Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Закон золотого сечения в музыке



Золотое сечение - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей, когда целое относится к большей части, как большая часть к меньшей. Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик. Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании.

В начале XX века на одном из заседаний Московского научно-музыкального кружка, членами которого вместе с композиторами и пианистами Танеевым, Рахманиновым, Глиэром, Гольденвейзером были и крупные московские ученые, русский советский музыковед Э. К. Розенов (1861-1935) выступил с докладом «Закон золотого сечения в поэзии и музыке».

Эту работу можно считать одним из первых математических исследований музыкальных произведений.

Еще в 1925 году искусствовед Л.Л.Сабанеев, проанализировав 1770 музыкальных произведений 42 авторов, показал, что подавляющее большинство выдающихся сочинений можно легко разделить на части или по теме, или по интонационному строю, или по ладовому строю, которые находятся между собой в отношении золотого сечения. Причем, чем талантливее композитор, тем в большем количестве его произведений найдено золотых сечений. По мнению Сабанеева, золотое сечение приводит к впечатлению особой стройности музыкального сочинения. Этот результат Сабанеев проверил на всех 27 этюдах Шопена. Он обнаружил в них 178 золотых сечений. При этом оказалось, что не только большие части этюдов делятся по длительности в отношении золотого сечения, но и части этюдов внутри зачастую делятся в таком же отношении.

Э. К. Розенов в своём докладе пишет следующее: «Мы находим у Баха сравнительно более детальную и органическую сплоченность. Закон золотого деления проявляется у него с поразительной точностью в соотношениях крупных и мелких частей, как в строгих, так и в свободных формах, что, несомненно, соответствует с характером, этого гениального мастера-труженика, сильным, здоровым и уравновешенным, с его глубоко сосредоточенным отношением к работе и детально отделанной манерою письма».

Хроматическая фантазия, произведение свободного по форме жанра, буквально соткано из золотых пропорций. Пожалуй, эстетическое впечатление от математического анализа Хроматической фантазии имеет не меньшую силу, чем прослушивание бессмертного творения Баха.

 

Гольдберг – вариации

«Ария с вариациями в италь­янской манере» - произведение, состоящее из арии и 30 вариаций для клавесина. Впервые опубликованы в 1741 году как четвёртая часть серии, названной композитором «Упражнения для клавира». Это одно из самых загадочных и непостижимых творений баховского гения.

Второе название «Арии» - «Гольдберг-вариации». По легенде Бах получил заказ от русского посла, графа фон Кайзерлинга написать музыку «легкую и приятную», которая помогла бы вельможе скоротать долгие часы бессонницы. А услаждать его слух игрой на клавесине в соседней комнате должен был ученик Баха Иоганн Теофил Гольдберг, служивший в то время у графа. Отсюда пошло название «Гольдберг-вариации».

Забавная история, связанная с созданием Гольдберг-вариаций, никоим образом не умаляет истинного величия этого произ­ведения. Вместе с «Искусством фуги» и «Музыкальным прино­шением» творение это возвышается в веках как ослепительный храм в честь абсолютной музыки.

Принцип варьирования активно применялся вёрджиналистами, Свелинком и Фрескобальди. В творчестве Баха «Ария с вариациями в италь­янской манере»— единственный образец метода варьирования, который, по сути, противоречил его натуре, склонной к развитию длинной непрерывной мысли, а не искусственному дроблению её на мелкие части.

Полифония — эта основа баховской культуры — стала для него совершенно органичной. Именно полифоническим языком изображал он жизнь и смерть, и именно этим инструментом выковал он тридцать пьес Гольдберг-вариации.

«Ария» - тема для вариаций — существует в качестве Сарабанды, переписанной рукой Анны Магдалены в «Клавирной книжке» 1725 года. Таким образом, «Ария», сочиненная, вероят­но, для Анны Магдалены, существовала уже, по крайней мере, за десять лет до того, как Бах воспользовался ею в качестве темы для своих вариаций.

Фундаментом, на котором Бах разрабатывает свои тридцать вариаций, является басовый голос. Он лишь иногда нарушает перво­начальную поступь, уходя на октаву вниз или в средние голоса. Даже в вариации 25, написанной в соль миноре, бас остается в соль мажоре — фокус, удавшийся Баху благодаря использованию хроматизмов, обогащенных необы­чайно смелыми гармониями.

Великий архитектор, Бах спланировал Вариации таким обра­зом, что каждая третья должна была образовывать канон: начиная с канона в унисон и дальше подряд до канона в нону. Многие из них написаны ракоходно.

После «Арии» - серьезной и спокойной, хотя и трепещущей своей внутренней жизнью следует черед удивительно разнообразных вариаций, по сути энциклопедия клавесинной техники в сочетании с высочайшим полифоническим стилем. Многие исследователи этой музыки видят в вариациях предвосхищение практически всей музыки последующих веков.

После вариаций вновь звучит «Ария»- серьезная, благочести­вая и спокойная. Это трогательное повторение Сарабанды застав­ляет окинуть взором весь путь, пройденный с самого начала.

Сочинение, созданное композитором на закате жизни, вобрало мудрость пройденного художником пути и отличается необычайной концентрацией. Оно полно скрытой символики, зашифрованных знаков и «кодов». Исследователи находят здесь и божественную идею троичности (вариации организованы по «тройкам», каждая третья — канон), и аналогии с Десятью заповедями (десять канонов).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.