Славному и собственному моему господину такому-то, такой-то: по совету злых людей и вопреки справедливости я пытался похитить и захватить в собственность землю в местечке таком-то, которую обрабатывал, но я не смог этого сделать, так как не имел на это права. Вы и ваши уполномоченные вернули ее и выгнали меня оттуда. После же, по просьбе почтенных людей,
снова мне ее отдали для обработки, потому я обратился к вашему могуществу с настоящей прекарной грамотой, чтобы мне [было позволено] занимать эту землю без всякого ущерба для вас... Обещаюсь платить вам все, что и другие колоны ваши платят. Если же не выполню этого и пренебрегу, или запоздаю, или откажусь платить, в силу этой прекарной грамоты... подлежу законной ответственности... и вы будете иметь право с этой земли меня выгнать.
[Об иммунитетах]1
Публикуется по: Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. П. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. В 3 т. М., 1949. Т. I. С. 146
...По просьбе епископа такого-то, ради снискания себе награды в вечной жизни, пожаловали мы ему благодеяние, состоящее в том, что в пределы поместий церкви этого епископа, как тех, которые она в наше время имеет пожалованными нами или кем-либо иным, так равно и тех, кои милосердие Божие в дальнейшем соизволит передать в собственность этого святого места, не смеет входить ни одно государево должностное лицо для слушания судебных дел или взыскания каких-либо судебных штрафов, но сам епископ и преемники его, во имя Божие, в силу полного иммунитета, пусть владеют всеми означенными правами... Постановляем посему, чтобы ни вы, ни помощники и преемники ваши и никакое лицо, облеченное властью, ни в какое время не осмеливалось входить на землю церкви... ни для слушания судебных дел, ни для взыскания штрафов по каким-либо судебным решениям, ни для пользования постоем и продовольствием, ни для задержания поручителей. И все, что могла бы получить там казна со свободных или несвободных и иных людей, проживающих на землях... церковных, пусть навеки поступает на лампады означенной церкви.
1 Основное содержание этого фрагмента из формул Маркульфа заключается в запрещении королевским должностным лицам вступать на территории иммунитетной вотчины для разбора судсС шх дел и в предоставлении иммунисту права взимать в свою пользу судебные штрафы и все виды сборов, которые ранее поступали в государственную казну.
Санские формулы1
Кабальная грамота
Публикуется по: Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 2. Европа: V — XVII вв. / Отв. ред. Н. А. Крашенинникова. М., 1999. С. 80
Господину брату такому-то, такой-то. Всем ведомо, что крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли и совсем не имею, чем жить и одеваться. Посему, по просьбе моей, не отказать в величайшей моей бедности вручить мне из своих денег столько-то солидов, а мне совсем нечем выплатить эти сол иды. И вот просил совершить и утвердить закабаление тобой моей свободной личности, чтобы отныне имел полную свободу делать со мной все, что вы уполномочены делать со своими прирожденными рабами, именно: продавать, выменивать, подвергать наказанию. Если же [чего, я уверен, не будет] я, или кто-либо из наследников моих, или кто-либо другой решится оспаривать это закабаление, повинен внести тебе и казне штраф во столько-то унций золота; настоящая кабала останется неизменною.
Престарная грамота2
Публикуется по: Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. Н. 77. Грацианского и С. Д. Сказкина. В 3 т. М., 1949. Т. I. С. 139
Сладчайшей женщине такой-то я, аббатиса такая-то. Так как известно, что ты собственность свою в округе таком-то недавно за монастырем св. Марии утвердила и за это просила у нас и у названного монастыря дачи [тебе] прекария, то вот этою грамотою за тобой утвердили, чтобы, пока ты жива, владела бы и держала в пользовании эту землю, но не имела бы права каким бы то ни было образом отчуждать ее, а если бы решилась это сделать, землю бы тотчас же потеряла, и чтобы грамота эта была крепче, руку нашу к ней приложили3.
' Датируются VIII в.
2 Престарной является грамота, в силу которой дается (предоставляется — от praesto) земля или другое имущество для пользования. Сплошь и рядом и престарная, и прекарная грамоты смешиваются в одном акте. Приводимая формула взята из собрания Санских формул VIII в.
3 В данном случае монастырь получает право на землю от некоей владелицы, которая взамен получает право пожизненного пользования ею (praecaria oblata).
Турская формула1
Публикуется по: Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 2. Европа: V — XVII вв. / Отв. ред. Н. А. Крашенинникова. М., 1999. С. 79-80
О человеке, который коммендируется под власть другого Славному господину такому-то я, такой-то. Всем должно быть известно, насколько мало я имею средств, чтобы питать и одевать себя, поэтому я обратился с просьбой к вашему благочестию, и вам угодно было решить, чтобы я передал себя и коммен-дировался под ваше покровительство; я так это и сделал на том условии, что вы должны мне оказывать помощь как в пище, так и в одежде, сообразно с тем, как я смогу вам служить и заслужить [это], я же пожизненно должен буду служить вам на положении свободного человека и воздавать вам послушание и не буду иметь права уходить при своей жизни из-под вашей власти и покровительства. При этом состоялся [между нами] уговор, что если один из нас пожелает отказаться от этого соглашения, то должен будет уплатить другой стороне столько-то солидов, а само соглашение должно оставаться в силе, и [другой] уговор, что [стороны] должны написать друг для друга и скрепить два одинакового содержания документа, что они так и сделали.
