимости и ценности именно как женщины. Она избавляется от острой эмоциональной зависимости в отношениях с реальными мужчинами, исчезает ее болезненная потребность в признании со стороны мужчин, которая прежде приводила ее к повышенной ранимости и обидчивости. У реального же мужчины по мере развития его функций как Защитника формируется естественная потребность не только защищать более слабых, но и сохранять жизнь во всех ее многогранных проявлениях, обеспечивая все более гармоничные и комфортные условия выживания. Это говорит о естественном стремлении мужских энергий к более высоким ступеням зрелости – восхождению на уровень Кормильца.

Амазонка

Амазонка как женская архетипическая область на горизонтальном уровне соответствует мужской области Защитника. Как уже отмечено, Амазонка, в отличие от предшествующей ей Ведьмы, всегда здорова, молода, физически совершенна. Она прекрасная охотница, искусна как воин, обладает боевым азартом и воинской доблестью, способна успешно решать задачи выживания независимо от мужчин и открыто противопоставляет себя им.

Здоровая Амазонка, действующая в личности, – залог физического здоровья, выносливости, спортивного настроя и победоносности в лучших ее проявлениях. Этой архетипической функции чужды уныние и страх. Амазонка – символ социальной успешности и конкурентоспособности, символ неуязвимости и самодостаточности.

В отличие от Ведьмы, Амазонка уже вступает в отношения с мужчинами, но эти отношения имеют отрицающий, конкурентный воинствующий характер. Несмотря на то, что Амазонка, как и Ведьма, одинока, она уже стремится иметь потомство. Для этого амазонки пленяют и используют мужчин. Агрессия Амазонок не скрыта и пассивна, как у ведьмы-отшельницы, а осознанна и сопровождается умением взять ответственность за свою воинственность, которая питается архаичной матриархальной идеологией «все мужчины – сво…!». Поэтому Амазонка живет не одна, а в сообществе себе подобных, открыто декларируя свои взгляды и образ жизни.

Сгущение негативного полюса внутренней архетипической области Амазонки приводит человека к маниакальному стремлению к успеху, к непреодолимому желанию быть лучше других. Так гиперфункция Амазонки компенсирует отсутствие истинной мужской защиты. Дефицит истинных мужских энергий имеет свои последствия – он рождает зависимость Амазонки от принятия со стороны окружающих, ее потребность в бесконечных подвигах ради самоподтверждения. В то же время, негативная Амазонка склонна к агрессии против собственного женского начала: есть сведения, что Амазонки удаляли себе одну грудь, чтобы им удобнее было целиться из лука. Пиком соперничества амазонок с мужчинами является уничтожение новорожденных мальчиков.

Таким образом, если архетипическая область Амазонки переразвита, человека обуревает навязчивая потребность в соперничестве и конкуренции, он страдает от мысли, что кто-либо, кроме него, способен победить в бою или успешно поохотиться. Трудоголизм – скорее всего, процесс беспощадной эксплуатации внутренней Амазонки.

У реальной женщины, страдающей гиперамазонским комплексом, происходит тотальное подавление мужского начала. Причем подавляются как собственное мужское, так и мужественность окружающих ее мужчин. Женщина, которой управляет внутренняя гиперАмазонка, не доверяет мужчинам, она излишне жестка, нетерпелива и категорична, подавляет импульсы ответственности и инициативы в сознании мужа или сына, стремясь низвергнуть природное превосходство правящей мужской воли. Так действует и мужчина, личность которого опирается преимущественно на амазонский комплекс – он яростно конкурирует с… женщинами!

В сюжетах инициаций социально успешных женщин Амазонка чаще всего – удачливая охотница, способна сама добыть оленя и таким образом накормить целое сообщество. Однако с детьми и мужчинами у нее нет полного эмоционального контакта, ее мощная концентрация на конкретных целях не позволяет ей улавливать чувства окружающих и делают ее «подслеповатой» в области отношений. Амазонка ощущает свою волю как непогрешимую и доверяет только себе и своей интуиции.

В образах творчески ориентированных участников инициаций в поселении амазонок наблюдалось четкое разделение хозяйственных функций – одни амазонки лучше охотились, другие – искуснее ловили рыбу, третьи – возделывали землю, в том числе с удовольствием разводили цветы и тяготели к оседлому образу жизни. К концу многих инициаций на тему «Амазонка» для разрешения сложных задач амазонки начинают обращаться за помощью к представителям дружественных мужских племен. Здесь видна тенденция к переходу Амазонки в архетипическую область Гейши.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.