Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Хроматическая фантазия и фуга



Тема 1. Период клавирного искусства.

Лекция 12.

И.С. Бах. Хроматическая фантазия и фуга. Гольдберг-вариации.

Символика музыки Баха.

 

Хроматическая фантазия и фуга

Величайшее творение в жанре фантазии — Хроматическая фантазия с фугой ре минор (Кётен, 1719—1720).

Композиция «могущественнейшего клавесинного произведения» (А. Н. Серов - русский композитор и музыкальный критик) вполне типична для Баха. Фантазия и фуга, объединенные общей тональностью, контрастны по жанру и образу. В самом контрасте еще нет, казалось бы, чего-либо нового:

-гомофония - и полифония;

-патетическая импровизация — и строго последовательное развитие одной мысли;

-фактура фантазии разнообразна, блестяща, мысль свободна, почти не стеснена тактовой чертой - в фуге же строгое единство ритмического рисунка и мерная моторика шествия-танца.

 

Однако Бах впервые в истории клавирной музыки преодолел разбросанность прежней смешанной формы. Он совершенно разграничил гомофонно-фантазийную и фугированную сферы. Это поляризовало контрастные элементы и придало их новому сочетанию ранее неосуществимый драматизм.

В эмоциональной сфере этого произведения Бах эстетически далеко опередил своих немецких современников, не только старших, но и младших. Здесь мятутся самые бурные эмоции, какие возможны были в эту эпоху для немецкой общественной психологии и культуры.

Фантазия. Сердцевина и кульминация фантазии — заключающий ее тридцатитактный трагический речитатив. Путь к нему от начала произведения необычен: вместо нескольких блестящих пассажей и импозантных аккордов, традиционных в ту пору, Бах на протяжении первых двадцати пяти тактов погружается в неистовую «одержимость чувством» и обрушивает на слушателя мелодический поток огромной протяженности и силы. Высотная структура мелодии сложна и динамична. Местные кульминации ее фаз очерчены остро и ярко («языки пламени», по Бузони). Тональная сфера этого потока пока ограничена и малоподвижна: господствующий d-moll с ближайшими степенями родства лишь дважды взбудоражен энгармоническими отклонениями в c-moll и e-moll: это предвестники динамических гармоний речитатива. Все направлено к нему и подготовляет вступление речитативных фраз — очертания скорбно и величаво говорящего человеческого образа.

Последние тридцать тактов Фантазии представляют самый могущественный по экспрессии инструментальный речитатив, какой создан был в немецкой музыке до позднего Бетховена. Образ художественно прекрасно выражает «боль в сочетании с величием души». Замедлился темп и сузился диапазон. Аккордовые фигурации застыли в последовании слитно-вертикальных комплексов, а протяженные мелодические волны уступили место коротким фразам. Именно в речитативе заключена общая кульминация произведения, хотя достигнута она иными средствами, и недаром композитор резервировал их для этой кульминации. Мелодия, контрастируя фигурационному изложению, бурлившему в начале фантазии, заговорила неторопливо и вдохновенно, языком, полным глубокого и страстного чувства. Это подлинно трагический диалог наедине с собою. Глубокие паузы, прорезая мелодическую линию, вокализуют и эмоционально наполняют ее как бы «от преизбытка чувств».

Но главный импульс развития заключен в гармонии речитатива. Ре минор, ограниченный до сих пор пределами диатонической системы, становится исходным пунктом для неслыханного в то время драматически-напряженного модуляционного плана. Хроматическое последование направлено через g-moll, Des-dur, b-moll, Ces (D2) — в as-moll, на грань семизначного круга тональностей. Энгармоническая замена as — gis образует тритон к первоначальной тонике ре как раз в тот момент, когда пафос речитатива достигает кульминационного фазиса экспрессии. Потом гармония из хроматических глубин, через fis-moll, cis-moll, A-dur, D-dur, g-moll возвращается в d-moll. Выразительный эффект движения этой «гармонической лавины» неотразим. Мажорный заключительный каданс впервые привносят в музыку момент успокоения. После трагической кульминации наступает закономерно спад огромного напряжения чувств и возникает все примиряющее и просветленное величие.

 

Фуга— высокосовершенное создание баховского строительного искусства. В теме выделяются гомофонные черты — необычайная для фуги протяженность и периодичная структура (2 + 2 + 4). Композиция трёхчастна и отличается почти идеальной симметрией. Помимо полного проведения по всем голосам, экспозиция и реприза включают по одному дополнительному проведению у тенора и по одной интермедии.

Однотипными интермедиями в виде интенсивно модулирующих секвенций обрамлена громадная разработка. Ее хроматический тональный план повернут по квинтовому кругу— d, а, е, h, fis и, сообразно закономерностям фуги, — снова к тонике ре.

Реприза тонична, за исключением четырехтактного органного пункта на соль в самом начале ее и одного субдоминантового проведения в среднем голосе. Это придает ладо-гармонической структуре фуги ([T-—D] — разработка — [T—S—Т]) ясно выраженный сонатный поворот.

В общих же чертах, по отношению к фантазии образ фуги рельефно контрастен: он объективен, почти зрим, песенно-плясовой склад темы и припрыгивающая фигурка противосложения, резко вычерченные в сумрачном колорите, могут по ассоциации вызвать в воображении картину шествия или танца, близкую «пляскам смерти» тогдашней живописи. Во всей двухчастной композиции фантазия остается главенствующей безраздельно.

Ее воздействие было огромно: тут вслед за Бахом пошли Моцарт (фантазия c-moll), Бетховен (последние сонаты), Лист (соната h-moll), Цезарь Франк (Recitativo Fantasia скрипичной сонаты), Макс Регер (Вариации ор. 81), Франсис Пуленк (концерт для органа и литавр с оркестром) и другие. Гармонии же фантазии открыли для музыкального искусства совершенно необозримую перспективу будущего.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.