Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Взаимосвязи между мужскими и женскими архетипическими функциями



Мужское и женское внутри нас

Таким образом, архетипический анализ мужской и женской зрелости предлагает рассмотреть вариант структуры личности, который учитывает наличие мужских и женских архетипических фигур-функций во внутреннем космосе человека.

Опираясь на древнюю восточную мандалу Инь-Ян и наследие Карла Густава Юнга, которое содержит утверждение, что в каждом мужчине есть внутреннее женское начало (Анима) и в каждой женщине – внутреннее мужское начало (Анимус) (К.Г. Юнг. «Психология бессознательного»,М, Канон, 1994), мы позволили себе разделить некое символическое яйцо, схематически обозначающее наш внутренний мир, на две равные части – мужскую и женскую (рис. 1).
Семь мужских архетипических фигур выявил известный американский пастор доктор Брюс Уилкинсон – знаменитый исследователь Библии по вопросам супружеских взаимоотношений. Базовые мужские функции были отмечены им в результате многочисленных опросов женщин, которые Брюс Уилкинсон провел, пытаясь выяснить, чего именно женщины ожидают от мужчин в первую очередь, чтобы чувствовать себя счастливыми именно как женщины. В результате оказалось, что зрелый мужчина является Разведчиком, Защитником, Кормильцем, Генералом (собственно Мужем, ведущим за собой), Королем (царем-отцом), Целителем и Творцом (Священником, представителем самого Духа, духовным лидером, Великим Учителем). Мы используем эти мужские функции в виде архетипических персонажей, олицетворяющих ступени мужской зрелости.

Женская часть личности по принципу симметрии предстала в виде семи архетипических женских фигура. К.Г. Юнг упоминал, что в каждой женщине есть два противоположных полюса – Ведьма и Фея. Кроме того, Юнг глубоко исследовал архетип Великой Матери, а также считал, что в каждой женщине живет Королева.

Добавив к архетипам Ведьмы, Матери, Королевы и Феи недостающие фигуры, мы увидели сакральную женскую семерку, представшую в следующей последовательности: Ведьма, Амазонка, Гейша (или Гетера), Жена-Мать, Королева, Фея, Богиня.

Таким образом, четырнадцать базовых мужских и женских функций легли в основу инициационной терапии как основные архетипические темы для инициаций.

Позже, пытаясь не только выявить свойства четырнадцати архетипических фигур, населяющих мужское и женское пространства личности человека, но и исследуя связи между ними, мы вывели архетипическую мандалу – своеобразную духовную карту, имеющую две оси координат (рис.2).

Вертикальная ось архетипической мандалы символизирует движение из своего условного центра вверх – к архетипической области Неба. Это вектор духовного развития личности, ведущий к высшему Я: некая духовная «крона» личности. Противоположное направление вертикальной оси – ведет вниз, к архетипической области Земли. Это вектор, ответственный за выживание – своего рода «корни» личности. Горизонтальная ось архетипической мандалы указывает направления в сторону мужского (вектор, идущий из центра влево) и женского пространств (вектор, идущий вправо). Таким образом, вся область мандалы над горизонтальной осью символизирует Небо, а под горизонтальной осью – Землю. Область слева от вертикальной оси представляет мужское, а область справа – женское в нашем внутреннем мире.

Пожалуйста, Войдите или Зарегистрируйтесь для просмотра ссылки.

Рис. 2. Архетипическая мандала, открывающая природу иерархических связей между мужским и женским началами личности.

Иерархическая последовательность мужских и женских архетипических функций, описываемая архетипической мандалой, это ступени, ведущие вверх от «Земли» к «Небу». Мандала образована двумя диагоналями – мужской и женской. Мужская диагональ включает семь мужских, женская диагональ – семь женских архетипических фигур, ведущих соответственно к вершинам мужской и женской зрелости. Каждой мужской функции на горизонтальном уровне соответствует женская функция.

Взаимосвязи между мужскими и женскими архетипическими функциями.

