Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УТОПИЯ



В последнее время я часто погружаюсь в грезы о психологической утопии -

о государстве, все граждане которого обладают отменным психологическим

здоровьем. Я даже придумал ей название - Евпсихея. Давайте вместе

представим, что мы выбрали из всего населения Америки наиболее здоровых

граждан, например, тысячу здоровых семей и поселили их на каком-нибудь

необитаемом острове, где они могли бы обосновать свое государство или

общину. Мы кое-что знаем о характеристиках, свойственных наиболее здоровым

людям. Можем ли мы предсказать, какой тип общественных отношений они

предпочтут? Какова будет система образования в их обществе? Экономическая

система? Религиозная? Какими будут отношения между мужчинами и женщинами?

208.

На некоторые вопросы я, пожалуй, не готов ответить сразу, особенно на

те, которые касаются экономики. Но есть вещи, в которых я совершенно уверен.

В частности я убежден, что это будет анархическое общество (анархическое в

философском смысле этого слова), они будут привержены культуре даоистичного

толка, культуре, основанной на любви, предоставляющей людям гораздо большую

свободу выбора, чем предоставлено нам нашей культурой. Это будет общество, в

котором уважаются базовые потребности и метапотребности людей. Люди в этом

обществе не будут обременительны друг для друга, они не будут навязывать

друг другу свои мнения, убеждения и вкусы, будут гораздо более вольны в

выборе религии, мировоззрения, партнеров по общению, одежды, пищи, искусства. Другими словами, жители Евпсихеи будут по-даосски

невмешательными, доброжелательными, честными, любящими людьми, будут готовы

идти навстречу желаниям другого человека, удовлетворять его потребности. В

их обществе будет гораздо меньше насилия, презрения, деспотизма и стремления

к власти. При таких условиях глубинные способности человеческой природы

заявят о себе в полный голос.

Возвращаясь к вопросу о свободе выбора, считаю нужным подчеркнуть, что

ситуации свободного выбора благоприятны не для всех взрослых людей, а лишь

для здоровых людей. Невротик не способен к верному выбору, он чаще всего не

знает, чего он хочет, а если и знает, то не обладает мужеством, достаточным

для того, чтобы сделать правильный выбор. Когда мы говорим о благотворности

свободного выбора у людей, мы имеем в виду здоровых взрослых и детей, внутренняя природа которых еще не деформирована патогенными влияниями. К

сожалению, большинство экспериментов по изучению свободного выбора было

проведено не на людях, а на животных, но мы располагаем множеством

клинических данных, почерпнутых нами из анализа психотерапевтического

процесса, которые подтверждают справедливость вышеизложенной точки зрения.

СРЕДА И ЛИЧНОСТЬ

Новая концепция нормы в ее взаимосвязи со средой ставит перед нами еще

одну важную проблему. С теоретической точки зрения логично было бы

предположить, что человек может обрести совершенное здоровье только в

совершенном мире, только в абсолютно здоровом обществе. Однако на практике

дело обстоит несколько иначе.

Даже в нашем, далеком от совершенства обществе, можно найти чрезвычайно

здоровых людей. Безусловно, они не обладают совершенным здоровьем, но они

являют собой именно тот образец психологического здоровья, который мы можем

представить себе сейчас, в наше время и в нашей культуре. Вполне возможно, что мы пока даже не догадываемся, насколько здоровым, насколько хорошим

может быть человек.

Нам известно, что отдельно взятый индивидуум может быть гораздо более

здоровым, чем та культура, в которой он вырос и существует. Это становится

возможным благодаря присущей здоровому человеку способности к отчужденности

от окружающей его среды, его умению жить по своим собственным законам, его

мужеству противостоять гнету окружающего.

Наша культура достаточно демократична и плюралистична, она оставляет

человеку возможность развиваться в соответствии с его индивидуальной

природой, она запрещает лишь те формы поведения, которые создают угрозу для

общества в целом. Психологически здоровые люди внешне, как правило, не

отличаются от остальных людей, им не свойственны стремление любой ценой

"выделиться из толпы", вычурность манер или необычность в одежде. Они не

отождествляют свободу с ее внешними атрибутами, им присуща внутренняя

независимость от среды. Для них не имеют большого значения одобрение и

признание окружающих, они стремятся скорее к самоуважению, и потому их можно

назвать психологически автономными людьми.

Можно сделать вывод о том, что хорошая среда способствует развитию

хорошей личности, но эта взаимосвязь не абсолютна. Кроме того, рассуждая о

хорошей среде, мы должны иметь в виду не только условия

материально-экономического характера, но и духовный уклад общества, 209.

психологический климат в нем.

 

ПРИРОДА НОРМЫ

Возвращаясь к вопросу, поставленному нами в начале этой главы, к

вопросу о природе нормы, скажу, что мы уже вплотную приблизились к тому, чтобы отождествить норму с высочайшими возможностями человеческой природы.

Мы говорим об идеале, но не имеем в виду некий манящий и все время

ускользающий горизонт. Наша цель вполне реальна, она существует, пусть пока

еще в неявной, скрытой форме; она представлена теми потенциями развития, которыми обладает каждый человек.

Хочу особо подчеркнуть, что провозглашаемая мною концепция нормы - ни в

коем случае не плод холодного ума, а результат эмпирических исследований, она рождена не мечтами и чаяниями, а основывается на строгих

экспериментальных данных. Понятие нормы подразумевает абсолютно

естественную, натуралистичную систему ценностей, познать до конца которую мы

сумеем лишь в ходе дальнейших эмпирических исследований человеческой

природы. Такого рода исследования помогут нам ответить на вопросы, которыми

многие века задаются лучшие умы человечества: "Как стать хорошим

человеком?", "Как прожить хорошую, достойную жизнь?", "Как стать

счастливым?", "Как жить в ладу с собой?", "Как исполнить свое

предназначение?" Мы должны признать, что организм сам подсказывает нам

ответы на эти вопросы, сам говорит нам о том, что ему нужно - а значит, и

что для него ценно - тогда, когда заболевает и чахнет в условиях депривации

ценностей. Если мы научимся слышать голос собственной природы, мы поймем, что хорошо для нас.

И последнее. Ключевыми понятиями новой динамической психологии являются

понятия "спонтанность", "естественность", "обретение свободы", "свободный

выбор", "самопознание", "согласие с собой", "удовлетворение". Старая

психология, считавшая глубинные импульсы человеческой природы опасными, злыми, алчными и порочными, оперировала другими понятиями, такими как

"контроль", "подавление", "дисциплина", "научение", "формирование". И в

образовании, и в семейной жизни, и в воспитании детей, и в социализации в

целом ей виделся процесс укрощения и подавления темного, дьявольского начала

человека.

Неудивительно, что из столь разных представлений о человеческой природе

рождаются и столь противоположные, на первый взгляд, концепции идеального

общества, идеального закона, идеальной педагогики, идеальной семьи. Если, согласно старой психологии, все эти институты созданы для контроля за

человеком, для подавления его свободы, то, в соответствии с нашей

концепцией, они обеспечивают человеку чувство базового удовлетворения.

