Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нарушения речи и их коррекция при умственной отсталости и задержке психического развития



М.Е.Хватцев

Особенности речевых недостатков и логопедической работы у умственно отсталых и слепых детей

О.В.Правдина

Организационно-методические указания для логопедов вспомогательной школы

Р.И.Лалаева

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей

Нарушения речи и их коррекция у детей со снижением слуха

О.В.Правдина

Методика логопедической работы (при снижении слуха

Л.ГПарамонова

Методические рекомендации по использованию дифференцированных приемов коррекционного воздействия при разных формах нарушения звукопроизношения

у слабослышащих.

Нарушения речи и их коррекция у детей с дефектами зрения

М.Е.Хватцев

Логопедическая работа со слепыми

Л.С. Волкова

Методика логопедического исследования речи слепых и слабовидящих дошкольников (изучение речевых и неречевых параметров

Л.С.Волкова

История вопроса о становлении речи, ее нарушениях и коррекции у детей с глубокими дефектами зрения

Л.С.Волкова

Как научить слепого ребенка говорить


Памяти Розы Евгеньевны Левиной

посвящается

Введение

В книге представлены материалы по проблемам общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития и речевым расстройствам при интеллектуальных и сенсорных нарушениях (сложном речевом дефекте). Ранее такие тексты и извлечения из авторских работ не включались в учебные пособия хрестоматийного характера. Однако авторы и составители убеждены, что студентам дефектологических факультетов и логопедам крайне необходима литература, в которой классики логопедии и современные ученые представляют результаты своих подлинно научных изысканий по проблемам таких распространенных речевых нарушений, как общее недоразвитие речи и фонетико-фонематические нарушения. В литературе подобного рода остро нуждаются и работники таких детских садов и центров диагностики, коррекции, которые специализируются на наиболее раннем распознавании и методической работе по устранению данной речевой патологии.

Студентам и логопедам сложно найти исследования и материалы, которые были созданы в лаборатории логопедии НИИ дефектологии, руководимой доктором психологических наук, профессором Р.Е.Левиной. В настоящей книге они нашли достойное место и, несомненно, будут необходимы студентам и логопедам для дальнейшего совершенствования работы в детских учреждениях специального образовательного типа.

В предлагаемом учебном пособии представлены и авторские материалы (тексты и извлечения), в которых определяется содержание логопедического обследования и коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими интеллектуальные и сенсорные нарушения. Специалистами признано, что нарушения речи у умственно отсталых детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Они оказывают отрицательное влияние на психическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью и на эффективность их обучения. В настоящее время имеется весьма незначительное количество литературы, в которой отражены современные представления о нарушениях речи и специфике их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью. В публикуемых исследовательских материалах раскрывается общая характеристика нарушений речи у таких детей и особенности логопедической работы с ними. Авторские материалы дают основания судить о том, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, затрагивают все компоненты речи. По этой причине логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом.

В специальной литературе отмечается наличие у слабослышащих детей многочисленных и стойких дефектов звукопроизношения. В качестве причины в большинстве случаев указывается на неполноценность слухового восприятия с раннего детства. Рекомендации сводятся к использованию всех анализаторов, но не даются дифференцированные методики. Все это касается учащихся II-го отделения школ слабослышащих. Исследований и методических пособий по выявлению и коррекции звукопроизношения у учащихся 1-го отделения не существовало (до работ Л.Г.Парамоновой). Все методические приемы, представленные в авторских работах данной книги, «живут» при условии их органического включения в целостную речевую деятельность слабослышащего ребенка.

Нарушения устной речи у детей с глубокими дефектами зрения встречаются гораздо чаще, чем у нормально видящих детей. Такие нарушения зачастую, как показывают авторские работы, своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре, вследствие чего требуют и специфической коррекционной работы. Однако до сих пор нет достаточного количества исследовательского и методического материала, используя который логопед мог бы осуществлять всестороннюю работу по выявлению системных нарушений речи и комплексной их коррекции у детей с дефектами зрения.

В данном пособии систематизирован тот материал, который был разработан авторами этой книги совместно с логопедами, тифлопедагогами детских садов для детей с глубокими дефектами зрения и учителями специальных школ для слепых и слабовидящих детей.

Материалы, представленные в данном разделе учебного пособия, свидетельствуют о широкой распространенности специфических проявлений речевых нарушений как у детей с интеллектуальной и сенсорной недостаточностью, так и у детей, имеющих нормальное развитие. Мы надеемся, что публикуемые авторские работы позволяют судить об этих общих и частных закономерностях в проявлении речевых нарушений и их коррекции в процессе логопедического воздействия.

Издание адресуется студентам, логопедам, воспитателям и учителям для использования его в учебном процессе и практической логопедической работе.

Л .С. Волкова





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.