Поведение животных — очень широкое понятие. Оно объединяет огромное многообразие реакций, способствующих выживанию организмов и сохранению вида в меняющихся условиях внешней среды. Простейшей его формой являются различные двигательные реакции на внешние раздражения, более сложной формы поведения, связанные с обучением, переработкой информации — высших интегративных функций нервной системы.
Поведение — это комплекс врожденных и приобретенных реакций, которые способствуют индивидуальной и групповой адаптации к конкретным условиям среды.
Наука, изучающая поведение,— этология (гр. ethos — характер, нрав) оформилась в 30-е годы XX в., хотя отдельные наблюдения проводились и в прошлом веке.
Поведение животных строится на базе трех основных компонентов высшей нервной деятельности: инстинкты, обучение (условно-рефлекторная деятельность), рассудочная деятельность. В повседневной жизни поведение позвоночных представляет собой интегрированный комплекс всех этих компонентов.
Инстинкты — это врожденные, наследственно фиксированные поведенческие реакции. Это действия, которые совершаются всеми животными данного вида стереотипно, без предшествующего индивидуального опыта и обучения. Для инстинктов характерна видоспецифичность, многие инстинктивные формы поведения настолько специфичны и постоянны, что могут служить таксономическим видовым признаком. Ч. Дарвин считал, что целесообразность инстинктов и их становление является результатом естественного отбора полезных для вида признаков.
(Таксо́н (лат. taxon, мн. ч. taxa; от taxare — «ощупывать, определять посредством ощупывания цену, оценивать» — группа в классификации, состоящая из дискретных объектов, объединяемых на основании общих свойств и признаков.)
Одно из первых исследований инстинктов — интересный опыт, проведенный еще в XIX в. с бобрами в Парижском зоопарке. Молодые животные, выросшие без родителей, выполняли сложные строительные работы по возведению плотин (строительный инстинкт). Примером инстинкта является также ориентировочный рефлекс животных в незнакомой обстановке. При этом происходят изменения соматических и вегетативных реакций, просвета сосудов, дыхания, повышение уровня глюкозы в крови, расширение зрачков, поворот головы в сторону раздражителя, повышение артериального давления.
У высших животных первичная ориентировочная реакция сменяется второй фазой — исследовательской. Ориентировочно-исследовательский рефлекс имеет важнейшее биологическое значение. Советский физиолог Л.А. Орбели со своими сотрудниками проводил обширные исследования по изучению эволюционных аспектов поведения. Он рассматривал поведенческие реакции как сложное динамическое взаимодействие двух компонентов: врожденного и приобретенного.
Л.А. Орбели придавал большое значение ранним стадиям онтогенеза для дальнейшего формирования поведения животного. Именно на этих стадиях происходит, как он писал, «вклинивание приобретенных форм деятельности» в проявление многих врожденных реакций. Этот момент играет большую модифицирующую роль, изменяя развитие некоторых врожденных реакций. Эти представления Л.А. Орбели имеют принципиальное значение для этологии, поскольку дают возможность подойти к пониманию механизма импринтинга (раннего запечатлевания).
Подтверждением этого явления стали факты, полученные австрийским ученым К. Лоренцом в конце 30-х годов. Исследуя выводковых птиц, он показал, что реакция запечатлевания по своим свойствам резко отличается от обычного обучения. В определенный, строго ограниченный период времени на раннем этапе онтогенеза животное «фиксирует», запечатлевает раздражитель и именно на него впоследствии осуществляется та или иная врожденная реакция. Например, у выводковых птиц имеется врожденная реакция следования за матерью. Эта реакция должна проявиться в течение первых часов после вылупления на основе запечатлевания ее движущейся фигуры. Если в эксперименте в это время птенцы (например, утки) увидят не мать, а другую птицу другого вида или даже какой-нибудь движущийся предмет, они будут следовать за ним.
