Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные методы финансирования



 

Под методами финансирования систем управления понимается совокупность приемов и способов их финансирования в целях повышения эффективности хозяйствующих объектов. Они базируются на таких концепциях, как временная ценность денежных ресурсов, денежные потоки, предпринимательские и финансовые риски, эффективные рынки инвестиционных ресурсов. Необходимыми условиями функционирования инвестиционного механизма являются: частная собственность, рыночное ценообразование, рынок труда и капитала, государственное регулирование с помощью законодательной базы.

Совокупность методов для финансирования проектов, связанных с созданием систем управления, могут быть самыми разнообразными. Это может быть один метод или применение одновременно нескольких методов. Основными методами финансирования могут быть:

• государственное;

• внебюджетное;

• самофинансирование;

• банковское кредитование;

• лизинг;

• венчурный капитал;

• проектное финансирование;

• инвестиционный налоговый кредит.

Одним из важных вопросов при использовании различных методов финансирования систем управления организаций является выбор инвестиционной политики. Инвестиционная политика государства в настоящее время направлена на снижение величины бюджетных ассигнований и одновременное увеличение доли собственных средств организаций, частных инвестиций и заемных средств. Перечисленные методы финансирования систем управления организаций, безусловно, не являются исчерпывающими. Существует ряд других методов, которые в данном случае не рассматриваются.

Государственное финансирование.Государственное финансирование систем управления на уровне народного хозяйства и организаций может осуществляться на возвратной, безвозвратной или смешанной основе. Такое финансирование направляется для решения задач, обеспечивающих структурную перестройку производственного и непроизводственного потенциала России. Для этого Министерство экономики и Министерство финансов с участием других федеральных органов власти определяют основные направления экономического развития отдельных отраслей, которые требуют необходимой поддержки государства в реализации отдельных инвестиционных проектов. Конкретные инвестиционные проекты при создании систем управления для государственной поддержки отбираются в три этапа.

Выбор проектов на первом этапе осуществляется на конкурсной основе исходя из федеральной государственной необходимости. По окончании конкурса принимается решение о включении проектов в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд.

На втором этапе проводятся подрядные торги заказчиков по строительству отобранных объектов и заключаются государственные контракты. Уточняются объемы капитальных вложений и сроки выполнения необходимых работ.

Третий этап характеризуется выбором системы финансирования. Систему государственного финансирования на прямой или косвенной основе можно представить в виде определенной схемы (рис. 5.2).

 

 

Рис. 5.2. Система государственного финансирования

 

Прямое государственное финансирование на возвратной основе предусматривает выделение средств из федерального бюджета в пределах кредитов, выдаваемых Центральным Банком РФ в установленном порядке. Следующим действием является получение коммерческими банками от Министерства финансов РФ средств федерального бюджета для финансирования государственных централизованных капитальных вложений. Процесс финансирования осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Прямое государственное финансирование на возвратной основе предусматривает выделение средств из федерального бюджета в пределах кредитов, выдаваемых Центральным Банком РФ в установленном порядке. Следующим действием является получение коммерческими банками от Министерства финансов РФ средств федерального бюджета для финансирования государственных централизованных капитальных вложений. Процесс финансирования осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Финансирование инвестиционных проектов на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета проводится при отсутствии других источников финансирования. Открытие финансирования государственным заказчикам производится Министерством финансов РФ путем перечисления средств на основании имеющихся договоров.

Смешанное финансирование осуществляется на возвратной и безвозвратной основе. Такое финансирование может производиться за счет средств федерального бюджета и за счет собственных средств организации. Капитальные вложения вносятся инвесторами на счета банков по договоренности сторон.

Финансирование инвестиционной деятельности организации может осуществляться через целевые комплексные программы (ЦКП). Такие программы являются эффективным инструментом финансирования инвестиционных проектов. Программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на решение проблем в области экономического, экологического, социального и оборонного развития страны.

Разработка ЦКП включает следующие этапы:

· обоснование идеи и цели программы;

· описание основных задач ЦКП;

· определение этапов и сроков выполнения программ;

· разработка бизнес-плана;

· разработка системы программных мероприятий и трудовых затрат;

· описание механизма реализации программы;

· оценка эффективности программы;

· сведения о государственном заказчике программы, потенциальных исполнителях и соисполнителях.

