Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Самостоятельная работа студентов. № п/п Наименование раздела дисциплины Вид самостоятельной работы



 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Вид самостоятельной работы Трудоемкость (в академических часах)
Закономерности роста и развития детского организма Самостоятельное изучение материала, подготовка к семинарским и практическим занятиям Написание рефератов Курсовая работа  
Анатомические и физиологические особенности развития ребенка Самостоятельное изучение материала, подготовка к семинарским и практическим занятиям Написание рефератов Курсовая работа  
Гигиеническая организация учебного процесса Самостоятельное изучение материала, подготовка к семинарским и практическим занятиям Написание рефератов Курсовая работа  

Вопросы для самостоятельной работы, подготовки к семинарским, лабораторным и практическим занятиям:

 

Раздел I. Закономерности роста и развития детского организма

- Анатомо-физиологические особенности детей и подростков в различные возрастные периоды

- Наследственность и среда: влияние на развитие детского организма

- Постоянство и изменчивость как особенности интегративного развития детского организма

- Биологический смысл неравномерности темпов роста и развития детского организма

-Возрастная периодизация

 

Раздел II. Анатомические и физиологические особенности развития ребенка

- Сенситивные и критические периоды развития ребёнка.

- Функциональное значение различных отделов нервной системы

-Рефлекс как основная форма нервной деятельности

-Основные виды условных рефлексов и их значение в поведении человека

- Типы высшей нервной деятельности и их пластичность

-Учет педагогом типов высшей нервной деятельности при осуществлении индивидуального подхода к учащимся.

- Эмоции и их мотивация. Роль эмоций в обучении и воспитании детей и подростков

- Особенности строения зрительного анализатора. Причины развития школьной близорукости. Гимнастика для глаз

- Профилактика нарушений функций слухового анализатора

- Особенности эндокринной системы в период полового созревания подростка

- Актуальность проблемы полового воспитания подростка

- Гиподинамия, ее воздействие на рост и развитие ребенка. Профилактика деформаций позвоночника

- Двигательная активность, ее роль в процессах роста и развития детей и подростков

-Роль микроклимата школьных помещений для сохранения работоспособности учащихся

- Возрастные особенности органов дыхания. Воздушная среда и здоровье детей

- Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков

- Влияние школьных нагрузок на сердечно-сосудистую систему детей и подростков

- Витамины и их значение для роста, развития и поддержания здоровья растущего организма

- Функции кожи. Правила ухода за кожей

- Уровень функционального развития ребенка и его оценка

- Группы здоровья.

 

 

Раздел III. Гигиеническая организация учебного процесса

- Гигиенические основы организации режима дня школьника

-Режим дня и работоспособность школьника

-Роль учителя в привитии ребенку гигиенических знаний

- Утомление и переутомление, формы их проявления. Профилактика утомления и переутомления

- Гигиенические требования к школьным помещениям

- Гигиенические требования к расписанию уроков

-Гигиенические требования к выполнению домашних заданий

- Внеклассные и внешкольные мероприятия, их нормирование

- Основные требования к рациональному питанию

- Гигиеническая организация питания детей в турпоходах и экскурсионных поездках

- Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса

-Режим общеобразовательного учреждения (продолжительность учебного года, распорядок уроков в течение учебной недели и дня и др.)

 

Пример заданий к практическим занятиям по типу «кейс-метода»:

 

1. Высокорослый ученик 5-го класса страдает близорукостью.

При размещении учеников в классе куда его следует посадить?

 

2. Ученик – добрый, застенчивый, замкнутый, необщительный. При хороших знаниях не проявляет инициативы, руку не поднимает.

Какой тип ВНД?

 

3. Продолжительность и последовательность каждого элемента урока в 5-ом классе составил: опрос – 10 минут; объяснение нового материала по типу лекции – 30 минут; закрепление пройденного материала – 5 минут.