Как уже отмечалось, архетипическая мандала возникла в результате наших попыток систематизировать прибывающий опыт инициационной терапии. По мере ее исследования стали очевидными определенные закономерности, характеризующие горизонтальные и вертикальные связи между мужскими и женскими архетипами и архетипическими уровнями мандалы.

1. В частности, каждая вышестоящая функция на мужской или женской диагонали включает в себя свойства всех предшествующих функций того же пола, каждый раз гармонично используя свойства предшествующих ступеней на более высоком уровне. Например, Амазонка имеет такие черты предшествующего ей архетипа Ведьмы как отсутствие постоянного партнера и агрессивность, но, в отличие от живущей в лесу или на болоте отшельницы-Ведьмы, Амазонка обладает этими чертами уже открыто и демонстративно. Если Ведьма может быть и уродлива, и прекрасна, то Амазонка, как вышестоящая ступень женской зрелости уже прочно удерживает физическое совершенство, молодость и красоту как приобретение своей ступени. При этом Амазонка может использовать агрессию и коварство Ведьмы, ее непредсказуемость.

2. Каждая архетипическая функция обладает собственным внутренним пространством, имеющим положительный и отрицательный полюс. Например, если отрицательный полюс Ведьмы предстает в виде старой скрюченной колдуньи-отшельницы, то по мере приближения к своему положительному полюсу, Ведьма молодеет, становится привлекательней и более полезной для других. Сгущаясь, эти свойства выводят женское на следующую ступень – уровень Амазонки, где социальные достижения становятся основной целью.

3. Еще одна закономерность проявляется в том, что мужские и женские архетипические функции одной горизонтали, имеют совершенно определенные духовные связи и способы взаимодействия, содержат явные и неявные аналогии, но никогда не дублируют друг друга полностью. Например, Ведьма и Разведчик – охотники за знаниями, они стремятся изведать мир. При этом Ведьма стремится познать прежде всего мир внутренний, она увлеченно изучает способы влияния на него – ее зелья и заговоры могут излечить тело или заморочить сознание. Разведчик же стремится собрать знания о мире внешнем, так как отвечает, прежде всего, за выживание во внешнем мире.

4. При внимательном рассмотрении архетипической мандалы можно увидеть, что ее особенность состоит еще и в том, что «земные» мужские (Разведчик, Защитник, Кормилец) и «земные» женские (Ведьма, Амазонка, Гейша) архетипические функции находятся в областях, противоположных пространству своего пола.

Так Ведьма, Амазонка и Гейша располагаются в мужской области, неся в себе функции, во многом аналогичные мужским. Ведьма – не только собирательница тайных знаний, но и воинствующая защитница интересов личности. Амазонка – один из передовых боевых ресурсов личности, а Гейша – величайшая дипломатка, хранительница связей между мужским и женским мирами. Эти аспекты «земных» женских функций перекликаются с мужскими задачами – защищать, побеждать и устанавливать дипломатический мир. Поэтому энергии Ведьмы, Амазонки и Гейши оказались в мужской области.

Мужские задачи «земной» области также имеют сходство с женскими. Разведчик, рискуя собой ради роста, развития и благополучия тех, за кого он отвечает, смело и широко налаживает контакты с миром, многое узнает, то есть действует в режиме, напоминающем женскую общительность и неуемное любопытство. Защитник защищает и спасает слабых, оберегает женщин и детей, как безусловно защищает своего ребенка женщина-мать. А Кормилец, как и мать, самозабвенно обеспечивает (кормит) своих подопечных всем необходимым для жизни. Расположение этих мужских архетипов в женской области указывает именно на то, что они, функционируя, зеркалят соответствующие уровни женского.

Следует еще раз отметить, что сходство функций мужского и женского начал вовсе не означает их полной аналогии.

5. Более того, здесь открывается еще одна важная особенность мужских и женских архетипов: и те, и другие включают в себя энергии противоположного пола как некие «встроенные» феномены, как обязательные элементы, дающие архетипическим функциям здоровую автономию и целостность.

