Курс «Ботаника» является обязательной дисциплиной и входит в базовую часть цикла математических и естественнонаучных дисциплин (Б.2).
Данный курс закладывает основы знаний для дальнейшего освоения биологических дисциплин математического и естественнонаучного цикла, базовой части профессионального цикла, вариативной части ОПД, учебных и производственных практик (является теоретической и практической основой для таких дисциплин как лесоводство, лесная таксация и лесоустройство, лесозащита и др.). Ботанические знания необходимы в дальнейшем для определения типов леса и лесорастительных условий, проектирования и выращивания лесных культур, проведения хозяйственных мероприятий в лесопарках и т. д.
Содержание дисциплины основывается на базовых физических, химических и биолого-экологических знаниях, заложенных в курсе общего и специального среднего образования.
Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций в соответствии с ФГОС и рабочим учебным планом (РУП), разработанным в рамках основной образовательной программы (ООП) по направлению 250100.62 "Лесное дело".
ОК-1
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-2
умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
ОК-3
готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе
ОК-5
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
ОК-6
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития способностей в и устранения недостатков
ПК-2
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией
ПК-5
знанием роли основных компонентов лесных и урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы в формировании устойчивых, высокопродуктивных лесов
ПК-6
знанием особенностей систематики, анатомии, морфологии, физиологии и воспроизводства, географического распространения, закономерностей онтогенеза и экологии представителей основных таксонов лесных и декоративных растений
ПК-29
научно-исследовательская деятельность: способностью применять современные методы исследования лесных и урбоэкосистем
ПК-32
готовностью спланировать необходимый эксперимент, получить адекватную модель и исследовать ее
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· основные законы естественнонаучных дисциплин, необходимые для использования в профессиональной деятельности
· принципы клеточной, структурной и функциональной организации растений; строение клеток, морфологическое и анатомическое строение тканей и органов растений
· основные органы растений и их строение, способы размножения; процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды
· особенности строения, воспроизведения и жизнедеятельности растений разных отделов, их положение в системе растительного мира
· эволюционное и хозяйственное значение растений
· систематику растений; латинские и русские названия основных видов растений
· иметь представление:
о методах исследования в современной ботанике; о целостности растительного организма, его морфологических, анатомических и физиологических особенностях, о формировании структуры растительных организмов в онтогенезе и филогенезе, об эволюции растительного мира.
Уметь:
· определять систематическую принадлежность, названия основных видов лесных и декоративных травянистых, кустарниковых и древесных растений, в т.ч.:
- демонстрировать знания о принципах структурной и функциональной организации биологических объектов
- устанавливать по морфологическим и анатомическим признакам принадлежность растения к определенному виду, роду, семейству, классу, отделу;
· представлять результаты лабораторных исследований; пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза лабораторной биологической информации;
· проводить морфологический анализ строения растений и их органов; распознавать метаморфозы основных органов и их природу;
· работать с готовыми фиксированными препаратами с использованием методов световой микроскопии, распознавать элементы структуры растительных организмов и правильно оформлять результаты наблюдений
• определять, делать морфологические описания, зарисовывать и коллекционировать растения и их части;