Представленные материалы по ЦКП рассматриваются в Министерстве экономики РФ и Министерстве финансов РФ. При принятии положительного решения в указанных Министерствах ЦКП утверждается Правительством РФ. После этого начинается работа по реализации разработанной и утвержденной ЦКП.

Внебюджетное финансирование. Внебюджетные источники финансирования, привлекаемые для реализации инвестиционных проектов и целевых комплексных программ при создании систем управления, могут быть получены за счет:

· фондов по поддержке малого предпринимательства;

· пенсионных фондов, в том числе негосударственных;

· страховых фондов;

· других фондов;

· отчислений от прибыли организаций;

· целевых кредитов банков под государственные гарантии;

· средств инвестиционных компаний;

· иностранных инвестиций.

Регулирование участия внебюджетных фондов и других видов внебюджетных инвестиций осуществляется с помощью законов о рынке ценных бумаг, инвестиционных фондах, страховых и пенсионных фондах и т. п.

Внебюджетные источники финансирования имеют определенные особенности:

· государство имеет возможность с помощью внебюджетных средств вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность организаций;

· возможность инвестировать различные формы предпринимательства и инновационных проектов;

· осуществлять функции контроля со стороны государства за использованием внебюджетных средств.

Финансирование инвестиционных проектов и целевых комплексных программ осуществляется целевым выделением средств через государственного заказчика, который является ответственным за выполнение определенных работ.

Самофинансирование.Сущность самофинансирования состоит в том, что после исключения из доходов налогов и других обязательных платежей в бюджет, все оставшиеся денежные ресурсы остаются в распоряжении трудового коллектива организации. Формирование системы самофинансирования осуществляется в основном за счет прибыли и амортизационных отчислений. Собственные накопления организации дополняются кредитными источниками и эмиссией ценных бумаг.

Для стран с развитой рыночной экономикой уровень самофинансирования на фирмах считается высоким, если удельный вес собственных финансовых ресурсов составляет не менее 60% от общего объема финансирования инвестиционной деятельности. Увеличение государственного финансирования частных компаний за счет снижения доли собственных средств рассматривается в деловых кругах как падение имиджа фирмы и начала движения к банкротству. В связи с этим фирмы и компании стремятся использовать государственные средства временно. В США, Канаде, ЕЭС стимулирование инвестиций методами финансовой и денежно-кредитной политики позволяет ускорить кругооборот вложенных в основной и оборотный капитал средств и повысить конкурентоспособность экономики в целом.

В условиях российской экономики государство в целях концентрации и централизации финансовых ресурсов осуществляет политику изъятия значительной части накоплений инвестора в объеме до 60%. Такой подход приводит к значительному переливу денежных накоплений между организациями, что в значительной степени сдерживает развитие горизонтальных связей между этими организациями и снижает их инвестиционные возможности в части самофинансирования.

Одним из направлений самофинансирования является эмиссия ценных бумаг в акционерных обществах – акционерное финансирование. Это направление предусматривает замену инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами. Акционерное финансирование включает в себя следующие действия организаций:

· эмиссия ценных бумаг под определенный инвестиционный проект;

· эмиссия акций для их размещения среди отечественных и иностранных хозяйствующих субъектов;

· организация специализированных инвестиционных фондов, в том числе паевых.

В современных условиях для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиций в организациях рассчитывают коэффициент самофинансирования (Кс). Он определяется по следующей формуле:

 

 

где Сс – собственные средства;

Гс – государственные бюджетные средства;

Пс – привлеченные средства;

Зс – заемные средства.

 

Уменьшение коэффициента самофинансирования в отчетном периоде по сравнению с базовым означает усиление зависимости инвесторов от рынка заемного капитала. Повышение доли собственных средств при финансировании инвестиционных проектов означает сравнительную стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности организации. Рекомендуемое значение коэффициента самофинансирования должно быть не менее 0,51. Более низкое значение коэффициента показывает, что организация теряет финансовую независимость по отношению к внешним источникам финансирования.

Банковский кредит.Банковский кредит представляет собой ссуду в денежной или товарной форме на условиях возврата с уплатой процентов по предварительной договоренности.

По форме предоставления кредиты делятся на товарные и финансовые. Банковское кредитование может осуществляться в следующих видах (рис. 5.3.).

Срочный кредит предусматривает предоставление кредита на определенный срок и последующее его погашение. По сроку действия кредиты делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1 - 3 года), долгосрочные (от 3 лет).

