Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Расшифровка спирограммы



Спирография - графическая регистрация изменения объема легких при дыхании. Позволяет определить жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и ее составляющие (резервный объем вдоха, дыхательный объем, резервный объем выдоха), частоту дыхания (ЧД) и рассчитать минутный объем дыхания (МОД = ДО·ЧД). Наиболее важную информацию получают при исследовании форсированной ЖЕЛ (ФЖЕЛ), на основе которой рассчитывают объем форсированного выдоха за 1 сек (ОФВ1, минутную объемную скорость в середине форсированного выдоха (МОС25-75%) и отношение ОФВ1/ЖЕЛ, выраженное в процентах (индекс Тиффно).

Студент должен знать основные принципы и диагностическое значение расспроса больных с заболеваниями органов дыхания. Данные в норме и диагностическое значение осмотра грудной клетки. Топографические ориентиры и линии грудной клетки, нормативы сравнительной и топографической перкуссии. Знать наиболее частые причины появления над легкими тупого (притупленного), коробочного и тимпанического звука, а также причины смещения границ легких и ограничения подвижности нижнего легочного края. Правила аускультации легких, механизм возникновения, отличительные признаки и диагностическое значение основных и побочных дыхательных шумов. Знать диагностическое значение общего анализа мокроты, анализа плевральной жидкости, спирометрии в диагностике заболеваний органов дыхания.

Студент должен уметь выявить жалобы, типичные для больных с заболеваниями органов дыхания. Методически правильно производить осмотр грудной клетки, оценить ее форму, участие обеих половин в акте дыхания, правильно интерпретировать полученные данные. Методически правильно выполнить пальце-пальцевую перкуссию, произвести сравнительную и топографическую перкуссию легких (выстояние верхушек спереди, нижние границы по 3 топографическим линиям), различать 5 видов перкуторного звука (ясный легочный, притупленный, тупой, тимпанический и коробочный), правильно произвести счет ребер, оценить результаты перкуссии легких. Методически правильно произвести аускультацию легких, выявить основные и побочные дыхательные шумы, оценить их диагностическое значение и правильно записать результаты обследования больных.

 

Базисные знания:

• анатомия

• физиология

• патофизиология

• микробиология

• патанатомия

• биохимия

- Из предшествующих курсов студент должен знать: анатомию и топографию, нормальную физиологию системы органов дыхания.

 

Практические навыки:

1. Выявить жалобы, типичные для больных с заболеваниями органов дыхания.

2. Определение формы грудной клетки.

3. Участие обеих половин грудной клетки в акте дыхания.

4. Топографические линии и ориентиры грудной клетки. Счет ребер.

5. Сравнительная перкуссия лёгких.

6. Выстояние верхушек лёгких спереди.

7. Нижние границы лёгких по 3-м топографическим линиям.

8. Аускультация легких.

9. Число дыханий в минуту.

10. Трактовка общего анализа мокроты.

11. Трактовка результатов исследования плевральной жидкости.

12. Расшифровка спирограммы.

 

Тесты:

1.Паравертебральная линия проходит:

1. через остистые отростки позвонков

2. на 1 см кнаружи от l. mediana posterior

3. по середине между l. mediana posterior и l. scapularis

4. по краю лопатки

5. по углу лопатки

При аускультации легких получены следующие данные: на всем протяжении легких низкий дующий дыхательный шум на вдохе и вначале выдоха. Каков характер основных дыхательных шумов?

1. амфорическое дыхание

2. везикулярное дыхание

3. бронхиальное дыхание

4. жесткое дыхание

5. сухие хрипы.

3. Экскурсия грудной клетки в норме составляет:

1. 4-6 см

2. 8-10 см

3. 6-8 см

4. 10-12 см

5. 8-12 см

При аускультации легких больного врач выслушал с обеих сторон побочные дыхательные шумы в обе фазы дыхания, напоминающие поскрипывание, при надавливании стетоскопом шум не усиливается, при покашливании становится более звучным.

1. мелкопузырчатые влажные хрипы.