Разумеется, есть и такие вопросы, относительно которых обе концепции

находятся в полном согласии, на самом деле контраст между ними не столь

разителен, и в той, и в другой наверняка есть свои сильные и слабые стороны.

Что поделать, я выдвигаю новую концепцию и должен доказать ее преимущества, я намеренно противопоставляю старую и новую психологию, дабы отчетливее

представить вам разницу между ними.

Но как бы то ни было, я искренне убежден в том, что принятие новой

концепции нормы, концепции, в соответствии с которой норма обретает черты

идеального здоровья, должна вдохнуть новую жизнь как в психологию, так и в

общественные науки.

 

КОММЕНТАРИИ

1 Если попытаться сформулировать, чем же конкретно отличается хороший

художник от хорошего ученого, то я бы сказал так: во-первых, художник

210.

вскрывает идеографическую сущность явлений, их уникальность, идиосинкратичность, индивидуальность, тогда как труд ученого номотетичсн, ученый оперирует абстракциями и обобщениями. Во-вторых, и художник, и

естествоиспытатель обнаруживают проблемы, задают вопросы, выдвигают

гипотезы, но художник, в отличие от ученого, не ставит перед собой задачу

разрешить проблему, найти ответ на вопрос, подтвердить гипотезу. Эти

функции, как правило, - исключительная прерогатива ученого. Ученый чем-то

похож на бизнесмена, на спортсмена или хирурга - он прагматик, он оперирует

данными, которые можно проверить, подтвердить или опровергнуть. Его труд

более конкретен, результаты его труда позволяют нам оценить правоту его

суждений и предположений. Если ученый утверждает, что изобрел велосипед, то

мы можем увидеть чертежи, пощупать руками опытный образец и узнать, сколько

велосипедов его конструкции сошло с конвейера. Совсем другое дело - труд

учителя, художника, преподавателя, психотерапевта или священника. За сорок

лет неустанного труда они могут так и не достичь хоть каких-то результатов, однако это не помешает им хорошо себя чувствовать, они будут говорить себе, что делают хорошее, полезное дело. Так, психотерапевт может всю жизнь делать

одну и ту же ошибку и называть это "богатым клиническим опытом".

2 Тому из читателей, кто понимает революционность этого заявления и

желает подробнее ознакомиться с этим вопросом, я рекомендовал бы обратиться

к книге М. Полани Personal Knowledge (376). Это великая книга. Ее довольно

трудно читать, но я советую вам "продраться" через нее. Если же у вас нет

времени, желания или сил для того, чтобы штудировать столь грандиозный труд, то рекомендую прочесть мою книгу "Психология науки: переосмысление" (292) -

в ней в краткой и удобной форме изложены те же самые положения. Данная глава

и зги две книги вместе с работами, упомянутыми в библиографии к ним, дают

достаточно полное представление о том, какой след оставило в науке новое

гуманистическое течение Zeitgeist (Дух Времени).

3 "Молодежь со школьной скамьи приучалась к научному труду, подростки

составляли внушительные монографии, посвященные какой-либо проблематике.

"Оригинальное исследование" - так это называлось у них. Чтобы написать

хорошее "оригинальное исследование", нужно было обнаружить некие, до сих пор

малоизвестные факты, пусть даже частного свойства и не представляющие в

данный момент особой ценности, - рано или поздно они все равно могут

понадобиться какому-нибудь специалисту. Полчища ученых многочисленных

университетов обобщали их труды, творили своды и критические обзоры, настойчиво и терпеливо исписывая горы бумаги ради таинственных, загадочных

целей". (Ван Дорен К. Tree Worlds. Harper & Row, 1963, p. 107.) "Или сидят

они целыми днями с удочками у болота и оттого мнят себя глубокими; но кто

удит там, где нет рыбы, того не назову я даже поверхностным". (Ницше. "Так

говорил Заратустра". М.,Мысль, 1990, с. 130. Перевод Ю. М. Антоновского.)

"Болельщик" - это тот, кто сидит и смотрит, как соревнуются спортсмены.

4 "Мы беремся за то, что умеем делать, вместо того, чтобы попытаться

сделать то, что должны сделать". (Ансхен, Р., ed., 5cience and Man, Harcourt, Brace&World, 1942, p. 466.)

5 "Нужно любить вопросы" - Рильке."Вот в чем ответ: О чем спросить, не

знаю". - Л. Маклэйш, The Hamlet of A. MacLeish. Houghton Mifflin.

6 "Гений - это передовой кавалерийский отряд, чей молниеносный прорыв

позволяет далеко продвинуться вперед, за линию фронта, но такое продвижение

неизбежно оставляет фланги открытыми". (К"стлер A. The Yogi and the Commiddar, Macmillan, 1945, p. 241.)

7 "Ученый удостаивается звания "великого" не столько за то, что находит

решение какой-то проблемы, сколько за то, что поднимает проблему, решение

которой... означает реальное движение науки вперед". (Кэнтрил Г. An inquiry concerning the characteristics of man, /. abnorm. social Psychol., 1950, 45, 491-503.)

"Сформулировать проблему гораздо важнее, чем решить ее; последнее

211.

скорее зависит от математических или экспериментальных навыков. Для того, чтобы задать новый вопрос, открыть новую возможность, посмотреть на старую

проблему с новой точки зрения, необходимо иметь творческое воображение, и

только оно движет науку вперед". (Эйнштейн А. и Инфелд Л. The Evolution of Physics, Simon and Schuster, 1938.)

8 Сэр Ричард Ливингстоун из Оксфордского Колkеджа Праздника Тела

Христова определяет ученого-исполнителя как человека, "который досконально

знает свою работу, но не понимает ее конечной цели и ее места в универсуме".

Кто-то другой, не помню кто, аналогичным образом охарактеризовал эксперта.

Эксперт - это тонкий знаток деталей и полный профан по существу вопроса, не

имеющий права на ошибку.

9 Более подробное обсуждение приведенной здесь аргументации можно найти

в работе Мюррея с соавторами Explorations of Personality (346).

10 Например, Янг (492), вообще исключает из своей теории мотивации

понятие цели или намерения на том лишь основании, что мы не можем спросить

крысу о ее намерении. Но ведь мы можем спросить об этом человека, и разве

сама по себе возможность спросить имеет хоть какое-либо значение? Разумнее и

логичнее в таком случае было бы отказаться не от понятия "цель", а от

экспериментов с крысами.

11 С возрастом, по мере когнитивного и моторного развития ребенка круг

незнакомых стимулов постепенно сужается, они становятся для него все менее

угрожающими и все более подконтрольными. Можно сказать, что обучение

исполняет одну из главных конативных функций - оно нейтрализует угрозу при

помощи ее познания, помогает ребенку не бояться грома, объясняя ему, что

такое гром.

12 Для того, чтобы убедиться в наличии потребности в безопасности у

маленького ребенка, достаточно пронаблюдать его реакции на взрыв петарды, на

приближение незнакомого бородатого мужчины, на прививку, на уход матери, на

мышь или паука в его постели и на другие экстремальные события. Я ни в коем

случае не призываю намеренно подвергать ребенка таким испытаниям, ибо они

могут серьезно навредить ему, но в повседневной жизни подобные ситуации

встречаются довольно часто, и мы могли бы воспользоваться ими вместо того, чтобы проводить специальные эксперименты, направленные на обнаружение

рассматриваемой здесь потребности.

