И.С. Бах. Хроматическая фантазия и фуга. Гольдберг-вариации.
Символика музыки Баха.
Хроматическая фантазия и фуга
Величайшее творение в жанре фантазии — Хроматическая фантазия с фугой ре минор (Кётен, 1719—1720).
Композиция «могущественнейшего клавесинного произведения» (А. Н. Серов - русский композитор и музыкальный критик) вполне типична для Баха. Фантазия и фуга, объединенные общей тональностью, контрастны по жанру и образу. В самом контрасте еще нет, казалось бы, чего-либо нового:
-гомофония - и полифония;
-патетическая импровизация — и строго последовательное развитие одной мысли;
-фактура фантазии разнообразна, блестяща, мысль свободна, почти не стеснена тактовой чертой - в фуге же строгое единство ритмического рисунка и мерная моторика шествия-танца.
Однако Бах впервые в истории клавирной музыки преодолел разбросанность прежней смешанной формы. Он совершенно разграничил гомофонно-фантазийную и фугированную сферы. Это поляризовало контрастные элементы и придало их новому сочетанию ранее неосуществимый драматизм.
В эмоциональной сфере этого произведения Бах эстетически далеко опередил своих немецких современников, не только старших, но и младших. Здесь мятутся самые бурные эмоции, какие возможны были в эту эпоху для немецкой общественной психологии и культуры.
Фантазия. Сердцевина и кульминация фантазии — заключающий ее тридцатитактный трагический речитатив. Путь к нему от начала произведения необычен: вместо нескольких блестящих пассажей и импозантных аккордов, традиционных в ту пору, Бах на протяжении первых двадцати пяти тактов погружается в неистовую «одержимость чувством» и обрушивает на слушателя мелодический поток огромной протяженности и силы. Высотная структура мелодии сложна и динамична. Местные кульминации ее фаз очерчены остро и ярко («языки пламени», по Бузони). Тональная сфера этого потока пока ограничена и малоподвижна: господствующий d-moll с ближайшими степенями родства лишь дважды взбудоражен энгармоническими отклонениями в c-moll и e-moll: это предвестники динамических гармоний речитатива. Все направлено к нему и подготовляет вступление речитативных фраз — очертания скорбно и величаво говорящего человеческого образа.
Последние тридцать тактов Фантазии представляют самый могущественный по экспрессии инструментальный речитатив, какой создан был в немецкой музыке до позднего Бетховена. Образ художественно прекрасно выражает «боль в сочетании с величием души». Замедлился темп и сузился диапазон. Аккордовые фигурации застыли в последовании слитно-вертикальных комплексов, а протяженные мелодические волны уступили место коротким фразам. Именно в речитативе заключена общая кульминация произведения, хотя достигнута она иными средствами, и недаром композитор резервировал их для этой кульминации. Мелодия, контрастируя фигурационному изложению, бурлившему в начале фантазии, заговорила неторопливо и вдохновенно, языком, полным глубокого и страстного чувства. Это подлинно трагический диалог наедине с собою. Глубокие паузы, прорезая мелодическую линию, вокализуют и эмоционально наполняют ее как бы «от преизбытка чувств».
Но главный импульс развития заключен в гармонии речитатива. Ре минор, ограниченный до сих пор пределами диатонической системы, становится исходным пунктом для неслыханного в то время драматически-напряженного модуляционного плана. Хроматическое последование направлено через g-moll, Des-dur, b-moll, Ces (D2) — в as-moll, на грань семизначного круга тональностей. Энгармоническая замена as — gis образует тритон к первоначальной тонике ре как раз в тот момент, когда пафос речитатива достигает кульминационного фазиса экспрессии. Потом гармония из хроматических глубин, через fis-moll, cis-moll, A-dur, D-dur, g-moll возвращается в d-moll. Выразительный эффект движения этой «гармонической лавины» неотразим. Мажорный заключительный каданс впервые привносят в музыку момент успокоения. После трагической кульминации наступает закономерно спад огромного напряжения чувств и возникает все примиряющее и просветленное величие.
Фуга— высокосовершенное создание баховского строительного искусства. В теме выделяются гомофонные черты — необычайная для фуги протяженность и периодичная структура (2 + 2 + 4). Композиция трёхчастна и отличается почти идеальной симметрией. Помимо полного проведения по всем голосам, экспозиция и реприза включают по одному дополнительному проведению у тенора и по одной интермедии.
Однотипными интермедиями в виде интенсивно модулирующих секвенций обрамлена громадная разработка. Ее хроматический тональный план повернут по квинтовому кругу— d, а, е, h, fis и, сообразно закономерностям фуги, — снова к тонике ре.
Реприза тонична, за исключением четырехтактного органного пункта на соль в самом начале ее и одного субдоминантового проведения в среднем голосе. Это придает ладо-гармонической структуре фуги ([T-—D] — разработка — [T—S—Т]) ясно выраженный сонатный поворот.
В общих же чертах, по отношению к фантазии образ фуги рельефно контрастен: он объективен, почти зрим, песенно-плясовой склад темы и припрыгивающая фигурка противосложения, резко вычерченные в сумрачном колорите, могут по ассоциации вызвать в воображении картину шествия или танца, близкую «пляскам смерти» тогдашней живописи. Во всей двухчастной композиции фантазия остается главенствующей безраздельно.
Ее воздействие было огромно: тут вслед за Бахом пошли Моцарт (фантазия c-moll), Бетховен (последние сонаты), Лист (соната h-moll), Цезарь Франк (Recitativo Fantasia скрипичной сонаты), Макс Регер (Вариации ор. 81), Франсис Пуленк (концерт для органа и литавр с оркестром) и другие. Гармонии же фантазии открыли для музыкального искусства совершенно необозримую перспективу будущего.