2. сухие хрипы

3. шум трения плевры

4. крепитация

5. жесткое дыхание

5. Какой звук в норме определяется над легочными полями при перкуссии:

1. ясный легочный

2. коробочный

3. тимпанический

4. тупой

5. притупленный

6. Укажите отличительное свойство шума трения плевры:

1. выслушивается на вдохе

2. выслушивается в обе фазы дыхания

3. изменяется при покашливании

4. образуется в альвеолах при наличии в них жидкого экссудата и воздуха

5. напоминает звук лопающихся над водой пузырьков при продувании воздуха через трубку, опущенную в воду

7. Приступ удушья - основная жалоба больного:

1. бронхитом

2. пневмонией

3. бронхиальной астмой

4. туберкулезом

5. ларингитом

8. Боли в груди при заболеваниях органов дыхания чаще связаны:

1. с приемом пищи

2. с физической нагрузкой

3. с волнением

4. с кашлем

5. со временем суток

9. Апноэ – это:

1. учащенное дыхание

2. прерывистое дыхание

3. остановка дыхания

4. удушье

5. редкое глубокое шумное дыхание

10. Для определения патологического очага в легких применяется:

1. топографическая перкуссия

2. сравнительная перкуссия

3. пальпация

4. спирометрия

5. исследование мокроты

 

 

Задача 1.

 

Больной К., 30 лет. Предъявлял жалобы на повышение температуры (38˚Ϲ-39˚Ϲ), кашель без выделения мокроты в течение всего дня, который усиливается вечером перед сном. Беспокоят также общая слабость, отсутствие аппетита. Болеет всего 3 дня. Заболевание началось остро после переохлаждения. При объективном исследовании: температура 38,00С. При перкуссии - притупление звука от нижнего угла лопатки справа. При аускультации - ослабление дыхания в этой же локализации, умеренное количество мелкопузырчатых хрипов, ЧДД – 20 в минуту. ЧСС - 90 ударов в минуту. АД 120 и 80 мм рт.ст.

Вопросы:

1. О каком заболевании Вы думаете.

2. Его диагностические критерии.

 

Задача 2.

Больная Н., 45 лет, при поступлении в пульмонологическое отделение предъявляла жалобы на приступы удушья, во время которых резко затруднён выдох. Приступ удушья длится 20-30 минут и постепенно затихает. Вне приступа чувствует себя здоровой. Объективно выявлены следующие изменения. На расстоянии слышны свистящие хрипы. Кожные покровы умеренно гиперемированы, влажные. ЧДД – 26 в минуту. При перкуссии коробочный перкуторный звук над всеми легочными полями. В легких множество сухих свистящих хрипов. Тоны сердца приглушены, шумов нет. ЧСС 96 ударов в минуту. АД 120 и 70 мм рт.ст. Живот безболезненный. Отеков нет.

Вопросы:

1. О каком заболевании Вы думаете.

2. Его диагностические критерии.

Задача 3.

Больной Р., 36 лет, жалуется на одышку при умеренной физической нагрузке. Беспокоит также кашель, наблюдаемый преимущественно по ночам. Кашель чаще сухой, изредка с небольшим количеством светло-жёлтой мокроты с прожилками крови. Дважды во время кашля наблюдались сильные кровотечения. Кроме того, больного беспокоят общая слабость, недомогание, понижение аппетита, незначительная лихорадка по вечерам в течение последних 6 месяцев. Из анамнеза известно, что находился в местах лишения свободы, недавно вышел из тюрьмы. При осмотре – больной пониженного питания, кожные покровы бледные, чистые. Периферические лимфоузлы не увеличены. При пальпации отмечено усиление голосового дрожания под правой ключицей. Эластичность грудной клетки сохранена. Перкуторный звук ясный, за исключением правой подключичной области, где он становится резко тимпаническим. При аускультации в области правой надключичной области выслушивается крепитация, в остальных отделах легких дыхание везикулярное, побочные дыхательные шумы не выслушиваются. Границы легких не изменены, ЧДД – 20 в минуту. Тоны сердца ясные, ритм правильный, шумов нет, ЧСС 90 ударов в минуту. АД 110 и 70 мм рт.ст. Живот безболезненный. Отеков нет.

Вопросы:

1. О каком заболевании Вы думаете.

2. Его диагностические критерии.

 

 

Дисциплина _____внутренние болезни, клиническая фармакология___________________

Специальность / Направление подготовки____стоматология 060201_______

Форма обучения ____очная_______________________________

Разработчик _______Эктова Н.А___________________________

МР рассмотрена и утверждена на заседании кафедры от _______ №__

Заведующий кафедрой ______Синицын С.П._______________________




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.