13 Нельзя сказать, что все неврозы обусловлены неудовлетворенной

потребностью в безопасности. Причиной для развития невроза может стать

потребность в любви или потребность в уважении, не нашедшие своего

удовлетворения.

14 Мы не знаем, все ли люди испытывают такие желания. Но вопрос не в

этом. Сегодня более актуально звучит другая проблема - всегда ли порабощение

и угнетение вызывают недовольство и бунт? Клинические данные и наблюдения

позволяют нам предполагать, что человека, познавшего вкус истинной свободы

(свободы, основанной не на отказе от безопасности и зависимости, а на

адекватном удовлетворении потребности), поработить не так-то просто. Но мы

не знаем, насколько это утверждение справедливо по отношению к человеку, рожденному в рабстве. Более подробно этот вопрос обсуждается в других

работах (см. 145).

15 Более подробно проблема здоровой самооценки обсуждается в работах, упомянутых на странице 109, там же приведены результаты исследований, посвященных этому вопросу. Также советую обратить внимание на работы

Мак-Клелланда и его коллег (326, 327, 328) и другие (473).

16 На активность, носящую бесспорно творческий характер, такую, например, как занятия живописью, как, собственно, и на любой другой вид

активности, человека может подвигнуть множество причин. Наблюдая за

212.

творческим процессом, вы вряд ли ошибетесь в том, удовлетворен творец или

нет, счастлив или несчастлив, испытывает голод или пресыщен. Кроме того, ясно, что творческая активность сама по себе еще не может служить

свидетельством креативности человека. Поводом для активности такого рода

могут оказаться компенсаторные механизмы; для сердца, переполненного

чувствами, тонущего в них, творчество может стать мелиоративной

деятельностью, защищающей рассудок от бушующих страстей; в конце концов, причины для творческой активности могут быть даже очень грубыми и

материальными. Позволю себе выдвинуть следующее предположение (это

предположение основывается на личных наблюдениях): при внимательном анализе

продукта творческой или интеллектуальной деятельности несложно определить, насколько удовлетворен в своих базовых потребностях его создатель. В любом

случае, при анализе творческой деятельности крайне полезным будет учитывать

принципы динамической психологии, которые помогут отделить сам поведенческий

акт от его мотивации, от его целей.

17 "Человеческое существо отличается искренним интересом к миру, ему

свойственна потребность в действии, в эксперименте. Человек получает

глубочайшее удовлетворение от исследования реальности. Он не видит в

реальности ничего опасного или угрожающего его существованию. Чувство

безопасности перед лицом окружающего мира уходит своими корнями в самые

глубины человеческого организма. Человек ощущает угрозу только в

специфических ситуациях и только в условиях депривации. Но даже в таких

условиях он предчувствует скорый конец неприятных ощущений, понимает, что

они временны и в конце концов отступят, что он вновь спокойно взглянет на

окружающее и испытает чувство безопасности в соприкосновении с миром". (412, р. 220)

18 Приняв подобную трактовку понятия "болезнь" мы неизбежно должны

будем обратититься к исследованию взаимоотношений человека и общества. В

данном случае запускается следующая логическая схема: 1) если мы утверждаем, что человек, базовые потребности которого не удовлетворены, - больной

человек, и 2) если причины его неудовлетворенности лежат вовне, в окружающей

среде, в обществе, следовательно 3) болезнь индивидуума является результатом

болезни общества. В таком случае следует принять следующее определение

хорошего, здорового общества: хорошим можно считать то общество, которое, удовлетворяя базовые потребности своих членов, высвобождает их высшие

потребности, стремления и цели.

19 Все, что прозвучит в этом разделе, относится только к базовым

потребностям.

20 Далее мы покажем, что оценка степени базового удовлетворения может

быть использована как основание для классификации типов личности. Если мы

будем рассматривать каждую ступень удовлетворения как шаг по направлению к

зрелости, как движение личности к самоактуализации, то мы получим схему для

построения теории развития, перекликающуюся с теориями Фрейда и Эрик-сона

(123, 141).

21 Ученых, придерживающихся подобного взгляда на человека, великое

множество. Я не имею возможности назвать их всех и упоминаю лишь некоторых, стоящих у истоков этого течения. Список членов Американской Ассоциации

Гуманистической Психологии содержит сотни имен, некоторые из которых можно

найти в библиографии (69, 344, 419, 441).

22 "Но разве нельзя предположить, что примитивная, бессознательная

сторона человеческой натуры может быть эффективно укрощена или даже

радикально трансформирована? Если мы отвергнем это предположение, то наша

цивилизация обречена (р.5). За благопристойным фасадом сознания с его

дисциплиной, моралью и чистыми помыслами скрываются грубые, вульгарные

инстинктивные силы, страшные, непримиримые, неистребимые монстры

подсознания. Они редко заявляют о себе открыто, но именно их энергия, их

неиссякаемая сила питает нашу жизнь: без них живые существа были бы инертны

213.

как камни. Но если бы мы поддались произволу этих сил, позволили им

повелевать нами, то жизнь утратила бы свой смысл, свелась к непрерывному

циклу "рождение-смерть", как это было в теплых водах протерозойского океана

(р.1). Инстинктивные силы, вызвавшие переворот в Европе и за десять лет

уничтожившие результаты многовековых усилий цивилизации... (р.3). До тех

пор, пока религиозные и социальные структуры способны сдерживать и в

какой-то мере удовлетворять внутренние и внешние потребности членов

общества, эти инстинктивные силы дремлют, и мы забываем об их существовании.

Однако, время от времени они пробуждаются и врываются в нашу упорядоченную

жизнь, поднимая страшный шум и переполох, безжалостно выдергивая нас из

умиротворенного покоя. Но, несмотря на эти встряски, мы наивно продолжаем

считать, что человеческому разуму подвластен не только мир природы, но и мир

наших инстинктов" (р.2). (Хардинг М.Е. Psychic Energy, Pantheon, 1947.) 23 Сама по себе угроза не обязательно патогенна; наряду с

невротическими и психотическими, существуют и здоровые способы ее

преодоления. Более того, даже явно угрожающая ситуация может не представлять

психологическую угрозу для конкретного человека. Бомбежка, при которой

существует реальная угроза жизни, может быть менее угрожающей для человека, чем насмешка, оскорбление, предательство друга, болезнь ребенка или

несправедливость, творимая по отношению к совершенно посторонним ему людям.

Кроме того, угроза может способствовать укреплению личности.

24 И здесь нужно подчеркнуть, что сама по себе травма еще не

обязательно означает травматизацию. Травма может содержать в себе

психологическую угрозу, но не обязательно. Скажу больше: для человека, успешно преодолевшего травматическую ситуацию, сама травма может иметь

воспитательные и укрепляющие последствия.

25 Концепции, анализируемые в данной главе, носят столь общий характер, что они применимы к самым разным типам экспериментальных исследований.

Например, в этой главе я мог бы говорить о текущих исследованиях феноменов

репрессии, забывания и персеверации невыполненных заданий, или об

исследованиях, непосредственно касающихся проблемы конфликта и фрустрации.

