Характерные особенности представлений СФ о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.
Реализм (в СФ)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.
Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).
Философствование в вере( Августин)
Люби бога и тогда делай что хочешь,воля как сущность личности, свобода как черта воли(не разума)
Теоцентризм монотеизм креацегонизм вера в бога надежда на спасение совесть духовность этика долга
Гармонизм веры и разума
Вера ведет разум, разум подкрепляет веру, философия – введение к религии, свобода человека как разумная воля движения к богу( совершенство)
вывод
Основная характеристика средневековья
тецентризм
Философия нового времени
этап
представители
Главный философский интерес
16век
Гуманизм, эстетическое отношение к действительности
17век
Декарт, Локк
Ясные идеи и дедуктивное построение теории, теория познания
Кант
Априорные принцыпы
Маркс Энгельс
Практическая философия проблемы труда
19век
Гегель
Универсальная система философских идей
Немецкая классическая философия
Проблема получения знаний с помощью чувств составила центр философской школы, получившей название сенсуализм(18век) а критический анализ возможности познания истины сделался предметом исследования И. Канта. В конечном счете Кант пришел к выводу о существовании опытного (эмпирического) и доопытного(априорного) знания и о невозможности для человека познать сущность сверхчувственного, т.е. того что находиться за пределами эмпирического опыта, рассудка и разума ( бытие вселенной души и т.п.). Поэтому после Канта философы начали успешно развивать материализм, основываясь на объективном существовании (по Канту) вещей в себе, а другие, не менее успешно развивали идеализм. Вершиной немецкой классической философии была философия Гегеля. Она представляла собой четкую и законченную философскую систему, в основе которой лежало представление об абсолютной идее, которая в процессе своего развития претерпевала первое отрицание и порождала природу, а потом и второе отрицание, что приводило к появлению общества или человека (абсолютного духа). Гегель разрабатывает 3 закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон колличественно0качественных изменений и закон отрицания отрицания, считая последний главным законом диалектического метода познания мира. Философия Канта.
Способности души в совокупности
Априорные доопытные принципы
Применение их к
Получаемое суждение
Основные ценности
Познавательные способности
Познов. Способности
Закономерность
Природа
Теоретические
Истина
Рассудок
Чувство удовлетворения и неудовлетвореннее
Целесообразность
Искусство
Эстетические
Красота
способности суждения
Способности и желания
Конечная цель
свобода
Практические или нравственные
добро
разум
Рассудок – наука, Разум – нравственность, важнее чем рассудок
Марксиская философия
Разрешением идей, сформированных в немецкой классической философии после Л. Фейербаха, занимались К. Маркс (1828-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Их философское учение можно рассматривать как завершающий этап развития немецкой классической философии.
Маркс обосновывает понятие гуманизма на основе идей свободной, универсальной творческой сущности человека, реализации которой препятствуют различные виды человеческого отчуждения: от природы, “родовой сущности”, общества. Обратный отчуждению процесс Марс называет процессом присвоения человеком своей родовой сущности, в ходе которого меняется отношение человека к природе и людям.
По Марксу именно в труде проявляется специфичность бытия человека, принципиальное отличие человека от животного в их отношении к природе. Маркс выделяет в деятельности человека два основных момента: опредмечивание и распредмечивание.
Опредмечивание – переход свойств и характеристик живого процесса деятельности субъекта в объект, в свойство предмета.
Распредмечивание – обратный переход предметности в живой процесс, это процесс освоения субъектом предметных форм культуры, а посредством их также и природы.
Так как в процессе труда человек имеет дело с орудиями труда, системой знаний и другими видами деятельности других людей, то в самой трудовой деятельности человека уже заключена простейшая социальная связь. Универсально-развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек – таков гуманистический идеал в марксистской философии.
На основе материалистической концепции Маркс и Энгельс сформировали свое учение об идеологии. Идеология – “ложное сознание”, источником которого является социальная действительность, а точнее ее извращенный вид. Таким образом, идеология отражает противоречия исторического процесса, когда господствует отчуждение. Идеология – плод социального расслоения классового общества.
Главным принципом марксистской философии становится принцип практики. Практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру. Опыт истолковывается как совокупность взаимосвязей человека с внешним миром – двусмысленное понятие. Практика – совокупная деятельность человека по преобразованию природы, формированию социальных отношений. Практика всегда носит общественный характер, она является основой и движущей силой познания. Она же есть сфера приложения знания.
Истина в марксистской философии – соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Истина объективна, то есть, независима от сознания субъекта. Абсолютная истина – бесконечная сумма относительных истин, проверенных практикой. То есть абсолютная истина никогда полностью познана не будет.
Для философии марксизма характерна открытая классовая(пролетарская) позиция. Развивая политическую доктрину марксизма, Ленин формулирует закон о неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран и приходит к выводу о возможной победе социалистической революции первоначально в нескольких или даже одо отдельно взятой стране. Затем он раскрывает скобки в учении Маркса о диктатуре пролетариата включая в состав движущих сил социалестической революции не только пролетариат, но и беднейшее крестьянство, делает вывод о новой форме власти – советах. Все эти позиции ленинизма тесно связаны с его социальной философией.