В данном разделе изучаются вопросы морфологического и анатомического строения корня, стебля и листьев, морфологическое строение почек, побега и видоизменения вегетативных органов.
Каждый вегетативный орган необходимо рассматривать в следующем порядке: 1 - функции, которые выполняет орган, 2 - внешнее строение (морфология), 3 – внутреннее строение (анатомия), 4 – видоизменения (метаморфозы) органа. После изучения этой темы студент должен уметь схематично изобразить анатомическое и морфологическое строение корня, стебля, листьев, почки, побега, уметь назвать типы тканей и определить тип проводящих пучков.
Почки имеют разнообразное строение, расположение на побеге, характер развития. По функциям различают почки вегетативные, генеративные (цветочные), смешанные. По расположению выделяют верхушечные почки, боковые и придаточные. Боковые почки возникают в пазухах листьев, придаточные – на любых органах, в любом месте (кроме пазухи листа). По характеру развития различают зимующие почки, трогающиеся в рост на следующий год после возникновения, и спящие, которые могут длительное время находиться в состоянии покоя.
Следует обратить внимание на различные метаморфозы корня (корнеплоды, корневые клубни), метаморфозы побега (корневища, луковицы, клубни, столоны, колючки и др.) и метаморфозы листа.
Вопросы для самопроверки
1. Основные закономерности морфологического строения вегетативных органов.
2. Стебель, его строение и функции.
3. Каковы особенности анатомического строения стеблей однодольных и двудольных растений. Строение древесного стебля.
4. Корень, его развитие, строение и функции.
5. Анатомическое строение корня, первичное и вторичное.
6. Лист, его строение, развитие и функции. Морфология листа.
7. Анатомическое строение типичного листа двудольного и однодольного растения.
В этом разделе дается представление о размножении растений с помощью вегетативных и генеративных органов. Имеется 3 способа размножения растений: вегетативное, бесполое и половое. Растения могут размножаться вегетативно как частями корня, стебля, листа, имеющими типичное строение, так и их видоизменениями. Следует различать естественное и искусственное вегетативное размножение растений, среди которых особое место занимает прививка.
Вегетативное размножение растений не следует путать с бесполым, которое осуществляется с помощью спор. Очень важно усвоить, что деление материнских клеток при спорообразовании происходит путем мейоза (редукционного деления), при котором число хромосом уменьшается в два раза. Половое воспроизведение осуществляется с помощью половых клеток. Половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор восстанавливается после полового процесса. Зигота, а также возникающие из неё растения будут диплоидными.
Большое место при изучении ботаники отводится генеративным (репродуктивным) органам (цветок, семя, плод), их морфологии и анатомии. Нужно иметь четкое представление о типичном строении цветка, околоцветника (простой, двойной), однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях. Особое внимание уделить строению и развитию тычинки, типам завязей. Тычинка (совокупность тычинок носит название «андроцей») состоит в большинстве случаев из тычиночной нити, пыльника и связника. В пыльнике происходит процесс развития микроспор (микроспорогенез), из которых путем деления возникают пыльцевые зерна – мужские гаметофиты.
Микроспоры не следует смешивать с пыльцевыми зернами. Микроспора – это одноклеточное образование, а пыльцевое зерно содержит две клетки: вегетативную и генеративную, или 3 клетки: вегетативную и две мужские половые клетки – спермии(гаметы), которые осуществляют процесс оплодотворения.
Совокупность плодолистиков, образующих один или несколько пестиков, носит название «гинецея». Пестик состоит, в большинстве случает, из завязи, столбика и рыльца. Внутри завязи развивается один или несколько семязачатков. Семязачаток проходит сложный путь развития, в нем протекает мегаспорогенез (или макроспорогенез) и образование из мегаспоры зародышевого мешка – женского гаметофита. Следует знать, как происходит у растений цветение, опыление, какие имеются приспособления у растений к различным типам опыления: самоопылению, клейстогамии, перекрестному опылению. Способы переноса пыльцы: энтомофилия, анемофилия, гидрофилия и орнитофилия. У цветковых растений осуществляется двойное оплодотворение (амфимиксия), при котором один спермий сливается с яйцеклеткой, а другой со вторичным ядром. После оплодотворения из семязачатка развивается семя, а из завязи – плод, иногда в образовании плода принимают участие другие части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки и цветоложе.
У некоторых растений зародыш развивается не из зиготы, а из других клеток: из неоплодотворенной яйцеклетки (партеногенез), из других клеток зародышевого мешка – антипод, синергид (апогамия), из клеток нуцеллуса, интегументов или халазы (апоспория). Все эти способы развития зародыша без оплодотворения известны под названием «апомиксис». Часто апоспория приводит к многозародышевости – полиэмбрионии (у лимона и других цитрусовых). У некоторых растений (виноград, груша, мандарин) возникают плоды без семян. это явление называется партенокарпией.
Заканчивается изучение этой темы рассмотрением формирования и строения различных типов семян и плодов, условий, необходимых для прорастания семян, морфологии проростков. Следует знать значение семян и плодов в питании диких животных, а также роль животных в распространении семян и плодов.
