Художественное – отражает действительность в образной форме (картины, театр и т.д.);
Научное - отражает действительность в понятийной форме. Понятие – идеальный образ объективной действительности, отделенный от индивидуума и получивший общезначимое воплощение;
Обыденное – получение эмпирических знаний об окружающем мире из жизненной практики человека.
Из учений об идеальном и материальном познание разделили на теоретическое и эмпирическое соответственно. Основной задачей гносеологии – теории познания, является изучение вопросов возникновения знания, его функционирование, развитие и т.д.
Познание – сложный, многоуровневый феномен, основой которого является отражение объективной реальности. Но само отражение неоднородно. Существует два типа отражения:
Чувственное – отражение свойств окружающего мира при помощи органов чувств. Формами такого отражения являются ощущение (отражение отдельного свойства окружающей среды) и восприятие (отражение целостного предмета и предметной ситуации).
Рациональное, стало возможным только у человека – социума.
На основе данной теории отражения образовалось 2 подхода к теории познания:
Сведение сущности познания к чувственному опыту.
Появилось на основе подхода, когда между объектом познания (что познается) и субъектом познания (кто познает) нет опосредующих звеньев. Здесь субъект должен для получения знания просто чувственно воспринять объект. Однако такое знание сиюминутно (пока объект в поле зрения), узкоконкретно (только 1 объект в 1-цу времени) и неоднородно (каждый воспринимает по-своему). Это материалистическая линия в философии.
Рациональное познание.
Субъект должен соотнести познаваемый объект с уже имеющимися понятиями, и таким образом провести классификацию объекта. Однако здесь возникает вопрос о первоисточнике знания, ответа на который нет. Таким образом первоисточник знания мистифицируется и идет в противовес науке. Это идеалистический подход к знанию.
Выход из противоречия может быть может быть получен при понимании соотношения – объект – субъект познания не как непосредственного. А опосредованного. То есть через предметно-практическую деятельность. Именно учет практики и привел к становлению современной научно-философской теории познания. Можно выделить несколько структурных критериев, лежащих в основе этих уровней научного познания.
По предмету исследования: эмпирическое познание непосредственно направлено на конкретный объект; теоретическое же познание связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности посредством этого аппарата в ее существенных связях и закономерностях. По содержанию: эмпирическое познание отражает внешние связи, являющиеся свойствами предметов; теоретическое познание проникает в сферу внутренних, существенных их связей и закономерностей.
По применяемому инструментарию: эмпирическое познание использует методы наблюдения, описания, эксперимента, а теоретическое – методы абстрагирования, идеализации, моделирования. По форме: эмпирическое познание выражает свои результаты в общих представлениях и отдельных понятиях, а теоретическое познание фиксирует свое содержание в формах теорий, элементы которых связываются логическими доказательствами. По связи с общест. прогрессом: эмпирическое познание обслуживает существующие виды практики, производства; теоретич. знание всегда содержит в себе принципиально новые формы производственной и социально активности.
Но эмпирическое познание обладает существенным антропологическим преимуществом перед теоретическим. Если в теоретическом бытии человек выступает лишь как профессионал познания, лишь как субъект, то в сфере эмпирического человек выступает как целостная личность. В истории философии соотношение эмпирического и теоретического выступает как противоположность эмпиризма и рационализма.
Оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулирует развитие теоретического исследования, ставит перед ним новые задачи. С др. стороны, теоретическое исследование, развивая и конкретизируя содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое исследование. Наука не может совершенствоваться и развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными.