Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников по направлению 110900.62
«Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»
Екатеринбург 2012
УДК 58(07)
Поспелова Л.В. Ботаника. Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников направления 110900.62 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». - Екатеринбург: УрГСХА, 2012.- 15 с.
Рецензент доцент кафедры растениеводства Лаптев В. Р.
Одобрено и рекомендовано к печати на заседании кафедры ботаники, селекции и семеноводства
Протокол №_____ от «__»____________20_____г.
Зав. кафедрой _____________________________ Н.В.Кандаков
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию учебно-методической комиссией факультета агротехнологий и землеустройства
Протокол № от « » _______________ 20___ г.
Председатель УМК факультета _______________Л.В.Поспелова
Методические указания предназначены для студентов 1 курса заочного обучения Технологического факультета направления 110900.62 – Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции для изучения дисциплины «Ботаника» и выполнения контрольной работы.
Уральская государственная
сельскохозяйственная академия, 2012
Введение
Курс ботаники в сельскохозяйственном вузе служит научной основой для следующих дисциплин: физиология растений, земледелие, овощеводство, плодоводство, полевое и луговое кормопроизводство, растениеводство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции.
Изучение ботаники позволяет студентам получить знания о внешнем и внутреннем строении растений, закономерностях роста и развития, культивируемых и дикорастущих растений в связи со средой обитания, познать структуру фитоценозов, распространение растений и растительных сообществ на планете, выработать навыки определения и диагностики культурных пищевых и кормовых, сорных, лекарственных и ядовитых растений.
Эти знания необходимы и способствуют получению высоких урожаев пищевых и кормовых растений, продукции высокого качества для последующей переработки. Знания по ботанике необходимы и при разработке вопросов рационального использования природных ресурсов, для оценки состояния окружающей среды по видовому составу и жизненности растений, преобразования и охраны природы.
Общие методические рекомендации.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- строение растений на клеточном, тканевом и органном уровне;
- особенности морфологического строения вегетативных органов семенных растений;
- происхождение, образование и виды цветков, соцветий, плодов и семян;
- разнообразие высших растений, принципы их классификации;
- роль в природе и использование человеком высших растений.
Уметь:
- описывать вегетативные и репродуктивные органы растений;
- определять с использованием определителя растений неизвестные растения;
- распознавать культурные и дикорастущие растения.
Владеть:
- методикой работы со световым микроскопом;
- методикой определения растений.
Модули (разделы) дисциплин и виды занятий ( заочное обучение/ ГСП )
Наименование модуля (раздела)
дисциплин
Лекции
Лабораторные
занятия
Самостоятельная работа
Всего
часов
Модуль 1 «Цитология»
Тема 1.Клетка – структурная и функциональная единица растения
14/14
14/14
Тема 2. Основные органеллы клетки, строение и функции
2/2
1/1
3/3
6/6
Модуль 2. «Морфология семенных растений»
Тема 1.Побег и система побегов
1/1
17/17
18/18
Тема 2.Корень и система корней
1/1
3/3
4/4
Модуль 3. «Размножение растений»
Тема 1. Размножение растений и использование в сельскохозяйственном производстве
-
1/0
11/12
12/12
Модуль 4. «Систематика растений»
Тема 1. Систематика – наука о классификации растений
2/2
-
10/10
12/12
Тема 2. Высшие споровые растения
-
2/1
2/3
4/4
Тема 3. Семенные растения
-
-
4/4
4/4
Тема 4. Покрытосеменные растения
-
4/2
24/26
28/28
Модуль 5. «Элементы экологии и геоботаники»
Тема 1. Экологические факторы и фитоценозы
-
-
6/6
6/6
ИТОГО по дисциплине
4/4
10/6
94/98
108/108
Большой объем и разнообразие учебного материала дисциплины «Ботаника» вызывает трудности в её изучении. Это требует от студента большой систематической самостоятельной работы. При необходимости в межсессионный период и во время сессии проводятся индивидуальные консультации.
Работа должна начинаться с изучения литературы по данной теме, при этом необходимо выписывать специальные термины в ботанический словарь и раскрывать их содержание.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника, М.,КолосС, 2010, 433 с.
2. Яковлев Г.П., Челомбитько В.Л. Ботаника, СПб. СпецЛит, 2008, 680 с.
3. Баландин С.А., Абрамова Л.И., Березина Н.А. Общая ботаника с основами геоботаники М., ИКЦ «Академкнига», 2006, 235 с.
4. Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части России, М.,КолосС, 2004, 882 с.
5. Сельскохозяйственная электоронная библиотека знаний (СЭБиЗ):
http://www.cnshb.ru/akdil/default.htm
Дополнительная литература
1. Чухлебова Н.С., Бугинова Л.М., Ледовская Н.В. Ботаника (цитология, гистология, анатомия), учебное пособие М., Колос, 2007, 181 с.