Так женские архетипы имеют «встроенный» в саму структуру женского архетипа направляющий Анимус. Метла – фаллический элемент Ведьмы, дающий ей мужскую силу и скорость исполнения замыслов, то есть – мужской волевой аспект. Функция Амазонки неотделима от таких мужских атрибутов как конь и оружие. Подобно метле Ведьмы, они имеют мужские свойства скорости и стремления в необходимом направлении. Оружие и воинственность Амазонки представляют ее очевидную промужскую силу и волю, которая, находясь в здоровом контакте с мужской защищающей функцией, становится надежным резервом, способным вовремя подстраховать Защитника в трудную минуту. Гейша, в свою очередь, обладает такими элементами мужского как эротическое и эстетическое искусство обольщения. Это ее универсальное оружие, ее тайная сила, которая имеет свойство по-мужски проникать в сознание и по-мужски завладевать им. Исцеляющий и все наполняющий эротизм и эстетизм Гейши включает мужскую творческую силу, и одновременно – мужскую природную ненасытность и выносливость.

Если говорить о «земной» области мандалы, мужской элемент, включенный в женские архетипические функции является направляющим, а женское, «встроенное» в мужские архетипические функции, имеет помогающую природу. Как мы уже упоминали, Разведчик, обладает такими женскими качествами как любопытство и общительность, артистизм и внимание к мелочам, что неизменно помогает ему при сборе информации. Эти женские качества Разведчика удваивают его продуктивность, оживляют его интеллектуальный потенциал. Помощь Ведьмы усиливается по мере приближения к ее позитивному полюсу. Славянский вариант Ведьмы в облике Яги-помощницы предстает символом помогающей Анимы. Баба Яга, которая кормит и поит героя, топит ему баньку, укладывает отдыхать, а наутро показывает верную дорогу к суженной, плененной злодеем, является проводницей, оберегающей героя-освободителя. Женские энергии зрелого Защитника проявляются в его молодости и красоте, которые служат ему верой и правдой, привлекая доверие людей. Что касается Кормильца (добытчика, охотника), открыто несущего в себе женско-материнское желание питать, насыщать, обеспечивать, это весьма необходимо и ему самому – его силы нуждаются в комфортных условиях для их простоянного восстановления.

Итак, в «земном» спектре помогающая Анима (женское начало) включена в каждую мужскую архетипическую функцию, а направлюящий Анимус (мужское начало) – в каждую женскую.

Архетипический центр Муж-Генерал – Жена-Мать занимает граничное положение между символическими Небом и Землей личности, и относится, по всей видимости, к обеим духовным стихиям – и к «небесной», и к «земной», поэтому функциях Мужа и Жены присутствуют черты как «земных», так и «небесных» архетипических свойств. Это указывает на их особую – связующую, центральную роль в личности.

Архетипические функции Жены и Мужа немыслимы друг без друга, здесь взаимное проникновение мужского и женского достигает своего пика: каждая архетипическая фигура может появиться только в момент возникновения другой – женой можно быть лишь имея мужа, и наоборот.

Что касается «небесных» женских архетипических фигур, они несут в себе творящий Анимус, а мужские «небесные» персонажи – сотворящую Аниму.

Так, Королеве в качестве ее мужского аспекта служат армия и сама государственная система, без которых невозможно исполнение королевской воли. Волшебная палочка Феи – это ее творческий инструмент мужской природы. Мужской аспект области Богини – это ее творящая мысль, которая является проявлением Божественного Логоса, дающего Богине всезнание и могущество.

Сотворящая Анима привносит в «небесные» мужские архетипические свойства вдохновение и поэзию. Она делает процесс творения прекрасным и возвышенным. Король как глава государства реализует свое женское начало в своей учредительской функции – создании новых социальных структур, рождении наследников. Целитель обладает женским состраданием и утонченностью восприятия. Священник (Дух, Великий Учитель) несет в себе доброту и любовь как явление женского божественного начала.