26 Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить Комитет по социальным

исследованиям, который оказал мне финансовую поддержку, благодаря чему я

смог совершить эту поездку.

27 Это заявление относится главным образом к людям старшего поколения, которых я исследовал в 1939 году. С тех пор наше общество сильно изменилось.

28 Должен предупредить, что здесь следует избегать излишней резкости

противопоставления. Большинство поведенческих актов имеет как экспрессивный, так и функциональный компоненты. Например, ходьба может, в одно и то же

время, и приближать человека к какой-то цели, и нести в себе экспрессивное

значение. Однако мы, в отличие от Олпорта и Вернера (8), допускаем

теоретическую возможность существования чисто экспрессивных актов, к

каковым, вероятно, относятся фланирование (в отличие от ходьбы), стыдливый

румянец, грациозность движений, жалкую позу, посвистывание, радостный смех

ребенка, творчество ради творчества, истинную самоактуализацию и т.п.

29 Это заявление следует рассматривать независимо от конкретных

формулировок теории мотивации. Например, его можно распространить и на

гедонизм. Его можно перефразировать следующим образом: "Функциональное

поведение устремлено к похвале и бежит от порицания, желает наград и боится

наказания; экспрессивное поведение не чувствительно к этим вещам, по крайней

мере, до тех пор, пока оно остается экспрессивным".

30 В нашем обществе, отличающимся чрезмерным прагматизмом, все

пропитано духом функциональности, духом инструментализма. Он вездесущ, мы

функциональны, когда говорим о любви ("занятия сексом полезны для

здоровья"), о спорте ("физические упражнения улучшают пищеварение"), об

214.

образовании ("учись, или в дворники пойдешь!"), о пении ("...развивает

легкие"), об отдыхе ("активный отдых - крепкий сон"), о погоде ("...будет

хороший урожай"), о чтении ("нужно быть эрудированным человеком"), о

нежности ("ты ведь не хочешь, чтобы твой ребенок вырос невротиком"), о

доброте ("делай людям добро, и воздается тебе"), о науке ("интересы

национальной безопасности") и об искусстве (" что бы де\u1072?ла рек\u1072?ма без

искусства!")

31 Я воздержусь от рассмотрения конкретики символических актов, поскольку при этом слишком велик соблазн погрузиться в анализ

увлекательнейшей, но чрезмерно объемной проблемы символизма Что касается

снов, то очевидно, что помимо ночных кошмаров людям снятся как

функциональные сны (например, сны об осуществлении желаний), так и

экспрессивные сны (например, тревожные сны). В принципе последнюю

разновидность снов можно было бы использовать в качестве своего рода

проективного теста для диагностики характерологической структуры

32 Обычно неосознанные потребности выражаются в снах, видениях, в

эмоциональных поступках и непреднамеренных действиях, в описках и оговорках, в непроизвольных жестах, смехе, навязчивостях, рационализированных чувствах, проекциях (иллюзиях, заблуждениях убеждениях), фантазиях, в бесчисленных

осознанных же\u1072?ниях, в психопато югических симптомах (особенно

конверсионно-истерического круга) и в таких проективных ситуациях и тестах, как игра в дочки-матери, сочинение историй (ТАТ), рисование пальцем, рисунок

человека Со своей стороны я добавил бы к этому перечню ритуалы, церемонии, народные сказки и тому подобные вещи

33 Хороший пример приводит Мекил Он рассказывает о женщине, страдающей

истерическим параличом. Врач сообщил больной ее диагноз, и, спустя несколько

дней все симптомы, связанные с истерическим параличом, пропали Однако через

некоторое время женщина впала в коллапс и была госпитализирована. В больнице

у нее не обнаружили симптомов паралича но диагностировали истерическую

слепоту. Сторонники так называемой "поведенческой терапии" в последнее время

добиваются удивительных успехов они устраняют негативную симптоматику, не

причиняя вреда своим пациентам. По-видимому, замещающая функция симптомов -

не столь распространенное явление, как полагают психоаналитики.

34 Источники взяты из работ, указанных в библиографии (58, р 97), (68, рр 264-276) См также руководство и библиографию к Тесту Самоактуализации

Шострома (425, 426)

35 С точки зрения вечности (лат )

36 Чувство общности (нем )

37 Я глубоко признателен Тамаре Дембо за помощь в анализе этой проблемы

38 Любовь самоактуализированного человека, или любовь на уровне Бытия, - это постоянная, добровольная и полная самоотдача, в которой нет места

оговоркам, тайным умыслам и расчетливости, вроде тех, что сквозят в

высказываниях некоторых молодых женщин "А ты помучай ею немножко", "Пусть он

поволнуется", "Не позволяй ему садиться тебе на шею", "Пусть поревнует",

"Люби, люби, но стой на своем", "Тот, кто любит сильнее, оказывается в

проигрыше"

39 Шварз, Освальд The Psychology of Sex Penguin Books 1951, p 21

"Сексуальное влечение и любовь различны по своей природе, и все же они

зависят друг от друга и дополняют друг друга Для здорового, зрелого человека

сексуальное влечение и любовь неотделимы друг от друга Таков фундаментальный

принцип психологии секса Если сексуальные отношения даруют человеку только

физиологическое удовлетворение, их можно рассматривать в качестве признака

сексуальной патологии (незрелости и т п )"

215.

40 Балинт М On genital love, Int ] Psych]anal, 1948, 29, 34-40 "Если

вы. заинтересовавшись проблемой генитальной любви, возьметесь перелистать

психоаналитическую литературу, посвященную этой проблематике, вы очень скоро

обнаружите два поразительнейших факта а) о генитальной любви написано

гораздо меньше, чем о догенитальной любви, б) почти все, что написано о

генитальной любви, написано в негативном ключе" (См также Балинт М The final goal of psychoanalitic treatment, Int J Psych]anal, 1936,17, 206-216, p 206

)

41 Фрейд, Зигмунд Civilization and Its Discontents "Всем своим

поведением он демонстрирует, что ему неважно, любим он или нет, что главное

для него - его проявление любви Он обесценивают преимущества роли любимого и

переносит их на роль любящего, и это позволяет ему избежать зависимости от

обьекта любви Он старается защититься от возможной утраты объекта любви, даруя свою любовь не конкретному человеку, а всему человечеству, пытается

застраховаться от разочарований генитальной любви, отказываясь от ее

естественной цели - сексуального контакта - трансформируя свой сексуальный

инстинкт в ненаправленный импульс В результате он пребывает в состоянии

неизменно нежного отношения к человечеству, внешне, казалось бы, не имеющем

ничего общего с изменчивой, строптивой генитальной любовью, но в

действительности являющемся ее производной" (р 22)

42 Балинт М. On genital love, Int. J. Phychjanal., 1948, 29, 34-40

"Чтобы избежать этой ловушки (акцента на негативных характеристиках), давайте рассмотрим идеальный случай постамбивалентной генитальной любви, любви, в которой нет не только амбивалентности, но и рудиментов

догенитального отношения к объекту. Что же мы увидим? А. Мы не обнаружим в

ней жадности, ненасытности, не обнаружим желания поглотить объект, сделать

его своей частью, лишить его независимого существования, то есть не

обнаружим оральных черт. В. В такой любви нет желания унизить, причинить

боль, нет стремления доминировать господствовать над предметом любви, то

есть нет садистических черт. С. В ней нет желания запятнать объект любви, надругаться над ним нет неприятия сексуальных желаний и удовольствий

партнера. В такой любви человек не боится, что его действия вызовут у

партнера отвращение, и в то же самое время мы не обнаружим здесь и влечения

к порочным, к неприглядным качествам партнера - одним словом, эта любовь

лишена анальных черт. D. Здесь нет места гордости по поводу обладания

пенисом, нет страха перед гениталиями партнера и своими собственными

гениталиями, нет зависти к мужским или женским гениталиям, нет чувства

ущербности, несовершенства, нет неприятия своих гениталий или гениталий

партнера, то есть нет следов фаллической стадии и кастрационного

комплекса... Итак, что же это такое - "генитальная любовь" - помимо

отсутствия вышеперечисленных догенитальных черт? Излагая проблему коротко и

конкретно, можно сказать, что человек любит того человека, который может

удовлетворить его и которого может удовлетворить он, то есть того, с кем он

может одновременно или почти одновременно испытать оргазм... Возможность

генитального удовлетворения - необходимое, но не достаточное условие

генитальной любви. Мы знаем, что генитальная любовь представляет собой нечто

большее, чем чувство благодарности к партнеру за генитальное удовлетворение.

Мы также знаем, что генитальная любовь может иметь место и при отсутствии

взаимного удовлетворения и взаимной благодарности. Так что же это такое -

генитальная любовь? Помимо генитального удовлетворения в настоящей любви мы

обнаруживаем такие феномены как 1) идеализация, 2) нежность, и 3) особая

форма идентификации. Таким образом, в корне ошибочен уже сам термин

"генитальная любовь"... То, что мы называем генитальной любовью, представляет собой сплав противоречивых элементов, столь разнородных как

генитальное удовлетворение и догенитальная нежность... Наградой человеку за

страх, за напряжение, которые неизбежны в результате слияния противоречий, становится возможность кратковременной регрессии в счастливое, инфантильное

состояние неведения...-" (р. 34).

43 Различия между дефициентной любовью и высшей любовью подробно

описаны в другой моей работе (295, pp. 42-43).

216.

44 Шварз, Освальд. The Psychology of Sex, Penguin Books, 1951: "Любовь

награждает человека удивительной способностью обнаруживать в предмете своей

любви достоинства и добродетели, недоступные взгляду равнодушного

наблюдателя. Эти достоинства реальны, они не придуманы любящим человеком и

не являются плодом его иллюзий; любовь - не самообман", (pp. 100-101).

"...мощный эмоциональный компонент, несомненно, присутствует в любви, но

любовь - это прежде всего когнитивный акт, позволяющий проникнуть в скрытую

сущность личности, познать ее глубинные первоосновы" (р. 20).

45 "Даже признавая, что он (разум) не знает представленного ему

объекта, он считает, что его незнание заключается только в том, что он не

знает, к какой из давно известных категорий можно отнести этот объект, в

который ящичек картотеки следует поместить его, какой костюм, из имеющихся в

гардеробе науки, будет ему впору. Он не знает, что перед ним - объект А, объект В или объект С? Причем и А, и В, и С - это обязательно объекты

понятные, давно известные ему. Мысль о том, что новый объект следует отнести

к категории X, что для его классификации требуется создание нового концепта

и, возможно даже, новый метод мышления, даже не приходит нам в голову. Но

посмотрите на всю историю философии - науки, являющей собой образец вечного

конфликта систем. Она учит нас тому, что не так-то просто облачить

реальность в готовое платье готовых концепций, что всякий раз приходится

заново снимать с нее мерку. Но нашему разуму невдомек этот урок, он

уклоняется от решения этой проблемы и с горделивой скромностью заявляет, что

ему нет дела до абсолютных истин, что его интересуют лишь относительные

категории. Он вполне обезопасил себя этой декларацией - теперь он чувствует

себя вправе мыслить в соответствии с привычными шаблонами, раздавать

относительные оценки всем явлениям, не обращая внимания на его истинное

значение, не пытаясь вынести сколько-нибудь однозначного суждения о нем.

Корни такого мировоззрения уходят к платоновскому принципу познания, которое

он понимал как обнаружение некой предустановленной Идеи. Платон полагал, что

для познания реальности достаточно заключить ее в предсуществующую систему

координат, уже имеющуюся в нашем распоряжении, поместить эту реальность в

рамки некоего имплицитного, универсального знания. Платоновская точка зрения

на познание близка свойствам холодного интеллекта, наш разум словно создан

для того, чтобы каталогизировать каждый новый объект, помещать его в ту или

иную, уже существующую, рубрику. В этом смысле можно сказать, что все мы в

известной степени платоники". (46, pp. 55-56.)

46 Попытка провести различия между вышеназванными подходами

предпринималась и другими психологами. Например, Курт Левин (274) говорит об

аристотелевском и галилеевском подходах в науке. Гордон Олпорт (6) говорит о

необходимости "идеографического" подхода к личности, противопоставляя его

"номотетическому", а многие ученые, занимающиеся проблемами семантики, подчеркивают, что между отдельными переживаниями больше различий, чем

сходства (215). Все эти рассуждения не только подтверждают главную мысль

этой главы, но и были использованы при ее написании. Ниже мы обсудим

некоторые из любопытнейших вопросов, которые неизбежно возникают вследствие

предложенной Куртом Гольдштейном дихотомии "конкретное-абстрактное" (160).

Советую также обратить внимание на книгу Итарда Wild Boy of Aveyron.

47 Немало экспериментальных данных, поясняющих поднятую здесь проблему, можно найти в блестящем исследовании Бартлетта (33).

48 "Для человека любого возраста, от младенца до глубокого старца, нет

способности более полезной, чем наше умение превращать новое в старое, чем

наша способность воспринимать любое явление, несущее в себе угрозу

сложившейся системе представлений, не как незваного гостя, а как старого

знакомого У нас не вызывают интереса и удивления те вещи, для обозначения

которых в нашем распоряжении нет готовых определений или стандартов

поведения" (211, Vol II, Р 110)

49 "Даже слабая концентрация внимания влечет за собой селекцию, в

217.

результате чего сознание четко фиксирует одни аспекты реальности, игнорируя

другие, причем выбор этот всегда продиктован нашими желаниями и ожиданиями

Однако именно этой селективности мы должны избегать, потому что, идя на

поводу у собственных ожиданий, мы рискуем иметь дело лишь с тем, что уже

известно нам, а потворство собственным желаниям неизбежно приводит к

фальсификации реальности. Полезно было бы всегда помнить о том, что смысл

услышанного, как правило, можно постигнуть только некоторое время спустя"

"Таким образом очевидно, что принцип равномерного распределения внимания

становится естественным продолжением нашего требования к пациенту - сообщать

психоаналитику все, что проносится в его сознании, не подвергая свои мысли

критике и селекции. Терапевт, игнорирующий этот принцип, лишает себя очень

многих преимуществ, которые могут быть получены за счет подчинения пациента

"фундаментальному правилу психоанализа". Это правило можно сформулировать

следующим образом "Внимание нужно очистить от усилий, от старания, только

тогда будет открыт простор "бессознательной памяти" Можно переформулировать

его еще проще "Не напрягайся, просто слушай пациента""" (139, рр 324-325 ) 50 Как в любой банальности, в этом противопоставлении таится опасность.

Говоря о различиях между научным и художественным видениями реальности, я

далек от желания навек разлучить их. На мой взгляд, ученые могут и должны

быть интуитивны, артистичны в своем подходе к реальности, они должны

научиться доверять своим впечатлениям и уважительно относиться к

непосредственному эмпирическому опыту, даже если они не могут найти ему

теоретического обоснования. И наоборот, научное исследование и познание

реальности может углубить восприятие художника, сделать его более

достоверным и более зрелым Мой призыв к целостному восприятию мира в равной

мере относится и к ученому, и к художнику

51 "Чем-то это похоже на приемы низкопробной беллетристики Ее также

можно рассматривать как олицетворение вербальной ригидности во всех ее

формах содержательной, формальной и оценочной Фабула, персонажи, действие, ситуации, "мораль" - все стандартизовано до предела Штампованные слова и

фразы похожи друг на друга как братья-близнецы Благодаря этому персонаж

воспринимается нами не как характер, а как тип, мы мгновенно узнаем в нем

злодея, сыщика, бедную девушку, сына начальника и т д". (215, р 259) Специалисты по семантике утверждают, что как только индивидуум соглашается с

социальной категоризацией, тут же и другие начинают воспринимать его не как

индивидуума, а как категорию.

52 "Интеллект непроизвольно начинает поиск уже известных ему аспектов в

представшей перед ним проблемной ситуации, он ищет подобия в надежде

применить уже известное ему решение. Именно в этом и состоит способность

предвидеть будущее. Наука в состоянии сделать максимально точный и надежный

прогноз, однако принцип ее действия остается неизменным - как и житейская

интуиция, наука предпочитает иметь дело с повторяющимися элементами. Она

расчленяет реальность на отдельные элементы или отдельные аспекты, которые

сами по себе являются более-менее точной репродукцией элементов или аспектов

прошлой реальности Наука умеет обращаться то \u1100?ко с воспроизводимым " (46, рр 34-35) Считаю необходимым вновь подчеркнуть (см главы 1 и 2, а также

Приложение В), что в настоящее время мы стоим у истоков новой философии

науки, новой концепции знания и познания, которая будет опираться на такие

понятия как "холистичное" (не отрицая "атомистичное"), "уникальное" (не

отрицая "повторяющееся"), "человеческое" и "личностное" (не отрицая

"механистическое"), "изменчивое" (не отрицая "постоянное"),

"трансцендентное" (не отрицая "позитивистское") Советую обратить внимание на

другие труды (292, 376) и библиографию к ним

53 "Ни одно явление не тождественно другому, и ни одно явление не

остается неизменным. Если вы усвоили эти два принципа, то поступайте, как

вам заблагорассудится. Вы можете даже игнорировать их, можете вести себя

так, как если бы некоторые явления были подобны друг другу, а некоторые

вечно пребывали неизменными - то есть можете действовать по шаблону. И это

будет разумно, потому что различия между явлениями, как и сущность динамики

218.

явления, зачастую не столь существенны. Но если вы отдаете себе отчет в их

существовании, если вы всегда руководствуетесь задней мыслью о том, что для

начала было бы неплохо оценить ситуацию и решить, не требует ли она особого

отношения к себе, то можете довериться своим привычкам - вы знаете, когда

отказаться от них. Не существует абсолютно надежного навыка или всегда

уместного шаблона поведения. Шаблоны хороши до тех пор, пока они не

сковывают ваше мышление, пока они не диктуют вам, как следует поступать, до

тех пор, пока вы в состоянии в нужный момент отказаться от них. Менее

рассудительные индивидуумы становятся рабами собственных привычек и потому

совершают множество глупостей и ошибок" (215, р 199 )

54 Библиографы

Написал учебник как-то кто-то из столпов науки,

Помянув в нем добрым словом Блисса, Боуна и Брука

И с тех пор со всех сторон поминают добрым словом

В рефератах и в трактатах тех же Брука, Блисса, Боуна.

Если ж кто-то поддается ненаучному капризу,

Не желая восхищаться Бруком, Боуном и Блиссом,

И цитирует меня, - будет впредь ему наука,

Будет, знаете ль, освистан,

Будет, знаете ль, оплеван

"Что за глупости - нет Брука!

Ни словечка нет о Блиссе!

Ни словечка нет о Боуне^"

Артур Гюйтерман (167)

55 "Не имеет смысла определять память как способность разложить

воспоминания по полочкам или вписать их в дневник В психике человека нет ни

полочек для воспоминаний ни дневника для их регистрации, собственно говоря, нельзя говорить и о способности, потому что память - это не качество

человека, она проявляется только время от времени, в силу необходимости или

по желанию индивидуума, тогда как сопоставление накопленного опыта не

прекращается ни на мгновение...

Мы всегда смутно ощущаем, что наше прошлое имеет для нас силу

настоящего, даже если не отдаем себе в этом отчета Что есть личность, характер, если не сгусток нашего опыта, накапываемого с самого момента

нашего рождения, а, быть может , даже с момента зачатия, ибо что может быть

важнее нашего самого первого опыта, опыта слияния двух клеток, опыта, в

результате которого мы приобрели право на самостоятельное существование. Наш

рассудок постигает лишь малую часть накопленного опыта, но наши желания, побуждения и поступки обусловлены всей жизнью, начиная с момента обретения

души Мы можем сказать, что человек движим импульсами, посылаемыми ему его

прошлым, он ощущает прошлое как некую основополагающую идею" (46, р 7-8) 56 "Интеллект настойчиво ищет аналогий в предстающей перед ним

реальности и, увлеченный этим занятием не в состоянии заметить ту новизну, которую несет в себе каждое мгновение жизни. Он не признает непредвиденного, он заклятый враг всякого творчества. Он заведомо знает, что определенная

причина вызывает определенный результат, и что этот результат является

функцией данной причины. Он также исходит из того, что определенная цель

диктует применение определенных средств для ее достижения. И в том, и в

другом случае человек имеет дело с уже известным знанием, пытаясь

сопоставить его с другим известным знанием, то есть занимается

воспроизведением прошлого опыта" (46, р 180)

57 "Способность человека испо\u1100?зовать однажды выработанные реакции на

ситуацию, которую часто, но неверно называют "модифицирующим влиянием

опыта", вступает в противоречие с требованиями непрерывно изменяющейся среды

которая диктует человеку необходимость приспособления гибкости и

вариативности реакций Способность к использованию прошлого опыта - весьма

сомнительное благо, она порождает фиксированные серийные реакции и приводит

к стереотипизации поведения" (33, р 218)

219.