 

 

Рис. 5.3. Схема видов банковского кредитования

Контокорректный кредит означает то, что текущий счет организации ведется банком-кредитором с оплатой банком расчетных документов и зачислением дохода этой организации. Банк в данном случае кредитует внешнюю задолженность организации в пределах, оговоренных кредитным договором.

Онкольный кредит соответствует контокорректному кредиту, но оформляется под залог только товарно-материальных ценностей или ценных бумаг.

Учетный (вексельный) кредит предоставляется банком векселедержателю путем покупки векселя до наступления срока платежа. Владелец векселя получает от банка сумму, указанную в векселе, за минусом учетной ставки, комиссионных платежей и других расходов. Стороны могут продлить срок оплаты, то есть осуществить пролонгацию векселя. Закрытие учетного кредита производится на основании извещения банка об оплате векселя. Учет векселя представляет собой покупку векселя до наступления срока оплаты этого векселя.

Акцептный кредит используется во внешней торговле и предоставляется банком акцепта, выставленный на него экспортером тратт. Тратта представляет собой переводной вексель. Это документ, регулирующий вексельные отношения трех сторон: кредитора (трассанта), должника (трассата) и получателя платежа (ремитента). Сущность этих отношений состоит в следующем: трассант выписывает (трассирует) вексель на трассата с предложением оплатить определенную сумму денег ремитенту в определенное время и в определенном месте. Банк в таком случае выступает в качестве ремитента.

Факторинг (factor – посредник) представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств. Он включает в себя выполнение следующих действий:

• инкассирование (взыскание) дебиторской задолженности покупателя;

• предоставление покупателю краткосрочной ссуды;

• освобождение покупателя от кредитных рисков.

Действия банка осуществляются следующим образом. Банк приобретает у хозяйствующего субъекта-продавца право на взыскание дебиторской задолженности покупателя продукции и в течение 3 дней перечисляет хозяйствующему субъекту 70 – 90% суммы средств за отгруженную продукцию в момент их предъявления. Затем банк после получения платежа от покупателей перечисляет хозяйствующему субъекту оставшиеся 10 – 30% суммы счетов за вычетом процентов и комиссионного вознаграждения. Стоимость факторинговых услуг зависит от вида услуг и финансового положения клиента.

Форфейтинг представляет собой кредитование экспортера путем покупки векселей, акцептованных импортером. Механизм форфетирования состоит в следующем. Форфетор (банк или финансовая компания) покупает у экспортера вексель с определенным дисконтом, то есть за вычетом всей суммы процентов. Величина дисконта зависит от платежеспособности импортера, срока кредита, процентной рыночной ставки. Форфетор имеет возможность перепродать купленные у экспортера векселя на вторичном рынке. При таком кредитовании экспортеры освобождаются от кредитных рисков и сокращается кредиторская задолженность.

Овердрафт (overdraft) представляет собой форму краткосрочного кредита. Предоставление такого кредита осуществляется путем списания банком финансовых средств по счету клиента сверх его остатка. Банк и клиент заключают между собой договор, в котором устанавливается максимальная сумма овердрафта, условия предоставления кредита, условия погашения, размер процента за кредит. В условиях овердрафта на погашение направляются все суммы, зачисляемые на текущий счет клиента. В связи с этим объем кредита меняется по мере поступления средств. Это отличает овердрафт от обычной ссуды банка.

В данном случае перечислены не все виды кредитования. Эффективность использования кредитов определяется инфляционной динамикой, а также степенью финансово-предпринимательских рисков.

Кредиты, которые предоставляют банки или другие финансовые организации, должны быть обеспечены залогом движимого и недвижимого имущества, ценными бумагами, банковскими гарантиями.

Кредитование, оформление и погашение кредитов регулируется кредитным договором. Для получения кредита заемщик направляет в банк заявку и другие требуемые им документы. В заявке указывается цель получения кредита, сумма и срок, на который организация просит кредит. Количество и наименование конкретных документов, которые требует банк перед выдачей кредита, определяются конкретным банком-кредитором. Например, для получения кредита для организации производства продукции, как правило, коммерческие банки требуют следующие документы:

• бизнес-план реализуемого проекта;

• место реализации проекта;

• организационная форма реализации проекта;

• отечественные и зарубежные компании по проекту;

• уровень поддержки проекта;

• учредительные документы;

• правовое обеспечение проекта;

• стадия реализации проекта;

• баланс предприятия;

• счета в банках;

• заключение экологической экспертизы по реализуемому проекту;

• предполагаемая форма гарантий по инвестициям;

• справки о дебиторской и кредиторской задолженности.