Таким образом, существуют особые, ограниченные во времени чувствительные периоды онтогенеза, когда животные запечатлевают раздражитель. Если этот период не реализован, дальнейшее поведение животного будет иметь отклонения. Даже такой мощный инстинкт, как инстинкт материнства у животных, зависит от формирующего влияния среды. У приматов этот инстинкт проявляется очень отчетливо в период заботы о потомстве (дольше, чем у многих других животных). Однако если выращивали самок макак-резус без общения с матерями, то после появления потомства инстинкт материнства у них совсем не проявлялся. Такие исследования были проведены Харлоу (1962). В результате работ многих исследователей сформировалось представление, что реакции поведения представляют собой результат тесного переплетения врожденных и индивидуально приобретенных компонентов, причем в разных поведенческих актах удельный вес этих компонентов неодинаков.
Вторым компонентом поведенческой реакции является обучение на основе условно-рефлекторной деятельности. Характерной особенностью этой поведенческой реакции является необходимость повторяемости определенных ситуаций. Индифферентный раздражитель сочетается с раздражителем, вызывающим инстинктивную реакцию (пищевое возбуждение, оборонительная реакция и др.). После нескольких сочетаний ранее безразличный, нейтральный раздражитель приобретает сигнальное значение и развивается адекватная ситуации поведенческая реакция.
Благодаря возникновению условно-рефлекторных временных связей организм приобретает способность реагировать на внешние события по определенным сигналам. Нейтральные раздражители могут стать сигналом пищи, опасности. При изменившихся условиях, когда нейтральный раздражитель не подкрепляется безусловным, вызывающим инстинктивную реакцию, происходит торможение, угасание временных связей, которые перестают быть целесообразными в данных условиях. И.П. Павлов показал, что образование и формирование условных рефлексов обеспечивает поведенческую пластичность животных, происходит динамическое приспособление к постоянно меняющимся условиям существования. Свойство индивидуального приспособления организма ориентироваться по сигналам внешней среды широко распространено в животном мире. У высших млекопитающих временные связи замыкаются между центрами, находящимися в коре больших полушарий (кортиколизация функций). Имеются данные, что скорость образования условных рефлексов у них выше, чем у других позвоночных
Однако условные рефлексы успешно вырабатываются у позвоночных всех уровней филогенетического развития: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, хотя рептилии обладают лишь зачатками коры, а земноводные и рыбы не имеют и этого. У птиц субстратом для образования условных рефлексов является стриапалидарная система подкорковых нервных узлов. Выработаны пищедобывательные условные рефлексы у высших беспозвоночных — головоногих моллюсков (осьминоги), ракообразных, насекомых.
Третий компонент поведения — элементарная рассудочная деятельность. Впервые способность высших животных к ассоциациям, к примитивным рассудочным действиям была отмечена Ч. Дарвиным («О выражении ощущений у человека и животных», 1872). Позднее эти взгляды развил русский зоолог А.Н. Северцов (1922), который считал, что примитивная форма рассудочной деятельности была таким типом поведения, который прогрессивно развивался в эволюционном ряду и явился важнейшим фактором эволюционного прогресса.
Большой вклад в изучение элементарной рассудочной деятельности животных был внесен советским физиологом Л.В. Крушинским, который предложил специальные количественные методы, позволяющие оценивать этот вид поведенческой реакции, названной им элементарной рассудочной деятельностью (ЭРД). По мнению Л.В. Крушинского, наличие ее у высших животных явилось одним из звеньев в предыстории интеллекта человека. Понятно, что это не снимает вопрос о качественном отличии человеческой психики, основанной на способности к абстрактному мышлению. В отношении признания элементарной рассудочной деятельности у животных наблюдались самые различные мнения: от вульгар ного антропоморфизма, «стирающего» грань между животными и человеком, — до полного отрицания каких-либо элементов рассудочной деятельности у животных.