58 "Чтобы быть хозяином положения, человек должен соответствовать

бесконечно изменчивой реальности, непрерывно корректируя способ

взаимоотношений с ней, в то же самое время он должен быть свободным от

влияния обстоятельств". (46,р 301)

"Обретая свободу, человек тем самым подтверждает реальность того, от

чего он освобождается. Свобода немыслима без постоянного труда обретения

свободы, привычка, автоматизм убивают свободу. Живая мысль, облеченная в

слова, умирает, превращается в ледяное изваяние. Слово оборачивается против

идеи. Буква убивает дух" (46, р 141)

"Навык может содействовать прогрессу, но он - не единственный и далеко

не главный путь к прогрессу. Именно с этой точки зрения и следует

рассматривать его. Навык содействует развитию, когда помогает нам экономить

время и энергию - но сам по себе он не означает прогресса, если мы не

используем сбереженное время и энергию для разумной модификации поведения.

Например, вы приучаетесь бриться автоматически, а значит, у вас появляется

дополнительное время для размышлений о проблемах действительно важных для

вас. И в этом состоит огромная польза навыка - если только, размышляя об

этих важных проблемах, вы не приходите постоянно к одним и тем же решениям"

(215, р 198)

59 "Именно эти четыре фактора - природная леность, склонность

ассимилировать новый опыт и превращать его в старый, традиции и любовь к

успеху - мешают развитию нашего мышления. Человеческая история знает лишь

несколько периодов по настоящему бурного интеллектуального развития и

истинно революционного мышления. На протяжении нескольких столетий, от

античных времен до эпохи. Возрождения, человечество удовлетворялось цитатами

из Платона и Аристотеля. После этого Галилей и Декарт обеспечили нас таким

запасом фундаментальных идей, которых нам хватило и до сего дня. Поневоле

приходится признать, что большую часть человеческой истории лучшие умы

человечества были заняты преимущественно обработкой старых идей "

60 "Ясность и упорядоченность мышления позволяют нам иметь дело с

заранее спрогнозированными ситуациями, служат необходимым основанием для

поддержания социальных отношений Однако мышление не может быть только

упорядоченным Трансценденция ясности и порядка совершенно необходима для

эффективного взаимодействия с непредвиденным, которое с\u1091?жит источником

радости и прогресса Бытие, закованное в кандалы структуры, деградирует

Способность к восприятию зыбкого и неструктурированного необходима для

постижения нового" (475, р. 108)

"Квинтэссенция жизни - в нарушении предустановленного порядка.

Универсум не желает подчиняться умерщвляющему влиянию структуры. Универсум

не признает порядка, но сам устремлен к новому порядку вещей, и именно эта

устремленность становится первичным условием опыта. Нам еще предстоит

истолковать и объяснить это стремление к новизне структуры, найти меру

успеха и меру неудачи". (475, р. 119)

61 Любопытно, что мнение гештальт-психологов по этому вопросу во многом

совпадает с точкой зрения современных философов, которые рассматривают

решение проблемы с позиций идентичности или тавтологичности решения самой

проблеме. "Полное понимание существа проблемы означает, что каждый ее

элемент соотнесен с уже понятым. Таким образом, понимание - не более чем

повторение понятого. И в этом смысле здесь есть тавтология" (475, р. 71).

Думаю, под этими словами с легким сердцем подписались бы многие

логики-позитивисты.

62 В практическом смысле, на уровне поведения этот принцип выражается

словами: "Не знаю, посмотрим". Такое отношение к проблеме означает, что, оказавшись в незнакомой ситуации, человек не пытается применить к ней

прошлый опыт. Он словно говорит себе: "А ну-ка посмотрим, что же это такое", и в этих словах проявляется его готовность воспринять все аспекты данной

конкретной ситуации, отличающие ее от других, уже известных ему ситуаций, готовность реагировать на ситуацию соответствующим образом.

"Такой подход к новой ситуации не имеет ничего общего с робостью или

220.

нерешительностью, с "неумением принимать решения". Скорее, он представляет

собой один из методов принятия обдуманного, взвешенного решения. Этот метод

служит определенной гарантией от тех ошибок, которые мы допускаем, когда

оцениваем человека по первому впечатлению, или судим о конкретной женщине, сидящей за рулем, как о "женщине за рулем", заочно осуждаем или одобряем

чье-то поведение. В основе всех этих ошибок лежит наше отношение к человеку

не как к конкретной и уникальной личности, а как к представителю

определенного класса или типа людей, - мы слишком уверены в своем мнении о

том или ином типе людей и потому лишаем себя возможности адекватно

воспринимать конкретного человека". (212, pp. 187-188)

63 Блестящий анализ динамики этой проблемы можно найти в работах Фромма

(145). Эту же тему, но в несколько ином ключе, затрагивает и Эйн Рэнд в

своем труде The Fountamhead (388). Забавной и поучительной в этом отношении

мне кажется также книга 1066 and All That (490).

64 "Сложившаяся система преподавания естественных наук может натолкнуть

стороннего наблюдателя на мысль о том, что наука - это строгое архитектурное

сооружение, из века в век возвышающееся на центральной площади мироздания. А

между тем, само существование и ценность системы научного знания целиком и

полностью зависят от того, насколько она готова воспринять новые факты и

возможные альтернативы, от ее способности подвергнуть ревизии самые

незыблемые, на первый взгляд, постулаты".

"Я переписывал книгу из книг долгие годы.

Знай, что написано в ней, только то и имеет значенье.

Если глядишь ты вокруг и впадаешь в сомненье, -

Заново книгу прочти в назиданье Природе". (475, р. 59)

65 Тема мистицизма подробно проанализирована в работах Олдоса Хаксли

The Perennial Philosophy (209) и Уильяма Джеймса The Varieties of Religious Experience (212).

66 Советую обратиться к сочинениям Джеймса Джойса и к современным

трудам, посвященным теории поэзии. По существу, поэзия призвана к тому, чтобы пытаться передать идиосинкратическое переживание, для которого

большинство людей "не находит слов", а если не передать, то хотя бы выразить

его. Поэзия - это способ облачить в словесную форму эмоциональный опыт, по

сути своей безъязычный. Поэзия стремится рассказать словами свежее и

уникальное переживание, не упрощая его, не пользуясь штампами, которые

заведомо не могут быть ни свежими, ни уникальными. Задача, которую ставит

перед собой поэзия, почти безнадежна, ведь поэт вынужден для ее решения

пользоваться многократно используемыми словами; конечно, он может

каламбурить, играть словами, придавать им новые значения, сплетать их в

замысловатые сочетания и т.п. - пусть они не смогут передать его

переживания, но он все же надеется с помощью слов вызвать в чем-то сходное

переживание у своего читателя. Пожалуй, можно счесть за чудо, что иногда у

него получается это. И если поэту удается придать неповторимое значение

давно известному слову, его способ соотношения с читателем становится

подобным тому, которым пользуется Джеймс Джойс или апологеты современного

нерепрезентационного искусства. Эта мысль прекрасно сформулирована в

предисловии к необычному рассказу В. Линкольна, напечатанному в одном из

сентябрьских номеров The New Yorker за 1946 год.

