Рис. 151. Поперечный срез стебля рдеста блестящего:
1 - кутикула; 2 - эпидерма; 3 - клетки воздухоносной паренхимы (аэренхимы); 4 - воздухоносные полости в аэренхиме; 5 – эндодерма. Обращает на себя внимание развитие в первичной коре стебля мощного слоя аэренхимы (воздухоносной паренхимы), слабое развитие механических и проводящих тканей и центрального цилиндра в целом.
2. Строение плавающих и подводных листьев гидрофита Кубышки желтой (Nuphar luteum, Fam. Nymphaeaceae — Сем. Кувшинковые) (рис. 152 а, б.)
Рис. 152б. Поперечный срез подводного листа кубышки: 1 – верхняя эпидерма, 2 – нижняя эпидерма, 4 - губчатая паренхима
Для плавающих листьев, в отличие от листьев подводных, характерна дифференциация паренхимы (наличие столбчатого мезофилла). В обоих случаях выражены воздухоносные полости.
Гидатоды расположены по краю листа. Видно отверстие гидатоды (собственно водяное устьице) и проводящие элементы ксилемы (трахеиды).
Указанный объект, рассмотренный ранее при изучении фактора “свет”, является также примером для рассмотрения типичной структуры листьев древесных листопадных мезофитов умеренной зоны.
На поперечном срезе обоих листьев, особенно светового, видна выраженная дифференциация паренхимы на столбчатую и губчатую, в составе сосудисто-волокнистых пучков (жилок) имеется механическая ткань, на нижней стороне листьев есть устьица, стенки клеток эпидермы неравномерно утолщенные.
Мезоморфное строение листа огурца проявляется примерно в тех же признаках, что и у сирени (см. предыдущий пример). Мезофилл четко дифференцирован на столбчатый и губчатый (дорзовен-тральный тип строения листа), устьица расположены преимущественно на нижней эпидерме.
Листья кукурузы относятся не к дорзовентральному, а изолатеральному типу строения. Здесь отсутствует дифференциация мезофилла на столбчатую и губчатую части, устьица расположены большей частью на верхней эпидерме (но присутствуют и на нижней). Обращает на себя внимание наличие трихом (эпидермальных волосков). На верхней эпидерме располагаются моторные (двига-тельные) клетки, обеспечивающие при потере тургора продольное “складывание” листьев (адаптация для затруднения транспирации).
Листья у эфедры редуцированы, ассимиляционная паренхима расположена в коре стебля. Обращают на себя внимание мощное развитие механической ткани (склеренхимы) и хорошо выраженная кутикула на эпидерме.
По сравнению с рассмотренным выше листом мезофильного злака кукурузы (см. рис. 155) лист ковыля имеет ряд выраженных ксероморфных признаков: мощные механические ткани, одревесневающую эпидерму, большое количество трихом. Верхняя сторона листа покрыта многочисленными продольными бороздками, на дне которых расположены моторные (двигательные) клетки, а на стенках - устьица. При недостатке влаги лист ковыля скручивается в трубочку.
Под эпидермой, покрытой мощной кутикулой, располагаются клетки дополнительной защитной ткани (гиподермы). Хлорофиллоносная и водоносная паренхима сосредоточена в мощной первичной коре.
10. Строение листа-хвоинки психрофита Сосны обыкновенной (Pinus sylvestris, Fam. Pinaceae — Сем. Сосновые) на поперечном срезе - рис. 159.
Отмечается ряд ксероморфных признаков: небольшая площадь поверхности хвоинки, мощная кутикула, толстостенная эпидерма с одревесневающими стенками клеток, погруженные устьица, наличие гиподермы, хорошо развитая склеренхима в центральной части хвоинки (между проводящими пучками).
Рис. 158. Часть поперечного среза стебля кактуса: а - эпидерма; б - гиподерма; в - первичная кора
а
б
в
Складчатая форма клеток мезофилла обеспечивает значительно большую фотосинтезирующую площадь, чем небольшая наружная поверхность хвоинки.