Противники признания у животных даже примитивной рассудочной деятельности нередко ссылаются на авторитет академика И.П.Павлова, который был последовательным противником антропоморфических представлений по отношению к животным. При исследовании поведения животных И.П. Павлов использовал строго физиологические методы и создал учение об условных рефлексах. Однако он не разделял мнения об отождествлении условно-рефлекторной и рассудочной деятельности. Так, когда в лаборатории начались опыты с человекообразными обезьянами, он говорил об особом характере ассоциаций, который можно оценить как «конкретное мышление», улавливание связи между вещами. «Когда обезьяна строит вышку, чтобы достать плод, то это условным рефлексом назвать нельзя. Это другой случай. Это начало образования знания, улавливание связи между предметами».
В чем же отличие элементарной рассудочной деятельности от других форм поведения? Это, прежде всего, построение программы поведения без предварительного обучения, при первой встрече особи с необычной ситуацией на основе улавливания связей между предметами и явлениями окружающей среды. В основе рассудочной деятельности лежит постижение некоторых эмпирических (не теоретических) закономерностей природы. Это позволяет животному прогнозировать наступление ближайших событий, строить поведение на основе решения элементарных задач. Рассудочная деятельность не исчерпывается рекомбинацией условных рефлексов, приобретенных в индивидуальной жизни.
Примером элементарной рассудочной деятельности у животных является способность к экстраполяции. В опытах Л. В. Крушинского экстраполяция проявлялась как способность животных к выполнению определенного действия с учетом поправки на время и направление движения. Опыт состоял в следующем: пищевой раздражитель (приманка) движется прямолинейно с постоянной скоростью. Начальный отрезок пути находится в поле зрения животного, а затем скрывается за непрозрачной преградой (ширмой). Животное должно как бы продолжить траекторию движения и определить возможное положение пищевой приманки с учетом времени и скорости перемещения. При решении задачи на экстраполяцию мозг как бы создает программу поведения с учетом этих факторов. Способность к экстраполяции— один из параметров рассудочной деятельности, это качество играет роль при выполнении различных двигательных актов и у человека (например, стрельба по движущимся мишеням).
Была обнаружена отчетливая взаимосвязь элементарной рассудочной деятельности с уровнем филогенетического развития, с высотой организации нервной системы. Низшие позвоночные (рыбы, амфибии) не оценивают ситуацию в вышеприведенном опыте. Эти животные многократно и безуспешно пытаются найти корм за ширмой, не учитывая направления перемещения пищи. Только повторение этого опыта с подкреплением пищей создает возможность адекватного поведения, однако это уже не рассудочная деятельность, а обучение на основании образования условного рефлекса.
Характерной чертой элементарной рассудочной деятельности является принятие решения в необычной ситуацииу без предварительного обучения — с первого предъявления задачи. Среди пресмыкающихся (у них уже имеются зачатки коры) отдельные особи решают задачи по экстраполяции движущегося объекта; выражена эта способность и у многих птиц.
Процент особей данного вида, решивших предложенную задачу, позволяет количественно определить параметры развития ЭРД. Сложные варианты экстраполяционных задач смогли решить вороновые птицы, хищные млекопитающие. Второй параметр ЭРД — сопоставление геометрических свойств предметов. Задачи по анализу геометрической формы и размеров предметов могут решать животные с достаточно развитой ЭРД. Так, в опытах, проводимых в лаборатории И.П. Павлова, собаки могли тонко дифференцировать круг от эллипса при соотношении радиусов 8: 9. Способность сопоставления геометрических свойств предметов проявляется в следующем опыте: перед животным демонстрируется объемная пищевая приманка, затем вместо нее появляется плоская геометрическая фигура. Животное с развитой рассудочной деятельностью, обойдя эту плоскую фигуру, не пытается достать оттуда корм, так как объемы этих предметов несовместимы. Низшие позвоночные такой ассоциации лишены.