Кредит и его процентная ставка, предоставляемые банком инвестору, определяются сроком займа, степенью риска и другими факторами. Процентная ставка зависит от базисной ставки, на которую ориентируются банки. В мировой практике основными базисными ставками являются:

· ЛИБОР (London Interbank Offered Rate – LIBOR) – устанавливается на межбанковском рынке депозитов;

· ЛИБИД (London Interbank Bid Rate – LIBID) – ставка покупателя, которая определяется как средняя арифметическая величина ставок покупателей;

· ФИБОР (Frankfurt Interbank Offered Rate – FIBOR) – ежедневная ставка на межбанковском рынке во Франкфурте;

· МИАКР (Moscow Interbank Aktual Credit Rate – MIACR) – фактическая средняя ставка среди крупнейших российских банков;

· МИБИД (Moscow Interbank Bid Rate – MIBID) – средняя ставка по межбанковским кредитам.

Определение таких ставок производится Информационным консорциумом РФ. Они являются ориентиром для установления ставок по долгосрочным и краткосрочным кредитам.

Аренда имущества.Аренда представляет собой имущественный наем. Она строится на срочном возмездном договоре о пользовании имущественным комплексом (здания, сооружения, оборудование, земля, природные ресурсы и другое имущество). Например, аренда производственного участка – это взятие этого участка во владение и пользование на определенный срок и за определенную плату. В данном случае участок выступает в качестве товара. Основными целями и условиями предоставления участка арендатору являются:

· удовлетворение временных потребностей арендатора в производственном участке;

· аренда предоставляется на срок в соответствии с договором;

· участок возвращается арендодателю по истечении определенного срока;

· арендодатель является собственником имущества участка;

· потеря и порча имущества на участке определяются договором.

Основным документом между арендодателем и арендатором является договор об аренде. В договоре оговариваются состав и стоимость арендуемого имущества, размер и сроки арендной платы, права и обязанности двух сторон и условия прекращения договора. Договор может быть заключен на короткий срок (краткосрочная аренда не более 1 года) и на длительный срок (долгосрочная аренда более 1 года). Стоимость арендуемого имущества оценивается с учетом физического износа.

Арендуемое имущество может быть полностью или частично выкуплено арендатором. Условия выкупа определяются договором об аренде. Одним из важных моментов аренды имущества является расчет и определение размера арендной платы. Она может вводиться на все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждому объекту в натуральной, денежной или смешанной форме.

Арендная плата определяется договором аренды. Количественная величина арендной платы может изменяться по соглашению сторон и в сроки, предусмотренные договором. Арендная плата включает в себя:

· амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества;

· арендный процент, представляющий собой часть прибыли, которая может быть получена от арендованного имущества.

В состав арендной платы могут входить средства, которые арендатор передает арендодателю для ремонта объектов во время или по окончании срока договора об аренде. Арендная плата, как правило, устанавливается в абсолютной сумме, так как она более понятна арендатору и арендодателю. Арендный процент, входящий в арендную плату, представляет собой часть прибыли, которая может быть получена арендодателем от использования имущества.

Лизинг.Термин «лизинг» происходит от английского глагола «to lease», что означает «арендовать», «брать в аренду». Его связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Тем не менее, первое организованное общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано в Сан-Франциско только в 1952 г. американской компанией «Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн».

Лизинг – это вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во время пользования для предпринимательских целей.

Лизинг осуществляется через соглашение между собственником имущества и лизингополучателем о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленной ренте, которая выплачивается ежегодно, ежеквартально и ежемесячно. В настоящее время различают оперативный и финансовый лизинг.

Оперативный лизинг представляет собой передачу имущества многоразового использования на срок по времени меньше его экономического срока службы. Контракт в этом случае характеризуется небольшой продолжительностью (3 – 5 лет) и неполной амортизацией оборудования за время аренды. По окончании контракта технические средства могут стать объектом нового лизингового контракта или возвращаются лизингодателю. Как правило, в оперативный лизинг сдаются строительная техника, транспорт, вычислительная техника и т. п.

