Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 39. О доказательствах, фальшивых свидетелях и т. д



§ 1145. Имеется много видов доказательств, которые все или некоторые из них достаточны для подтверждения. В этой главе мы укажем некоторые виды доказательств, положительные мо­менты каждого из них, время их применения и то, как можно и должно оспаривать свидетелей.

§ 1146. По нашему мнению, согласно нашим обычаям, имеет­ся восемь видов доказательств. И первый вид состоит в том, что кто-либо признает то, что от него требуют, соглашается испол­нить требуемое либо без всякого отказа, либо после некоторого отрицания факта. Это доказательство наилучшее, наиболее про­стое и наименее дорогостоящее из всех.

1 Высший королевский апелляционный суд во Франции в то время.


§ 1147. Второй вид доказательства — письменное доказа­тельство. Если кто-либо дал письменное обязательство, а затем отрицает его, следует при доказательстве прибегнуть к самому обязательству, так как отрицание не является достаточным ос­нованием для обесценивания письменного доказательства. Об этом виде доказательств мы достаточно говорили в главе, посвя­щенной письменным обязательствам.

§ 1148. Третий вид доказательства — дуэль (gages de bataille); но это доказательство не должно приниматься в тех случаях, когда речь идет о поручительстве. Об этом виде дока­зательств и о случаях, когда оно должно быть принято во вни­мание, мы будем говорить в главе, посвященной апелляциям. И пусть тот, кто прибегает к этому доказательству, будет осто­рожен, так как из всех доказательств это самое опасное.

§ 1149. Четвертый вид доказательства — доказательство при помощи свидетелей. К нему прибегают в тех случаях, когда отри­цается какой-то факт и проситель предлагает его подтвердить при помощи свидетелей. Для этого доказательства необходимы по мень­шей мере два законных свидетеля, которые отвечали бы после при­несения присяги на предложенные вопросы одинаково. А о том, как их следует допрашивать, мы расскажем в следующей главе.

§ 1154. Пятый вид доказательства: утверждения одной сто­роны не оспариваются другой стороной...

§ 1155. Седьмой вид доказательства: обстоятельство, которое хотят доказать, настолько ясно само по себе, что не требует иного доказательства...

§ 1156. Восьмой вид доказательства — доказательство при помощи презумпции (presompcions). Этот вид доказательства мо­жет иметь множество способов, так как одни могут представить дело так ясно, что оно становится доказанным при помощи пред­положений, а другие столь сомнительны, что злодеяние никак ими не доказывается.

§ 1165. Участники судебного разбирательства, которые долж­ны [в ходе его] представить доказательства, берут охрану в той курии, где расследуется жалоба, и подчиняются обычаю, какой действует в этой курии, так как все, кто имеет право суда в графстве, могут держать свою курию [вести процесс], как им это нравится: согласно старинному обычаю или, по их желанию, согласно установлению короля1. И тот, кто будет представлять

1 Имеется в виду ордонанс Людовика IX 1260 г.


доказательства, должен знать, по какому обычаю будет совер­шаться суд [действовать курия].

В случае если сеньор творит суд согласно старинному обы­чаю, следует предоставлять доказательства в первый день рас­следования. И если истец не докажет [основательность] своей жалобы в этот день, он теряет свое дело и не может возобновить [процедуру] доказательства. Если же сеньор держит курию по установлению короля — имеется два дня для [рассмотрения] доказательств. Оно начинается в первый день, назначенный для расследования, и, если в этот первый день станет очевидной ошибка, истец не возобновит доказательства во второй день, но, напротив, потеряет свое дело из-за ошибки в доказательстве.

§ 1175. Женщины, привлеченные в качестве свидетелей, не должны быть допущены в том случае, если против них выступает тот, против кого они должны свидетельствовать, в каком бы состоянии они ни находились — вдовы, замужние или девушки. Исключение составляет только один случай: когда речь идет о засвидетельствовании факта рождения ребенка или его возраста. Ибо если женщина имеет двух мальчиков (males jumeaus) и старший хочет доказать старшинство, нельзя будет установить, кто старше без свидетельства женщины. И в этом случае ей следует верить.

§ 1214. Если король основывает рынок или заключает какое-либо соглашение со своими подданными, то [договор], оформ­ленный письменно и заверенный печатью, стоит полного свиде­тельства в деле за него и против него, даже если не имеется письма [документа] от его подданного. Потому что король в своем суде может быть судьей и обвинителем и нельзя апелли­ровать на его решение — вещь невозможная ни для кого, кроме короля. Точно так же его свидетельству, заверенному его печа­тью, должно верить, будь то [в деле] за него или против него, потому что справедливо думать, что в свидетельстве того, кто имеет в управлении все королевство, нет ничего, что не явля­лось бы истинным и законным.