Вопросы для самопроверки
1. Происхождение и типичное строение цветка.
2. Что такое андроцей? Строение тычинки. Образование, строение микроспор (микроспорогенез) и пыльцевого зерна.
3. Гинецей. Строение пестика и семязачатка. Образование мегаспор (мегаспорогенез). Формирование и строение зародышевого мешка.
4. Типы цветков по строению околоцветников, по половому признаку и по положению завязи.
5. Соцветия. Классификация и характеристика соцветий.
6. Цветение и опыление. Способы опыления. Особенности цветка в анемофильных (ветроопыляемых) и энтомофильных (насекомоопыляемых) растениях.
7. Двойное оплодотворение. Развитие зародыша.
8. Образование и строение семени. Основные типы семян.
9. Развитие и строение плодов. Классификация плодов. Типы цветковых растений по морфологической структуре и продолжительности жизни.
Модуль 4. «Систематика растений»
Систематика растений – это большой раздел ботаники, изучающий многообразие ныне существующих и вымерших растений, их родственные отношения и пути эволюции растительного мира в целом, а также отдельных его ветвей.
Главные таксономические (систематические) единицы: вид (species), род (genus), семейство (familia), порядок (ardo), класс (class), отдел (diyisio), подцарство (subregnum), царство растений (Regnum vegetabilia). Основная единица систематики – вид. Понятие «вид». Систематика растений учитывает все разнообразие растений,, отличающихся по местам обитания, внешнему и внутреннему строению, жизненным циклам, происхождению, роли в природе и народном хозяйстве.
Высшие растения
Следует знать происхождение и пути развития высших растений. Приспособление их к жизни на суше. Понятие об архегониальных растениях. Уяснить цикл развития мхов, чередование гаметофита и спорофита. Особенности строения сфагновых мхов. Биологическое и практическое значение.
Характерные признаки плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных. Их циклы развития, чередование поколений (гаметофит и спорофит). Разноспоровые представители плауновидных (селягинелла) и папоротниковидных (сальвиния). Понятия: микро- и мегаспорангий, микро- и мегаспоры. Особенности заростков, развивающихся из микроспор и мегаспор.
Голосеменные растения и их эволюционная связь с другими растениями. Классы и порядки голосеменных, их характеристика. Главные представители порядка хвойных, их значение в народном хозяйстве и растительном покрове.
Особое внимание следует уделять изучению отдела покрытосеменных или цветковых растений. Важнейшие отличительные признаки и происхождение покрытосеменных. Происхождение и эволюция цветка. Филогенетическая система и её методы. Классы покрытосеменных: двудольные и однодольные (сравнительная характеристика). Основные семейства: Лютиковые, Розоцветные, Бобовые (Мотыльковые), Гречишные, Гвоздичные, Маревые, Тыквенные, Маковые, Капустные (Крестоцветные), Сельдерейные (Зонтичные), Паслёновые, Норичниковые, Яснотковые (Губоцветные), Астровые (Сложноцветные), Лилейные, Осоковые, Мятликовые (Злаковые).
Характеристику важнейших семейств покрытосеменных следует давать по плану: строение вегетативных органов растений, цветков и плодов, характерные черты биологии, экологии и биохимии растений, географическое распределение, место в эволюционном ряду, практическое значение. Особое внимание должно быть обращено на культурные, кормовые, сорные, ядовитые, лекарственные и декоративные растения.
Вопросы для самопроверки
1. Систематика растений как наука. Понятие о виде растений. Основные таксономические единицы систематики растений.
2. Понятие о низших и высших растениях.
3. Водоросли. Особенности строения клеток. Питание, размножение: бесполое, вегетативное, половое. Понятие о планктоне и бентосе. Роль водорослей в природе и народном хозяйстве.
4. Происхождение и пути развития высших растений. Понятие об архегониальных растениях. Гаметофит и спорофит.
5. Краткая характеристика мохообразных. Чередование поколений. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.
6. Общая характеристика папоротникообразных. Цикл развития, чередование поколений. Понятие о разноспоровости. Биологическое значение разноспоровости.
7. Характеристика голосеменных растений. Классы голосеменных. Главнейшие представители хвойных и их значение в народном хозяйстве.
8. Покрытосеменные растения, их происхождение и важнейшие признаки. Эволюция цветка.
9. Отличительные признаки класса однодольных и двудольных растений.
10. Кормовые и ядовитые растения из различных семейств.
11. Метаморфозы побега и корня у растений семейств Капустные и Паслёновые.
12. Характерные признаки семейств: Бобовые, Капустные, Сельдерейные и Астровые.
13. Важнейшие семейства класса однодольных и их значение.
14. Важнейшие семейства класса двудольных и их значение в народном хозяйстве.