Финансовый лизинг отличается длительным сроком контракта (5 – 10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости технических средств. Он представляет собой форму долгосрочного кредитования приобретения технических средств. В этом случае после окончания действия финансового лизингового контракта лизингополучатель может вернуть объект аренды, продлить контракт или выкупить объект по остаточной стоимости.

Финансовый лизинг может состоять из следующих видов:

· с обслуживанием, когда лизингодатель оказывает ряд услуг по содержанию и обслуживанию имущества;

· леверидж-лизинг, когда сделка по сдаваемому в лизинг имуществу больше стоимости самого имущества и дополнительная сумма денег берется у третьей стороны;

· пакетный лизинг, когда система, включающая здания и сооружения, сдается в кредит, а оборудование предоставляется по договору аренды.

Лизинг от аренды отличается рядом условий. Лизингополучатель помимо обязанностей арендатора, должен выполнить функции приобретения имущества в собственность, в том числе оплатить страхование и техническое обслуживание. Цена капитала, вложенного в лизинг, может быть выше цены банковского кредита. В лизинг приобретаются только новые технические средства. Оплата лизинга идет из прибыли за счет использования получаемых технических средств.

В России лизинг по существу делает первые шаги. Развитие лизингового бизнеса сталкивается у нас с недостатком денежных средств, особенно необходимых при лизинге авиационной техники, морских судов, при операциях международного лизинга. Первые лизинговые компании возникли в России в 1990 г. В настоящее время около 18 компаний объединились в Национальную российскую лизинговую ассоциацию.

Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, обновления промышленного потенциала, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции в России следует более высокими темпами осуществлять лизинговые отношения как внутри страны, так и на международном уровне.

Венчурный капитал. Венчурный капитал при создании систем управления образуется из личных или корпоративных финансовых ресурсов внешних инвесторов для организации венчурной организации. Инвесторами венчурной организации могут быть:

· инвестиционные банки;

· финансово-промышленные группы;

· страховые компании;

· отдельные рискующие бизнесмены;

· иностранные компании.

Венчурный капитал предоставляется инвесторами в обмен на высокую долю прибыли в будущих доходах венчурной организации. Механизм получения прибыли из доходов венчурной организации осуществляется через приобретение ценных бумаг этой организации. Как правило, венчурные организации создаются для разработки и реализации перспективных долгосрочных инновационных проектов и являются высокорисковыми. Для венчурного капитала характерны следующие признаки:

· инвестиции осуществляются в эффективные долгосрочные инновационные проекты со сроком окупаемости 3 – 6 лет;

· высокая степень риска;

· возможность приобретения венчурной организации другой компанией.

Инвесторы могут играть как активную, так и пассивную роль в венчурной организации с высокой степенью риска. Они могут участвовать в управлении организацией через совет директоров, если это связано с достижением их собственных целей. Хозяин организации в этом случае теряет свою самостоятельность. Прежде чем воспользоваться венчурным капиталом, следует подумать о том, какие потери для дела могут возникнуть в результате реализации инновационной идеи.

Венчурные организации при выборе инвестиционного портфеля ориентируются на следующие критерии:

· оригинальность инновационной идеи;

· эффективная структура управления созданием и реализацией инновационного проекта;

· минимизация степени риска при вложении капитала;

· максимум прибыли.

Основой для организации венчурной организации и получения финансирования для реализации инновационной идеи является хорошо проработанный бизнес-план. Руководящий состав венчурной организации должен выбрать стратегию финансирования. Стратегия заключается в выборе наиболее перспективных проектов и источников финансирования. То есть определить долю финансирования за счет кредитов и паевых взносов. Инвесторы имеют право получать периодически (поквартально) информацию о результатах хозяйственной деятельности венчурной организации, а также годовую отчетность.

Проектное финансирование.Проектное финансирование является новой формой долгосрочного международного кредитования, то есть кредитование объекта от стадии проектирования до его пуска в эксплуатацию. Несмотря на то, что общепринят термин «проектное финансирование», речь идет не о субсидировании, а о кредитовании проектов.

