Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономическая роль политики и религии в докапиталистических общественных формациях



Наличие политических, юридических, идеологических институтов — таковы условия, при которых возможно функционирование определенных экономиче­ских систем. С той существенной оговоркой, что именно общие условия производства (в конечном счете производительные силы) определяют вероятностный статус того или иного института, можно утверждать, что в некоторых докапита­листических способах производства и при переходе от феодализма к капитализ­му действует внеэкономический фактор. Эта особенность является той харак­терной чертой, которая отличает докапиталистические способы производства от капитализма.

Условия феодального производства обусловливают отчуждающую силу как свойство земли: «Феодальное землевладение заключает в себя господство земли [Herrschaft der Erde] над людьми как власть какой-то чуждой [frendem] силы». Тем самым феодальная земельная собственность обретает специфическую ви­димость, которая заключается именно в том, что землевладелец сушествует в ней в качестве господина (Негг) и является «королем земельного владения». При феодализме складывается целая система представлений, система видимостей, если в качестве критерия реальности будем брать капиталистическую земель­ную собственность: «Земельный участок индивидуализируется вместе со своим хозяином, имеет его титул (баронский или графский), его привилегии, его юрис­дикцию, его политическое положение и т. д. Земельный участок является как бы неорганическим телом своего хозяина». Феодал, следовательно, имеет два тела (свое собственное тело и свою землю, которая является его телом). Таким обра­зом, феодальная система земельной собственности не выступает непосредственно как господство простого капитала, а принимает завуалированную форму: она является как бы «отечеством», малой «национальностью» для подданных. Отно­шение между помещиком и этой землей-человеком, помещиком и теми, кто ее обрабатывает, крепостными или батраками, персонифицировано, так как эта земля, дающая ему свое имя, получает взамен титул землевладельца как челове­ка-земли. Связь между человеком-землей и землей-человеком не носит безлич­ностного характера, свойственного чисто финансовым отношениям, при кото­рых имеет значение лишь закон прибыли. В данном случае к политике приме­шиваются чувства, скрывающие экономическое отчуждение с помощью нового отчуждения, происходящего в представлении. Индивидуальность, характер по­мещика, проявляется в нем как в собственнике, так что, не будучи охваченным капиталистической жадностью, он обретает романтический ореол. Таким обра­зом, секрет благородства помещика следует искать не в его личности, а в струк­туре земельной собственности, принцип которой обусловливает проявление впол­не определенных и возвышенных чувств, в то время как в капиталистическом способе производства отношения между хозяином и рабочим деполитизируют-ся, и «праздное наслаждение плодами чужого кровавого пота превращается» в активную торговлю ими1.

В более общем плане это выглядит так.

Та епецифическая экономическая форма, в которой неоплачиваемый прибавочный труд выключается из непосредственных производителей, определяет отношение гос­подства и порабощения, каким оно вырастает непосредственно из самого производства и, в свою очередь, оказывает на последнее определяющее обратное воздействие. А на этом основана вся структура экономического строя, вырастающего из самих от­ношений производства, и вместе с тем его специфическая политическая структура. Непосредственное отношение собственников производства к непосредственным про­изводителям — вот в чем мы всегда раскрываем глубокую тайну, скрытую основу все­го общественного строя, а следовательно, и политической формы, отношений суве­ренитета и зависимости, короче, всякой данной специфической формы, государст­ва. Это не препятствует тому, что один и тот же экономический базис — один и тот же, со стороны основных условий — благодаря бесконечно разнообразным эмпири­ческим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действую­щим извне историческим влияниям и т. д. — может обнаруживать в своем проявле­нии бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. II. С. 354).

Как мы увидим ниже, согласно Марксу, государство и гражданское общество полностью раскалываются лишь с наступлением эры промышленного капита­лизма (гл. X, с. 410). При других способах производства, отличных от капитали­стического (в частности, феодального или азиатского), и даже при капиталис­тическом способе на стадии его формирования государство (или юридический закон, или же закон, освященный религией) играет определяющую роль в са­мой экономике. Но экономика, «бытие», неизменно представляет собой обще­ственный фактор, объясняющий также то, чем она сама не является (за исклю­чением, безусловно, искусства, которое, как указывал Маркс на примере грече­ского искусства, подчиняется специфическим законам времени). Экономичес­кая причинность проистекает не из механистической линейной логики — эко­номический фактор действует как причина, структурирующая отношения и функ­ции различных институтов общественной формации. Так, в древних Афинах и Риме господствовала политика, а в Средние века — католицизм, но ни Афины, ни Рим не могли жить одной лишь политикой, а средневековые государства — религией: «Наоборот, тот способ, каким в эти эпохи добывались средства к жиз­ни, объясняет, почему в одном случае главную роль играла политика, в другом — католицизм. Кроме того, не надо обладать особенно глубокими познаниями, например по истории Римской республики, чтобы знать, что секрет ее истории заключается в истории земельной собственности»1.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.