Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Образовательные технологии. Кафедра медицины и безопасности жизнедеятельности



Кафедра медицины и безопасности жизнедеятельности

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

 

Код и направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

 

Профиль

для всех профилей

 

Квалификация (степень) выпускника:

бакалавр

 

 

Форма обучения

очная

 

 

Москва

2011г.

Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины:формирование целостного представления о строении и функциях организма человека как единого целого, о процессах, протекающих в нем, механизмах деятельности организма на различных возрастных этапах; формирование устойчивых гигиенических навыков, умение организовать образовательную и бытовую среду в соответствии с гигиеническими требованиями.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (Б.3,1). Дисциплина базируется на полученных на предыдущем уровне образования знаниях по биологии.

Изучение данной дисциплины служит основой для освоения дисциплин «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности», «Педагогика», прохождения педагогической практики.

 

 

Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)

 

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности (ПК):

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7)

 

Специальными компетенциями (СК):

- умеет использовать знания в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены для рациональной организации учебного процесса и индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения;

- готов к использованию методов коррекции возможных отклонений в процессе обучения;

- владеет представлением единстве структуры и функций организма человека во взаимосвязи с изменяющимися условиями окружающей среды в процессе роста, развития и обучения

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать:

- общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития систем организма детей в разные возрастные периоды;

- зависимость роста и развития организма детей и подростков от генетических и социальных факторов;

- санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса и внеурочной деятельности

Уметь:

- организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом задач здоровьесбережения;

- учитывать особенности типов высшей нервной деятельности детей в процессе обучения;

- организовывать и проводить уроки с учётом динамики умственной работоспособности учащихся как здоровьесберегающего компонента;

- осуществлять индивидуальный подход к детям, страдающим хроническими заболеваниями и имеющим отклонения в физическом развитии;

- формировать у детей и подростков мотивацию к ЗОЖ через содержание преподаваемого предмета;

- способствовать привитию навыков культуры ЗОЖ семьям учащихся;

- организовывать внеучебную деятельность учащихся в соответствии с нормами здорового образа жизни

 

Владеть:

- навыками определения функциональной готовности детей к обучению в школе;

- навыками оценки средовых факторов образовательных учреждений;

- навыками гигиенической организации учебно-воспитательного процесса

 

 

4. Структура и содержание дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа)

 

Структура дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Семестр Виды учебной работы (в академических часах)
Л С ПЗ ЛБ СР
Закономерности роста и развития детского организма. I - -
Анатомические и физиологические особенности развития ребенка I -
Гигиеническая организация учебного процесса I -

Содержание дисциплины

 

№п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (дидактические единицы)
Закономерности роста и развития детского организма. Понятие об анатомии, физиологии и гигиене и их значение в учебном процессе. Возрастная периодизация. Паспортный и биологический возраст, их соотношение. Организм ребенка в среде обитания как объект изучения. Количественные и качественные показатели роста и развития; зависимость от биологических (генетических) и социальных факторов
Анатомические и физиологические особенности развития ребенка Основные закономерности онтогенетического развития. Сенситивные периоды развития ребенка. Особенности развития ребенка в условиях депривации. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и моторных механизмов речи. Возрастные особенности физиологии нервной системы. Условные рефлексы, как основа развития навыков и умений. Функциональная система по П.К.Анохину – К.В.Судакову. Возрастные особенности высшей нервной деятельности. Типы высшей нервной деятельности, их пластичность. Интегративная деятельность мозга как результат динамического взаимодействия процессов возбуждения и торможения в различных нервных центрах. Торможение условных рефлексов; виды торможения. Особенности развития анализаторов в онтогенезе. Строение и функции эндокринной системы. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Осанка. Профилактика деформаций опорно-двигательного аппарата. Внутренняя среда организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа). Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной и мочеполовой систем. Строение, функции и гигиена кожи. Комплексная оценка состояния здоровья школьников.
Гигиеническая организация учебного процесса Гигиена учебно-воспитательного процесса. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях. Гигиенические требования к среде образовательного учреждения: освещению и воздушно-тепловому режиму. Гигиенические требования к обустройству учебных помещений (классов, лабораторий, мастерских, спортивных залов и др.). Гигиенические требования к работе с ПК и ТСО. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса. Работоспособность. Фазы работоспособности. Шкала трудности предметов для оценки расписания (по В.И.Агаркову). Утомление и переутомление. Комплекс упражнений «физкультминуток» для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления и восстановления двигательной активности. Гигиенические требования по продолжительности перемен. Принципы рационального питания. Роль учителя в воспитании здорового ребёнка и подростка. Физиологические основы режима дня. Динамический стереотип как физиологическая основа режима дня. Механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания.

Образовательные технологии.

Основными видами образовательных технологий при изучении дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» являются: информационные лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия по типу «кейс-метода» («разбора конкретных ситуаций»), а также семинары-дискуссии.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.