Специфичность проектного кредитования систем управления заключается в том, что основные этапы инвестиционного цикла взаимоувязаны между собой и являются предметом деятельности определенного банковского сообщества, которое возглавляет банк-менеджер. Проектное кредитование может стать одним из основных методов кредитования экономически жизнеспособных проектов в России. Иностранные партнеры в этом случае вносят капитал, оборудование, технологию, менеджмент. Относительно отечественной практики проектного кредитования следует отметить, что такой метод кредитования находится на начальной стадии своего развития.

Главная цель проектного финансирования состоит в приведении метода заимствования необходимых средств соответствующему проекту. На практике в зависимости от вида проекта, целей учредителей, взаимоотношений между ними и банком, конъюнктуры рынка кредитов имеется различное распределение рисков между учредителями и кредиторами. Поэтому различают три формы кредитования:

• с правом полного регресса;

• с правом частичного регресса;

• без права регресса.

При первой форме кредитования учредитель несет полную ответственность по всем видам риска проектов. Это наиболее простая форма проектного кредитования и договор о таком кредитовании можно заключить быстро под небольшую процентную ставку.

Вторая форма кредитования заключается в том, что риски проектов распределяются между учредителями и банками в определенном соотношении. Такая форма кредитования на практике встречается достаточно часто.

При кредитовании по третьей форме банки берут на себя большинство рисков, отказываясь во многом от требований к учредителям. Банки практически возлагают на себя ответственность за реализацию проекта. В этом случае форма кредитования очень дорога и трудно осуществима. Поэтому на практике встречается редко. Благоприятными условиями кредитования без права регресса считается тот случай, когда объект инвестирования находится в стране со стабильным политическим климатом, привлечена новая технология, продукция может быть легко реализована на известных рынках, кредиторы имеют возможность достаточно точно оценить будущие риски.

Основными принципами проектного кредитования, принятыми в мировой практике, являются:

• пессимистический прогноз банка при оценке проекта;

• тщательное изучение динамики спроса и цен на продукцию;

• гарантии спонсоров проекта;

• проектное финансирование предусматривает различные условия предоставления кредитов.

При оценке проекта банк исходит из пессимистических оценок будущего проекта. Расчет запаса прочности проекта (отношение чистых поступлений от его реализации к сумме задолженности по кредиту и процентам) осуществляется с учетом наименее благоприятных вариантов развития события.

До подписания кредитного договора идет процесс детального анализа спроса и цен на продукцию, для производства которой требуется кредит, с целью определения тренда на период эксплуатации инвестируемого объекта. Как правило, проводится сравнительный анализ трех вариантов: проект спонсора, пессимистических сценариев банка и базовый вариант, который готовится независимыми экспертами.

Дополнительным обеспечением погашения кредита являются гарантии спонсоров проекта. В качестве гарантий выступают платежная гарантия (безусловное обязательство при наступлении гарантийного случая перечислить банку определенную сумму), гарантия завершения проекта (обязательство спонсоров не отказываться от реализации проекта), гарантия в форме депозита спонсора, реализующей проект в банке-кредиторе.

Возможность финансовых операций при проектном кредитовании должна предусматривать различные условия предоставления кредитов. Проектное кредитование в международной практике обычно предусматривает следующее соотношение между собственными и заемными средствами в зависимости от отрасли (10:90; 25:75; 35:65). Привлечение заемных средств, особенно на начальной стадии, прочнее «привязывает» заемщика к проекту, чем в случае реализации последнего исключительно за счет заемных средств.

Проектное кредитование в отличие от банковского имеет свои особенности. Рассмотрим эти особенности.

Во-первых, при банковском кредитовании должником является уже существующая организация. Решение о предоставлении кредита принимается на основе оценки «финансовых результатов» должника, его «репутации» и кредитоспособности. При проектном кредитовании к должнику понятия «финансовые результаты» и «репутация» неприемлемы. Проектная организация (венчурная организация) создается исключительно в целях реализации проекта.

Во-вторых, при проектном кредитовании имеется возможность привлечения инвестиций в больших объемах. В отличие от этого привлечение инвестиций в больших объемах, особенно для небольших и средних организаций, практически закрыто.

В-третьих, проектное кредитование дает возможность учредителям инвестируемой организации переносить часть своих рисков на других участников проекта. При банковском кредитовании владелец инвестиций несет возможные риски в одиночку.

В-четвертых, при проектном кредитовании появляется возможность одновременно использовать несколько источников заемных инвестиций. При этом может быть получен доступ к более выгодным кредитам (МБРР, ЕБРР).