6. Можно принять к сведению исследования многих духовных школ, которые сходятся на том, что вся рассматриваемая небесная (духовная) область в целом имеет свойство быть более мужской, а земная (личностная) – более женской. Рассматривая архетипическую мандалу с этой точки зрения, мы получаем еще один взгляд на мужское и женское. Это деление на духовное-мужское (Священник, Целитель, Король (царь-отец), Королева, Фея, Богиня) и земное-женское (Ведьма, Амазонка, Гейша, Защитник, Кормилец, Разведчик).

Взаимное проникновение мужских и женских энергий в области друг друга просто и точно отражено в древней мандале Инь-Ян, где это проникновение символизируют малые кружки (рис. 3).

7. Кривая линия, являющаяся границей между мужским и женским в мандале Инь-Ян, по длине соответствует той границе, которую имеют отдельно мужская и женская части с внешним миром. Своей протяженностью условная внутренняя граница между мужским и женским говорит нам о том, что взаимоотношения между ними не менее важны, чем отношения этих частей нашего Я с миром внешним. Другими словами, наша задача в этой жизни не только познать мир внешний и наладить с ним гармоничные отношения, но и наладить отношения во внутреннем космосе – между мужским и женским его аспектами. Мы приходим, чтобы достичь сакрального брака. И усилий эта внутренняя задача требует ничуть не меньше, чем более очевидные задачи выжить и успешно адаптироваться во внешней реальности.

Инициационная терапия – один из увлекательных современных способов внутренней работы, помогающих в достижении гармонии мужского и женского начал личности.

Пожалуйста, Войдите или Зарегистрируйтесь для просмотра ссылки.

Рис 3. Мандала Инь-Ян – проникновение женского начала (темное поле) в Мужское (светлое поле) и Мужского – в женское.

Вертикальные связи

Отражаемые мандалой вертикальные связи между мужскими и женскими архетипическими функциями еще ждут своих исследователей, так как на сегодня они выявлены нами слабо.

Вертикальный уровень Ведьма-Священник отражает исторический антагонизм двух полярных духовных подходов к познанию внутреннего мира. Ведьма представляет практическую, бытовую сторону использования духовных знаний. Функции Ведьмы включают народную медицину, магию и оккультизм. Священник же символизирует классический, ортодоксальный подход к познанию души, а значит – ту часть коллективного сознания, которая следует широко известным духовным канонам. Это относится к различным конфессиям и духовным школам.

Вертикаль Разведчик–Богиня тоже выделяет два противоположных полюса познания: Разведчик символизирует практический, рациональный взгляд на мир, официальную науку, а Богиня – иррациональное, духовное понимание мира.

Вертикаль Амазонка-Целитель указывает на полярно отличные друг от друга способы выживания личности. Амазонка достигает успеха за счет своей эгоцентричности и концентрации внимания на целях во внешнем мире, Целитель – за счет глубокого понимания мира внутреннего и установления надежных связей между внутренним и внешним мирами.

На вертикали Защитник-Фея антагонизм мужских и женских функций уступает их духовной тождественности. Защитник и Фея предстают как архетипическая пара, которая отражает красоту и специфику мужского и женского предназначений. Защитник – всегда предстает как герой, прекрасный и внешне, и внутренне, поскольку стремление зрелой мужественности оберечь женское – само по себе прекрасно. Специфика мужской функции быть защищающей свойственна всем мужским уровням зрелости. Фея – также отражает волшебную природу и красоту женственности в целом. Она не стареет, обладает неисчерпаемой силой и несет в себе бесконечные возможности восстановления мужских освободительных сил.

Вертикаль Гейша-Король содержит в себе множество глубоких значений: благородство и романтизм, загадочность любовных чар и звон клинков, соперничающих за первенство. В то же время, очевидно, что на этом уровне символически проявляется и социальное неравенство мужской и женской позиций. Король – повелитель, Гейша – наложница. Налицо социальный конфликт мужского и женского в патриархальном мире: женское используется, а мужское – учреждает такое положение вещей.

