Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, общественных отношений и общения с помощью членораздельной речи. Иными словами, человек – одушевленное деятельное биосоциальное существо.
Человек, как родовое существо, конкретизируется в реальных индивидах. Понятие индивида указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens и, во-вторых, на единичный, отдельный «атом» социальной общности. Это понятие описывает человека в аспекте его отдельности и обособленности. Понятие индивида есть лишь первое условие обозначения предметной области исследования человека, содержащее возможности дальнейшей конкретизации с указанием его качественной специфики в понятиях личности и индивидуальности.
Идея личности. В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (который имеет большое значение в совр. прикладной социологии) он не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека.
Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает ее уже в сущностной характеристике: она здесь — сгусток ее регулятивно–духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и - верховной власти - во внутренней жизни человека. Личность — индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, активный субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личност. качества человека в таком случае есть производное от его образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда духовно развитый человек.
В понятии человеческого организма подчеркивается его биологическое начало, в понятии человека — его биосоциальное начало, а в понятии личности оттеняются, прежде всего, интегративные социально-психологические особенности человека: мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, принципы образа жизни, нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоциональная среда, сила воли и т.д. Будучи высшей ступенью иерархического рассмотрения человека, понятие личности вместе с тем более конкретно и более содержательно, чем понятие человека вообще. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра – Я.
30. Философское представление о происхождении и сущности сознания, сознание и самосознание.
В философии сознание выступает как категория, обозначающая нематериальную реальность. Таким образом сознание в философии противопоставляется материи. Психологический аспект сознания в философии не является главенствующим.
Вульгарный материализм отрицал наличие сознания как нематериальной реальности, а субъективное человеческое сознание трактовал как материальный продукт физиологической деятельности.
Субъективный идеализм, наоборот, отрицал реальность материи и, признавая нематериальность человеческого сознания, понимал все существующее, как порождение субъективного человеческого сознания.
Объективный идеализм признавал первичность нематериального начала, однако последнее не является человеческим сознанием. Более того, сознание вторично и зависимо от нематериального первоначала.
Современный научный материализм исходит из первичности материи. Здесь сознание – продукт развития материи. Главным свойством материи, приведшим к возникновению сознания при развитии, является отражение – воспроизведение свойств одного объекта в свойствах другого. Развитие форм отражения в природе и приводит к возникновению сознания и познания, как эволюционно высших форм отражения. В неживой природе нет функционального использования отражения. В живой природе отражение используется, например, для выживания. В памяти дичи есть отражение хищника, пользуясь которым она может его распознать и убежать – нематериальное отражение образа хищника – первая предпосылка возникновения идеального. Здесь на данном этапе развития психический образ еще не осознается. Осознание происходит на другом этапе через труд, а именно – коллективный труд, на основе которого происходит обмен психическими образами через общение. Умение оперировать образами предметов, не оперируя самими предметами, называется мышлением. Это социально-обусловленная ступень в развитии сознания. И сознание и мышление есть определенное свойство материи, проявляющееся на высших стадиях эволюционного развития. Мышление и сознание идеальны. Идеальное – перекодировка материального следа предмета в психический образ.
Общеидеальные сущности независимы от индивидуального сознания. На современном этапе идеальное преобразуется в картины, культуру вообще, как кладозень психических образов. Человек воспитывается на уже подготовленных образах. То есть идеально первично и определяет индивидуальное человеческое сознание, но само идеальное – продукт деятельности человека, то есть вторично к материи.