Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Символика и нумерология в музыке Баха



Сложный мир произведений Баха открывается через музыкальную символику, которая сложилась в русле эстетики музыки барокко.

1. Основное претворение этой символики можно найти в традициях протестантского хорала. Жизнь и творчество Баха, как и всех его современников, неразрывно связаны с протестантским хоралом (общинные песни на библейские сюжеты, всего около 30, которые были введены в церковный обиход ещё Мартином Лютером). Вполне закономерно, что протестантский хорал стал неотъемлемой составной частью его музыкального языка.

Хоралы пелись протестантской общиной, ко времени Баха уже около 200 лет они входили в духовный мир человека как естественный, необходимый, органично вросший в психику и сознание элемент мироощущения. Все люди Германии того времени знали мелодии хоралов наизусть. Поэтому для слушателей времени Баха хоральные мелодии являлись по существу знаками, отражающими содержание инструментальной музыки без текста.

Так, например, симфония a-moll основана на хорале «Christ lag in Todesbanden» («Христос лежал в пеленах смерти»). Соответственно тексту хорала, музыкальное содержание симфонии включает в себя как образы печали, скорби, так и радость по поводу воскресения Христа, и славословия «Аллилуйя».

Цитирование хоралов из благодарственного круга «Herr Gott, dich loben wir» («Тебя, Боже, хвалим») в фуге E-dur II тома или «Allein Gott in der Höh"sei Ehr» («Только один Бог на небесах») в фуге G-dur I тома определяет их содержание.

Покаянные хоралы «Aus tiefer Not schrei ich zu dir» («Из бездны бед взываю я к Тебе») в двух вариантах, звучащие в циклах es-moll, b-moll I тома и b-moll II тома, или покаянный хорал «Herr Jesu Christ, du höchstes Gut» («Господь Иисус Христос, Ты — высшее благо») — используемый в цикле gis-moll I тома, сообщают этим прелюдиям и фугам определенный эмоциональный настрой и указывают на общность их содержания.

Однако роль хоралов в музыкальном языке Баха не ограничивается цитированием их мелодий. Отдельные мотивы из хоралов становятся устойчивыми формулами, символами имеющими определенное значение. Например, нисходящие фигуры были знаками печали, умирания, положения во гроб. Восходящие звукоряды выражали символику воскресения. Многие исследователи музыки Баха занимались темой символики музыки. Среди них крупный музыковед начала XX в. Б. Яворский, позже Профессор РАМ им. Гнесиных В. Носина. (см. Приложение к данной лекции)

2. В разговоре о символике музыки Баха невозможно обойти стороной цифровую составляющую музыки. Эта тема, давно ставшая модной на Западе, для советского музыковедения относительно нова, чем обусловливается неоднозначность отношения к ней - от повышенного интереса до активного неприятия.
Об этой стороне баховской музыки смутно догадывался еще Альберт Швейцер, когда утверждал, что пьесы Баха вытекают из темы с определенной эстетико-математической необходимостью и что композитор работал как математик, видящий перед собой все множество вычислений.

Во времена Баха на музыку смотрели не как на искусство, а как на разновидность математической науки, о чем свидетельствует словарь Вальтера 1708 года. Музыка определяется в нем как «математическая наука, посредством которой составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем чтобы ею в первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед богом и затем, чтобы ею услаждать и давать удовлетворение слуху и душе».

Чтобы понять все тонкости баховской математики, необходимо иметь представление о традициях христианской нумерологии. Согласно одной из них, любое многозначное число при необходимости приводится к однозначному сложением цифр, например, 444=12=3.

Другая традиция связана с нумерацией букв латинского алфавита, используя которую можно наделить символом любое имя, слово или название предмета. Искомое число определяется суммированием.

Ключевые христианские слова - Credo ("Верую"), Deus ("Бог"), Iesus (Иисус), Jesu Christe (Иисус Христос), а также твердо установленные христианские аббревиатуры, например SDG (Soli Deo Gloria - "Единому Богу слава"), J. CHR (Jesus Christus - "Иисус Христос") имели числовой "эквивалент". Получалось это в результате простого и довольно забавного в своей наивности действия - сложения чисел, соответствующих буквам, из которых состоят эти слова.

А-1 G-7 N-13 Т-19

В-2 Н-8 О-14 U(V)-20

С-3 I(J)- 9 P-15 W -21

D-4 K-10 Q-16 X-22

Е-5 L-11 R-17 Y-23

F-6 M-12 S-18 Z-24.

 

Credo = 3 + 17+5 + 4 + 14 = 43;

Deus = 4 + 5 + 20 + 18 = 47;

Gloria = 7+11+14+17+9+1=59

Soli Deo Gloria (SDG) = 29

По этой нехитрой методике с именем Иисуса Христа ассоциируются, по меньшей мере, четыре числа:

I.CHR - 37,

IEsus - 70,

CHRISTE - 79,

CHRIST - 112.

О том, что Бах в работе оперировал этими символами, явно говорит тот факт, что рукописи Баха буквально испещрены надписями SDG и I.I., означающими восклицания Soli Deo Gloria (Единому Богу слава!) и Iesu Iuva (Иисус, помоги!).