Вертикальная линия Кормилец-Королева представляет аспект мужского служения. Здесь видна символика социального перекоса в другую сторону: отношения, где мужчина подчинен и служит женщине.

Несмотря на многообразие вертикальных и горизонтальных связей мужского и женского начал, важно, что, достигая развития своих положительных полюсов, мужские и женские архетипические функции становятся способны гармонично взаимодействовать между собой на любых уровнях и в любых направлениях.

Ведьма

Итак, на первой ступени архетипической мандалы (рис. 2) женское представлено в образе Ведьмы, что символизирует способность к познанию, веданию. Она обладает тайными знаниями о целебных растениях, взаимодействует с животными, ей ведомы свойства природных женских сил.

Как уже отмечалось, развитие каждой архетипической функции происходит от ее отрицательного, негативного полюса – к позитивному, положительному полюсу. Отрицательный полюс любой внутренней архетипической области характеризуется нарушениями ее коммуникаций с другими частями личности. В области отрицательного полюса наблюдается динамика разрушения и сгущение агрессивных энергий. Чем ближе к положительному полюсу любой архетипической области – тем больше там присутствует созидательных, творящих сил, тем выше уровень сотрудничества с другими архетипическими областями.

В зоне отрицательного полюса Ведьма скрытна, агрессивна и коварна, отчего человеческое сознание имеет склонность к вытеснению негативного аспекта Ведьмы за пределы Я. Поэтому в сказках ведьмы часто живут вдали от людей в качестве отшельниц – в лесу или на болоте (лес, болото – символы глубоких слоев бессознательного). Потенциал Ведьмы велик и наполняет все ее архетипическое пространство, проявляясь и в негативных, и в позитивных ее аспектах: Ведьма всегда способна постоять как за свои интересы, так и за интересы личности, частью которой она является; сила ее всегда волшебна, с помощью этой силы Ведьма может помочь или навредить кому угодно, если это ей выгодно.

Энергии позитивного и негативного полюсов области внутренней Ведьмы нередко переплетаются, и эта биполярность свойственна многим ее проявлениям. Помогающая ведьма отличается от феи прежде всего тем, что учитывает в первую очередь свои собственные интересы, и в случае расхождения их с целями тех, кому она помогает – помощь ведьмы прекращается. В районе негативного полюса Ведьма служит лишь своим эгоцентрическим целям. Осознавая содержания отрицательного полюса Ведьмы, можно вывести на уровень символического сознания многие глубинные теневые аспекты личности. Это дает человеку возможность более продуктивно использовать свои скрытые природные ресурсы.

Как известно, ни у одной сказочной ведьмы нет стойких отношений с мужчинами, нет своих детей. Ближе к негативному полюсу в адрес мужчин и детей Ведьма ведет себя как захватчица. Мужчин она старается обмануть, превращаясь в прекрасную деву. Разлучая влюбленных героев, сказочная ведьма стремится погубить красавицу-героиню и занять ее место рядом с героем. Так архетип Ведьмы обнаруживает свое стремление к развитию, к достижению более высоких ступеней женственности. Конкурируя с аспектами высшей женственности, внутренняя Ведьма тянется к ним, пытается уподобиться им.

Негативная Ведьма способна удерживать прекрасный облик лишь ограниченное время, после чего она снова становится старой и безобразной. Мы называем этот феномен мерцанием. Мерцание является закономерностью, следуя которой, все архетипические функции развиваются, поднимаясь все выше по ступеням зрелости архетипической лестницы. Это естественное поступательно-колебательное движение, с помощью которого внутренние процессы следуют по пути своего развития. Непрямой характер такого движения отражает цикличность и периодичность явлений жизни.

Молодую Ведьму можно отнести к переходному типу, дальнейшее развитие которого приводит женское на следующую архетипическую ступень – уровень Амазонки.