Модуль 5. «Элементы экологии и геоботаники»
При изучении данного раздела студент должен получить ясное представление о задачах и методах экологии как науки о взаимосвязях растений со средой обитания. Средой обитания называют совокупность всех условий, оказывающих влияние на растения и растительные сообщества. Среда оказывает формирующее воздействие на растения, образуя жизненные формы. Жизненная форма – это результат длительного приспособления растений к местным условиям существования, выраженный в его внешнем виде. Если объектом изучения систематики является вид, то экологии – жизненные формы. Связь экологии с другими науками. Роль русских ученых в развитии науки. Прямо- и косвеннодействующие факторы, их взаимодействие. Местонахождение и местообитание. Классификация факторов.
Фитогеография изучает распространение растений по земной поверхности и законы этого распространения. Основным объектом изучения фитогеографии является ареал – это площадь (область) обитания вида или любой другой таксономической единицы. Без знания ареалов нельзя делать какие-либо выводы о распространении растений. При изучении данного раздела надо обратить внимание на следующее.
Размеры и форма ареала вида. Растения космополиты и эндемики. Характер распространения вида в пределах ареала. Факторы, определяющие эти границы: климатические, эдафические, механические, биотические, исторические, антропогенные. Типы ареалов: сплошные, разъединенные, ленточные и др.
Флора – совокупность (список) видов, произрастающих на какой-либо территории. Это может быть физико-географический или административный район. Можно говорить, например, о флоре области, страны, континенте или какого-либо конкретного района. Современная флора есть результат её исторического развития.
Растительность – совокупность растительных сообществ (фитоценозов), покрывающих земную поверхность, например, лес, степь, луг, тундра и др. Здесь также можно говорить о растительности всего земного шара или о растительности отдельного региона.
Растительное сообщество (фитоценоз) – закономерное сочетание растений, произрастающих на одной территории, имеющее определенный состав, которое определяется историческим развитием и условиями внешней среды.
Изучением растительных сообществ занимается наука геоботаника. Основной систематической единицей, принятой для классификации растительных сообществ, является растительная ассоциация.
Вопросы для самопроверки
1. Экология растений как наука, её задачи и методы.
2. Классификация экологических факторов. Прямые и косвенные факторы.
3. Что такое жизненная форма? Основные типы жизненных форм растений.
4. Влияние животных на жизнь растений. Приведите примеры.
5. Влияние растений друг на друга (положительное и отрицательное). Приведите примеры.
6. Воздействие человека на растительный покров.
7. Что такое ареал?
8. Растения-космополиты и эндемики.
9. Понятие о реликтах и эндемиках. Примеры.
10. Что такое флора и растительность?
11. Понятие о растительном сообществе (фитоценозе).
12. Основные признаки растительного сообщества.
Формулы цветков
При изучении семейств цветковых растений и их отделов необходимо уметь составить и написать формулу цветка. План строения цветка выражается в формуле при помощи букв, цифр и условных знаков. Буквенные обозначения происходят от латинских названий частей цветка.
Р(Perigonium) – простой околоцветник;
Ca (Calyx) – чашечка;
Сo (Corolla) – венчик;
А (Androeceum) – тычинки, андроцей;
G (Gynoeceum) – плодолистики, гинецей
После буквенных обозначений ставятся числа членов, слагающих отдельные круги (мутовки) цветка (число плодолистиков, число тычинок и т.д.).
Знаки
Знак плюс ставится между числами членов однородных кругов цветка (например, 2 кругов тычинок, 2 кругов листочков простого околоцветника и пр.).
Знаком бесконечности ∞ обозначается неопределенная множественность числа членов круга.
Нулем выражается отсутствие членов круга.
Скобки обозначают сращение членов круга.
Звездочка или + перед формулой показывают, что цветок правильный (актиноморфный). Неправильный (зигоморфный) цветок обозначается знаком↑.
Черта под числом плодолистиков означает, что околоцветник находится под завязью, что завязь верхняя. Черта над числом плодолистиков означает, что околоцветник находится над завязью, что завязь нижняя.
Обоеполый цветок обозначается знаком ♀♂ , женский – ♀, мужской – ♂.
Формулы цветков
1) С простым околоцветником.
а) Правильные (актиноморфные цветки):
Сем. Гречишные – Polygonaceae.
Гречиха съедобная – Fagopyrum sagittatum Gilib.
*P5 A8 G (_3) завязь верхняя
Сем. Лилейные – Liliaceae.
Тюльпан – Tulipa - * P 3+3 A 3+3 G (_3) завязь верхняя
б) Неправильное (зигоморфные цветки):
Сем. Мятликовые, или Злаки – Poaceae (Gramineae).
Чаще всего цветок имеет формулу - ↑Р (2)+2 А 3 G (2) завязь верхняя
2) С двойным околоцветником.
а) Правильные:
Сем. Лютиковые – Ranuculaceae.
Лютик едкий – Ranunculuc acris L. - * Ca5 Co5 A∞ G∞_ завязь верхняя
Сем. Розановые или Розанные – Rosaceae
Вишня обыкновенная – Prunus cerasus L. - * Ca(5)Co5A∞ G1 завязь верхняя