По результатам исследования, проведенного во второй главе курсовой работы было выявлено, что основными целевыми рынками для СООО «Виртус лтд» является следующая группа заказчиков: крупные и средние предприятия хлебопекарной отрасли, с высокими объемами производства (большие хлебозаводы) и высокой степенью изношенности оборудования. Также целевым рынком являются небольшие новые предприятия.
Для СООО «Виртус лтд» предлагается перейти с рынка B2B на рынок HoReCa. HoReCa — термин, обозначающий сферу индустрии гостеприимства (общественного питания и гостиничного хозяйства). Название «HoReCa» происходит от первых двух букв в словах Hotel, Restaurant, Cafe/Catering (отель — ресторан — кафе/кейтеринг).
Существуют следующие русские аналоги данного термина:
«ГРБ» (гостинично-ресторанный бизнес).
«КаБаРе» (кафе, бары, рестораны).
HoReCa — понятие, используемое операторами и участниками рынка. Термин «HoReCa» активно используется рестораторами, отельерами, шеф-поварами, компаниями-поставщиками и производителями оборудования, продуктов питания и услуг для отелей/гостиниц, ресторанов, баров и кафе, а также другими участниками гостиничного и ресторанного бизнеса для определения их принадлежности к рынку индустрии гостеприимства.
Для СООО «Виртус лтд» предлагается выбрать данный целевой рынок.
Объем минского рынка общественного питания с каждым годом растет. По данным Министерства торговли Республики Беларусь, в 2014 году в Минске действовало 2046 предприятий общественного питания, в том числе 778 предприятий частной формы собственности. За последние два количество предприятий общественного питания выросло в Беларуси на 498 ед., в том числе по Минску на 80 ед. Ежедневно предприятиями общественного питания продается товаров более чем на 330 млн р. [5]. Ежемесячно в Минске открывается с десяток новых кафе и ресторанов, а темпы роста ресторанного рынка достигают 6 % в год. Между тем наиболее динамично сегодня развивается средний и дорогой сегмент, в то время как рынок фаст-фуда - наиболее востребованного и популярного вида общественного питания - растет крайне медленно. На протяжении двух последних лет этот рынок увеличивался на 10-15% ежегодно. Если на Западе, по данным консалтинговой компании Maxpro, на фаст-фуд приходится порядка 60% всего ресторанного рынка в денежном выражении и подавляющая часть рынка в количественном выражении (по числу заведений, персоналу и т. д.), то в Беларуси рынок быстрого питания составляет около 30% всего общепита в денежном выражении и примерно 50% - в количественном [5]. При этом развитие белорусского фаст-фуда идет в основном за счет западных игроков, в то время как отечественные сети ресторанов быстрого питания, ориентированные на национальную кухню, развиты очень слабо. Этот фактор в полной мере можно отнести и к Минску. Хотя ежегодно услугами сети быстрого питания (по данным Госкомстата) в Минске пользуется 250 000 человек [5].
Сегодня рынок ресторанов быстрого питания слабо насыщен. И тех немногочисленных сетей, которые сегодня действуют - недостаточно. Потенциал для развития отрасли громадный. Однако мы должны в принципе приучить людей к тому, что они могут без ущерба для своего здоровья и кошелька сходить в нормальное предприятие общественного питания быстрого обслуживания и перекусить. Эта идея у нас скомпрометирована хот-догами, чебуречными и рюмочными, и, поэтому, появление на рынке любого сертифицированного, лицензированного, грамотно работающего предприятия надо только приветствовать.
Развитие потребительского рынка в целом и рынка услуг фаст-фуд можно уверенно отнести к задачам социально значимым. Уровень комфортности жизни зависит, в том числе, от того, насколько просто, быстро и недорого человек может, находясь в городе покушать, купить продукты, получить другие услуги. Поэтому крайне важно сегодня создание доступного, простого и понятного правового поля, обеспечения бизнесменов информацией по различным направлениям бизнеса и права, создания в стране положительного инвестиционного, финансового, налогового климата.
Таким образом, данный рынок развивается довольно быстрыми темпами и является хорошей целевой перспективой для СООО “Виртус лтд”.
Расчет экономического эффекта привлекательного рынка сбыта определим экспертным путем. На первом этапе происходил подбор экспертов и формирование экспертной группы. В качестве экспертов выступали ведущие логисты предприятия. Оценка компетентности экспертов в области логистики происходила на основе оценочной шкалы. Оценочная шкала для самооценки компетентности экспертов представлена в виде таблицы 3.1.
Таблица 3.1 - Оценочная шкала для самооценки компетентности экспертов
Глубина знания экономических проблем
Значение балльной оценки
Не имею представления о рынке сбыта товара
Имею поверхностное представление о рынке сбыта товара
Имею общее представление о рынке сбыта товара, неплохо владею информацией связанной с данным рынком сбыта
Имею общее представление о рынке сбыта товара, хорошо владею информацией связанной с данным рынком сбыта
Имею представление о рынке сбыта товара и глубокие знания в части рассматриваемых критериях для сбыта товара на данном рынке
Имею полное представление о рынке сбыта товара в целом, владею полной информацией о критериях сбыта товара на данном рынке
Примечание – Источник: собственная разработка.
Результаты самооценки компетентности экспертов можно представит в виде таблицы 3.2. Пригодность экспертов для участия в опросе о перспективном рынке сбыта определялась по методу самооценки на основе коэффициента компетентности эксперта по формуле 3.1:
Кс = Со / Оmax (3.1)
где – коэффициент компетентности эксперта;
– самооценка (в баллах), характеризующая степень знакомства эксперта с проблемой;
Средний коэффициент компетентности по всем экспертам
0,8
Примечание – Источник: собственная разработка.
Коэффициенты компетентности экспертов довольно высоки, поэтому оценка будет достаточно достоверна.
На втором этапе компетентные эксперты оценивали влияние маркетинга партнерских отношений на изменение в будущем следующих показателей, представленных в таблице 3.4. Процентное изменение показателей возьмем как среднее арифметическое ответов экспертов по каждому показателю.
Таблица 3.4 – Прогноз влияния привлекательности рынка на изменение показателей
Показатели
Изменение, %
Выручка в действующих ценах
+2%
Примечание – Источник: собственная разработка.
На основании результатов спрогнозируем полученную прибыль от реализации и сведем результаты выбора привлекательного рынка сбыта продукции в таблицу 3.5.
Таблица 3.5 – Прогноз результатов выбора привлекательного рынка сбыта
Показатель
До внедрения
После внедрения
Абсолютное отклонение
Относительное отклонение,
%
Выручка в действующих ценах (без НДС), млн. руб.
25880,46
+507,46
Прибыль от реализации, млн. руб.
5486,58
+107,58
Чистая прибыль, млн. руб.
2925,36
+57,36
Примечание – Источник: собственная разработка.
Как видно из представленных данных, выбор привлекательного рынка сбыта позволит получить в течение года дополнительную выручку в размере 507,46 млн. руб., дополнительную чистую прибыль в размере 57,36 млн. руб.