Что касается детей, во многих сказочных сюжетах, Ведьма похищает их с целью уничтожения, поедания. Например, она предлагает маленькому Иванушке сесть на лопату, чтобы отправить его в печь, а затем съесть. Так символически отражается в сказочном сюжете способность женщины уничтожить ребенка, находящегося в ее утробе (печи) – сделать аборт. Сказочная ведьма нередко удерживает детей и других героев в плену, наводит на них морок – точно так же внутренняя Ведьма как функция личности околдовывает развивающиеся части Я. Если сказочная ведьма порой лишает своих пленников их привычного облика и красоты, превращает их в уродцев (уподобляет себе), это символизирует распространение влияния архетипической области негативной Ведьмы во внутреннем пространстве личности – Ведьма захватывает Я.

Сказки щедро представляют не только негативный, но и позитивный полюс архетипа Ведьмы. По мере приближения к положительному полюсу Ведьма становится все более конструктивной. Она концентрирует и умножает свою волшебную силу. Кроме познавательной роли, у нее появляется задача контролировать невидимую границу между сознательной и бессознательной областями личности, а также – задача охранять границы личности в целом. На определенных этапах развития личности Ведьма служит первым «кордоном», оберегающим достоинство человека. Негативная Ведьма делает это с помощью интриг, коварства и других агрессивных действий, в то время как позитивная – с помощью освоения новых знаний, умений и умножения своей волшебной силы. Кроме того, позитивная внутренняя Ведьма увлеченно исследует глубинные, скрытые потребности личности, служа тем самым ее развитию и успешному решению наиболее актуальных задач.

У внутренней Ведьмы есть важная функция проводницы. В этой роли Ведьма выступает по отношению к созревающему мужскому началу. Она указывает сказочному герою-освободителю путь к злодею (Кащею, Змею Горынычу и т.п.), у которого в плену томится похищенная красавица (созревающее женское). Когда Баба Яга помогает Ивану-царевичу победить Кащея, похитившего Василису Прекрасную, это отражает тот момент развития личности и семьи, когда действует негативная часть матери, помогающая подрастающей дочери преодолеть эдипальные трудности романтических отношений с отцом. Самой опасной является инцестуозная часть этих отношений, где дочь невольно пробует свои женские чары на первом сексуально безопасном объекте – в отношениях с отцом. Последний в этот период решает нелегкую задачу, поскольку, с одной стороны, для отца естественно восхищаться расцветающей женственностью дочери, а с другой – отец является первым естественным защитником дочери и не должен переступать священную черту, проходящую между ними. Эта невидимая черта отделяет супружеский мир мужа и жены от остальных пространств семьи.

В помощь мужчине-отцу возникает естественная ревность реальной матери. В образе Яги-помощницы таится бесценная подсказка, как эта ревность может стать полезной силой, которая помогает окрепнуть (кормит, поит, топит баньку для Ивана-царевича) развивающемуся мужскому аспекту в личности дочери – ее внутреннему герою-защитнику. В союзе с Ягой, ведающей всё о тайнах Кащеевой слабости (захватывающая, пленяющая часть отца), Иван-царевич быстро и успешно справляется с опасной задачей и побеждает злодея, освобождая прекрасное женское. Для юной девушки это, пожалуй, период первых битв ее внутренних Героя со Злодеем.

В инициационной терапии проводится направленная работа с положительным и негативным полюсами функции Ведьмы. Для установления контакта с негативным аспектом Ведьмы используются такие темы как «В плену у злодейки», «Гуси-лебеди», «Мачеха» и др. Для работы с позитивной Ведьмой подходят темы «В гостях у Яги», «Полезная Баба Яга» и т.п. Сюжеты на эти темы не только позволяют устранить дефициты, имеющиеся в зоне негативного полюса внутренней Ведьмы, не только инициируют развитие ее позитивных свойств, но главное – стимулируют созревание у Ведьмы более женской позиции. Становясь более женственной, Ведьма действует внутри личности все более гармонично – не завоевывает территории и не навязывает свои способы защиты остальным частям личности, а лишь откликается их просьбы о помощи.

