Цель дисциплины:формирование целостного представления о строении и функциях организма человека как единого целого, о процессах, протекающих в нем, механизмах деятельности организма на различных возрастных этапах; формирование устойчивых гигиенических навыков, умение организовать образовательную и бытовую среду в соответствии с гигиеническими требованиями.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (Б.3,1). Дисциплина базируется на полученных на предыдущем уровне образования знаниях по биологии.
Изучение данной дисциплины служит основой для освоения дисциплин «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности», «Педагогика», прохождения педагогической практики.
Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)
Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности (ПК):
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7)
Специальными компетенциями (СК):
- умеет использовать знания в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены для рациональной организации учебного процесса и индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения;
- готов к использованию методов коррекции возможных отклонений в процессе обучения;
- владеет представлением единстве структуры и функций организма человека во взаимосвязи с изменяющимися условиями окружающей среды в процессе роста, развития и обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития систем организма детей в разные возрастные периоды;
- зависимость роста и развития организма детей и подростков от генетических и социальных факторов;
- санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса и внеурочной деятельности
Уметь:
- организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом задач здоровьесбережения;
- учитывать особенности типов высшей нервной деятельности детей в процессе обучения;
- организовывать и проводить уроки с учётом динамики умственной работоспособности учащихся как здоровьесберегающего компонента;
- осуществлять индивидуальный подход к детям, страдающим хроническими заболеваниями и имеющим отклонения в физическом развитии;
- формировать у детей и подростков мотивацию к ЗОЖ через содержание преподаваемого предмета;
- способствовать привитию навыков культуры ЗОЖ семьям учащихся;
- организовывать внеучебную деятельность учащихся в соответствии с нормами здорового образа жизни
Владеть:
- навыками определения функциональной готовности детей к обучению в школе;
- навыками оценки средовых факторов образовательных учреждений;
- навыками гигиенической организации учебно-воспитательного процесса
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа)
Структура дисциплины
№ п/п
Наименование
раздела дисциплины
Семестр
Виды учебной работы
(в академических часах)
Л
С
ПЗ
ЛБ
СР
Закономерности роста и развития детского организма.
I
-
-
Анатомические и физиологические особенности развития ребенка
I
-
Гигиеническая организация учебного процесса
I
-
Содержание дисциплины
№п/п
Наименование раздела дисциплины
Содержание раздела
(дидактические единицы)
Закономерности роста и развития детского организма.
Понятие об анатомии, физиологии и гигиене и их значение в учебном процессе. Возрастная периодизация. Паспортный и биологический возраст, их соотношение. Организм ребенка в среде обитания как объект изучения. Количественные и качественные показатели роста и развития; зависимость от биологических (генетических) и социальных факторов
Анатомические и физиологические особенности развития ребенка
Основные закономерности онтогенетического развития. Сенситивные периоды развития ребенка. Особенности развития ребенка в условиях депривации. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и моторных механизмов речи. Возрастные особенности физиологии нервной системы. Условные рефлексы, как основа развития навыков и умений. Функциональная система по П.К.Анохину – К.В.Судакову. Возрастные особенности высшей нервной деятельности. Типы высшей нервной деятельности, их пластичность. Интегративная деятельность мозга как результат динамического взаимодействия процессов возбуждения и торможения в различных нервных центрах. Торможение условных рефлексов; виды торможения. Особенности развития анализаторов в онтогенезе. Строение и функции эндокринной системы. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Осанка. Профилактика деформаций опорно-двигательного аппарата. Внутренняя среда организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа). Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной и мочеполовой систем. Строение, функции и гигиена кожи. Комплексная оценка состояния здоровья школьников.
Гигиеническая организация учебного процесса
Гигиена учебно-воспитательного процесса. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях.
Гигиенические требования к среде образовательного учреждения: освещению и воздушно-тепловому режиму. Гигиенические требования к обустройству учебных помещений (классов, лабораторий, мастерских, спортивных залов и др.). Гигиенические требования к работе с ПК и ТСО.
Гигиенические требования к режиму образовательного процесса. Работоспособность. Фазы работоспособности. Шкала трудности предметов для оценки расписания (по В.И.Агаркову). Утомление и переутомление. Комплекс упражнений «физкультминуток» для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления и восстановления двигательной активности. Гигиенические требования по продолжительности перемен.
Принципы рационального питания. Роль учителя в воспитании здорового ребёнка и подростка.
Физиологические основы режима дня. Динамический стереотип как физиологическая основа режима дня. Механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания.
Образовательные технологии.
Основными видами образовательных технологий при изучении дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» являются: информационные лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия по типу «кейс-метода» («разбора конкретных ситуаций»), а также семинары-дискуссии.