§ 1215. Иное правило существует для всех дворян, находя­щихся под властью короля, для всех прелатов и всех тех, кто по обычаю может иметь печать. Если они свидетельствуют своими письмами в каком-то деле за себя и против своих подданных, их свидетельства не имеют никакой цены, потому что никому нет веры в свидетельстве своей тяжбы, кроме как королю. Итак,


когда барон, или прелат, или кто-то другой, кто может иметь печать, заключает соглашение со своими подданными, — дол­жен принимать [в суде] их письма [документы], потому что каждому верят в то, о чем он свидетельствует по письму, — [однако только в деле] против него, но не за него, в отличие от короля, как было сказано выше.

Глава 45.Об отказах, сервитутах и т. д.

§ 1432. Тот, кто преследуется закрепощением, может изба­виться от преследования следующими путями. Первый путь та­ков: сам серв и его мать всю свою жизнь были свободными людьми и не несли никакой крепостной повинности по случаю своего крепостного состояния... И тогда сеньор, который пре­следует этого серва, должен доказать, что мать матери данного лица была крепостной этого сеньора... Но если сеньор не может этого доказать, [серв] остается свободным, если только сеньор не приведет новых доказательств происхождения своего утвер­ждения, так как по закону никто не имеет права сказать бывше­му всегда свободным человеку: «Вы мой серв»; это следует до­казать. Если же он не говорит о происхождении [крепостной зависимости] и не может доказать, что данный человек когда-либо платил ему крепостную подать, то его не следует слушать и данное лицо остается свободным.

§ 1433. Другое основание, по которому тот или иной человек может защитить себя от того, чтобы попасть в крепостную зави­симость, — это, если он знает, что его мать, бабка или прабабка, будучи крепостными, получили свободу от лица, имеющего пра­во давать эту свободу. Для доказательства достаточно предста­вить письменное удостоверение от сеньора или живых свидете­лей. Этого достаточно для того, чтобы человек оставался сво­бодным.

§ 1434. Известно, что крепостное состояние идет от матери, так как все дети которых она выносила, — сервы, если она кре­постная, даже если отец — свободный человек. Если бы дворя­нин женился на крепостной, все дети, которых она бы имела от него, были бы сервами. И им было бы отказано в иске о призна­нии их дворянами, так как нет такого закона, чтобы сервы полу­чили дворянство, хотя милость получения дворянства должна идти от отца. Таков обычай французского королевства: дворян­ство может получить всякий, чей отец был дворянином, при


условии, что его мать была кем угодно, даже простолюдинкой, но только не крепостной, ибо в таком случае, как это было ска­зано выше, он тоже становится [крепостным]. Если же мать — дворянка, а отец не имеет дворянства, ребенок не может быть дворянином; но все же он не теряет всех привилегий: в отно­шении личности он рассматривается как дворянин и может владеть фьефом, на что вилланы не имеют права. И ясно, что если мужчина серв женится на свободной женщине, все дети свободны...

§ 1435. Третья возможность освободиться от закрепощения неучтивая; но мы ее должны были много раз выдвигать, защищая человека, которого хотят закрепостить, — это если серв говорит, что хочет доказать свое незаконнорожденное происхождение; если он может это доказать, он — вне крепостной зависимости. Доказательством незаконнорожденности является установление факта рождения человека до замужества матери или того факта, что его отец не был дома за десять месяцев до его рождения и находился в чужих и дальних землях, не возвращаясь домой; это значит, что он не может быть сыном данного лица... Третьим доказательством незаконнорожденности является факт рождения ребенка через десять месяцев после смерти отца во время вдов­ства матери. И если человек докажет, что он незаконнорожден­ный, он остается свободным и живет по статуту незаконнорожден­ных. И пусть люди не думают, что рожденные вне брака, они что-либо выигрывают, так как незаконнорожденный не наследует ни звания отца, ни звания матери или семьи, ни состояния и ничего другого. А так как он не наследует ни их имущества, ни их положения, то он не должен наследовать и тяжких условий и тех податей, которые они обязаны платить сеньору.

§ 1436. Четвертым основанием для освобождения от закрепо­щения может служить тот факт, что данный человек является духовным лицом и принадлежал к духовному сословию в тече­ние десяти лет на глазах и с ведома сеньора, который сейчас его преследует и который ранее этому не сопротивлялся, ибо досто­ин похвалы тот сеньор, который, видя, что его крепостной ста­новится клириком, не протестует против этого... Если епископ делает духовным лицом моего человека помимо моей воли, я имею право потребовать возмещения ущерба за потерю этого человека и его имущества, переходящего в юрисдикцию еписко­па; ибо нет никакого сомнения, что я не могу забрать и при­соединить к своему имущество клирика.


§ 1437. Лучше всего для того, кто хочет освободиться от крепостной зависимости, получить для этого подтверждение своей свободы от того суверена, от которого зависит его сеньор; ведь если у меня есть крепостные и я их освобожу без разреше­ния на то моего сеньора, я их теряю...

