Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ИЛИ ГОСПОДСТВО ПОСРЕДСТВОМ ЭКОНОМИКИ



Однако эта программа, которая направлена на поиск законов истории не в «мнениях и идеях общества», а в способе производства, может быть оспорена или в значительной степени нюансирована на основе самого Маркса. Политика не только не всегда выступает у Маркса как следствие экономики, но и пред­ставляет собой, по крайней мере в определенные периоды исторического разви­тия, доминирующий фактор всей общественной жизни. В одной из глав первого тома «Капитала» с выразительным названием «Кровавое законодательство с конца XV в. против экспроприируемых. Законы с целью понижения заработной пла­ту», приводя примеры насилия во времена Генриха VIII (порка и тюремное за­ключение), Эдуарда VI (отдача в рабство уклоняющихся от работы), Елизаветы I («В царствование столь же материнское, сколь и целомудренное Queen Bess «бро­дяг вешали целыми рядами»), Якова I (новое законодательство о бродяжничест­ве), Маркс показывает, как в XVI—XVIII вв. законы были направлены на то, чтобы ограничить возможность трудящихся влиять на цену рабочей силы. Одним из примеров, касающихся Франции, является закон Ле Шапелье, принятый в июне 1791 г., который запрещал создание объединений рабочих. «Нарождающейся буржуазии нужна государственная власть, и она действительно применяет госу­дарственную власть, чтобы «регулировать» заработную плату, т. е. принудитель­но удерживать ее в границах, благоприятствующих выколачиванию прибавоч­ной стоимости, чтобы удлинять рабочий день и самого рабочего держать в нор­мальной зависимости от капитала. В этом существенный момент так называе­мого первоначального накопления». А в главе, посвященной генезису промы­шленного капитализма, Маркс пишет:

Различные моменты первоначального накопления распределяются, исторически бо­лее или менее последовательно, между различными странами, а именно: между Ис­панией, Португалией, Голландией, Францией и Англией. В Англии к концу XVII века они систематически объединяются в колониальной системе и системе государствен­ных займов, современной налоговой системе и системе протекционизма. Эти мето­ды отчасти покоятся на грубейшем насилии, как, например, колониальная система. Но все они пользуются государственной властью, т. е. концентрированным и орга­низованным общественным насилием, чтобы ускорить процесс превращения фео­дального способа производства в капиталистический и сократить его переходные ста­дии. Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно бе­ременно новым. Само насилие есть экономическая потенция (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 761).

Этот текст является иллюстрацией того, насколько трудно сказать, какую роль Маркс отводит государству и политике, потому что, определяя функцию госу­дарственной власти как организованное насилие при переходе от феодализма к капитализму, он рассматривает его как «экономическую потенцию». Однако можно пытаться показать, как это делали, в частности, Луи Альтюссер и его школа1, что каждая общественная формация представляет собой специфичес­кую комбинаторику, в которой политика и идеология могут играть доминирую­щую роль; эта господствующая роль, выполняемая в институциональном плане государством или церковью, а в функциональном плане — организованным на­силием или сакрализацией законов, объясняется самой природой экономики. Политика, право или религия могут обладать в том или ином обществе относи­тельной автономией: экономический фактор может уступать доминирующую роль другому фактору в специфической общественной формации. Таким образом, Маркс указывает, что прибавочный труд крестьянина может в Азии прямо отда­ваться государству в той мере, в какой оно само является собственником: налог является способом, посредством которого взимается земельная рента, посколь­ку политический суверен — одновременно и собственник. При таких обстоя­тельствах «отношение зависимости может иметь политически и экономически не болей суровую форму, чем та, которая характеризует положение всех поддан­ных по отношению к этому государству. Государство здесь — верховный собст­венник земли. Суверенитет здесь — земельная собственность, сконцентрирован­ная в национальном масштабе»2.

Таким образом, экономическая и политическая сферы могут выступать как институционально слитные.

фактор, играющий свою собственную роль, которая позволяет отказаться от схемы жесткой «материальной» детерми­нированности. Как объяснить тот факт, что трудящиеся, в данном случае крес­тьяне, поставленные в условия зависимости, стремятся тем не менее увеличить производство и повысить производительность труда? Почему крепостной крес­тьянин на барщине стремится производить больше, в то время как его труд слу­жит для обогащения другого лица? В первоначальных условиях, говорит Маркс, т.е. в условиях феодального способа производства, «традиция должна играть ре­шающую роль». Следовательно, здесь речь идет не об отсутствии логики, а об идеологическом факторе, который вынуждает крестьян добиваться роста про­изводительности без какой бы то ни было пользы для себя. Логика идеи, при определенных условиях, представляет нечто большее, чем логика «материаль­ной» заинтересованности. «Ясно далее, что здесь, как и повсюду, господствую­щая часть общества заинтересована в том, чтобы возвести существующее поло­жение в закон, и те его ограничения, которые даны обычаем и традицией, фик­сировать как законные ограничения». Социальная стабильность способа произ­водства, которая принимает вид устойчивого общества, независимого от про­стого случая, в значительной степени представляет собой необходимый момент «воспроизводства», при котором регулярность, в известном смысле, эмансипи­рует способ производства от «произвола». Продолжительное и усиленное вос­производство, упроченное как обычай и традиция, в конечном итоге «санкцио­нируется как положительный закон». Разделение между трудом, плоды которо­го идут крестьянину, и прибавочным трудом в виде барщины в пользу помещика не основывается на соотношении сил в чистом виде или на прямом подчине­нии, а принимает форму социально допустимого и признанного института, ко­торый не навязывается, а признается имеющим законную силу, иначе говоря, легитимируется согласно веберовской терминологии.

В более широком плане условие существования феодального способа произ­водства основано на том факте, что прибавочный труд, вместо того чтобы про­являться в грубой форме принудительного труда, присваиваемого.третьим ли­цом, не предстает таковым, а является своего рода сакрализованным обязатель­ством. Если при капиталистическом способе производства за формой зарплаты скрывается сам процесс присвоения прибавочной стоимости, а в феодальном .обществе прибавочная стоимость, например при барщине, выступает отдельно от труда, предназначенного для воспроизводства рабочей силы, то феодальный способ производства для сокрытия этого положения требует внеэкономическо­го инструмента. Разве могут быть крепостные крестьяне без священника? Разве могут быть помещики без церкви?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.