Следует отметить, что проектное кредитование обладает рядом особенностей, которые требуют тщательного подхода при выборе этого метода кредитования. Например, существует противоречие между стремлением учредителей инвестируемой организации и банком-инвестором. Учредители стремятся максимально переложить риски на банки-инвесторы и достичь выгодных условий кредитования. Поэтому одной из главных задач банка-инвестора является выяснение целей учредителей, выбор параметров и выработка адекватной структуры проектного кредитования.

Инвестиционный налоговый кредит. В соответствии с налоговым кодексом РФ (часть 1) инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организациям при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он предоставляется по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет [8].

Уменьшение инвестиционного налогового кредита производится по каждому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. В случае заключения организацией более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. Увеличение накопленной суммы кредита осуществляется вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Организация, являющаяся налогоплательщиком, может получить инвестиционный налоговый кредит при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

· проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на техническое перевооружение организации, либо для создания рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

· реализация инновационной деятельности организации, в том числе создание новых технологий, новых материалов и оборудования;

· выполнение организацией особо важного заказа по развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

При оформлении договора об инвестиционном налоговом кредите должна предусматриваться сумма кредита с указанием налога, по которому организации предоставлен этот кредит, срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения кредита. В данном случае не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей трех четвертых ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.

NB

 

Собственные финансовые ресурсы организации выступают в виде прибыли, амортизационных отчислений, накоплений и сбережений физических и юридических лиц.

Привлеченные финансовые ресурсы появляются от реализации акций, паевых и иных взносов членов трудового коллектива, физических и юридических лиц.

Заемные средства привлекаются за счет облигационных займов, банковских и бюджетных кредитов.

■ Одним из важных источников финансирования систем управления, создаваемых на уровне народного хозяйства, регионов и городов являются средства государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Под методами финансирования систем управления понимается совокупность приемов и способов их финансирования в целях повышения эффективности хозяйствующих объектов.

Государственное финансирование.Государственное финансирование систем управления на уровне народного хозяйства и организаций может осуществляться на возвратной, безвозвратной или смешанной основе.

Внебюджетное финансирование.Внебюджетные источники финансирования, привлекаемые для реализации инвестиционных проектов и целевых комплексных программ при создании систем управления, могут быть получены за счет:

фондов по поддержке малого предпринимательства; пенсионных фондов, в том числе негосударственных; страховых фондов; других фондов;

отчислений от прибыли организаций; целевых кредитов банков под государственные гарантии;

средств инвестиционных компаний; иностранных инвестиций.

Самофинансирование.Сущность самофинансирования состоит в том, что после исключения из доходов налогов и других обязательных платежей в бюджет, все оставшиеся денежные ресурсы остаются в распоряжении трудового коллектива организации.

Банковский кредит.Банковский кредит представляет собой ссуду в денежной или товарной форме на условиях возврата с уплатой процентов по предварительной договоренности.

Аренда имущества.Аренда представляет собой имущественный наем. Она строится на срочном возмездном договоре о пользовании имущественным комплексом (здания, сооружения, оборудование, земля, природные ресурсы и другое имущество).

Лизинг.Термин «лизинг» происходит от английского глагола «to lease», что означает «арендовать», «брать в аренду».

Венчурный капитал.Венчурный капитал при создании систем управления образуется из личных или корпоративных финансовых ресурсов внешних инвесторов для организации венчурной организации.

Проектное финансирование.Проектное финансирование является новой формой долгосрочного международного кредитования, то есть кредитование объекта от стадии проектирования до его пуска в эксплуатацию.

Инвестиционный налоговый кредит.В соответствии с налоговым кодексом РФ (часть 1) инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организациям при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он предоставляется по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет [8].

 

Литература

 

1. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 1998.

2. Беренс В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. – М.: АОЗТ «Интерэксперт», ИНФРА-М, 1995.

3. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

4. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. – М.: Финансы и статистика, 1998.

5. Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. – М.: ИНФРА-М, 1996.

6. Гитман Л.Дж., Джонк Майкл Д. Основы инвестирования. – М.: ИНФРА-М, 1996.

7. Мыльник В.В. Инвестиционный менеджмент. – М.: ИНФО, 2000.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Принят Государственной Думой 16 июля 1998. – М.: Учебно-информационный центр при Государственной налоговой инспекции по г. Москве, 1999.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.