Таким образом, архетипическая функция Ведьмы является первой ступенью развития женственности, неким стартом на пути к женской зрелости. Отражая начало духовного созревания женщины, Ведьма не только позволяет ей впервые осознать (изведать) могущество природных целебных женских сил, но и служит уникальным ключом доступа, позволяющим регулировать уровень женской защитной агрессии.

Разведчик

На первой ступени мужской архетипической лестницы (рис.2) стоит функция Разведчика. Это познавательная функция мужской природы, и не удивительно, что она является первой, базовой ступенью на пути к мужской зрелости. Как мы уже знаем, в отличие от Ведьмы, больше занятой внутренним миром, Разведчик стремится узнать, изведать преимущественно мир внешний. Он формирует представления и понятия о мире, собирает и анализирует информацию, опираясь на которую можно быстрее достичь цели. Знания необходимы для выживания и адаптации в мире. Умение использовать знания и интеллект – важнейшая составляющая познавательной (когнитивной) функции человека. Но какими бы ни были наши интеллектуальные способности, даже восходя к гениальности, они являются составляющей только первой ступени духовной зрелости. В подтверждение этому можно привести множество примеров глубоких депрессий у талантливейших людей, достигших высот в различных областях науки и культуры. Здесь депрессия может указывать на необходимость дальнейшего духовного развития, обнаруживать острую потребность в дальнейшем самопознании и освоении новых уровней сознания и зрелости.

Разведчик налаживает связи между довольно уязвимым внутренним миром и миром внешним с его бушующим «океаном страстей». Разведчик – отменный дипломат. Его искусство состоит в умении общаться и действовать даже в ситуации крайнего антагонизма.

Способность Разведчика собирать информацию формируется у человека любого пола еще в раннем детстве. Информация становится доступной только благодаря разнообразным контактам с внешним миром. Но последний таит в себе как множество опасностей, так и множество соблазнов и искушений. Таким образом, в области архетипической функции Разведчика мы обнаруживаем потенциальный «ген верности». Чем более зрелым является реальный мужчина, тем более этичен его внутренний Разведчик, тем более верен он своей цели оберегать женщину (Внутреннюю и внешнюю), интересы своей личности и своей семьи.

Вступая на позицию Разведчика, мужская ответственность превращается из обременительного чувства долга в активную и осознанную защищающую силу. Ответственность воспринимается здесь мужским началом как верность своим целям. Верность себе для зрелого мужчины означает и верность интересам своей Внутренней Женщины – Души. Действуя на уровне Разведчика, мужчина нуждается в контакте с женской стороной своего Я – в умении распознавать свои чувства, доверять им, обращаться к интуиции. Таким образом, реальный мужчина как и его внутренний Разведчик, осуществляя конструктивные контакты с женским началом, становятся все более точными, все более компетентными.

Реальная женщина, обладая хорошим внутренним Разведчиком, не нуждается в особых усилиях, для того чтобы решиться на перемены в жизни. Осведомленность ее Разведчика принципиально отличается от традиционного ведьминского любопытства, о котором говорит ее длинный нос, и – от практики «перемывания костей» всем и вся. Хороший Разведчик, работая подспудно, сокращает своей хозяйке путь к цели, чудесным образом уменьшая число необходимых ей шагов за счет отбора и фокусирования нужной информации. Он «раскрывает карты» при первом движении женских бровей. Создается ощущение, что мир приносит женщине необходимые знания на «блюдечке с голубой каемочкой». В сюжетах инициаций это отражается в большой активности и подвижности Разведчика как персонажа, он представляется успешным в выполнении заданий, отлично умеет налаживать контакты с другими героями внутреннего сюжета.

Негативный полюс Разведчика – это загулявший Разведчик, который забыл, ради какой цели он отправился в разведку. Внешний мир, который исследует Разведчик, богат как опасностями, так и искушениями. Измены в отношениях мужчин и женщин возникают, возможно, и из-за того, что как функция личности внутренний Разведчик, имея естественное стремление ко всему новому, на ранних этапах своего возмужания еще не имеет защищающей направленности. Инфантильный Разведчик отправляется в поход за знаниями импульсивно. Он еще не имеет осознанной потребности защищать как женское и детское начала личности, так и реальных женщину и детей. Поэтому он действует, побуждаемый хаотическими внутренними сигналами.

