Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Демократические реформы как возможная причина распада СССР



Демократический режим - это сложнейшая система отношений, процедур и традиций, которая не может появиться в стране просто по желанию ее лидеров. Демократическая струк­тура власти гораздо сложнее, чем структура авторитарная, и быть демократическим лидером гораздо труднее, чем диктатором или монархом. Демократические системы в западных стра­нах развивались исторически на протяжении 200 - 300 лет - через борьбу и революции, а также благодаря накоплению опыта и развитию культуры.

Некоторые из российских ученых пытались отрицать демократизм Горбачева. Известный своими парадоксальными концепциями Александр Зиновьев писал уже после крушения СССР: «Во всех своих книгах и с первых же дней появления Горбачева на политической арене я утверждал и настаиваю на этом до сих пор, что горбачевизм возник как попытка перехода от демократического брежневизма к диктаторскому режиму сталинского типа. Эта суть горбачевизма проявилась в стрем­лении навязать стране насильственным путем сверху такой образ жизни и такое направление эволюции, какое хотело высшее начальство. Горбачев стремился создать систему сверхвласти вне партийного аппарата и над ним. Отсюда возня с бесконечными реформами, практически разрушавшими страну, ее экономику, государственность, идеологию. Отсюда требование чрезвычайных полномочий лично Горбачеву, установление "президентской" системы власти, фактически аналогичной диктаторской вождистской власти Сталина». Такое отождествле­ние целей, порядков и системы власти при Горбачеве и при Сталине я считаю совершенно не­правомерным. Но также совершенно неправомерными представляются мне и утверждения группы ученых из РУСО (Российские ученые социалистической ориентации) Ю. К. Плетникова, В. А. Сапрыкина, В. В. Трушкова и А. А. Шабанова, пытавшихся рассматривать перестройку Горбачева как сознательно проводимый «ползучий антисоветский контрреволюционный пе­реворот».

По их мнению, «политическим центром, возглавившим контрреволюционный процесс, вы­ступила переродившаяся верхушка КПСС во главе с М. С. Горбачевым. А. Н. Яковлевым. В. А. Медведевым и Э. А. Шеварднадзе, которым помогали партаппаратчики Черняев. Шахна­заров, Бикенин, Загладин и другие».

Социальной базой этой новой контрреволюции и «удар­ной силой в погроме социализма» стали дельцы теневой экономики, коррумпированное чинов­ничество, аппараты МИДа и международных отделов ЦК КПСС, «связанных по службе с За­падом», первая поросль «новых русских» - челноков и кооператоров, маргинальная часть населения крупных городов, а также деклассированные группы из всех слоев населения Контрреволюция опиралась также на значительную часть рабочих и особенно на шахтеров, среди которых был велик процент уголовных элементов, на часть творческой элиты, на аппа­рат средств массовой информации, на националистов в союзных республиках и на часть инже­нерно-технической интеллигенции, недовольной низкими зарплатами.

Несмотря на значительный количественный рост в нефтегазодобывающих районах благоустроенного жилья, школ, детских дошкольных учреждений, больниц, предприя­тий торговли, общественного питания, быта, объектов культуры, уровень обеспеченности населения объектами соцкультбыта на всем протяжении был не только ниже нормы, но и усту­пал республиканским показателям. Особенно это касалось молодых городов, где темпы прироста населения намного опережали развитие социальной сферы. В середи­не 1980-х гг. обеспечение жильем в городах-новостройках варьировалось от 45 до 60%, дефицит по водоснабжению достигал 50%. Во многих городах отсутствовали водоочистка и канализационные сооружения. Наиболее уязвимым во вновь осваиваемых рай­онах было бытовое и социокультурное обслуживание.

Население было обеспечено ус­лугами службы быта на 30-40% от нормы. Почти во всех северных городах учрежде­ния культуры относились к объектам «долгостроя», сооружение которых велось 5 и более лет. В целом обеспеченность объектами социального назначения в регионе была в 1.5-2 раза ниже, чем в европейских районах страны.

Опыт формирования Западно-Сибирского нефтегазового комплекса свидетельст­вует о неизбежности проявления негативных последствий в развитии региона, если от­сутствует долгосрочная, научно обоснованная программа действий. Социальная про­грамма развития РНПО разрабатывалась параллельно с промышленным и социаль­ным освоением, что неизбежно вело к серьезным просчетам в ее реализации. Несмотря на динамичное формирование социальной сферы ЗСНГК в е гг., ее становление безнадежно отставало от роста промышленного потенциала комплек­са, что в итоге сказалось и на темпах развития нефтегазовой промышленности в целом, и на качестве жизни населения нефтегазодобывающих районов.

 

Кроме того, в Советском Союзе идеология была одной из главных опор общества и государства и всякая крупная реформа нуждалась в идеологическом обосновании. Это не было не­выполнимой задачей для лидера КПСС, так как общие принципы социализма можно было бы совместить и с требованиями разумной рыночной экономики, и с новым отношением к частной собственности.

По мнению Горбачева Советский Союз развивался до 1985 г. где-то в стороне от основных направлений мировой цивилизации и теперь возникала необходи­мость «реинтеграции СССР, оказавшегося в изоляции после 1917 года, с остальным ми­ром в некое новое мировое сообщество». Он призывал граждан страны жить дальше «по законам мирового права и цивилизованного мира». Но все это были пустые, абст­рактные концепции. Они были так же ошибочны и даже опасны, как и стремления со­ветских лидеров 1920-х гг., которые хотели навязать всему миру принципы советского социализма. Абстракцией был и призыв Горбачева ко всем странам мира стро­ить свои отношения на этических принципах. Да, он выдви­нул лозунг «нового мышления». Но никакого нового мышления он не создал.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.