Третий параметр рассудочной деятельности — способность восприятия количества и сопоставления множеств. Птицы и млекопитающие в качестве условного раздражителя при пищевом подкреплении дифференцируют количество изображенных кружочков или других фигур в пределах семи. Сам по себе этот опыт демонстрирует способность к обучению, а не к рассудочной деятельности. Однако следующий этап — создание новой ситуации: изменение окраски и формы изображенных фигур, изменение варианта их расположения (правильное, симметричное, беспорядочное). В случае решения этой задачи животным проводится определенное абстрагирование от формы, цвета и расположения, а воспринимается именно количество.
Французский ученый Р. Шовен (1972) объясняет эти результаты следующим образом: человек не смог бы научиться считать «без доязыковых способностей восприятия количества», которые свойственны высокоорганизованным животным. Основным отличием человека является не совершенствование органов чувств, воспринимающих предметы окружающего мира (в данном случае зрительного анализатора), а способность формулировать счет словами, понятиями, цифрами, что дает высокую возможность сопоставления и абстракции. Опыты психологов показали, что при демонстрации ребенку, не умеющему считать, карт с нанесенными кружочками он на основании чисто зрительных восприятий умеет отличить множества в пределах 7—8.
Формирование абстрактного мышления, происходящее начиная с раннего детства, является основным качественным отличием человека от элементарной рассудочной деятельности самых высокоразвитых животных. Элементарная рассудочная деятельность играет важную роль в эволюции, она обусловливает возможность выполнения сложных поведенческих актов, повышает приспособляемость животных к меняющейся среде.
При решении экстраполяционных задач и задач с геометрическими фигурами у некоторых животных развиваются нарушения высшей нервной деятельности (экспериментальные неврозы). Неврозы проявляются в форме заторможенности, отказа от решения задачи, от пищи — это как бы своеобразная защита коры полушарий от перевозбуждения в сложной ситуации. Рассудочный акт, даже в наиболее примитивной форме, труден для животного.
С точки зрения Л. В. Крушинского, причина развития у животных невротических состояний при решении эвристических задач заключается в том, что в повседневной жизни животным редко приходится решать подобные задачи. Основная форма их поведения обеспечивается инстинктами и условными рефлексами, приуроченными к cтабилизации поведения в среде обитания с. достаточно константными параметрами. Отсутствие необходимости частного решения эвристических задач привело к тому, что этот тип поведенческой реакции оказался недостаточно «отшлифованным» естественным отбором.
Формирование поведенческого акта.
Для выполнения поведенческого акта, имеющего адаптивный характер, необходима определенная функциональная система. Она состоит из двух частей: рецепторного образования, доставляющего информацию о среде к центральной нервной системе, и рабочей периферии, осуществляющей сам поведенческий акт. Между этими двумя частями системы, как считает П.К. Анохин, находятся структуры, осуществляющие синтез всех пришедших возбуждений (афферентный синтез), и структуры, воспринимающие обратную информацию о результатах действия.
Предположим, что в центральную нервную систему доставлена информация о недостатке воды в тканях, нарушении гомеостаза. Это изменение воспринимается гипоталамическим центром (центр жажды), возникает мо-тивационное возбуждение. В каждый данный момент в организме доминирует то или иное мотивационное состояние (страх, голод, жажда и т.п.). С мотивационным возбуждением тесно связано субъективное эмоциональное состояние.
Мотивационное возбуждение, связанное с возникновением любой потребности, создает отрицательное эмоциональное состояние, беспокойство в поведении животного и мобилизует организм через ориентировочно-исследовательскую деятельность на активное поведение во внешней среде, т.е. способствует тому, чтобы подкрепление осуществлялось оптимальным путем и в кратчайшее время. Удовлетворение возникших потребностей вызывает положительное состояние. Положительная эмоция сигнализирует об успехе поиска. Эмоции производят оценку организмом необходимости, достаточности и полезности поведенческих актов. Роль эмоций очень велика в формировании адаптивного поведения. В ходе эволюции этот признак был доведен естественным отбором до поразительно богатого разнообразия эмоционального состояния у человека. Имеются данные, что животные (крысы), выращенные в условиях, эмоционального однообразия, быстрее старели, чем животные той же популяции, выращенные в условиях, эмоционально разнообразных.
