Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РУБРИФИКАЦИЯ В МЫШЛЕНИИ



Рубрификация проявляет себя в сфере мышления" следующими феноменами: 1) стереотипные подходы к решению проблем, неспособность воспринять новизну

проблемы, стремление придать ей знакомые формы; 2) механическое

использование привычных техник для решения новых проблем; 3) склонность

подходить к любой проблеме, к любому вопросу с набором готовых решений и

ответов. Если человек проявляет перечисленные выше три тенденции, то мы

можем с полной уверенностью утверждать, что его мышление тривиально.60

Эти тенденции настолько присущи человеку, человек так подвержен им, что

даже чуткий, умный психолог Бергсон полагал, что основной функцией

интеллекта является рубрификация. Вот его слова: "Интеллект - это

способность находить взаимосвязь явлений, способность уловить их

повторяемость, а при необходимости и продуцировать ее". (46, р. 59).

"Объяснить нечто - значит увидеть в новом и непредвиденном элементы старого

и знакомого, организованные в новом порядке. Интеллект не признает

абсолютной новизны, разве в состоянии он постичь сущность жизни..." (46, р.

181). "...мы смотрим на живое остановившимся взглядом, мы видим в изменчивой

169.

реальности прочность и незыблемость. Только расчлененное, недвижное, безжизненное не вызывает у нас тревоги. Интеллект от природы не способен

постичь жизнь" (46, р. 182). Вдумайтесь в эти слова, и вы поймете, что сила

интеллекта самого Бергсона со всей убедительностью опровергает его

категоричные выводы.

Стереотипные проблемы

Человек с ярко выраженной склонностью к рубрификации при столкновении с

проблемой пытается уйти от столкновения, старается не заметить проблему.

Самые крайние формы эта тенденция принимает у компуль-сивно-обсессивных

невротиков. Любая неожиданность вызывает у них страх, и потому они

прикладывают массу усилий к тому, чтобы всесторонне регламентировать и

упорядочить свою жизнь. Любая проблема, требующая нестандартного решения, то

есть уверенности в себе и мужества, воспринимается ими как угроза.

Если уклониться от столкновения с реальностью не удается, если человек

вынужден посмотреть проблеме в лицо, то первое, что он пытается предпринять

- это применить по отношению к ней свою классификацию проблем, пытается

опознать ее (только знакомое не вызывает у него тревогу). Он задается

вопросом: "На какую проблему из тех, что мне уже знакомы, похожа эта

проблема?", то есть пытается решить, в какие рамки поместить данную

проблему, какой ярлык наклеить на нее. Несомненно, в основе реакции

категоризации лежит восприятие сходства. Я не хочу сейчас углубляться в

довольно сложную проблему сходства; считаю нужным лишь отметить, что

восприятие сходства, как правило, игнорирует уникальные свойства явления, его идиосинкратическую природу. Доказательством этому служит тот факт, что

разные люди, подходя к одному и тому же явлению с разными мерками, умудряются отнести его к совершенно разным, порой противоположным, категориям. Таким людям не суждено узнать, что реальность куда как шире тех

рамок, в которые они тщатся поместить ее, они не замечают, что их попытки

классификации неизбежно урезают, ограничивают и выхолащивают существо

явления.

Одна из лучших работ, посвященных данной проблематике, принадлежит перу

Крукшанка (97). Автор предпринимает попытку анализа проблем, связанных с

медицинской диагностикой. Клинические психологи прекрасно знают, чем чреват

таксономический подход, которым грешат многие психиатры.

Стереотипные техники

Одно из главных преимуществ рубрификации состоит в том, что если

Категоризация проблемы произведена успешно, то человек получает возможность

автоматического использования готовых техник решения данной проблемы. Но это

- не единственная причина, толкающая нас на рубрификацию. Рубрификация имеет

в своем основании глубинную мотивацию, подтверждением чему может послужить

хотя бы тот факт, что терапевты, как правило, предпочитают иметь дело со

знакомой, пусть даже и неизлечимой, болезнью, нежели с непонятной

симптоматикой.

Если человеку неоднократно приходилось сталкиваться с одной и той же

проблемой, то у него была возможность до тонкостей отработать механизм ее

решения. Механизм вычищен, смазан и всегда под рукой. Иначе говоря, человеку

проще действовать привычными методами, использовать отработанные навыки. Мы

уже говорили о том, что у навыка есть как положительные, так и отрицательные

стороны. Среди преимуществ навыка вновь отметим тот факт, что навыки

помогают человеку сберечь время и силы, делают возможным автоматическое

решение несущественных проблем, снижают вероятность тревожных реакций и т.п.

Отрицательными последствиями навыка являются утрата гибкости и адаптивности, отказ от творческой изобретательности. Очевидно, что эти негативные

последствия вызваны нежеланием индивидуума признать изменчивость мира.

В этом отношении очень любопытны эксперименты Лачина (279), изучавшего

эффект установки.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.