Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблема познания в философии, научное познание и его особенности



В теории познания различают 3 вида познания:

  1. Художественное – отражает действительность в образной форме (картины, театр и т.д.);
  2. Научное - отражает действительность в понятийной форме. Понятие – идеальный образ объективной действительности, отделенный от индивидуума и получивший общезначимое воплощение;
  3. Обыденное – получение эмпирических знаний об окружающем мире из жизненной практики человека.

Из учений об идеальном и материальном познание разделили на теоретическое и эмпирическое соответственно. Основной задачей гносеологии – теории познания, является изучение вопросов возникновения знания, его функционирование, развитие и т.д.

Познание – сложный, многоуровневый феномен, основой которого является отражение объективной реальности. Но само отражение неоднородно. Существует два типа отражения:

  1. Чувственное – отражение свойств окружающего мира при помощи органов чувств. Формами такого отражения являются ощущение (отражение отдельного свойства окружающей среды) и восприятие (отражение целостного предмета и предметной ситуации).
  2. Рациональное, стало возможным только у человека – социума.

На основе данной теории отражения образовалось 2 подхода к теории познания:

  1. Сведение сущности познания к чувственному опыту.

Появилось на основе подхода, когда между объектом познания (что познается) и субъектом познания (кто познает) нет опосредующих звеньев. Здесь субъект должен для получения знания просто чувственно воспринять объект. Однако такое знание сиюминутно (пока объект в поле зрения), узкоконкретно (только 1 объект в 1-цу времени) и неоднородно (каждый воспринимает по-своему). Это материалистическая линия в философии.

  1. Рациональное познание.

Субъект должен соотнести познаваемый объект с уже имеющимися понятиями, и таким образом провести классификацию объекта. Однако здесь возникает вопрос о первоисточнике знания, ответа на который нет. Таким образом первоисточник знания мистифицируется и идет в противовес науке. Это идеалистический подход к знанию.

Выход из противоречия может быть может быть получен при понимании соотношения – объект – субъект познания не как непосредственного. А опосредованного. То есть через предметно-практическую деятельность. Именно учет практики и привел к становлению современной научно-философской теории познания. Можно выделить несколько структурных критериев, лежащих в основе этих уровней научного познания.

По предмету исследования: эмпирическое познание непосредственно направлено на конкретный объект; теоретическое же познание связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности посредством этого аппарата в ее существенных связях и закономерностях. По содержанию: эмпирическое познание отражает внешние связи, являющиеся свойствами предметов; теоретическое познание проникает в сферу внутренних, существенных их связей и закономерностей.

По применяемому инструментарию: эмпирическое познание использует методы наблюдения, описания, эксперимента, а теоретическое – методы абстрагирования, идеализации, моделирования. По форме: эмпирическое познание выражает свои результаты в общих представлениях и отдельных понятиях, а теоретическое познание фиксирует свое содержание в формах теорий, элементы которых связываются логическими доказательствами. По связи с общест. прогрессом: эмпирическое познание обслуживает существующие виды практики, производства; теоретич. знание всегда содержит в себе принципиально новые формы производственной и социально активности.

Но эмпирическое познание обладает существенным антропологическим преимуществом перед теоретическим. Если в теоретическом бытии человек выступает лишь как профессионал познания, лишь как субъект, то в сфере эмпирического человек выступает как целостная личность. В истории философии соотношение эмпирического и теоретического выступает как противоположность эмпиризма и рационализма.

Оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулирует развитие теоретического исследования, ставит перед ним новые задачи. С др. стороны, теоретическое исследование, развивая и конкретизируя содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое исследование. Наука не может совершенствоваться и развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.