Конечно, знал он и о своем числе 14 (ВАСН) и о его чудесном свойстве обращаться в результате прибавления инициалов - 41 (I.S.BACH). Полное написание двух имен и фамилии композитора выражается числом 158, сумма цифр которого равна 14! Корневая пятерка сохраняется и при написании фамилии Баха с одним инициалом (I.BACH-23).

Примечательно, что первая фуга ХТК (До мажор) написана на тему, состоящую из 14 звуков. В фундамент грандиозного сооружения, каковым является ХТК, Бах кладет камень с высеченным на нем своим именем… В этот же ряд становится факт, что Баху понадобилось в I томе ровно «ХТК» ровно 2088 тактов. Эта цифра означает буквально благодарность Богу за содеянный труд 2088 = 29 (SDG) x 72 (IOHANN BACH), что в переводе на русский язык звучит: "Слава Единому Богу!" - Иоганн Бах.

Число 37=I.CHR имеет очень большое распространение, его можно встретить едва ли не в каждой пьесе «ХТК». Например, количество тактов фуги Es –dur – 37. Нередко тридцать седьмой такт или полутакт является существенной гранью формы, в ряде пьес 37 раз используется какая-либо характерная фигура (фуга D-dur, прелюдии f-dur, As-dur, H-dur).

 

3.Так же в творчестве Баха имела значение символика целого ряда священных чисел, унаследованных христианской нумерологией эпохи барокко от византийских греков:

54 - Божий суд,

144 – Голгофа,

777 - Крест Господень,

444 - Святое причастие,

1746 - число слияния, смешения трех ипостасей Единого Бога - Отца, Сына и Святого духа.

Соответственно этой традиции каждое однозначное число также несло за собой определённый смысл.

1 -символ Единого Бога, создателя вселенной.
2 - символ антитезы, противоречия, в частности, двойственности природы Христа как жителя неба и земли, бога и человека.

3 - символ всего духовного, святой Троицы, Христова Воскресения.

6- шесть дней творения. Почитается как совершенное число. Во времена Баха устойчивой традицией было группировать произведения одного жанра в циклы по шесть. Делалось это, очевидно, по двум соображениям: во-первых, 6- совершенное число, поскольку оно является суммой первых трех натуральных чисел (1+2 + 3 = 6), во-вторых, именно в силу библейского значения этого числа (творческое наследие Баха яркий пример такой трактовки числа «6»: шесть Французских и шесть Английских сюит, такое же количество виолончельных сюит, Бранденбургских концертов, скрипичных сонат с клавесином и произведений для скрипки соло (3 сонаты и 3 партиты).

7 - символ семи даров Святого Духа, символ церкви и веры. Формула 4+3 = 7 неизменно сопутствует скорбным, страдальческим фугам Баха и среди прочих считается наиболее сакральной.

8 - символ смерти. Графически оно воспринимается как скрученный в пространстве круг, последний же считается знаком бесконечности.

9 - символ благолепия мира, гармонии вселенной. Члены возрожденческой Платоновской академии, направляясь на свои интеллектуальные пиршества, стремились собираться в количестве девяти человек и восхваляли Платона даже за его смерть у трапезного стола в возрасте 81 года (9х9). Современники Баха вряд ли считали случайным, что трезвучие - олицетворение гармонии музыкальной вселенной - в сумме своих тонов (1+3+5) имеет число 9. В христианской традиции девятка является также символом свершения пророчества.
3, 6 и 9 рассматриваются в единстве, причем, не только по математическим мотивам. Например, в Евангелии от Марка сказано, что Христа распяли в третьем часу, "в шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого", когда он испустил дух.

Бах прекрасно знал всю эту сложную и запутанную на взгляд современного человека «математику». Она была для него живым, актуальным языком.

 

После всего вышесказанного, неизменно возникает вопрос "...Имел ли Бах при сочинении музыки достаточно времени, чтобы предаваться столь сложным вычислениям?".
Но этот вопрос ведь можно поставить более широко. Имел ли плодовитый Бах время ломать голову над стреттами, канонами, обращениями, увеличениями, подвижными контрапунктами, тройными фугами, да такими, чтоб в конце все темы звучали одновременно, да еще такими фугами, чтобы одна в другой зеркально отражались? Сидел бы и писал, как бог на душу положит, - быть может, сочинил бы вдвое больше…

Что же касается сложности вычислений, то есть уже немало данных, что Бах здесь был не одинок, что он в своей числовой эзотерике оставался сыном своего времени, другое дело, что и в этом, как и во всем остальном, он возвышался над своим окружением. Голова, сконструировавшая ХТК и «Искусство фуги», конечно, могла производить подобные расчеты в уме.

Кроме того, до нас дошло все же, по крайней мере, два доказательства интереса Баха к количеству тактов в его произведениях:

- над последним тактом прелюдии До мажор из I тома ХТК он пишет его номер - 35;

- цифру 84 мы находим написанной в № 13 Мессы си минор - хоре "Patrem omnipotentem", она указывает число содержащихся в нем тактов.

 

Приложение

Болесла́в Леопо́льдович Яво́рский (10 июня 1877 год, Харьков — 26 ноября 1942, Саратов) — русский и советский музыковед, педагог, композитор, общественный деятель. Доктор искусствоведения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.