Генетика поведения — один из самых молодых разделов науки о наследственности. Она еще не приобрела четкости и логической структуры, характерных для этой области биологии. Причина этого состоит в том, что поведенческие реакции отличаются исключительной сложностью и относятся в основном к количественным признакам, варьирующим в зависимости от условий среды.
Первые в нашей стране лаборатории по изучению генетики высшей нервной деятельности были созданы по инициативе академика И. П. Павлова в 30-е годы в с. Колтушах (ныне Павлово) под Ленинградом. И. П. Павлов наметил два пути исследования основных свойств нервных процессов: выяснение наследования основных свойств нервных процессов и выяснение влияния факторов среды на формирование особенностей высшей нервной деятельности. Исследованиями М.П. Садовниковой-Кольцовой (1931) при изучении двух линий крыс было установлено, что они существенно отличаются по степени пассивно-оборонительного поведения, и это влияло на скорость образования рефлекса в лабиринте. Для проведения генетических исследований необходимы чистые линии.
Интересные опыты по селекции были начаты в 1929 г. Р. Трайоном. В течение 20 лет велся отбор крыс по скорости обучения в специальном автоматическом T-образном лабиринте и проводилось близкородственное скрещивание (инбридинг). Селекция этих двух линий проводилась на основе пищевого безусловного раздражителя. Одна линия (А) быстрее осваивала лабиринт, а другая (В) — медленнее. Превосходство крыс линии А проявлялось в задачах с пищевой мотивацией, на которой и основывались селективные тесты. Но животные линии В быстрее обучались при применении безусловного болевого раздражителя. Таким образом, способность к обучению может зависеть и от характера безусловного рефлекса, на базе которого образуется условный.
В настоящее время выведены линии крыс, отличающихся по степени двигательной активности, уровню эмоциональной реактивности, половому поведению, предпочтению воды или алкоголя, т. е. создаются контрастные по поведению линии животных.
Способность к обучению, по мнению ряда исследователей, может быть связана с уровнем функциональной активности головного мозга. При выращивании крысят линии А (быстро обучаемая группа) в искусственно изолированной внешней среде, в условиях, бедных внешними раздражителями, животные становились менее способными к обучению и не отличались от линии В. Наоборот, тренировка крыс линии В и выращивание их в условиях среды, обогащенной различными раздражителями, приводила к улучшению критериев быстроты обучения. Вместе с тем быстрая подвижность нервных процессов, которую определяли в опытах по переделке навыков, выше у линии А — они совершали многократные переделки с небольшими интервалами между тестами.
Следует отметить, что влияние среды реализуется на определенной генетической основе и приведенные выше опыты показывают не отсутствие генетического компонента, а возможности модификационной изменчивости в пределах нормы реакции.
Уровень функциональной активности нервной системы определяется различными звеньями биохимических процессов.Эти процессы, как и синтез самих белковферментов, находятся под генетическим контролем. Исследования по изучению биохимических особенностей организмов в связи с генетической обусловленностью поведения стали проводиться в последнее десятилетие. Имеются данные, что у крыс линии А в полушариях большого мозга содержится большее количество фермента, расщепляющего ацетилхолин (ацетилхолинэстеразы). Ацетилхолинэстераза — медиатор, выделяющийся в синаптическую щель при передаче нервного импульса.
Имеются данные о значении серотонина, норадреналина и о корреляции содержания этих веществ в различных отделах нервной системы с особенностями поведения. Так, у линии крыс, отличающихся агрессивным поведением, обнаружено низкое содержание серотонина в переднем отделе мозга, а содержание норадреналина в стволе мозга выше, чем у крыс из малоагрессивной линии. Однако на основании немногих имеющихся работ не представляется возможным провести анализ и сделать выводы.