§ 1451. Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое — это знатное. Второе — состояние свобод­ных по происхождению людей, рожденных свободной матерью; тех, которые могут и должны были бы по праву называться дворянами. Но не все свободные люди — дворяне, и между правами дворян и других свободных людей существует большая разница, так как дворянами называют тех, которые по прямой линии происходят от королей, герцогов, графов или рыцарей; и эта знатность идет по прямой отцовской, но никак не материн­ской линии; ведь совершенно ясно, что никто, даже если его мать и дворянка, не может стать дворянином [если только не будет на то особой королевской милости], если только его отец не дворянин. Но по-иному обстоит дело со свободным состояни­ем, так как это состояние идет от матери, и всякий человек, рожденный свободной матерью, — свободен...

§ 1452. Мы говорили о двух состояниях — о знатном и сво­бодном; третье состояние людей — крепостное. И в этом состо­янии не все люди находятся в одинаковом положении: имеются различные условия крепостной зависимости. Ибо одни из кре­постных так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют [над ними] право жизни и. смерти, могут держать их в заключении как им будет угодно — за вину или без вины — и ни перед кем за них не несут ответственности, кроме как перед Богом. С другими обра­щаются более мягко, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них: требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых ими за их крепо­стное состояние (servitude). И [лишь] когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество — движи­мое и недвижимое — переходит к сеньорам. Ибо тот, кто женит­ся на свободной или на женщине из другой сеньории, должен платить выкуп по усмотрению сеньора. И если [крепостной] умирает, нет у него иного наследника, кроме сеньора, а дети крепостного ничего не получают, если не заплатят выкупа сень­ору, как это делали бы люди посторонние. Этот последний обы­


чай, о котором мы говорили, носит у крепостных Бовези назва­ние мертвой руки и брачного выкупа (formariages). О других крепостных состояниях в чужих землях мы умолчим, ибо наша книга рассказывает об обычаях в Бовези.

§ 1453. Как [всем] очевидно, что в настоящее время суще­ствуют люди разного положения, так истинно, что вначале все были свободны и равны, ибо каждый знает, что все мы про­изошли от одного отца и одной матери. Но когда народы стали прибывать, возникли войны и ненависть, причиной их стали гордость и зависть — они тогда правили [людьми] и привели к тому, что отсутствовало [чувство] долга. Те общины в народе, которые имели желание жить в мире, увидели, что они не смо­гут этого добиться, если каждый желает быть таким же великим господином, как другой. Тогда избрали короля и сделали его своим сеньором, дали ему власть судить за их преступления, управлять ими и делать установления над ними. Для того чтобы он мог обезопасить народ от врагов и плохих судей, нашли меж­ду собой тех, которые были более красивыми, сильными и муд­рыми, и дали им власть над собой при условии, чтобы помогали бы им жить в мире, а также помогали королю их опекать. От них произошли те, которых называют дворянами.

От других, которых также избрали, произошли те, которые свободны, но не родовиты. Сервы произошли по причине мно­гообразных способов приобретений. Потому что некоторые по­явились благодаря захватам на войне: одни попадали в зависи­мость сами со своими наследниками из-за выкупа или чтобы вый­ти из тюрьмы. Другие стали сервами, потому что они себя продали из-за бедности или [уступая] жажде стяжательства. Не­которых сделал сервами король: когда он пошел сражаться про­тив народа другой страны, он приказал, чтобы все те, кто мог носить оружие, шли ему помогать, а те, которые останутся — и они, и наследники, — будут людьми сервильного состояния; иные произошли от тех, кто бежал с поля сражения, а другие от тех, кто отдал себя благочестию церкви, потому что [уже] нача­ла распространяться христианская вера. Были и такие, которые стали сервами потому, что не имели возможности защитить себя от сеньоров, которые несправедливо, силой их обратили в зави­симость. И благодаря этим многочисленным причинам, по кото­рым они попали в сервильное состояние, мы можем понять, что большую милость сделали те сеньоры, которые дали им свобо­


ду. Потому что это великое зло, когда кто-либо из христиан находится в положении серва.

§ 1457. Наш обычай более мягок (courtoise) в отношении к крепостным, нежели во многих других странах, ибо во многих других странах сеньоры могут распоряжаться жизнью и смер­тью своих крепостных когда и как им угодно, а также принуж­дать их вечно жить на своих землях. В Бовези же с ними обра­щаются более человечно, ибо при условии уплаты своим сеньо­рам положенных обычаем ренты и специального налога, собираемого с каждой семьи (chevages), они могут идти служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров. Но нигде они не долж­ны отказываться платить следуемый сеньору брачный выкуп (formariages), за исключением мест, пребывание в которых мо­жет дать им свободу, как, например, в некоторых городах, вся­кий житель которых свободен в силу привилегии или обычая. Ибо, как только кто проведает, что его крепостной поселился в таком месте, он может потребовать его возвращения, если зая­вит на него свои права в течение одного года и одного дня или в течение того срока, который действителен для этих мест, со­гласно их обычаям. Многие крепостные, таким образом тайно ушедшие от своих сеньоров на жительство в другие места, полу­чили свободу.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.