"Почему событие всегда застает нас врасплох, почему книги и опыт друзей

ничему не учат нас? Сколько раз мы смотрели смерти в глаза, сколько раз

сопереживали любви молодых героев, сколько рассказов о супружеской

неверности, о воплощении и крахе честолюбивых надежд прочитано нами! Любое

событие, которое может случиться с нами, уже много раз случалось с другими

людьми; оно давно зарегистрировано, описано и проанализировано со всей

возможной тщательностью и достоверностью; человеческий разум терпеливо и

настойчиво создавал историю человеческой души, и мы прочли этот учебник от

корки до корки", прежде чем отправиться в путешествие под названием "жизнь .

Но то, с чем мы сталкиваемся в реальной жизни, оказывается абсолютно

непохожим на свое описание, - оно ново и незнакомо нам, мы беспомощно

221.

застываем перед ним, понимая, что никакие слова не могут передать его

сущность

И тем не менее, мы упорно отказываемся признавать тот факт, что

индивидуальная жизнь не поддается описанию Стоит нам пережить потрясающее

душу событие, мы торопимся тут же рассказать о нем другим людям, выразить

его словами, искажая свое переживание, обманывая и умсрщвляя его"

67 "Самым очевидным образом данный феномен проявляется в оценочном

наименовании. Я изобрел этот термин, желая подчеркнуть присущее человеку

стремление оценивать людей и ситуации в соответствии с их названиями. В

сущности, это стремление равнозначно стремлению найти способ классификации

явлений, выработать типичную реакцию на них Мы классифицируем яв\u1077?ния, основываясь, главным образом, на их названиях. Назвав явление, мы склонны

оценивать его и реагировать на него в терминах данного ему названия В нашей

культуре мы приучаемся оценивать имена, названия, обозначения, слова

совершенно независимо от тех реалий, которые скрываются за ними" (215, р

261)

"достаточно вспомнить, сколь различен социальный статус и уровень

самоуважения "проводниц" в пассажирских поездах и "стюардесс" в самолетах, а

ведь эти две категории работников заняты, в сущности, одним и тем же делом -

обслуживанием пассажиров" (187) Советую также обратить внимание на работы

других авторов (490)

68 Я бы посоветовал ученым с большим уважением относиться к поэтам, по

крайней мере, к великим поэтам Ученые считают язык науки самым точным, самым

отточенным языком, все прочие средства коммуникации, на их взгляд, не точны

или не адекватны Но в том-то и парадокс, что зачастую поэзия отражает

реальность если не точнее, то, во всяком случае, правдивее науки, а иногда -

даже более точно, чем наука Талантливый поэт может в двух-трех строфах

выразить то, на что интеллектуалу-профессору понадобится десять страниц

Следующая история, приписываемая Линкольну Стеффенсу (25, р 222), служит

наглядной иллюстрацией этого тезиса

"Как-то раз, - рассказывает Стеффенс, - прогуливаясь с Сатаной по Пятой

авеню, я увидел мужчину, который неожиданно остановился посреди улицы и

жестом фокусника выхватил из пространства кусочек Истины - прямо из воздуха

кусочек живой Истины

- Ты видел? - спросил я у Сатаны. Он кивнул

- И ты не боишься? Ведь этого хватит, чтобы погубить тебя.

- Да. Но я не боюсь, и могу сказать тебе почему. Пока она не оказалась

в руках того человека, это была чудесная, полная жизни истина. Но он

непременно захочет дать ей название. Потом, придумав ей имя, он захочет

улучшить ее, он будет мять ее и кроить на свой лад, а когда закончит, она

будет уже мертва. Если б он ее не прибирал к рукам, оставил там, где она

была, позволил ей жить, - вот тогда бы она уничтожила меня. Но он завладел

ею, и потому я могу быть спокоен"

69 "Свободное струение мысли, игра случайных образов, невнятные сны, бесцельные прогу\u1082?и оказывают существеннейшее влияние на развитие личности, но в этом влиянии нет и следа целесообразности нет и намека на практическую

пользу и\u1080? материальную выгоду. Наша культура столь механистична, что такого

рода формы активности, несмотря на чрезвычайную их важность для

человеческого станов \u1077?ния либо вовсе не привлекают к себе внимания ученых, либо не принимаются ими в расчет.

Лишь изжив в себе этот неосознанный механицизм, мы сумеем понять, что

"бесполезное" играет не менее важную роль в деле человеческого развития, чем

целесообразное. Даже эволюционисты вынуждены будут признать, что красота -

не менее существенный фактор эволюции человека, чем польза, и не только с

точки зрения сексуальной привлекательности, не только в смысле пользы для

оплодотворения и продолжения рода, как это представлялось Дарвину. Я бы

сказал, что мифологическое или поэтическое понимание природы, метафорическое

и ритмическое ее описание нужно приветствовать так же, как мы приветствуем

смекалку умелого механика, старающегося свести концы с концами, сэкономить

материал, выполнить работу как можно более эффективно, без излишних затрат.

222.

Механистическая интерпретация ни в коем случае не более объективна, чем

поэтическая, и та и другая могут быть одинаково полезны" (347, р 35) Гордон Олпорт вполне резонно замечает, что "бытие" не менее активно и

требует не меньших усилий, чем "преодоление", и поэтому я вынужден уточнить

свою позицию. Наверное, было бы разумнее противопоставить друг другу не

преодоление и бытие, а "стремление к восполнению дефицита" и "стремление к

самоактуализации". Это уточнение поможет нам избежать ложного впечатления о

том, что "бытие", выражающееся немотивированным поведением и

нецеленаправленной активностью, требует от человека меньших трат энергии, меньших усилий, чем "преодоление". Самоактуализацию нельзя понимать как

doice far mente [блаженная нега на лоне природы (итал )], ошибочность

подобной интерпретации можно продемонстрировать хотя бы на примере жизни

Бетховена, являющей собой образец непрерывного стремления к развитию и

самосовершенствованию.

70 "Жизнь каждого индивидуума можно рассматривать как непрерывную

борьбу, как стремление к удовлетворению потребностей, стремление избавиться

от напряжения и сохранить равновесие" "Таким образом ядром нашей теории

становится постулат об обязательной взаимосвязи поведения с потребностями и

целями Если в каком то отдельно взятом случае этот постулат кажется лишенным

смысла или непригодным к использованию - советуем сначала перепроверить свое

наблюдение, прежде чем отказываться от теории. Зачастую мы называем

поведение немотивированным только потому, что не можем установить, какая

потребность, или какая цель стоит за ним. Порой оно кажется нам бесцельным

потому, что мы рассматриваем только часть поведения, отдельную реакцию, искусственно изолируя ее от общего контекста поведения". "В настоящее время

ни у кого уже не вызывает сомнений то, что любую реакцию живого существа

можно считать целенаправленной уже потому, что любая реакция способствует

выживанию вида, если, конечно, последнему волей судеб суждено выжить в

борьбе за существование", "...любой поведенческий акт мотивирован и выражает

ту или иную цель". "Лень, как разновидность человеческой активности, также

служит определенной цели". "Всякое поведение детерминируется прессингом тех

или иных потребностей. Поведение - это попытка противостоять натиску

потребности при помощи взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, можно утверждать, что любой поступок продиктован личной выгодой".

"Человеческое поведение

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.