В до-современных культурах функция разведчика получала свое осознание и развитие при посвящении мальчиков в ходе инициаций взросления. Во многих племенах Северной Америки и Африки инициации для мальчиков-подростков содержали пребывание в лесу от нескольких дней до нескольких лет (Мирча Элиаде. «Тайные общества. Обряды. Инициации. Посвящения», изд. «София», ИД «Гелиос», 2002). Им приходилось искать себе пищу, ориентироваться и приспосабливаться к природным условиям. Мы не приглашаем калькировать этот опыт. Однако стоит заметить, что в западном мире часто можно видеть маму или бабушку, которая, прогуливаясь с ребенком, настаивает на том, чтобы он меньше бегал, меньше лазил куда-либо, не подбирал интересующих его предметов, не заглядывал в закоулки. Это легко понять с точки зрения ценностей цивилизованного сознания. Но как в условиях таких жестких ограничений развиться здоровому внутреннему Разведчику – инициативному контактеру с внешним миром? Наш внутренний исследователь, который за счет познания мира, способствует успешному решению задач выживания, нуждается в свободном пространстве для своего развития, в чем полностью не совпадает с гиперопекающей материнской стратегией западного воспитания. В ребенке любого пола следует инициировать функцию Разведчика: играть с ним в поиск, добывание и исследование разных предметов. Причем, с девочкой есть смысл играть таким образом, чтобы функции разведчика выполнял некий символический мальчик – это может быть игрушка или роль мальчика, которую девочка с удовольствием исполнит. Это сделает внутреннюю мужскую разведфункцию личности более осознанной, разовьет умение не только ставить цели и достигать их, но и делать это с удовольствием.

Функция внутреннего Разведчика требует от реального мужчины высокой концентрации душевных сил, так как мужчина решает многосложную задачу: вовремя находить для себя, женщины, детей и «домочадцев» наиболее благоприятные условия, искать пути совершенствования жизни. Хорошо развитый внутренний Разведчик реальной женщины – залог мирного характера ее внутренней Ведьмы, а также – необходимое условие для того, чтобы женщина справлялась с возникающими в ее жизни препятствиями конструктивно.

В инициационной терапии в сюжетах участников инициаций дефицит энергий в архетипической области Разведчика отражается в таких эпизодах, когда Разведчик, добравшись до селения, долго предается чревоугодию, развлекается, спит, то есть – стремится пополнить свои жизненные силы. Подавленность разведфункции отражается в сюжетах, где Разведчику приходится много часов, не двигаясь, лежать в грязи, испытывать чувство вины за превышение или невыполнение своих полномочий. Агрессия в области Разведчика, накопившаяся в ответ на детские ограничения, нередко проявляется в таких эпизодах, где Разведчик, нарушая инструкции командования (запреты Сверх-Я), взрывает вражеский объект, обнаруживая себя и свою группу. Отчужденность разведфункции от основной структуры Я может проявляться и в том, что в инициационном образе Разведчик, хотя и выказывает готовность действовать, доступен, например, только по телефону. Но даже и в этом случае инициация приводит к повышению продуктивности внутреннего Разведчика, что проявляется в благоприятных изменениях в реальной жизни участников инициаций. В развязках внутренних сюжетов, как правило, конфликтные моменты, разрешаются – герои находят выход, преодолевают трудности, получают награды, невредимыми возвращаются в свой стан, получают письма от возлюбленных, едут в поощрительный отпуск, женятся и пр.

Очевидно, что нашему внутреннему Разведчику каждое мгновение требуются и отвага воина (Защитника), и смекалка охотника (Добытчика, Кормильца). Это подталкивает Разведчика к развитию новых мужких способностей и умений и ведет его на более высокий архетипический уровень – ступень Защитника.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.