Анжерская формула
Публикуется по: Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 2. Европа: V—XVII вв. / Отв. ред. П. А. Крашенинникова. М., 1999. С. 80
Продажа
Я, такой-то, такому-то. Известно, что я продал — и в самом деле я продал — такому-то участок поля... расположенный на территории святого такого-то, в селении таком-то... и я оценил [этот участок]... в столько-то солидов; и что ты с сегодняшнего дня ни пожелал бы сделать с этим полем, ты должен иметь на это полную свободу, не причиняя ущерба тому святому, кому оказывается принадлежащей земля. И если окажется, что я, или кто-либо из моих наследников, или какое-либо постороннее лицо попытается повести дело против этого [акта] о продаже, совершить который я просил по [своей] доброй воле, то [должны будем]
уплатить как тебе, так и представителю святого такого-то двойной штраф, и наш иск не должен иметь силы, и эта продажа, как и моя воля, должны пребывать крепкими на вечные времена.
Прекарные грамоты1
Публикуется по: Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. В 3 т. М., 1961. Т. I. Раннее Средневековье. С. 430—432
Прекарий данный (Precaria data)2
Знатному и собственному господину моему такому-то, такой-то. По совету злых людей пытался я захватить землю вашу, которую я обрабатываю в месте, именуемом так-то, чего я не должен был делать, и землю ту я хотел захватить в собственность, но не смог, так как для этого не было оснований (quod пес ratio prestitit); вы и ваши должностные лица вернули ее себе, нас же с нее согнали3, затем, однако, по просьбе почтенных людей вы отдали нам ее для обработки; вот почему мы и обратились к вашему могуществу с этой прекарной грамотой, чтобы мы держали эту землю, доколе это будет вам угодно, не нанося вам тем самым никакого ущерба. Обещаем вам нести те же самые повинности, что и прочие ваши держатели (accolani). Если же мы не станем этого делать и окажемся нерадивыми, медлительными и непокорными, тогда в силу этой прекарной грамоты, как если бы она возобновлялась каждые пять лет, пусть нас публично присудят к тому, к чему по закону присуждают медлительных и нерадивых, вы же имеете право изгнать нас с той земли.
1 Прекарной является грамота, в которой содержится просьба о даровании прекария (от лат. preces — просьба), точно перечисляются обязательства прекариста (уплата определенного оброка, несение различных служб), чем прекарий отличается от бенефиция, не обусловленного никаким письменным договором. С формальной стороны, пре-карное держание — это земельное держание, которое дано в силу письменной просьбы, возобновляемой первоначально каждые пять лет и служившей документом для охранения прав собственника на перешедший к нему участок.
2 Из формул Маркульфа.
3 Грамота носит фиктивный характер. Ее назначение — создать юридические гарантии, которые сделали бы невозможными притязания прекариста на право собственности на имущество, полученное в прекарий.
Прекарий возвращенный (Precaria oblata)1
Бернвик, милостью Христа аббат монастыря Святого Галла. С согласия нашей братии и фогта нашего Пуатона порешили мы вернуть в качестве прекария Вольвину то владение (res), которое он принес нам в дар в поименованных местах [далее следуют семь названий — Вейнфельден и другие], все то, что имеется в тех местах, с домами, строениями, рабами, лесами, всем движимым и недвижимым, возделанным и невозделанным, всем, что можно назвать и поименовать и что содержится в его дарственной грамоте; так мы и сделали и притом с тем условием, чтобы это владение он получил и платил за него ежегодный чинш, то есть два денария. Пусть так же поступает и его законный наследник, если удостоится от Бога иметь такового. Если же сам [прекарист] захочет выкупить это [имущество], может это сделать за один солид; если же выкупить захочет его наследник, выкупает за два солида; если же [прекарист] умрет бездетным, брат его Эгино может, если пожелает, выкупить за половину вергельда, то же и его наследники, однако, кроме того, они должны платить чинш, т. е. нести сервильные повинности, без [барщинных] дней. Если же Вольвин и брат его Эгино умрут бездетными, тогда Тиотперт, сын Руадперта, если захочет, может выкупить то, чем владеет в Вейнфельдене, в течение семи лет за полный вергельд и, кроме того, платит чинш, т. е. повинности одного серва, как сказано выше. То, что он подарил в остальных поименованных местах, Вальдперт и Вальтрам, сыновья Вальдперта, если захотят выкупить, могут сделать это в течение шести лет. Если по истечении шести лет не выкупят, тогда [владение это] возвращается к нашему монастырю. Чинш же платится: 15 сикелей пива, 20 хлебов, поросенок, стоящий сайгу2. И то имущество, которое должен выкупить Тиотперт, если по истечении семи лет не выкупит, переходит в наше вечное владение. Совершено публично в вилле, называемой Буснанг [далее подписи].
Прекарий с вознаграждением (Precaria remuneratoria)3
§ 22. Прекарные сделки относительно церковных владений должны совершаться не иначе, как только таким образом: [прекарист] дает [церкви] из собственного имущества, а получает на свое
1 Грамота Сен-Галленского монастыря (838 г.)
2 Алеманнская правда поясняет сайгу так: «...четвертая часть тре-мисса, т. е. один денарий».
3 Из постановления Синода 845 г.
имя соответственного качества церковное имущество в двойном размере, если хочет держать в пользовании собственное и церковное имущество. Если же собственное имущество он с этого времени теряет1, получает на свое имя из церковных владений в тройном размере, поэтому его следует рассматривать не как дарителя собственного имущества, но как держателя (dispensator) чужого.
Прекарий по приказу короля (Precaria verbo regis)2
§4.0 церковных же владениях, которые до настоящего времени были пожалованы мирянам по слову господина короля, [постановляем], чтобы и они владели, как и раньше, если только [владения эти] не будут возвращены этим церквам по слову господина короля.