Соответствует ли это рекомендуемым нормам для оптимальной организации учебного процесса? Какие элементы упущены?

 

4. В классной комнате, ориентированной на запад, на окнах находятся цветы, повешены шторы. Коэффициент естественной освещенности (КЕО) составляет 1 : 5.

Соответствует ли интерьер классной комнаты и КЕО требованиям СанПиН?

 

5. Ученики второго класса в течение 15-ти минут непрерывно пишут диктант. Соответствует ли продолжительность непрерывного письма гигиеническим требованиям? Возможно ли развитие писчего спазма у учащихся при несоблюдении в данном случае требований СанПиН?

 

6. По возвращении домой ученик сразу приступил к выполнению домашнего задания.

Владеет ли он навыками организации режима дня?

Ознакомиться с режимом дня школьника методом анкетирования. Провести его анализ и коррекцию, учитывая возрастные особенности, состояние здоровья и динамику умственной работоспособности в течение дня.

 

7. Ученица седьмого класса опоздала на урок.

Каковы действия учителя? Как изменится внимание, учебная динамика у учеников в классе? Какой вид торможения высшей нервной деятельности Развивается у учеников?

 

8. Продолжительность перемен в школе между первым и вторым уроком составляет 5 минут.

Какова продолжительность перемен согласно СанПиНу с учетом фаз восстановления умственной работоспособности?

 

9. В качестве гигиенических мер предпринятых учителем для повышения работоспособности учащихся использована физкультминутка.

Какие меры необходимо еще предпринять? Используется ли для повышения активности детей построение занятий в режиме динамической позы: стоя – сидя?

 

10. Проанализировать суточную калорийность своего рациона питания и провести его коррекцию. Определить соответствие фактической и рекомендуемой калорийности рациона, учитывая возрастные особенности и тип выполняемой деятельности.

 

Темы рефератов:

- Краткая история развития анатомии и физиологии

- Учение И.М.Сеченова об активном отдыхе

- Пути преодоления учебных трудностей для оптимизации функционального развития ребенка

- Строение центральной нервной системы

- Физиологические механизмы речи и условия, необходимые для ее формирования

- Неврозы - функциональные нарушения вышей нервной системы

- Можно ли управлять своими эмоциями?

- Гиперактивные дети.

- Писчий спазм. Его профилактика

-Психофизиологические основы познавательной деятельности

-Учение А.А.Ухтомского о доминанте, формирование доминанты и её роль в обучении и воспитании ребёнка.

- Особенности обучения детей с дислексией, дисграфией, дизартрией.

- Гормональная регуляция физиологических процессов.

- Организм человека как система с многоуровневой организацией

- Особенности влияния факторов среды на здоровье детей и подростков

- Состояние здоровья и его влияние на обучение детей

- «Цена» школьных успехов

- Профилактика нарушений сердечно-сосудистой системы с учетом анатомо-физиологических особенностей её у детей и подростков.

-Профилактика заболеваний органов дыхания с учетом анатомо-физиологических особенностей их у детей и подростков.

- Органы пищеварения; обмен веществ и энергии

- Переходный возраст и его проблемы

- Продукты обмена веществ и пути их выделения

- Роль воды в организме человека

-Роль учителя в обеспечении безопасной образовательной среды

- Гигиена зрения детей и подростков

- Леворукий ребёнок в школе и дома

- Физическое развитие детей и подростков.

Примерная тематика курсовых работ:

1. Возрастные особенности становления физиологии нервной системы и их значение в формировании психологических функций.

2. Индивидуальный подход к учащимся с разным типом высшей нервной деятельности, с учетом возрастных особенностей.

3. Развитие и формирование ребенка в условиях депривации.

4.Работа педагога с детьми в инклюзивных классах.

5.Адаптация к обучению в общеобразовательной школе детей-инвалидов.

6. Роль педагога в формировании безопасной образовательной среды и навыков здорового образа жизни у школьников.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.