Другим путем возможного влияния генов на поведенческие реакции может быть определение ими структурной организации рецепторов, что обусловливает неодинаковую чувствительность к раздражителям. Поведенческие реакции, как и другие признаки особи, подлежат отбору. Каждый вид характеризуется определенным комплексом специфических поведенческих реакций, часть из которых является врожденными. На этой основе строятся сложные формы поведения, включающие условно-рефлекторную и элементарную рассудочную деятельность.
Поведенческие реакции, имея наследственную основу, отличаются вместе с тем широкой нормой реакции, индивидуальной вариабельностью, зависимостью от условий среды. Являясь результатом действия естественного отбора в процессе эволюции, поведение само оказывает влияние на процессы эволюции. В эволюции у животных прогрессивно развивалась способность к передаче информации от одной особи к другой в сообществе, стае, стаде. Эти формы поведения оказали огромное влияние на процесс эволюции.
Передача полученного опыта от родителей к потомкам путем непосредственных контактов между ними была названа М. Е. Лобашевым сигнальной наследственностью. Процессы обмена информацией необходимы для жизни животных в сообществе. Примеры такого поведения можно видеть на разных уровнях эволюционного развития у общественных насекомых (пчел, муравьев), у животных, ведущих стайный или стадный образ жизни (рыб, птиц, млекопитающих). Эта форма непосредственного программирования родительским поколением стереотипа поведения потомства возрастает прогрессивно в процессе эволюции от заботы о потомстве у рыб к сложным отношениям с передачей опыта у птиц и достигает вершины у млекопитающих.
У приматов имеется система передачи звуковых и мимических сигналов, которую стали интенсивно изучать как в природных, так и в экспериментальных условиях. Эволюция форм поведения происходила в направлении от жестко генетически программированных форм у низших животных до более пластичных типов поведения, строящихся на определенной генетической основе, но имеющих широкую норму реакции. Чем выше стоят животные на эволюционной лестнице, тем шире норма реакции поведенческих признаков, тем больше возможностей для индивидуального приспособления в меняющихся условиях среды.
Одним из направлений этологии является изучение моделей патологических форм поведения у животных. В лаборатории Л. В. Крушинского была выведена линия крыс КМ (Крушинского—Молодкиной), очень чувствительных к звуковым раздражениям. Громкий звук (звонок, гудок) вызывает у этих животных судорожную реакцию эпилептоидного типа (вначале бег, затем бег на месте, переходящий в судороги). Среди диких крыс изредка (около 2 %) встречаются такие особи, среди крыс линии Вистар — 15%, у крыс линии КМ — 99 %. А.Г. Иванов-Смоленский (1974) относит такие реакции к наиболее древним защитным реакциям; судорожный припадок — это чрезмерное выражение готовности нервной системы к бурным защитным двигательным реакциям борьбы или бегства.
Предрасположенность к аудиогенной (под влиянием звука) эпилептоидной реакции наследственно обусловлена. Тип наследования (моногенный или полигенный) точно не установлен, хотя сохранение в диких популяциях таких животных позволяет предположить, что у них имеются определенные биологические преимущества, вследствие чего они не подверглись отсеиванию естественным отбором. Оказалось, что у таких крыс выше подвижность нервных процессов, большая скорость выработки условных рефлексов, они делают меньше ошибок при решении задач с поиском корма в лабиринте.
Другой моделью патологического поведения является реакция кататонии— обездвиживания животного: происходит как бы «застывание» на месте. Кататоническая реакция распространена у многих видов позвоночных. Она тоже имеет определенный адаптивный характер. В природе хищник обычно обращает внимание на движущиеся фигуры и преследует их. Он может не заметить жертву, если она обездвижена. Среди крыс линий Вистар и Аугуста такая реакция встречается не более, чем у 1 %, а у гибридов В X А — 10—30 %. Наследование предрасположенности к кататоническим реакциям пока не ясно. Попытка селекции для получения линии крыс, предрасположенных к этой реакции, окончилась неудачно из-за плохой репродуктивной способности таких крыс.